Здавалка
Главная | Обратная связь

Ситуации сближения встречных судов



ЛЕКЦИЯ №4

по учебной дисциплине

Управление судном

Маневрирование судов при расхождении на виду друг у друга

(полное название темы лекции)

Учебный поток: _______634, 635 классы. Судоводители ______________________

(шифр потока с учётом специальности и специализации подготовки)

Время: _____2 часа ________________________________________________________

Место: _____216 лекционная аудитория ______________________________________

(обычная или специальная аудитория с соответствующим оборудованием)

Учебные и воспитательные цели: _____________________________________________

Учебные вопросы и распределение времени:

1. Ситуации сближения встречных судов - 15 мин.

2. Правила маневрирования судов в на виду друг у друга - 40 мин.

3. Сигналы маневроуказання и предупреждения, показываемые судами на ходу в полную видимость - 15 мин.

4. Особенности расхождения с судами, имеющими ограниченные возможности свободно маневрировать - 10 мин.

Выводы и ответы на вопросы: - 5 мин.

Учебно-материальное обеспечение: ____плакаты, слайды, полилюкс, экран__________

(наглядные пособия, демонстрации, технические средства обучения)

Учебная литература: ________________________________________________________

(с указанием разделов и страниц)

1. Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнения - МКУБ-93. Резолюция А.741 (18) ИМО. 04.11.93г.

2. Международная конвенция по предупреждению столкновения судов в море (МППСС-72)

3. Международный свод сигналов (МСС-2005).

4. Рекомендации по организации штурманской службы на судах Украины (РШСУ-98);

5. А.П.Яскевич, Ю.Г. Зурабов «Новые МППСС» изд. Транспорт 1979 год.

6. Ф.В.Быков «МППСС-72 в вопросах и ответах, задачах и решениях» Пособие. 1978 год.

7. С.Г.Сазонов и др. «Справочник-экзаменатор МППСС-72» 1985 год.

8. «Справочник-экзаменатор по огням и знакам МППСС-72» Одесса 2002 год.

9. Н.А. Вахтанин «Безопасность морского судоходства» Севастополь 2006 год.

10. В.И. Бобин «Терминологический справочник судоводителя по ведению документации на английском языке» Москва. изд. Транспорт 2002 год.

11. Г.М. Железный и другие. «Что должен знать судоводитель». Пособие. Одесса 2005 год.

12. А. Дидык «Управление судном и его техническая эксплуатация» изд. Транспорт 1990 г.

13. А.Г. Третьяк и др. «Практика управления морским судном» изд. Транспорт 1988 год.

14. В.Н.Виноградов «Методическое пособие по действию вахтенного помощника в нестандартных ситуациях». Измаил 2002 год.

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ И МЕТОДИКА ЕЁ ИЗЛОЖЕНИЯ

Последовательное и полное изложение всех вопросов лекции с использованием наглядных пособий, технических средств обучения и методических приёмов преподавания материала. Добиваться активизации работы студентов для достижения учебных и воспитательных целей.

Разработал: ___Старший преподаватель кафедры СиМБ: С.Новицкий

(должность, учёная степень, учёное звание, инициалы, фамилия)

Лекцию обсудили и одобрили на заседании кафедры СиМБ.

Протокол № ___ от «___» _____________

Ситуации сближения встречных судов

Капитан судна принимает решение на необходимые действия после того, как выяснит для себя следующее:

- в данной ситуации существует наличие опасности столкновения,

- категорию и параметры движения обнаруженного судна.

Основной принцип безопасного расхождения судов, находящихся на виду друг у друга при наличии ситуации опасности столкновения или чрезмерного сближения - это взаимно согласованные действия встречных судов. Рассмотрим ситуации сближения встречных судов:

· Движение судов встречными курсами;

· Движение судов пересекающимися курсами;

· Одно из них обгоняет другое.

 

 

Согласно МППСС-72 (Правила 12 - 18) все суда в условиях полной видимости, когда между ними возникает опасность столкновения или чрезмерного сближения, делятся на:

1. судно, которому уступают дорогу;

2. судно, которое должно уступить путь встречному судну.

Согласно Правила 16 судно, которое должно уступить дорогу встречному судну, должно, насколько это возможно, предпринять заблаговременное и решительное действие, с тем, чтобы чисто разойтись с другим судном. То-есть обязано изменить свой курс или скорость, (курс и скорость вместе) с таким рассчетом, чтобы разойтись с ним на безопасное расстояние. Рассмотрим зоны сближения, определённые хорошей морской практикой:

 
 

 


В соответствии с хорошей морской практикой, маневр расхождения следует начинать на расстоянии5 - 6 миль до встречного судна, а расстояние безопасной дистанции расхождения должна быть днем не менее 20 каб., а ночью – не менее30 каб.

Изменение курса и скорости должно быть заблаговременным и значительным, чтобы это можно было быстро обнаружить и правильно понять действия встречного судна. Курс следует изменять не менее чем на 30°-50°, а скорость - не менее чем на 2-3 степени хода, вплоть до полной остановки.

1. Маневр расхождения, выполняемый только изменением курса, является наиболее эффективным и выполняется, при наличии достаточного водного пространства.

2. Маневр расхождения, выполняемый только изменением скорости (как правило уменьшением её), если район маневрирования ограничен и находится много других судов, или если необходимо иметь дополнительное время для более полной оценки обстановки.

3. Маневр расхождения, выполняемый одновременным изменением курса и скорости, используется, когда раздельное изменение только курса или скорости не обеспечит безопасного расхождения. Эффективность каждого маневра расхождения должна тщательно контролироваться вахтенным офицером до тех пор, пока встречное судно не будет пройдено и оставлено позади траверза борта расхождения.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.