Здавалка
Главная | Обратная связь

СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ



 

1.Кандидаты на политические посты, телевизионные проповедники, руководители рекламных агентств и рок-звезды в одном, вероятно, сойдутся: средства массовой информации имеют власть и значительное влияние. В то же время есть ученые, ставящие под сомнение, что именно средства информации, а не личные контакты или общественные силы влияют на формирование общественного мнения или на принятие политических или деловых решений.

В течение многих лет широко обсуждается вопрос о том, каким влиянием обладают средства информа­ции. Концепция «власти прессы» была аксиомой, которой историки, специалисты по пропаганде и дру­гие исследователи посвятили немало страниц. В то, что пресса и другие средства информации могут влиять на мнения и управлять людьми, верили еще давно. В сороковые годы под влиянием нескольких исследо­ваний это общепринятое представление было подорва­но доказательствами, построенными на эмпирических данных. В то время, особенно в научных кругах, по­лучила распространение более скромная оценка воз­можностей прессы, которая получила название теории «минимального эффекта» массовых коммуникаций. По этой теории пресса и другие СМИ могли только усиливать идеи, в которые люди уже верили, могли оказывать влияние на мнения общественных лидеров, но у не имели достаточно власти, чтобы изменять обще­ственное мнение. Другие общественные силы, такие как семья, отдельные социальные группы, религиоз­ные движения и политические партии оказывали го­раздо более существенное влияние на человека, чем средства массовой информации. Исследования по психологии, политическим наукам, социологии и в других областях принижали власть прессы, утверждая что средства информации влияют на общество одно­временно с другими силами. Окончательного согласия по этому вопросу не достигнуто, и дискуссии по это­му вопросу продолжаются.

2.Три подсистемы журналистики: печать, радио и телевидение, каждая из которых состоит из огромного числа каналов - отдельных газет, журна­лов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах). Каждая отдельная подсистема выпол­няет свою долю функций журналистики на основе использования своих специфических особенностей, проявляющихся, прежде всего, в способах фиксации и передачи информации.

Печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) приоб­рела особое место в системе СМИ в связи с фиксацией информации на бумажном листе (на ткани, полимерном полотне и т.д., что не принципиально) с помощью типографской техники воспроизведения текстов и изображений в черно-белом или цветном варианте. Вышедшая из-под печатного станка продукция несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм, которые воспринимаются читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств, тогда как для получения радио-телевизионной информации нужны те­левизор, радиоприемник, магнитофон и т.д.).

Это обстоятельство (то, что информация в прессе фиксируется на бу­мажном листе и воспринимается читателем «без посредников»), способ­ствует проявлению ряда важных свойств взаимоотношений прессы и ау­дитории.

Во-первых, имеется возможность быстрого, обзорного ознакомления со всем «репертуаром» сообщений, включенных в номер или книгу, что в свою очередь дает возможность получить первичную целостную ориента­цию во всем объеме и разнообразии информации (на основе места про­изведения на странице, заголовков и подзаголовков, «лидов» и других выделенных частей произведений). Благодаря этому можно составить общее впечатление о содержании выпуска и, далее, выбрав интересую­щий материал, определить характер «извлечения» (просмотр, выбороч­ное ознакомление, подробное чтение, сохранение номера или вырезки из' него для хранения и повторного ознакомления и т.д.).

Во-вторых, можно пользоваться возможностями «отложенного чте­ния» - после первичного ознакомления оставить материал для внима­тельного и подробного прочтения в удобное время и в подходящем месте (допустим, перенести знакомство с номером на вечер, прервать чтение книги, чтобы вернуться к нему позже и т.д.).

Однако и у печати есть свойства, по которым она проигрывает другим средствам коммуникации. Если телевидение и особенно радио способны передавать информацию практически непрерывно и в высшей степени оперативно, то печать самой технологией обречена на дискретность вы­пуска номеров и книг.

