Здавалка
Главная | Обратная связь

Методика «Отношение к взрослым и сверстникам»



 

Назначение теста

 

Диагностика отношения ребенка к взрослым и сверстникам.

Процедура тестирования

 

Используемый материал: листы бумаги различного цвета, краски.

 

Методика предназначена для детей 4-7 лет. В ходе исследования проводится 3 эксперимента:

 

I. Рисование на тему «Мой воспитатель»;

 

II. Рисование на тему «Моя семья»;

 

III. Рисование на тему «Ребенок – детское общество». Состоит из 3 ситуаций:

изображение себя;

изображение своего друга;

изображение сверстника (экспериментатор называет его имя, фамилию), к которому испытуемый проявляет негативное отношение.

 

До начала рисования ребенку дают разноцветные листы бумаги (серый, коричневый, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, черный) и предлагают сказать, какой цвет из предложенных больше всего нравится и какой не нравится. Затем вновь дают такие же листы бумаги, на любом из которых предлагают нарисовать рисунок на ту или иную тему.

Оценка результатов теста

 

«Мой воспитатель»:

проявление отношения к воспитателю: старательность или небрежность рисунков, удовольствие или нежелание рисовать, использование красок, место расположения в общей композиции, тщательность прорисовки линий, степень приближенности или отдаленности от детей;

восприятие детьми разных сторон деятельности воспитателя. Обращают внимание на сюжеты и содержание рисунков, на то каким видам деятельности воспитателя дети отдают предпочтение;

мотивация выбора воспитателя в рисовании. Сравнивают по возрастам мотивы отношения к воспитателю.

 

«Моя семья»:

реальные и воображаемые члены семьи;

содержание рисунков: портреты; изображение совместной деятельности, взаимодействия ребенка с «самым любимым» человеком; изображение профессионально-трудовой деятельности взрослых; изображение бытового труда; изображение отдыха развлечений;

половые различия в отношении дошкольников к членам семьи (чьи образы чаще встречаются в рисунках девочек и мальчиков);

процесс рисования: увлеченность или равнодушие к изображаемому, старательность, аккуратность или небрежность при изображении членов семьи;

возрастные различия в изображении членов семьи: разнообразие и богатство содержания рисунков, техника выполнения, использование выразительных функций цвета, линий, число элементов в образах;

словесные комментарии к рисунку.

 

«Ребенок – детское общество»:

выбор цвета и связь с эмоциями (желтый, красный, зеленый -ассоциируются с положительными эмоциями; коричневый, черный, серый – негативные эмоциональные состояния); предпочитаемые цвета;

старательность рисования;

отражение желаний детей в своих рисунках («Я Тане котика нарисовала, она его любит»; «Занимаюсь с папой зарядкой – хочу быть сильным»);

выражение отношения к сверстнику с помощью содержания рисунка, линии, аксессуаров, деталей. На основании анализа рисунков делают выводы об отношении ребенка к родителям, воспитателю, сверстникам.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.