Здавалка
Главная | Обратная связь

IV. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИЧИН СХОДА



 

4.1. При осмотре состояния железнодорожного пути на месте схода и на подходах к месту схода- железнодорожного подвижного состава, соору­жений и устройств надлежит руководствоваться нормами их содержания в эксплуатации, установленными Правилами технической эксплуатации же­лезных дорог Российской Федерации, Инструкцией по сигнализации на же­лезных дорогах Российской Федерации, Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, инст­рукциями и указаниями, изданными в соответствии с пунктом 3 раздела 1 ПТЭ.

4.2. При осмотре места схода и обследовании состояния железнодо­рожного пути и подвижного состава необходимо убедиться в отсутствии излома рельсов, деталей подвижного состава, падения деталей подвижного состава на путь, расстройства крепления и развала груза, наложения посто­ронних предметов на путь, умышленных действий, направленных на по­вреждение пути, подвижного состава, сооружений и устройств железных дорог. Следует проверить положение стрелочных переводов, состояние све­тофоров (техническое состояние, показание светофора), сигналов и сиг­нальных знаков.

4.3. Расследование надлежит начинать с анализа режима ведения ма­шинистом поезда по участку и соответствия его установленной технологии. В этих целях необходимо:

4.3.1. Получить письменные объяснения машиниста и помощника машиниста, в которых должны содержаться конкретные ответы о применяемом режиме тяги (положение контроллера) и торможения поезда (тор­можение краном машиниста, краном вспомогательного тормоза локомоти­ва, применение рекуперативного торможения, с подачей или без подачи песка), о работе локомотивных устройств безопасности (автоматическая локомотивная сигнализация непрерывного действия (АЛСН), система авто­матического управления тормозами (САУТ), комплексное локальное уст­ройство безопасности (КЛУБ)), о скорости движения, об отсутствии толч­ков в пути, о состоянии контактной сети. Получить информацию от маши­нистов встречных поездов, поездного диспетчера, дежурных по станциям, дежурных по переездам;

4.3.2.Сопоставить показания локомотивной бригады, изложенные в письменных объяснениях с данными, полученными при расшифровке лен­ты скоростемера локомотива. При анализе действий локомотивной бригады использовать:

справку о наличии и состоянии тормозов поезда формы ВУ-45;

натурный лист поезда формы ДУ-1, перевозочные документы на груз в сошедших вагонах;

бланк предупреждения об ограничении скорости движения;

маршрут машиниста;

журнал технического состояния локомотива формы ТУ - 152.

4.3.3. Проверить в формуляре машиниста наличие заключения маши­ниста-инструктора о вождении поезда на данном участке. Изучить содер­жание замечаний проверявших действия машиниста при ведении поезда и производстве маневровой работы;

4.3.4. Организовать осмотр локомотива на соответствие его техниче­ского состояния (особенно экипажной части с тщательным осмотром и об­мером колесных пар и автоматических тормозов) требованиям ПТЭ и иным нормативным документам.

Результаты осмотра должны быть оформлены актом, подписанным должностными лицами, проводившими осмотр локомотива и представите­лем ревизорского аппарата отделения железной дороги. В акте должны быть отражены все отступления от установленных норм независимо от их отношения к случаю схода, а также ошибки и нарушения допущенные ло­комотивной бригады. При этом в обязательном порядке необходима ссылка на пункты соответствующих нормативных документов.

