Здавалка
Главная | Обратная связь

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

УТВЕРЖДАЮ

 

заведующий кафедрой

педагогики и педагогической психологии

________(Н.И.Вьюнова)

Подпись

01.09.2011

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

1. Шифр и наименование специальности/направления:

050711 Социальная педагогика

2. Уровень образования:высшее профессиональное образование (специалист)

3. Форма обучения:очная

4. Код и наименование дисциплины (в соответствии с Учебным планом):

5. Кафедра, отвечающая за дисциплину:

Кафедра педагогики и педагогической психологии

6. Составитель (составители) программы  
  ФИО Андросян Сюзанна Артуровна
  Ученая степень  
  Ученое звание  
  E-Mail sazan_ok@mail.ru
  Факультет Факультет философии и психологии
  Кафедра Кафедра педагогики и педагогической психологии

 

7. Кем рекомендована
  НМС факультета философии и психологии
Полное наименование рекомендующей структуры
  Научно-методический совет факультета философии и психологии
Дата: 01.09.2011 Номер протокола о рекомендации: 1400-06
         

 

8. Учебный год:2011/12Семестр: 1

9. Количество часов, отводимых на изучение дисциплины, в соответствии с планом учебного процесса:

  Аудиторные занятия 44 в том числе  
      лекции 30
      практические 14
      лабораторные
  Самостоятельная работа 16    
  Всего часов 60    

10. Количество контрольных работ, предусмотренных Учебным планом -0

11. Формы итогового контроля:

Зачет

Творческая работа

 

12. Поисковый образ (до 30 ключевых слов и сочетаний, разделяемых точкой с запятой):

Сравнительная педагогика; объект и предмет сравнительной педагогики; методы сравнительной педагогики; дошкольное, начальное, среднее и высшее образование; образование; уровень образования; государственные программы; факторы развития образования; интеграция в сфере образования; реформа образования; частная школа; непрерывное образование; дистанционное обучение дифференциация образования: национальные стандарты: национальные школы: содержание образования: учебный план; учебный процесс; модернизация образования;методы, содержание, формы образования; задачи образования; учебный процесс; преемственность; самообразование; школьное воспитание; внешкольное воспитание; высшее педагогическое образование; педагогические кадры; повышение квалификации; учитель.

13. Цели и задачи изучения дисциплины:

Цель – формирование у студентов навыков сопоставительного анализа основных концепций отечественного и зарубежного образования, способности ориентироваться в современных тенденциях развития образования в России и за рубежом.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Иметь представление об основных тенденциях в развитии школьного образования и воспитания в современном мире: направлениях реформ школьных систем и входящих в них типов учреждений; эволюции программ школьного образования, методов, форм и организации обучения; модернизации школьного воспитания; внедрении новых технических средств в учебно-воспитательный процесс и др.

Знать: закономерности мирового педагогического процесса, основные тенденции в развитии школьного образования и воспитания в современном мире;

Уметь: выявлять общее, особенное и единичное в опыте функционирования различных образовательных систем.

 

Объем дисциплины и виды учебной работы
  Общая трудоемкость дисциплины составляет
    зачетных единиц часов (подставляется из учебного плана).

Содержание дисциплины

№ п/п Наименование разделов и тем Лекций Семин./ Практ. Всего ауд. Сам. раб.
Сравнительная педагогика как отрасль педагогической науки и учебная дисциплина
Тенденции развития образования в современном мире
Учебный процесс и проблемы его модернизации
Школьное воспитание
Современное состояние и тенденции развития высшей школы стран Запада
Учитель в современном обществе и школе
  В С Е Г О

 

Содержание дисциплины

 

    Лекционные занятия:  
  № темы Содержание разделов дисциплины Ссылки на литературу для обязательного изучения Ссылки на литературу для самостоятельной работы Форма текущего контроля
  Предмет и место сравнительной педагогики. Этапы развития сравнительной педагогики 1,2,3,4 1,3,7,18 опрос
  Задачи сравнительной педагогики. Методы сравнительной педагогики. 1,2,3,4 4,7,6,19 опрос
  Общая характеристика развития образования в конце XX века 1,2,3,4 8,14,17,18 опрос
  Управление образованием. Финансирование образования. 1,2,3,4 1,5,6,9,13,15 опрос
  Дифференциация обучения. Дистанционное обучение. Медиаобразование. 1,2,3,4 2,4,7,9,12,15 опрос
  Модернизация образования в ведущих странах мира. 1,2,3,4 4,5,6,9,10,11 опрос
  Пути обновления учебного процесса. 1,2,3,4 5,7,9,17 опрос
  Специфика открытого обучения. 1,2,3,4 3,7,10,11 опрос
  Концепция пожизненного воспитания 1,2,3,4 2,7,8 опрос
  Нравственное, экологическое, трудовое и физическое воспитание. 1,2,3,4 12,14,19 опрос
  Характеристика высшей школы Западных стран. 1,2,3,4 4,5,6,10,11 опрос
  Многоуровневая система подготовки кадров 1,2,3,4 5,8,9,17 опрос
  Высшая школа и проблемы качественного образования 1,2,3,4 3,7,10,13,14 опрос
  Тенденции развития и опыт реформирования педагогического образования 1,2,3,4 9,13,15 опрос
  Особенности подготовки научных кадров в России и за рубежом 1,2,3,4 2,4,12,15 опрос
             

