Здавалка
Главная | Обратная связь

ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



1.Творчество как феноменальное свойство человека заключается в способности создавать и объективно новое – то, что не существовало раньше в мире вообще, и субъективно новое – что уже имеется в реальности, но для данного человека ново, создается им впервые, без жесткой ориентации на существующие аналоги.

Как известно, труд – важнейшее проявление человеческой деятельности, с помощью труда человек обеспечивает себе необходимые условия существования. Современная наука трактует труд как деятельность, направленную на создание общественного полезного продукта, способного удовлетворить материальные или духовные потребности человека. В соответствии с этим мы легко можем определить социальную суть творчества – этот руд, направленный на создание существенно нового продукта, который отвечает материальным или духовным потребностям людей. В развитом обществе творчество, как и всякий труд, институализируется и приобретает специализированный характер.

В развитом обществе все области творчества знают две формы организации: творчество любительское и творчество профессиональное. Рождается всякое творчество как любительское. Это первая фаза его развития, исходная форма организации. Она отмечена тем, что творческая деятельность осуществляется вне рамок каких-либо должностных обязанностей, без специальной подготовки и жесткой ответственности за качество результата. Область ее выбирается человеком стихийно, в зависимости от склонностей, в которых проявляет себя характер задатков личности.

С долей условности можно выделить три вида творческой деятельности в журналистике: редакторскую, организаторскую и авторскую.

Редакторская (лат. redactus «приведение в порядок») деятельность предполагает очень широкий диапазон действий и сама подразделяется на ряд подвидов. Журналист постоянно сталкивается с так называемым «литературным редактированием» - различными видами правки текста (сокращения, уточнения и изменения структуры, стилистические замеча­ния и проч.), работой над формой произведения.

Ее ведет руководящий «штаб» каждого СМИ - главный редактор (или генеральный директор) и его ближайшие помощники, составляющие редакционную коллегию (или как-то иначе называющуюся структуру).

Организаторская деятельность руководящей группы данного СМИ (редколлегии, секретариата, редактора и подобных образований, а также специально выделенных сотрудников редакции, позволяет (поскольку сформирована программа, выявлено направление деятельности и опре­делен «внешний облик» данного СМИ) вести его повседневную работу на подобающем уровне, внося необходимые уточнения и изменения в про­граммные задачи и способы их реализации в связи с изменением соци­альной реальности.

Авторская (от лат. auctor «создатель»; не от греч. autos «сам») дея­тельность - самая значимая часть работы большинства журналистов. Это и подготовка собственных произведений, и режиссура, компоновка про­изведений в номер или программу, и составление сборника произведе­ний, и литературная запись, и другие виды работы, защищаемые законо­дательными актами по авторскому праву. Авторская деятельность в журналистике требует от каждого работника обладать значительной до­лей универсализма (т.е. уметь в какой-то мере все), но при этом непре­менно специализироваться в той или иной области (тематической, про­блемной, жанровой, стилевой и т.д.).

Каждый коллектив обязательно имеет две структу­ры - внешнюю (официальную), связанную с достижением цели совместной деятельности, и внутреннюю (неофи­циальную), обусловленную личными взаимоотношениями членов организованной группы.

 

2.Важнейшим объединяющим фактором в деятельности редакции является принятая информационная политика.

Информационная политика - это идейно-творческая концепция ведущихся проблемно-тематических линий, характер разработки которых определяется социальной позицией данного СМИ и воплощается в совокупности принятых форм реализации программы, направления. Основные черты этого направления определяются учредителем при разработке концепции СМИ в ходе подготовки к его регистрации. Учредитель может осуществлять эту деятельность самостоятельно или в сотрудничестве с будущими руководителями издания или программы.

Вторым важнейшим составляющим информационной политики редак­ции является аудиторная ориентация и способы взаимоотношений с ау­диторией. При определении информационной политики невозможно обойтись без сколько-нибудь ясных представлений о круге желаемой ау­дитории и функциональном содержании взаимодействия с ней (характе­ре ведения идеологической, непосредственно-организаторской, культур­но-образовательной, рекламно-справочной, рекреативной деятельности).