Таким образом, пресса проигрывает в оперативности информирова­ния. Ведь невозможно избежать значительного разрыва во времени меж­ду подготовкой номера, печатанием тиража, доставкой и получением его «потребителем».

Нельзя не учитывать также, что печать доступна только грамотному человеку, располагающему достаточно развитыми навыками чтения.

Вторым по времени появления средством массовой коммуникации является радиовещание (лат. radiare «излучать, испускать лучи»). Наи­более характерной его чертой является то, что носителем информации в данном случае оказывается только звук (включая и паузы). Радиосвязь (использующая радиоволны - эфирное вещание, осуществляемая по проводам - проводное вещание) позволяет мгновенно передавать ин­формацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент передачи (или - при передаче на очень большие расстояния или через космос - с небольшой задержкой). Отсюда воз­можность такой оперативности радиовещания, когда сообщение посту­пает практически в момент свершения события, чего невозможно в принципе добиться в прессе.

Однако особенности радио определяют и некоторые его негативные свойства. Радиовещание в определенном смысле принудительно - передачу можно слушать лишь в то время, когда она идет в эфир, притом в том же порядке, темпе и ритме, которые заданы в студии. Поэтому не­возможно отложить прослушивание на удобное время (и тут не всегда поможет наличие магнитофона), делать это быстрее или медленнее, в избранном порядке, тем более «просматривать», как это свойственно контактам с печатными текстами.

Определенным образом при контактах с радио негативно сказывается обстоятельство, что при восприятии передач задействованы только слуховые рецепторы, благодаря чему появляется возможность совмеще­ния со слушанием передач многих других дел и занятий, где преимущест­венно заняты руки и зрение.

Телевидение (греч. tele «далеко» и лат. viseo «видение») вошло в жизнь в 30-х годах и стало, как и радио, равноправным участником «триумвирата» средств массовой информации в 60-х годах XX века. В дальнейшем оно раз­вивалось опережающими темпами и по ряду параметров (событийная ин­формация, культура, развлечение) выдвинулось на первое место.

Телевизионная специфика родилась как бы на пересечении возмож­ностей радио и кино. От радио телевидение взяло возможность переда­вать сигнал с помощью радиоволн на далекие расстояния (правда, в связи с тем, что телевидение пользуется метровыми и дециметровыми волнами, распространяющимися по прямой линии, большие расстояния телевидение может преодолеть только с помощью наземных ретрансля­ционных линий или космической спутниковой связи). Этот сигнал одно­временно имеет звуковую и видеоинформацию, которая на экране теле­визора в зависимости от характера передачи несет кинематографический характер или же характер фотокадра, схемы, графика и т.д. Иначе говоря, видеоряд на телевидении может быть подобным киноизображению книжно-журнально-газетным формам представления видеоматериалов (как в черно-белом, так и в цветном варианте) с теми ограничениями, которые связаны с размерами, возможностями цветопередачи, разрешающей способностью телевизионного экрана. На экране телевизора может быть воспроизведен и печатный текст.

Печать, радио и телевидение представляют собой своеобразный «три­умвират» средств массовой информации, каждое из которых обладает ря­дом особенностей, проявляющихся в характере и способах донесения ин­формации до аудитории. Однако при наличии специфичных свойств печать, радио и телевидение имеют нечто общее - это способность донес­ти до массовой аудитории более или менее оперативно словесно-понятийную и эмоционально-образную информацию. Формы воплощения понятия и образа могут быть общими для двух из трех средств коммуникации (звук на радио и телевидении, неподвижное изображение на телевидении и в печати, вневизуальное - звуковое и словесное - повествование на радио и в печати и т.д.). Но есть и своеобразные черты, принадлежащие только ка­кому-либо одному средству (кинематографическое изображение на теле­видении, словесно-буквенная информация в прессе, вневизуальное звуко­вое сообщение на радио).