 

    Практические занятия:  
  № темы № занятия Содержание практического занятия Ссылки на литературу для обязательного изучения Ссылки на литературу для самостоятельной работы Форма текущего контроля
  Сравнительная педагогика в системе современного педагогического знания 1,2,3,4 1,2, 4,7,10,16,19 опрос
  Социально-экономические и политические факторы развития образования в мире на пороге XXI века. 1,2,3,4 4,10,12,13,15,17,18 опрос
  Реформы систем образования: школьные реформы и тенденции. 1,2,3,4 2,4,6,8,14,16,17,18,19 опрос
  Реформы образования: непрерывное образование, зарубежные реформы образования   1,2,3,4   2,4,6,8,14,16,17,18,19   опрос
  Стратегия обновления содержания общего образования. 1,2,3,4 3,4,8,9,11,12 опрос
  Учебный процесс и проблемы его модернизации. 1,2,3,4 2,3,4,6,10,11,12 опрос
  Школьное воспитание. 1,2,3,4 2,3,5,9,13,16 опрос
  Учитель в современном обществе и школе. 1,2,3,4 1,3,14,15,17,18 опрос
               

 

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (список литературы (в соответствии с ГОСТ), используется общая сквозная нумерация для всех видов литературы)

а) основная литература

1. Вульфсон, Б.Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы. /Б.Л. Вульфсон-М.: Изд-во УРАО, 2003.-232 с.

2. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб.пособие. - М., 2003.

3. Капранова В.А. Сравнительная педагогика. Школа и образование за рубежом: Учеб.пособие. - Мн., 2004.

4. Титов, В. А. Сравнительная педагогика (конспект лекций) [Текст] : пособие для подготовки к экзаменам / В. А. Титов. - Москва : А-"ПРИОР", 2008. - 156 с.

б) дополнительная литература:

1. Андреев В.И. Введение в европейскую сравнительную педагогику. М., 2001.

2. Вопросы сравнительной педагогики. Выпуск IV. Сборник трудов Московского пед. института им. В.И. Ленина. М., 1976.

3. Воробьев Н.Е. Модернизация учебного процесса в средней школе Германии // Педагогика. 2002. №7. С. 96-106.

4. Вульфсон Б.Л. Высшее образование на Западе на пороге XXI века: успехи и нерешенные проблемы // Педагогика. 1999. №2. С. 84-93.

5. Гофман Г.Г. Сопоставительный анализ школьной политики и педагогики двух социальных систем // Советская педагогика. 1983. № 8. С. 111-114.

6. Давыдов Ю.С. Болонский процесс и российские реалии. М., 2004.

7. Джуринский А.Н. Модернизация обучения и воспитания в США. М., 2000.

8. Карной М. Реформа и планирование образования в условиях экономического кризиса // Перспективы. Вопросы образования. ЮНЕСКО. М., 1987. № 2. С. 53-64.

9. Коптаж Г. Непрерывное образование: основные принципы // Вестник высшей школы. 1991. №6. С. 52-62.

10. Кумбс Ф. Г. Кризис образования в современном мире: системный анализ / Пер. с англ. М., 1970.

11. Методологические проблемы сравнительной педагогики: сб. научн. трудов. М., 1991.

12. Микаберидзе Г.В. Образование в новых индустриальных странах Восточной Азии // Советская педагогика. 1991. №11. С. 127-133.

13. Митина В.С. Частные школы в развитых странах Запада // Педагогика. 1996. №4. С. 87-91.

14. Молоков Д.С. Зарубежный опыт управления в сфере образования // Материалы второй заочной научно-практической конференции "Менеджмент в образовании". Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2006.

15. Никандров Н.Д. Сравнительная педагогика: уроки и надежды // Советская педагогика. М., 1988. № 10. С. 129-134.

16. Никитин Э.М. Зарубежный опыт повышения квалификации педагогических кадров. М., 1995.

17. Соколова М.А., Кузьмина Е.Н., Родионов М.Л. Сравнительная педагогика. М., 1978.

18. Столяренко А.М. Сравнительная педагогика: учебник авторизованного изложения. М., 1992.

19. Таршис Е.К. О сравнительно-педагогических исследованиях в Англии // Критика буржуазных течений в педагогике. М., 1977. С. 3-15.