Третья важнейшая составляющая информационной политики - спосо­бы взаимодействия с другими СМИ. Конечно, можно игнорировать другие издания и программы, «выходящие» на эту же (или близкую) аудиторию с той же или отличающейся позицией. Тогда проведение информационной политики будет похоже на монолог «глухаря на току», не слушающего дру­гих голосов и не желающего откликаться на них.

Информационная политика конкретного СМИ основывается, таким об­разом, на заявленном общественно-политическом направлении, обращен­ном к выбранным слоям аудитории и определенном редакцией отношении к другим СМИ. Помимо этого еще одной важнейшей ее составляющей яв­ляется способ реализации информационной политики. Поскольку «ин­формационное обеспечение» реализации программы СМИ может захваты­вать все «информационное поле», т.е. давать широкую совокупность относящихся к сфере информационной политики СМИ фактов и мнений, а может и сосредоточиваться на чем-то одном (бывают же «газеты фактов» и «газеты мнений»), то можно принять одно из трех возможных решений: сбалансированно представлять аудитории и факты и мнения; делать ак­цент на факты; прежде всего представлять мнения.

Отсюда понятно, что - хочет того журналист или нет, действует откры­то или сокровенно - его творческая деятельность по реализации инфор­мационной политики имеет пропагандистско-агитационно-организующий характер.

Пропаганда (от лат. propagare «распространять») - деятельность по распространению фундаментальных, закладываемых в основу массового сознания идей, т.е. деятельность по утверждению в нем определенного мировоззрения, миросозерцания, исторического сознания. При осмысле­нии особенностей пропагандистской деятельности надо иметь в виду и другие значения, вкладываемые в этот термин в теории и на практике. Пропагандой называют также любую форму информационной деятельности, распространение всяких знаний, представлений и взглядов (пропаганда научных знаний, передового опыта, пропаганда здорового образа жизни и т.д.). Термин «пропаганда» употребляют также для обозначения любых форм идеологической, массово-политической работы (кстати, впервые он использовался в христианской миссионерской практике по внедрению религиозных идей).

Агитация (лат. agitato «побуждение, возбуждение»; agitare «приво­дить в движение») - распространение оперативной информации по пово­ду текущих событий, активно формирующей позиции аудитории по кон­кретным ситуациям современной жизни. Основываясь на сведениях о конкретных фактах текущей жизни (событиях, заявлениях, поступках, ре­шениях и т.д.), журналист как агитатор в соответствии со своей позицией дает представление о них, с помощью прямых оценок или через подачу фактов формирует отношение к ним. Целенаправленно подобранные сооб­щения о новостях, характер их изложения, наличие прямого или скрытого комментария формируют у аудитории «событийную картину» происходя­щего и соответствующее информационной политике СМИ идейно-эмоцио­нальное отношение к ним, воздействуя на общественное мнение.

При этом в пропаганде и особенно агитации (поскольку она более прочно связана с фактами текущей жизни) необходимо стремиться к мак­симально возможной степени отделить факты от мнений.

Контрпропаганда - такая сторона информационной политики СМИ, которая является как бы ответной реакцией на деятельность других СМИ. Поскольку не принят термин «контрагитация», понятие контрпропаганды включает в себя акции всякого рода, в том числе и выступления против i агитационных акций политических противников. Направлений контрпропаганды несколько.

Во-первых, это все формы позитивной пропаганды и агитации, поскольку они противостоят реализации информационной политики СМИ - оппонентов.

Во-вторых, это и прямые выступления с критикой (от корректирующей до уничтожающей), направленные против тех СМИ, которые проводят нежелательную информационную политику; и критика, затрагивающая принципиальные основы проводимых направлений в различных СМИ, прежде всего мировоззренческих позиций; и споры вокруг даваемых в СМИ характеристик современного положения дел в мире. Сюда же относятся вопро­сы, затрагивающие способы решения крупных проблем современности как в глобальном масштабе, так и в масштабах отдельных: стран и регионов.

В-третьих, это то, что можно назвать «контрагитацией» - полемичес­кие замечания по выступлениям других СМИ, если создаваемая ими опе­ративная картина текущих событий и (или) их интерпретация вызывают несогласие, требуют коррективов или даже неприятия в целом или (чаще) в конкретных проявлениях.