4.4. При осмотре (исходя из обстоятельств схода) необходимо прове­рить, в первую очередь, у всех сошедших вагонов:

4.4.1. По автосцепному устройству: высоту автосцепок над уровнем головок рельсов; разницу по высоте между продольными осями автосцепок сошедшего вагона с соседними вагонами;

4.4.2. По колесным парам и буксовым узлам:

соответствие размеров колесных пар требованиям пункта 10.3 ПТЭ и Инструкции по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию вагонных колесных пар;

толщину гребней и наличие остроконечного наката;

величину проката колес колесной пары;

расстояние между внутренними гранями колес колесных пар;

разницу диаметров по кругу катания колес одной колесной пары;

дефекты поверхности катания (неравномерный прокат, ползуны, выщербины, другие дефекты);

повреждения буксовых узлов (заклинивание подшипникового узла, ослабление торцевого крепления);

4.4.3. По тележке и кузову:

состояние тормозного оборудования (толщина тормозных колодок, исправность концевых кранов, режим работы воздухораспределителей и другие факторы, характеризующие состояние тормозного оборудования);

величины зазоров между скользунами;

зазоры в продольном и поперечном направлениях в узлах сопряжения букса-боковина;

завышение (занижение) каждого из клиньев для каждого рессорного комплекта;

высоту пружин в рессорных комплектах;

перекос кузова и возможное смещение груза (грузов), находящегося внутри кузова;

величины износов фрикционного клина, фрикционной планки, на­клонных поверхностей надрессорной балки;

базы боковых рам тележки;

наличие неравномерных износов опорных поверхностей пятника и подпятника;

4.4.4. Наличие трещин, характер трещин при их наличии, а также ме­ханических повреждений в боковой раме, надрессорной балке, оси колес­ной пары, колес и других деталей.

Кроме этого следует указать:

год изготовления, завод-изготовитель;

дату и место планового ремонта (пробег от ремонта);

дату и место последнего технического обслуживания.

Соответствие указанных параметров нормативным документам.

4.4.5. Если перед сходом приводились в действие тормоза поезда, в процессе расследования должна выполняться контрольная проверка тормо­зов с составлением акта в соответствии с Инструкцией по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог. С учетом конкретных усло­вий контрольная проверка тормозов может быть выполнена с не сошедши­ми частями состава поезда или сформированным из этих частей составом на участке схода или на железнодорожной станции.

4.4.6. При сходе пассажирских вагонов, кроме перечисленных в пунк­те 3.4 настоящей Инструкции проверок и обследований, надлежит убедить­ся в их соответствии техническим требованиям, предъявляемым к пасса­жирским вагонам в эксплуатации, согласно Инструкции осмотрщику ваго­нов.

4.4.7. Результаты проверки технического состояния вагонов, прове­денного в соответствии с подпунктами 3.4.1-3.4.6 настоящей Инструкции должны быть оформлены актом, подписанным должностными лицами, вы­полнявшими осмотр вагона и представителем ревизорского аппарата отде­ления железной дороги.

В акте должны быть отражены все отступления от установленных норм, независимо от их отношения к сходу, а также ошибки и нарушения в действиях работников вагонного хозяйства. При этом, в обязательном по­рядке дается ссылка на пункты соответствующих нормативных документов.

4.4.8. От работников пункта технического обслуживания вагонов, на котором производилась подготовка состава к отправлению, в котором про­изошел сход, необходимо получить письменные объяснения, в которых должны содержаться конкретные ответы на вопросы, касающиеся органи­зации осмотра вагонов и опробования автотормозов, устранения выявлен­ных неисправностей и оформления справки ВУ-45.

4.5. При осмотре состояния железнодорожного пути необходимо оп­ределить:

4.5.1. План линии.

4.5.1.1. Прямая, круговая кривая, переходная кривая;

характеристика кривой по последней съемке продольного профиля -радиусы, длины переходных кривых;

характеристика кривой по последнему проходу путеизмерительного вагона ЦНИИ-4 - карточка кривой с указанием радиусов, возвышения на­ружного рельса;

характеристика кривой по последнему проходу путеизмерительного вагона системы КВЛП - график стрел изгиба и величины возвышения по кривой.

4.5.1.2. На месте схода по данным путеизмерительных вагонов ЦНИИ-4, КВЛП и визуальным осмотром проверяется наличие заводин и внепаспортных кривых.