ПРИМЕРЫ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Текст контрольно-измерительного материала
  Сравнительная педагогика: предмет, задачи, методы.
  Особенности организации воспитательной работы с учащимися в японской и китайской школе.
    Критерии оценок
Зачтено Студент демонстрирует знание материала в пределах программных требований, способен выполнять практические задания на основе полученных теоретических знаний.
Не зачтено У студента отсутствуют знания программного материала и умения выполнять практические задания на основе полученных теоретических знаний.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕФЕРАТОВ

Оценка «отлично»выставляется в случае полного соответствия следующим требованиям.

1. Соответствие структуры и содержания работы поставленным цели и задачам.

2. Грамотность и логическая последовательность теоретического обзора по теме исследования: анализ проблемы проведен всесторонне и глубоко, все части курсовой работы взаимосвязаны.

3. Высокое качество оформления текста работы: соответствие оформления работы действующему ГОСТу, отсутствие ошибок.

4. Демонстрация знания своей работы, правильные ответы на вопросы по работе.

 

Оценка «хорошо»выставляется в любом из трех случаев:

1. Выполнение всех требований в соответствии с оценкой «отлично», за исключением последнего: работа сдана на проверку позже установленного срока, но не позднее начала экзаменационной сессии.

2. Недостаточно всесторонний анализ проблемы, остальные требования соблюдены.

3. Имеются отдельные нарушения ГОСТа по оформлению работы.

4. Неполнота ответов на вопросы по своей работе.

 

Оценка «удовлетворительно»выставляется в любом из трех случаев:

1. Анализ проблемы проведен частично, даны отрывочные сведения о проблеме исследования, остальные требования соблюдены.

2. Низкое качество оформления работы (имеются нарушения ГОСТа) и нарушение срока сдачи курсовой работы (работа сдана на проверку позже установленного срока).

3. Работа сдана на проверку после начала экзаменационной сессии, остальные требования, перечисленные на оценку «отлично», соблюдены.

4. Неполнота ответов на вопросы по своей работе.

 

Оценка «неудовлетворительно»выставляется в любом из трех случаев:

1. В курсовой работе отсутствует анализ проблемы, задачи в целом не решены.

2. Демонстрация незнания собственной работы, неправильные ответы на вопросы по работе независимо от степени выполнения первого, второго и третьего требований, перечисленных на оценку «отлично».

3. Работа отсутствует.

 

 
       

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Сравнительная педагогика: предмет, задачи, методы.

2. Этапы развития сравнительной педагогики как науки.

3. Педагоги о роли и значении сравнительной педагогики.

4. Методология и методы сравнительно-педагогического исследования.

5. Вклад отечественных педагогов в развитие сравнительной педагогики

6. Ведущие тенденции развития образования на рубеже XX-XXI вв.

7. Системы управления образованием: тенденции централизации и децентрализации.

8. Дифференциация школьного обучения: сущность, содержание, формы.

9. Система отбора одаренных детей за рубежом и формы их обучения.

10. Подходы к развитию дистанционного обучения в современной практике образования.

11. Медиаобразование в мире: проблемы и тенденции.

12. Реформы школьного образования во Франции (1959, 1963, 1975, 1985, 1989).

13. Школьная реформа в Великобритании (1988).

14. Характеристика школьных реформ 90-х гг. XX в. в странах Центральной и Восточной Европы.

15. Система школьного образования в США.

16. Западноевропейская гимназия: типология, структура, содержание образования.

17. Характеристика лицейского образования во Франции, Португалии, Греции.

18. Особенности системы оценки знаний в современной средней школе.

19. Концепция «европейского воспитания» и ее реализация в странах Западной Европы.

20. Актуализация проблем воспитания учащихся в США.

21. Особенности организации воспитательной работы с учащимися в японской и китайской школе.

22. Гражданское воспитание учащихся: мировой опыт.

23. Частная школа в системе образования: роль, место и значение.

24. Типология частных школ.

25. Частный сектор школьного образования в ФРГ.

26. Модели частных университетов.

27. Реформы британской высшей школы в 60—90-е гг. XX в.

28. Характеристика системы высшего образования во Франции.

29. Высшая школа Германии на современном этапе: факторы развития, проблемы.

30. Высшая школа США: типология вузов, особенности организации учебного процесса.

31. Высшая школа Италии: опыт и проблемы развития.

32. Характеристика скандинавской модели высшей школы (Швеция, Финляндия, Дания).

33. Характеристика многоуровневой системы подготовки кадров в европейских странах.

34. Англо-американская система академических степеней.

35. Проблема качества образования в высшей школе и подходы к ее решению.

36. Становление национальной системы оценки качества высшего образования в Великобритании.

37. Содержание и направления реформ педагогического образования в странах ближнего и дальнего зарубежья.

38. Особенности подготовки научных кадров за рубежом.

39. Организация научных исследований за рубежом.

40. Интеграция педагогической науки и практики: подходы и решения.

 

 

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЙ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.