Тем самым про­является организующее начало творческой деятельности в журналистике.

Организаторская сторона деятельности СМИ может иметь самые раз­личные формы воплощения - от придания определенного смысла по­вседневным проявлениям жизненной активности, изменения, укрепления или преобразования установок поведения в труде, общественной жизни, в быту до формирования активного стиля поведения в ходе выборов, инициативного участия в жизни партий, союзов, ассоциаций, вплоть до выдвижения в ряды организаторов общественных акций или выступле­ния лидерами общественного мнения и организаторами жизни общест­венных объединений.

Все три стороны реализации информационной политики: пропаганда, агитация, организация - прочно связаны между собой и все вместе состав­ляют разные стороны единой творческой деятельности в журналистике. Каждое произведение так или иначе, в тех или иных пропорциях содержит пропагандистское, агитационное и организаторское начала, хотя прояв­ляться они могут в разной степени отчетливости и интенсивности. Отдель­но взятое произведение вообще может казаться несущим только «сообщательский» заряд.

Типологические характеристики издания (программы) свое «внеш­нее» проявление находят прежде всего в регулярном проведении прин­ципиально важных, выявляющих основы направления, проблемно-тема­тических линий, разрабатываемых с принятых редакцией социальных позиций, ее идейных основ. Тематическое и проблемное поле жизни не­объятно широко.

Конкретно эти проблемно-тематические направления воплощаются в постоянно ведущихся рубриковых передачах и материалах. Яркая по форме и точно выражающая особенности издания или программы рубри­ка - крупная творческая находка журналиста, а регулярное и системное ведение ее с применением разнообразных форм в единстве постоянства и динамики - мерило творческого уровня целого коллектива.

Ведение проблемно-тематических линий обязательно включает пла­нирование, подготовку и публикацию имеющих принципиальный харак­тер для данного издания (программы) крупных отдельных материалов, являющихся своего рода «вехами», расставляемыми по ходу ведения проблемно-тематической линии.

По мере возрастания личностно-авторского начала в журналистике большое значение приобретают регулярные (часто выделяемые рубри­кой или особо оформляемые на полосе или в программе) выступления ведущих журналистов-публицистов (так называемых «колумнистов» - ведущих свои колонки), подаваемых например под титулом «Мнение по­литического обозревателя» или «Авторская программа».

Повседневное же ведение проблемно-тематических линий обеспечи­вается множеством частных выступлений (планируемых и спонтанных)) журналистов и авторского актива, а также большим количеством писем, поступающих в редакцию, откликов на выступления, ответов, реплик и т.д.

В со­ответствии с особенностями идейного (греч. idea «понимание, соединен­ное с отношением; знание + хотение») характера осмысления явлений действительности в каждом СМИ публикуются произведения различной направленности.

Позитивно-утверждающая направленность характерна для тех про­изведений журналистов, в которых по отношению к тому или иному явле­нию складывается в целом положительная оценка, хотя отдельные сторо­ны его могут подвергаться критике.

Критическая направленность журналистского творчества предпола­гает открытое неприятие всего того, что в соответствии с социальной по­зицией СМИ негативно сказывается на движении общества вперед, что оказывает сопротивление на пути к «желаемому будущему». При этом критика не должна быть бездоказательной, оскорбительной, крикливо-скандальной.

Особой разновидностью критических выступлений являются материалы, имеющие сатирическую направленность. Такие материалы предполагают создание с помощью средств, вызывающих комический эффект, ироничес­кое отношение, гневный смех или негодование, картин и портретов отжив­шего, исторически бессильного, но претендующего на представительство «истины, добра и справедливости». Сатира - важное оружие в борьбе с тем, что мешает прогрессу, она способствует развенчанию проводников ложных идей и проповедников негодных решений, избавлению от представлений о могуществе сил прошлого.

Особой формой критики (часто использующей и сатирические средст­ва) являются произведения полемической направленности. Полемика - частичное или полное отвержение ошибочных позиций оппонента, его неверных утверждений и аргументации на основе критического анализа публичных выступлений, материалов СМИ, обнародованных документов.