К этим «триумвирам» в последнее десятилетие присоединяется и ак­тивно развивающийся четвертый тип каналов информации - всемирная компьютерная сеть (представленная в наше время Интернетом), в ко­торой значительное место (наряду со специальной) занимает массовая информация. Это электронные версии и дайджесты газет, т.н. сетевые га­зеты и журналы, радио- и теле-«сетевещание», сайты («странички») от­дельных журналистов, притом оперативно меняющие содержание и полу­чаемые в режиме реального времени. Таким образом, компьютерные сети соединяют в себе возможности всех типов СМИ.

Сегодня понятием «компь­ютерная сеть» обозначается управляемое из определенного цент­ра коммерческое или некоммерческое, кабельное или беспро­водное объединение компьютеров, обеспечивающее пользовате­лям:

1) возможность общего доступа к накопленным информацией- / ным ресурсам,

2) практически неограниченное распространение производимых информационных продуктов,

3) свободное общение, даже личное.

Число пользователей Internet в мире строго подсчитать практически невозможно, но, по оцен­кам специалистов, оно составляет не менее нескольких десятков миллионов человек. Сколько среди них журналистов, неизвестно, но с уверенностью можно сказать, что число их стремитель­но растет: ведь доступ к богатейшим информационным ресур­сам, который предоставляет сеть, и облегчает их труд, и открывает возможности более уверенной, качественной работы в процессе творчества; по всемирной компьютерной сети можно рассылать готовые выпуски газет, журналов и микрофонные папки радиостанций. И не случайно с развитием этой сети свя­зывают новый этап в информационной революции грядущего века.

3.Для того чтобы печать, радио, телевидение как большая совокупность разнообразных средств массовой информации могли нормально функцио­нировать, возникла и продолжает активно развиваться обширная инфраст­руктура (лат. инфра «под, ниже + структура») - система жизнеобеспечения деятельности журналистики. Эта система, с одной стороны, снабжает газеты, журналы, телерадиоорганизации всем необходимым для их успешной дея­тельности - информацией, техникой, средствами связи и т.д., а с другой -обеспечивает доставку информационной продукции потребителям. Без та­кой инфраструктуры любая редакция попадет в положение, когда деятель­ность в «одиночку» окажется чрезвычайно сложной, трудной, дорогостоящей и будет осуществляться медленными темпами.

Важнейшими частями инфраструктуры являются информационные агентства и службы обмена информацией, производственно-технические подразделения, службы связи, система доставки и распространения, ин­ституты научного обеспечения работы СМИ и формирования кадров для них, ассоциации издательских и вещательных организаций и лиц, госу­дарственные органы, ведущие регистрацию и лицензирование, наблюда­ющие за правильной реализацией программ деятельности СМИ и т.д.

Информационные агентства и службы - это система телеграфных агентств, агентств печати и аудиовизуальной информации, пресс-бюро,— пресс-центров, служб по связи с общественностью, рекламных служб. Эти организации ведут разнообразную деятельность по сбору и обработке информации, ее распространению и снабжению ею органов СМИ, нала­живанию контактов с журналистами и т.д.

Пресс-центры и службы связи с общественностью создаются минис­терствами, ведомствами, крупными фирмами, общественными организа­циями в целях налаживания отношений со средствами массовой инфор­мации, информирования общественности о своей деятельности, проведения пресс-конференций и брифингов.

К информационной инфраструктуре журналистики прямое отношение имеют также рекламные агентства, принимающие заказы на подготовку и размещение рекламных материалов, в том числе на страницах прессы и в программах радио и телевидения. В редакциях СМИ существуют специ­альные рекламные отделы, которые занимаются контактами с агентства­ми и службами рекламы и проводят рекламную политику своих изданий и программ.

В инфраструктуру журналистики наряду с агентствами входят также организации, задействованные в сфере международного обмена словесно-текстовой и аудиовизуальной информацией. Это организаторы все­возможных ярмарок и фестивалей, где можно приобретать информацион­ную продукцию, и службы, представляющие и защищающие права авторов интеллектуальной собственности.