4.5.1.3. Если при сходе имело место всползание колеса на рельс, до­полнительно производится измерение стрел изгиба от хорды длиной 20 м или Юме шагом 2 м по 100 м в обе стороны от места схода.

4.5.2. Профиль линии.

Профиль линии представляется для участка пути, на котором распо­лагается поезд в момент схода плюс по одному отрезку вперед и назад со­ответственно от головы и хвоста поезда. Отрезок вперед должен охватывать протяженность пути до места полной остановки локомотива плюс 1 км. От­резок назад должен охватывать длину предполагаемого тормозного пути плюс 2 км. Допускается использовать данные путеизмерительного вагона ЦНИИ-4.

4.5.3. Конструкция железнодорожного пути.

В описании места схода должно быть отражено состояние и конст­рукция земляного полотна с указанием последнего вида ремонта.

На однопутных линиях указывается ширина обеих обочин на рас­стоянии 100 м от места схода в обе стороны.

На двухпутных линиях - ширина обочины и междупутья , также на расстоянии 100 м в обе стороны. Для двухпутных линий указывается (для кривых участков) является ли рассматриваемый путь наружным или внут­ренним, заполненность междупутья балластом.

4.5.4.Конструкция верхнего строения пути и его состояние.

4.5.4.1. Общая характеристика. Тип верхнего строения (тип рельсов, т шпал, скрепления, род балласта). Год последнего капитального ремонта, тоннаж, год укладки рельсов (новые или старогодние), пропущенный тон­наж.

Виды промежуточных ремонтов пути и объем израсходованных мате­риалов.

4.5.4.2. Рельсы.

Путь звеньевой или бесстыковой. Завод-изготовитель, номера плавок, тип рельса. Рельс в месте схода основной или замененный.

Для бесстыкового пути - длина плети (существующая и начальная при укладке). Температура наружного воздуха и дата последнего закрепления. Рельсосварочный поезд (РСП) - изготовитель.

Характеристика поверхности катания рельсов - наличие дефектов, их вид и размеры. Состояние боковой поверхности рельсов - сухая или сма­занная, блестящая или шероховатая, наличие задиров или шелушения.

Боковой износ рельсов в зоне предполагаемого схода замеряется с помощью штангенциркуля с шагом 1 м. По результатам промеров составля­ется специальная ведомость.

Состояние рельсов оценивается в месте схода и на отрезке длиной 100 м перед местом схода.

4.5.5. Шпалы.

Состояние шпал оценивается в месте схода и на отрезке длиной 100 м перед местом схода.

При деревянных шпалах фиксируется наличие негодных шпал и их расположение (составляется схема с указанием негодных шпал, в т.ч. "кустов");

Степень годности шпал определяется в соответствии с требованиями Инструкции по содержанию деревянных шпал, переводных и мостовых брусьев железных дорог колеи 1520 мм.

При железобетонных шпалах фиксируется:

наличие изломанных шпал;

наличие перекошенных шпал.

4.5.6. Стыковые скрепления.

При осмотре места схода фиксируется:

тип стыковых накладок (четырехдырные или шестидырные);

наличие лопнувших или парнолопнувших накладок;

наличие переходных накладок;

Для звеньевого пути - величина зазоров в стыках на расстоянии по 200 м в обе стороны и температура наружного воздуха в момент промера зазоров;

наличие ступенек в стыках.

Особо отмечается повреждение накладок и болтов сошедшей колес­ной парой - следы ударов в торец накладки, следы качения по накладкам, наличие срезанных и согнутых болтов крепления,

4.5.7. Промежуточные скрепления.

При осмотре места схода и за 100 м до него фиксируются с привязкой расстояния до места схода:

тип промежуточного скрепления (наличие и схема установки раз­дельных скреплений и удлиненных подкладок);

наличие изломанных подкладок, в том числе поврежденных при сходе;

наличие изломанных костылей, закладных болтов, в том числе при сходе;

следы смещения подкладок поперек и вдоль пути;

выход подошвы рельса из реборд подкладок, в том числе вследствие напрессовки;

наличие пучинных карточек сверх установленных пределов;

степень затяжки клеммных болтов на длине 100 м до места схода;

4.5.8. Балластный слой.