При постановке сложных вопросов, от­веты на которые еще предстоит найти, возникают произведения проблемной направленности. Общественное развитие, жизнедеятель­ность сложных социальных объектов, отношения человека с природой и т.д. неизбежно порождают проблемы, требующие решения теоретичес­кие и практические вопросы.

Крупные проблемы, имеющие сложную природу, затрагивающие ин­тересы различных социальных сил и общественных групп, вызывают к себе неоднозначное отношение и различающиеся предложения для их решения в условиях политического плюрализма. Выявление природы проблем и путей их решения в этих условиях требуют материалов дискус­сионной направленности.

Дискуссия - это форма совместного поиска истины, решения пробле­мы путем обсуждения различных ее сторон и решений, предлагаемых разными участниками.

Произведения любой направленности (прежде всего полемической, проблемной, дискуссионной) следует рассматривать в прочной связи с постоянно ведущимся в плюралистической журналистике обществен­ным диалогом как формой взаимоотношений в системе СМИ, заведомо направленной на поиск согласия, достижимого в ходе обмена мнениями.

 

3, 4.Информационная политика и составляющие ее проблемно-тематичес­кие линии реализуются в журналистике при участии всех типов творчест­ва, выработанных человечеством, - научного, художественного, публици­стического. Без обращения к ним невозможно полнокровное выполнение функций журналистики в сфере общественного мнения, мировоззрения, миросозерцания, исторического сознания. И хотя разные издания (и про­граммы) в качестве основных используют либо научные, либо художест­венные, либо публицистические формы творчества, в каждом из них мо­жет быть найдено место для любой из форм.

К научному типу творчества в журналистике прибегают тогда, когда требуется донести до аудитории полученные научным путем и строго (хо­тя и популярно) излагаемые сведения, важные для формирования науч­ной картины мира. Это - мировоззренческие концепции, исторические характеристики, политические, дипломатические, экономические и дру­гие документы, разнообразные сведения из различных областей науки (от философии до экологии, от литературоведения до психологии). Ведь аудитории необходимо получить знания о закономерностях происходя­щих процессов и тенденциях социального развития, о характере совре­менной эпохи, о путях и средствах продвижения вперед в экономичес­кой, политической, социальной и других областях жизни.

Художественный тип творчества также широко представлен в жур­налистике, причем в ряде программ телевидения и радио, в «толстых» журналах и некоторых других СМИ художественные произведения зани­мают иногда преобладающее место. Роль и место художественного типа творчества в журналистской деятельности (как самих журналистов, так и привлекаемых деятелей литературы и искусства) определяются способно­стью художественных произведений активно участвовать в формировании миросозерцания, в создании художественной картины настоящего, про­шлого и будущего. Художественные произведения играют огромную роль в эмоционально-образной ориентации аудитории в жизни общества.

Однако при всей значимости научных и художественных произведе­ний ведущее место в журналистике занимают произведения публицисти­ческого типа творчества. И это понятно: публицистика как тип творче­ства сформировалась для «обслуживания» общественного мнения, а взаимодействие с общественным мнением является центральной задачей журналистики. Если также учесть, что публицистика в той или иной мере и форме несет информацию, связанную с мировоззрением, миросозерца­нием и историческим сознанием, то ее роль для журналистики оказыва­ется тем более значимой.

Прежде всего публицистика совокупностью своих произведений при нормальном функционировании СМИ воссоздает целостную панораму со­временности как «момента» перехода из прошлого в будущее. Текущая история может быть дана во всей полноте, если публицистика отобража­ет действительность через посредство множества отдельных, наиболее характерных конкретных ситуаций, типических фрагментов настоящего, поэтому панорама современности в публицистике складывается из мно­жества произведений. Каждое из них имеет самостоятельную ценность, но подлинное свое значение оно обретает лишь будучи на газетной стра­нице или в программе ТВ состыкованным с другими.

В силу того что общественное мнение всегда судит о жизни целостно, публицистика также призвана целостно рассматривать явления действи­тельности, т.е. давать их характеристики на пересечении политического, экономического, правового, этического, эстетического, философского подходов к ситуациям жизни. В тех случаях, когда какой-либо из данных подходов к осмыслению тех или иных явлений становится ведущим, воз­никают произведения публицистики особых видов (политическая, фило­софская, правовая и т.д.).