Техническую часть инфраструктуры составляют предприятия полиграфии; технические центры телевидения и радио; предприятия связи, в том числе космической; организации, занимающиеся книготорговлей, подпис­кой, распространением, доставкой прессы; производители телевизоров и радиоприемников, бумаги, пленок, оргтехники, технических средств для СМИ и т.д. Через них журналистика практически «входит» во все отрасли экономики и культуры страны. От технической части инфраструктуры очень многое зависит в оптимальном функционировании журналистики, посколь­ку, например, сбои в связи или высокие цены доставки могут серьезно блокировать поступление массовой информации «потребителю».

Система работы с кадрами - особая часть инфраструктуры журналистики. В нее входят факультеты и отделения журналистики университе­тов, готовящие журналистов подразделения других учебных заведений (в т.ч. коммерческих), различные семинары, курсы, занимающиеся повыше­нием квалификации работников печати, радио и телевидения. Значитель­ную роль в работе с кадрами занимают творческие союзы журналистов, кинематографистов, писателей и др.

Организационно-управленческая инфраструктура включает множе­ство социальных институтов самого разного уровня - от парламентских, занимающихся законодательством в области журналистики и ее инфраст­руктур, до местных органов власти, ведущих, в частности, регистрацию выходящих на определенной территории СМИ. Важнейшим государствен­ным органом, выполняющим многообразные функции, является Минис­терство по делам печати, телерадиовещания и массовых коммуникаций. Свои задачи выполняют объединения по защите интеллектуальной собст­венности. В статусе общественных организаций действуют Ассоциация книгоиздателей. Всероссийская ассоциация издателей и редакторов га­зет. Эти и другие ведомства и объединения заняты организацией взаимо­действий между заинтересованными сторонами, выработкой и согласова­нием возможных решений, координацией усилий по оптимизации функционирования журналистики и ее многочисленных инфраструктур.

4.При формировании системы средств массовой информации основных социальных типов движущими силами выступает несколько факторов.

Первый фактор, способствующий формированию оптимальной струк­туры системы СМИ, заключается в том, что в журналистике должны быть представлены все возможные на данном этапе развития общества соци­альные позиции. Все и всякие государственные и общественные органи­зации, партии, ассоциации, объединения, отдельные граждане вправе за­являть и отстаивать свою точку зрения, оценки настоящего и представления о путях в будущее (разумеется, в рамках закона). Только при таком условии общество получит возможность выслушать «все сторо­ны» и на основании «прений сторон» принять наилучшее из возможных решений.

Второй - совокупность изданий и программ должна стать такой, что­бы создаваемая картина действительности была максимально полной, объемной, всесторонней и завершенной. Поэтому в журналистике возни­кает множество изданий и программ, а внутри них - рубрик, страниц, рубриковых передач, которые обращены к различным сферам действительности.

Третий фактор включает нужды и особенности аудитории в соответ­ствии с ее социальным положением, идейно-политическими ориентация-ми потребностями и интересами в сфере информации, запросами и пред­почтениями, уровнем и характером образования, другими демографическими признаками (возраст, пол, профессия и т.д.), среди которых для информационной политики изданий и программ в опреде­ленных ситуациях очень важны национальные, религиозные, региональ­ные и т.д. Это разнообразие особенностей и соответственно нужд ауди­тории порождает огромное количество строго ориентированных изданий и программ, специально обращенных к конкретной аудиторной группе.

Важное значение имеет расчетный масштаб региона распростране­ния. В современных условиях возникает все больше «всемирных», гло­бально распространяемых изданий и программ, а также СМИ, действую­щих в рамках континентов.

Характер СМИ серьезно зависит также от периодичности. В соответст­вии с естественными циклами жизни формируются ежедневные издания и программы ТВ и РВ или выпускаемые несколько раз в неделю (например, через день). Особое место занимают, обладая специфическими чертами, еженедельники или еженедельные программы РВ и ТВ (в частности, «Ито­ги»), а также журналы и рубрики, появляющиеся раз в две недели, три ра­за в месяц и т.д. Наконец, следует отметить издания и программы, выпуска­емые помесячно (журналы-ежемесячники, теле- и радиообозрения и т.п.).