В зоне предполагаемого места схода и за 100 м до него фиксируются с привязкой расстояния до места схода:

род балласта;

размер плеча балластной призмы;

наличие выплесков (число шпальных ящиков с выплесками всего на звене, в том числе расположенных подряд), следы сдвига шпал поперек и вдоль оси пути.

4.5.9. Геометрия рельсовой колеи.

4.5.9.1. Оценка геометрии рельсовой колеи производится по ленте прохода вагона-путеизмерителя и результатам ручных промеров.

4.5.9.2. Для расследования случаев схода предоставляется лента по­следнего прохода вагона-путеизмерителя с записью параметров рельсовой колеи в месте схода и на протяжении 1 км пути до него.

Кроме этого, предоставляются в электронном виде результаты изме­рения состояния рельсовой колеи вагоном-путеизмерителем в месте схода и на протяжении 1 км до него.

Для анализа повторяемости отступлений в содержании рельсовой ко­леи в месте схода и на протяжении 1 км пути до него предоставляются лен­та прохода вагона-путеизмерителя в аналогичном масштабе за три преды­дущих месяца.

4.5.9.3. Расшифровка ленты прохода вагона-путеизмерителя и оценка состояния рельсовой колеи в месте схода производится в соответствии с Инструкцией по расшифровке лент и оценке состояния рельсовой колеи по показаниям путеизмерительного вагона ЦНИИ-2 и мерам по обеспечению безопасности движения поездов.

4.5.9.4. Расшифровка ленты прохода вагона-путеизмерителя произво­дится по всем параметрам рельсовой колеи в месте схода и на протяжении 1 км до него. При анализе влияния состояния рельсовой колеи на сход берут­ся результаты расшифровки ленты прохода вагона-путеизмерителя в месте схода и на отрезке 100 м от него.

4.5.9.5. В месте схода и за 100 м до него определяются величины от­ступлений в миллиметрах, их длины в метрах и устанавливается степень отступления. При выявлении отступлений, требующих ограничения скоро­сти, проверяется наличие ленте прохода вагона-путеизмерителя записи об ее устранении.

4.5.9.6 Ручные промеры пути на местах сходов производятся через 1 м пути на длине участка 100 м перед местом схода, на месте схода и на рас­стоянии 50 м за местом начала схода.

В ходе этих промеров контролируется ширина колеи и положение пу­ти по уровню и в плане.

4.5.9.7. По результатам расшифровки ленты прохода вагона-путеизмерителя и ручных промеров пути оценивается соответствие уста­новленной скорости движения поездов на данном километре фактическому состоянию рельсовой колеи.

4.5.10. Порядок проведения осмотра.

При прибытии на место схода работников дистанции пути должен быть выделен специальный работник по должности не ниже дорожного мастера, отвечающий за правильное и своевременное фиксирование об­стоятельств схода и проведение необходимых измерений (замеров).

При прибытии на место схода руководителей дистанции пути органи­зацию измерений (замеров) и контроль осуществляет старший по должно­сти работник дистанции пути.

На месте должно быть незамедлительно документально зафиксировано:

место остановки локомотива;

следы сошедших колесных пар на рельсах, шпалах и в балласте;

общая схема расположения сошедших вагонов.

От работников дистанции пути, обслуживающих данный участок пу­ти, необходимо получить письменные объяснения, в которых должна со­держаться информация о причинах допущенного схода.

Результаты проверки технического состояния пути, проведенного в соответствии с пунктом 3.5 настоящей Инструкции, должны быть оформле­ны актом, подписанным должностными лицами, выполнявшими осмотр пу­ти и представителем ревизорского аппарата отделения железной дороги.