Важной чертой публицистики является также ее синкретизм, т.е. ис­пользование одновременно как научных, рационально-понятийных, так и художественных, эмоционально-образных средств. Это также связано с характером отражения действительности в общественном мнении. Ко­нечно, в разных ситуациях и у разных публицистов «пропорции» поня­тийного и образного могут существенно меняться, но сочетание того и другого неизбежно.

В силу того что публицистические произведения возникают как отоб­ражение разнохарактерных фрагментов действительности, фиксируемых разными способами, публицистическая картина жизни состоит из произ­ведений разных жанровых форм. Эти жанровые формы очень многооб­разны и составляют несколько групп. Группа репортажных произведе­ний (заметки, отчеты, интервью, репортажи) дает преимущественно событийный срез текущих явлений, фиксируя события и мнения о них участников и свидетелей. Эта группа жанров требует широкого обраще­ния к фактам и максимальной оперативности в сообщении о них при ми­нимуме комментария «от публициста». Группа статейных жанров (корре­спонденции, комментарии, статьи, обозрения) занята главным образом публицистическим осмыслением явлений жизни, раскрытием их сущно­сти, разработкой проблем и путей их решения. Очерковые жанры (очер­ки, фельетоны, памфлеты) обращены к обрисовке крупных типических персонажей современной истории, представляют панораму жизни в ее личностном проявлении.

Будучи центральным типом творчества в журналистике, публицистика неизбежно оказывает влияние на произведения других его типов. Это проявляется в них как публицистичность, т.е. обогащение научных и ху­дожественных произведений чертами публицистики - прежде всего по­становкой современных вопросов и ответами на запросы современной аудитории в связи с проблемами текущей действительности.

Чтобы стать публицистом, мало иметь склонности и способности к этой сфере деятельности, недостаточно и желания активно служить обществен­ному мнению (хотя все это безусловно необходимо). Важно обладать так­же и методологической культурой, на базе которой склонности, способ­ности и стремления смогут реализоваться наилучшим способом.

Методология (греч. methodos «путь, способ изучения; logos «понятие, учение») - совокупность знаний о сущности, системе и способах деятель­ности в данной сфере, обеспечивающих эффективное решение творчес­ких задач. Методологическая культура журналиста складывается по меньшей мере из четырех областей знаний и умений, которые находятся в органической связи между собой.

Основу методологической культуры журналиста, как и всякого обще­ственно-политического деятеля, составляет общая методология социаль­ного познания. Ее ядро - социальная философия, которой придержива­ется журналист, т.е. система представлений о законах, на основе которых функционирует и развивается общество (в диапазоне между жесткой экономической детерминацией и представлением об определяющей ис­торию воле исторических деятелей). К общей методологии относятся так­же владение материалом конкретных общественных наук: экономически­ми учениями, политологией, теорией управления, юриспруденцией, этикой, религиоведением и др.

Вторая составляющая методологической культуры журналиста - об­щая журналистская методология. Сюда относится вся совокупность знаний о журналистике как области массово-информационной дея­тельности, используемых в процессе творчества, любые знания о жур­налистике - от сущности массовой информации и ее функций до зако­нов творческой деятельности. Использование этих знаний задает специфические журналистские рамки и акценты творческому поиску и потому не просто составляет дополнение к общей методологии социаль­ного познания, но придает ее использованию специфицирующий харак­тер, свойственный именно журналистике. В частности, знание специфики публицистики определяют особенности использования законов истори­ческого и логического, художественного и научного познания, принципов конкретности, системности, практичности познания и т.д.

Третья область методологической культуры - методы получения эмпи­рических данных, сбора фактов. В совокупность этих методов входят зна­ния и умения в сфере организации наблюдения, проведения опросов (интервьюирование, анкетирование), изучения документов (официаль­ных, личных и др.), проведения в случае необходимости эксперимента (реального, модельного, мысленного).

Наконец, четвертая сфера методологической культуры журналиста - методы интерпретации, оценки и объяснения полученных фактов, выра­ботки выводов и рекомендаций, формирования общей концепции и реаль­ного содержания будущего произведения. Методы интерпретации позволя­ют «собрать» полученные факты в целостную картину явления, установить взаимоотношения между отдельными ситуациями и охарактеризовать роль и значение каждой из них, аргументированно высказать свою оценку и сде­лать выводы в соответствии с действительной природой того или иного со­бытия, его динамикой, истинным значением для жизни.