Оптимальной структуру системы можно назвать тогда, когда будет сформирована такая совокупность изданий и программ, из которой каж­дый представитель аудитории сможет выбрать необходимую информа­цию, удовлетворяющую все его интересы, стремления, предпочтения в массово-информационной сфере и способствующую достижению макси­мальной информированности. И журналисту важно понимать, что только опираясь на удовлетворенный интерес и запрос аудитории, можно реали­зовать свои задачи по созданию картины жизни и убеждению в правоте своих подходов и оценок, суждений и предложений.

Таким образом, все факторы формирования структуры системы СМИ действуют как единое целое.

на «перекрестке» разных типообразующих факторов (область жизни - социальная позиция - особенности аудитории - регион распрост­ранения - периодичность - творческий «почерк» и др.) формируется типо­логический облик СМИ (газеты, журнала, программы ТВ или РВ).

При этом общенациональные издания и программы по своему типо­логическому облику очень своеобразны. Объединяющими началами у них оказывается только регион распространения и - отчасти - тематиче­ское поле. А позиция, аудиторные ориентиры, творческий облик очень разнятся, что ведет к формированию уникальных типов изданий и про­грамм.

По характеру обращения к тематическим пластам следует выделить универсальные издания и каналы ТВ и РВ.

Наряду с универсальными существуют издания и программы много­профильные, охватывающие ряд проблемно-тематических линий, связан­ных между собой определенным центрирующим направлением и характе­ром информации.

Такие издания, как «Литературная газета» и «Культура», являются как бы переходными от многопрофильных к специализированным, обращаю­щимся к одной проблемно-тематической линии.

«Рядом» с общенациональными и в дополнение к ним складывается система региональных (республиканских, областных, районных) СМИ.

В нашей стране выходит множество изданий и программ, отлича­ющихся самыми разными типологическими особенностями. Если при этом учесть возникающие совместные с иностранными газетно-журнальными компании и теле- и радиоорганизациями издания и программы, студии кабельного телевидения, а также распространение иностранных изданий и программ, то можно уже сейчас говорить о намечающейся тен­денции к высокой насыщенности информационных потоков. Однако «ин­формационное пространство» России обустроено в силу ряда причин (политических, экономических, организационных) еще плохо. И требуют­ся большие усилия по совершенствованию системы журналистики, чтобы информированность граждан (а это главная забота журналистов) была обеспечена достаточно надежно.

5.Совершенствование системы СМИ в значимой мере зависит от пони­мания реального и необходимого характера взаимодействия СМИ.

С первых шагов своего формирования и на протяжении всей своей жизни каждое СМИ участвует в макровзаимодействии между всеми существующими СМИ.

В процессе макровзаимодействия проявляются все возможные ти­пы отношений различных СМИ - как «дружеские», так и «враждебные».

«Дружеское» взаимодействие протекает прежде всего как взаимопо­мощь, кооперация (от лат. cooperatio, «сотрудничество»). Простое прояв­ление - взаимодействие разных по уровню (общенациональных, регио­нальных, районных) изданий и программ при обращении к одной и той же тематической области.

«Враждебное» взаимодействие - это отношения между изданиями и программами, стремящимися вытеснить с рынка информации своего кон­курента (пусть даже и единомышленника, но с которым «тесно» в одной «информационной нише»), а также преодолеть влияние (и соответствен­но вытеснить с рынка) политико-идеологического противника.

Однако со второй половины XX века, когда в жизни человеческого общества «по на­растающей» идут процессы формирования иного, чем прежде, типа ци­вилизации, когда борьба «на уничтожение» грозит глобальной катастро­фой, объективная логика общественного развития требует иных типов взаимодействия политических сил и связанных с ними средств массовой информации.

Поэтому возникает такой тип взаимодействия, который можно назвать диалогическим взаимодействием, суть которого - в реализации идеи «социального партнерства» между политическими силами (различающи­мися по взглядам на будущее и путям движения к нему) ради достижения согласованных решений в интересах если не всех, что чрезвычайно труд­но, то, по крайней мере, основных слоев общества.

