Здавалка
Главная | Обратная связь

Выявление стратегий



Чтобы научиться выявлять стратегии, вы должны в достаточной мере развить в себе сенсорную чуткость. Вряд ли вы сразу же получите четкие и ясные ответы на свои вопросы. Скорее всего, эти ответы будут весьма расплывчатыми или напоминающими головоломки. Поэтому вам придется интерпретировать их при помощи невербальных подсказок (см. рис. 4 в главе 7). Научившись правильно и быстро понимать эти подсказки, вы сможете полагаться на них больше, чем на произносимые людьми слова. Кроме того, вы можете обратиться к мета-модели – этому мощному инструменту языкового анализа, позволяющему максимально глубоко проникнуть в смысл сказанного. Если человек не знает, что произойдет с ним дальше, но говорит при этом, что все остальное кажется ему совершенно ясным, обратите внимание на движения его глаз. Если этот человек поднимает глаза вверх, то, скорее всего, он представляет в это время некие зрительные образы. Тогда осторожный вопрос «Не видите ли вы, что может прояснить ситуацию?» поможет сдвинуть дело с мертвой точки. Движение глаз вверх и вправо происходит при формировании зрительных образов, что в данном случае, скорее всего, связано со зрительным представлением желаемого результата.

Конкретные стратегии

Анализ различных вариантов мотивационных стратегий позволяет нам довольно быстро понять, что не существует правильного и неправильного пути. Два человека могут использовать совершенно разные стратегии и при этом они могут достигнуть высокого уровня совершенства. Однако при обучении правописанию, быстрому счету в уме и в других подобных типичных случаях определенные схемы могут повторяться у многих людей, образуя некие стандартные стратегии, в которых индивидуальные особенности не имеют существенного значения. Таким образом, мы получаем возможность говорить о стратегии «грамотного человека» в целом.

Правописание

Анализ стратегий, используемых при изучении правил орфографии, является удачным примером для нашего исследования, отчасти потому, что грамотные люди, как правило, придерживаются сходных стратегий, отчасти же потому, что в этой области проводилось довольно много интересных исследований, в том числе анализ причин дизлексии. Поскольку все мы первоначально знакомимся с языком, проговаривая слова и звуки, казалось бы, наибольших успехов в правописании должны добиваться люди аудиального типа. Но в действительности это не так, поскольку приобретение навыков правописания базируется, в основном, на визуальных техниках. Хуже всего дело с правописанием обстоит как раз у тех, кто полагается на звучание слова. Грамотные люди говорят, что они видят зрительный образ слова, который кажется им знакомым, правильным. Это проверенная, хорошо зарекомендовавшая себя стратегия, так что если у вас есть проблемы в области правописания, вы можете решить их с ее помощью:

1. Несколько секунд смотрите на то слово, написание которого вы хотите запомнить.

2. Отведите взгляд, посмотрите вверх и влево, стараясь визуализировать это слово. Потом вновь посмотрите на него и отметьте свои ошибки. Повторяйте эти действия до тех пор, пока не сможете легко визуализировать правильно написанное слово. При этом перемещайте взгляд вверх и влево, немного отдаляя образ от себя. Вы можете представить интересующее вас слово написанным фломастером на листе бумаги или же мелом на доске – попробуйте сами выбрать то представление, которое лучше всего поможет вам запомнить это слово.

3. Вновь отведите взгляд, представьте зрительный образ слова и запишите его. Если вы допустили ошибку, вернитесь к стадии 1 и повторите весь процесс еще раз.

4. Попробуйте прочитать зрительно представленное вами слово «задом наперед» (что фонетически сделать практически невозможно).

Вот еще несколько коротких советов.

Разбейте длинные слова на несколько коротких так, чтобы можно было запоминать два-три коротких слова вместо одного длинного. Таким образом можно справиться даже с самыми сложными словами. При этом старайтесь увидеть все слово целиком. Вы можете не только представлять себе процесс написания слова, но и просматривать в воображении некий фильм. И как бы со стороны наблюдать за тем, как вы в нем пишите слово – фломастером на листе бумаги или мелом на доске. Попробуйте услышать скрип фломастера по бумаге или мела по доске. Этот прием позволяет сделать представления более реальными и способствует лучшему запоминанию. Используйте при создании зрительных образов свой любимый цвет. Выберите ту обстановку, которая наиболее приятна: может быть, вы будете в воображении писать на стене у себя на кухне или на мокром песке где-нибудь на пляже. Но постарайтесь избежать при визуализации негативных школьных воспоминаний.

Пойдите дальше и поработайте с субмодальностями представлений, касающихся навыков, которыми вы хорошо владеете (например, представьте, что вы играете в свою любимую игру или готовите свое «фирменное» блюдо). В этом случае обратитесь к списку субмодальностей на стр. 34 и определите, какие из них способствуют лучшему запоминанию, а затем примените это знание на практике. Но даже если вы не задействуете субмодальности, использование базовой стратегии визуализации наверняка сразу же дает хорошие результаты.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.