Здавалка
Главная | Обратная связь

Легенда о старике Байкале и его дочери Ангаре



Деревянная сказка

Те, кто не бывал на Онеге, думают, что Кижи — это островок, за­терявшийся среди водных просторов. Говорят, что на озере — ни мно­го ни мало — 1650 островов! Глядя на солнце, отражающееся в воде, облака, проплывающие по небу, как неведомые корабли, я вспоминал пейзажи Рериха, Нестерова и Писахова. Последний посвятил всю свою жизнь Русскому Северу, был художником и сказочником.

Плывем несколько часов. Когда вдали показалась башня Гарницкого маяка, лодочник сказал, что сейчас в Кижи многие ездят, пото­му что больше нигде нет такой красоты. Подтверждением его слов засверкал золотистыми главами Кижский погост.

Потом все происходило как в сказке. Я спрыгнул на глинистый берег и побежал навстречу деревянному чуду, созданному русскими зодчими.

Что же такое Кижи? Это две церкви, отделенные друг от друга колокольней. Все из дерева. Двадцать две главы Преображенского собора. Множество куполов покрыты лемехами — резными пластинами, переливающимися на солнце. Над куполами кружат чайки, и весь собор, подобно этим белым птицам, улетает в заоблачные дали.

Мне стало интересно, кто же создал эту красоту. Лодочник пове­дал мне просто и трогательно легенду.

Долго трудились зодчие: щепу возами возили. Когда же главы были поставлены и засверкали на солнце, когда стены закрасовались, как молодицы на гулянке, зодчий Нестор подошел к берегу со своим топором (а топор был у него загляденье, люди говорили, что топор у Нестора заколдованный). Плотники окружили зодчего, а тот поцело­вал свой топор и кинул его в воду. Плотники стали возмущаться: можно ли такому орудию пропадать? А Нестор им ответил, что воз­двигли они церковь, какой не было и не будет, и топору теперь де­лать нечего, и его место на дне озера.

Преображенская церковь была воздвигнута в 1714 году, когда боевая удача стала сопутствовать русским войскам в Северной войне. Шведы постоянно опустошали Русский Север, и освобождение от них было большим счастьем.

Впечатление от Преображенской церкви усиливается также вы­сотой стен, которые достигают сорока метров. Фресок нет, их место занимали иконы. Простые бревенчатые стены создают ощущение домашнего покоя. Творения здешних мастеров простонародны и бесхитростны, но голосисты по своим краскам.

По соседству с колокольней — Покровская церковь, опоясанная деревянным кружевом... Солнце стоит высоко. Меняется освещение — меняются и Кижи. Трудно покидать это сказочное место.

Что же такое Кижи? Кижи — это завещание потомкам, наказ лю­бить свою Родину. Кижи — это бессмертная Древняя Русь, прошлое, живущее в настоящем.

Объясните смысл названия текста.

Деревянная сказка — так назвал автор Кижи. Ведь все сооружения там сделаны из дерева, и сделаны они очень искусно: деревянные кружева опоясывают церкви, деревянный купола устремляются вверх. Сказочную картину дополняет необыкновенная по своей красоте при­рода Русского Севера, достойная кисти лучших художников: белокры­лые чайки, парящие над куполами, огненное солнце, краснеющее на волнах, облака, проплывающие, словно неведомые корабли. Все это делает Кижи удивительным и поистине сказочным местом.

 

№10

I

Легенда о старике Байкале и его дочери Ангаре

В мире есть много озер — больших и маленьких, глубоких и мелких, суровых и живописных, но ни одно из них не может срав­ниться с Байкалом по широкой известности и громкой славе. И ни о каком другом озере не сложено столько легенд и сказаний, песен и стихов. В них звучит не только почитание, но и нечто такое, что под­черкивает присущее только Байкалу величие и резко выделяет его из всех озер земного шара.

О Байкале существует легенда, которую в тех краях знает и стар и млад. Эта легенда гласит, что в местах, где сейчас плещется Байкал и берет свои воды бурная река Ангара, жил богатырь по имени Бай­кал, и была у него дочь по имени Ангара. Также у Байкала было 336 сыновей, которых он держал в ежовых рукавицах. Суровый отец заставлял сыновей трудиться не покладая рук. Они топили снега и ледники и гнали хрустальную воду в одну большую котловину. То, что они с таким трудом добывали, проматывала их сестра. Ангара растрачивала собранное на наряды и разные прихоти.

Однажды прослышала Ангара от странствующих певцов, что жи­вет за горами красавец Енисей. Узнав о его красоте и силе, она по­любила его всем сердцем. Но Байкал прочил ей в мужья старого Ир-кута. Еще строже стал стеречь старик дочь: заточил ее в хрустальный дворец на дне подводного царства. Анкара плакала и просила богов помочь ей. Сжалились боги над пленницей и повелели ручьям и ре­кам размыть хрустальный дворец. Анкара вырвалась на свободу и бросилась бежать по узкому проходу в скалах.

От шума проснулся старый Байкал и бросился в погоню. Но куда ему было угнаться за молодой дочкой! Все дальше убегала Ангара, и тогда разъяренный Байкал метнул в беглянку каменную глыбу, но не попал. Так и осталась с тех пор лежать эта глыба в месте выхода ре­ки из озера, и называют ее Шаманским Камнем.

Разбушевавшийся старик все бросал и бросал в дочь осколки скал, но каждый раз чайки кричали: «Обернись, Ангара!», и девушка ловко уклонялась от смертоносных посланцев отца.

Прибежала Ангара в Енисею, обняла его, и потекли они вместе к Студеному морю.

Легенда переплетается с правдой. 336 сыновей — это реки, пи­тающие Байкал. Они собирают воду с территории, которая примерно равна площади Франции. Вытекает же из озера могучая река Ангара, постоянно обновляющая воды Байкала. Ширина потока составляет примерно километр. Это про нее говорят: «Разоряет дочка старика Байкала!»

Сформулируйте главную мысль текста, определите его стиль. Докажите свою точку зрения.

Главная мысль этого текста — народ очень поэтично относится к окружающему его миру и выражает свою любовь к нему в легендах и сказаниях. Автор показывает, с какой любовью люди относятся к огромному озеру Байкал и бурной реке Анкаре; они сравнивают озе­ро и реку с людьми, наделяя их человеческими качествами.

Мне кажется, что это текст публицистического стиля. Основная задача автора — рассказать читателям о прекрасной легенде, заинте­ресовать их живописным местом на востоке страны. В тексте есть фактические данные (336 рек, питающих озеро, собирают воду с тер­ритории 550 тысяч квадратных километров).

 

№11

I







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.