Макровзаимодействие - взаимодействие «всех со всеми» - важный, но не единственный способ налаживания отношений в системе СМИ. Ря­дом с ним стоит не менее, а в чем-то более важная форма отношений - микровзаимодействие.

Микровзаимодействие - это система отношений между теми изда­ниями и программами, к которым реально обращается та или иная часть аудитории.

Отношения, даже с каким-то одним изданием (программой), могут быть различными.

Прежде всего возникают отношения взаимодополнения, т.е. стремле­ние одних изданий дополнить материалы других, сообщить «неизвестное об известном», широко используя при этом свои специфические возмож­ности (цветные фото в журналах, видеоматериал по телевидению, различ­ные средства углубляющего и развивающего анализа, вариационного раз­вития темы и т.д.). Но не исключена и полемика и другие формы борьбы.

Развитие структуры системы СМИ как разнотипных изданий и программ всех трех типов журналистики (первого - СМИ гражданского общества; второго - государственных СМИ; третьего - государственно-общественных, организуемых Национальным советом) и конструктивное, базирующееся на открытом диалоге взаимодействие всех СМИ внутри и вне «наборов» (индивидуальных и семейных) источников информации - одна из законо­мерностей развития журналистики в современном мире, разнообразие ко­торого, в том числе социально-групповое, увеличивается и требует опти­мального информационного обеспечения.

6.Благодаря целенаправленным усилиям по развертыванию системы СМИ складываются условия для оптимального функционирования «единого ин­формационного пространства» (региона, страны, мира), состояние которого оценивается возможностью для каждого получить все необходимое для то­го, чтобы быть информированным, притом, разумеется, при соблюдении тре­бований информационной безопасности. Об оптимальности «информаци­онного пространства» можно говорить тогда, когда в «информационную среду» (совокупность источников массовой информации, к которым обра­щается каждый «потребитель») «вторгаются» «информационные поля» такой совокупности СМИ, обращаясь к «продукции» которых любой пред­ставитель аудитории получает всю «необходимую и достаточную» ин­формацию и тем самым оказывается информированным.

В «информационной среде» конкретного представителя аудитории может быть и одно СМИ, но тогда этот единственный источник информа­ции должен предоставить ему всю совокупность необходимых сведений и точек зрения действующих общественно-политических сил, с одной стороны, и обеспечить диалогическое взаимодействие их с выходом на общеприемлемые суждения и подходы к решению обсуждаемых проблем, с другой. В такой ситуации не обойтись без того, чтобы в качестве субуч­редителей СМИ выступали все действующие общественно-политические силы, а редакция формировалась от лица государственно-общественного Совета по СМИ. Ее роль - справедливо распределять место в СМИ для «ча­стных» подходов и вместе с тем на редакционных полосах подводить че­рез обсуждение их к «общему» и приемлемому для всех итогу. Это вари­ант для слабо насыщенного информационного пространства.

Но много лучше такое состояние «информационной среды», в которое проникают «информационные поля» нескольких «частных» СМИ и вместе с тем - СМИ государственно-общественного Совета по СМИ, выполняющее органическую для аудитории центрирующую, интегративную роль «все­общего представителя».

Возможны и другие варианты формирования «единого информацион­ного пространства», но в любом случае аудитории в целях достижения ин­формированности требуется информация на пересечении «частного» и «общего» в перспективе движения к социальному партнерству, чтобы был обеспечен в обществе подлинный «информационный порядок».

Творческая деятельность в журналистике в разных ее сторонах и шагах должна быть направлена именно на достижение необходимого в демократическом обществе информационного порядка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Введение в теорию: Учебное пособие. М.: Изд. РИП-холдинг, 2000.

2. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2000.

3. Эверетт Дэннис, Джон Мэррилл. Беседы о масс-медиа. М.: Вагриус, 1997.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.