В акте должны быть отражены все отступления от установленных норм независимо от их отношения к сходу, а также ошибки и нарушения в действиях работников хозяйства пути. При этом в обязательном порядке дается ссылка на пункты соответствующих нормативных документов.

4.6. Руководители железнодорожной станции и специалисты службы перевозок железной дороги оформляют и представляют начальнику желез­ной дороги и начальнику отделения железной дороги следующие данные:

станция формирования и станция назначения поезда;

станция погрузки (выгрузки) сошедшего вагона (вагонов);

соответствие схемы формирования поезда требованиям пунктов 15.27 и 15.32 ПТЭ, а также натурному листу формы ДУ-1;

количество задержанных поездов и суммарное время их простоя;

дату последнего прохода по участку рельсосмазывателя.

4.7. Руководители и специалисты службы грузовой и коммерческой работы железной дороги оформляют и представляют началь­нику железной дороги и начальнику отделения железной дороги справку о результатах проверки с указанием:

правильности размещения и крепления грузов на подвижном составе;

отсутствия (наличия) вагонов с перегрузом сверх установленных норм;

отсутствия (наличия) следов развала груза и его падения на путь.

4.8. Руководители дистанции электроснабжения и специалисты служ­бы электрификации и электроснабжения железной дороги оформляют и представляют начальнику железной дороги и начальнику от­деления железной дороги справку о наличии и величине напряжения в кон­тактной сети на момент схода по показаниям счетчиков срабатывания за­щиты на подстанции, о состоянии устройств тягового электроснабжения перед сходом, после схода и причинах его нарушения во время нахождения поезда на перегоне (станции).

4.9. Руководители дистанции сигнализации и связи и специалисты службы сигнализации, централизации и блокировки железной дороги пред­ставляют начальнику железной дороги и начальнику отделения железной дороги справку о состоянии и работе всех систем СЦБ на перегоне, где произошел сход, и близлежащих железнодорожных станциях, а также дан­ные по показаниям средств контроля по ходу поезда (ленты диагностиче­ской информационной системы контроля технического состояния вагонов при движении поезда (ДИСК), прибор обнаружения нагрева букс (ПОНАБ), контроль технического состояния магистрали (КТСМ)).

Если сход допущен на железнодорожной станции, то представителем дистанции сигнализации, централизации и блокировки по должности не ниже старшего электромеханика совместно с начальником станции состав­ляется акт о положении и состоянии элементов (кнопок, стрелочных ком­мутаторов, пломб, индикации и других) аппарата управления устройствами СЦБ или управляющего вычислительного комплекса (автоматическое рабо­чее место дежурного по станции (АРМ ДСП)), который передается началь­нику железной дороги и начальнику отделения железной дороги.

При этом не запрещается снимать пломбы с устройств, а также наве­шивать их или изменять положение приборов.

4.10. Начальник локомотивного депо представляет начальнику желез­ной дороги и начальнику отделения железной дороги справку о фактиче­ской работе за предыдущий месяц передвижных рельсосмазывателей на участке, справку о наличии сверхурочных часов работы локомотивной бри­гады и времени отдыха перед поездкой.

4.11. После оформления справок и актов по всем причастным хозяй­ствам по ним производится анализ технического состояния локомотива, ва­гонов, пути, других технических средств, крепления груза, режима ведения и формирования поезда. При этом фактические параметры на месте и в мо­мент схода сопоставляются с предельно допустимыми значениями по усло­виям обеспечения безопасности, установленными нормативными докумен­тами.

При наличии отступлений от требований нормативных документов анализируется возможность и степень их влияния на сход подвижного со­става.

Когда отступления фактических параметров от предельно допускае­мых по условиям безопасности свидетельствуют о явной причине схода, эти отступления квалифицируются как причина схода.

4.12. При отсутствии явной причины схода принимается решение о проведении дополнительного исследования обстоятельств.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.