 

5. Почти всякий раз, когда в студенческой аудитории заводишь разговор о том, что важной линией профессионально-нравствен­ных отношений в журналистике являются отношения «журна­лист — авторы», в ответ раздается вопрос; «А что Вы имеете в виду?..» Для человека, который еще не работал в прессе, такая дихотомия кажется диковатой. Мы только и дела­ем, что говорим о творческой деятельности журналиста, следо­вательно, о его авторских работах, и вдруг какие-то особые от­ношения «журналист — автор»... Кто такой в этом случае автор? Пояснение, действительно, требуется.

Речь идет о «поле взаимодействия» — поле реализации профессионально-нравственных отношений, одну сторону которых представляет журналист, другую — его «контр­агент» (персонально или в виде целого коллектива). Ему-то и присваивается «титул» автора («нештатный автор», «нештатник»).Помимо скромного экономического интереса и мораль­ных факторов, эти отношения не поддерживаются никакими иными социальными институтами — ни правом, ни админист­ративной властью, ни силой общественного мнения. Организация духовного сотрудничества в обществе во имя создания массо­вых информационных потоков как функция журналистики реали­зуется при максимуме «свободного волеизъявления» людей.

Важно систематизировать представления, которые сложились в журналистской практике и хранятся в про­фессиональном сознании журналистского содружества как ори­ентиры для грамотных решений в подобных проблемных ситуа­циях. Эти представления образуют особый ряд профессиональ­но-нравственных норм:

• строить отношения с авторами на основе взаимного уваже­ния, ориентируясь на добровольность сотрудничества, терпеливо добиваясь взаимопонимания и обязательности, избегая «заавторства»;

• ценить самобытность автора, при редактировании материала стремиться сохранить его авторское своеобразие как в мыслях, так и в лексико-стилистическом решении, не допуская «вкусовой прав­ки» — вмешательства в произведение, продиктованного не объек­тивной необходимостью, а вкусом редактирующего;

• согласовывать с автором все изменения в его произведении, вплоть до стилистических поправок, а в случаях, когда это невоз­можно (например, сокращение материала в момент верстки или монтажа), обязательно объяснять после публикации причины самоволь­ного журналистского вмешательства в произведение, принося при необходимости извинения;

• самым тщательным образом аргументировать автору отказ в публикации его произведения, когда это неизбежно, стараясь не нанести обиды, не ранить авторского самолюбия;

• беречь свою профессиональную репутацию, не позволяя себе заимствовать из авторских материалов идеи или факты и навязы­вать создателю произведения соавторство (за исключением случаев, когда такое соавторство необходимо в интересах дела).

С точки зрения соответствия этой группе норм более всего уязвима в нашей прессе практика интервью, записываемых для радио и телевидения. Причина такого положения заключается в том, что авторские права лиц, привлекаемых к этой форме уча­стия в массовых информационных процессах, и сегодня еще не осмыслены должным образом, не отражены сколько-нибудь вра­зумительно в законодательстве, скажем, в законе «Об авторском праве и смежных правах»; не регламентируются они и спе­циальными служебными инструкциями. В результате нередко воз­никают серьезные претензии интервьюируемых к средствам мас­совой информации, поскольку обнародованные в эфире вари­анты интервью заметно отличаются от тех, которые были записаны журналистом в момент, когда велась беседа. И дело не только в технологически неизбежном сокращении материала; умышленно или не умышленно, но смонтированный текст иной раз существенно отличается от авторских высказываний в смыс­ловом плане. Пока взаимодействие журналиста и автора в подоб­ных ситуациях не будет отрегулировано правовым или админис­тративным образом, следует хотя бы журналистским организа­циям специально обратить внимание коллег на необходимость соблюдения второй и третьей норм данного ряда.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. Парадоксы развития, поиски, перспективы. М.: Мысль, 1991.

2. Введение в теорию: Учебное пособие. М.: Изд. РИП-холдинг, 2000.

3. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста: Учебное пособие по журналистике. М.: Аспект Пресс, 1999.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.