Здавалка
Главная | Обратная связь

Основанной на здравом смысле



 

Теория познания, основанная на здравом смысле, радикальным образом ошибается по всем пунктам. Фундаментальные ее ошибки можно, вероятно, пояснить следующим образом.

(1) Существует знание в субъективном смысле, состоящее из предрас­положений и ожиданий.

(2) Существует также знание в объективном смысле, человеческое знание, которое состоит из сформулированных на некотором языке (linguis­tically) ожиданий, представленных на критическое обсуждение.

(3) Теория познания, основанная на здравом смысле, не видит, что различие между (1) и (2) имеет очень далеко идущие последствия. Субъ­ективное знание не подлежит критике. Конечно, его можно изменить различными способами, например, устранив (убив) носителя этого зна­нии или предрасположения. Знание в субъективном смысле может расти и достигать лучшей приспособленности дарвиновским методом мутаций и элиминации целых организмов. В противоположность этому объективное знание может меняться и расти путем устранения (убийства) сформулированного на языке предположения, «носитель» же знания может выжить – он может, если он личность самокритичная, даже сам устранить свое собственное предположение.

Таким образом, обсуждаемое различие состоит в том, что сформулированные на языке теории могут критически обсуждаться.

(4) Помимо этой решающей (all-important) ошибки теория, основанная на здравом смысле, ошибается и в других пунктах. По существу – теория происхождения (генезиса) знания: бадейная теория есть теория приобретения нами знания – нашего в основном пассивного приобретения знания, – и потому это также теория того, что я называю ростом знания, однако как теория роста знания она совершенно ложна.

(5) Теория tabula rasa – до-дарвиновская. Любому человеку, имеющему хоть какое-то представление о биологии, должно быть ясно, что большая часть наших предрасположений – врожденные, либо в том смысле, что мы рождаемся с ними (например, предрасположения дышать, глотать и т.п.), либо в том смысле, что в процессе взросления проявление этого предрасположения провоцируется (is elicited) окружающей средой (например, предрасположение освоить какой-то язык).

(6) Даже если мы забудем все про теории tabula rasa и предпо­ложим, что бадья при рождении наполовину полна или что она меняет свою структуру в процессе взросления, эта теория все равно будет только вводить в заблуждение. И это не только потому, что всякое субъективное знание диспозиционально, но в основном потому, что оно не является предрасположением, или диспозицией, ассоциативного типа (или типа условного рефлекса). Чтобы сформулировать мою позицию ясно и ради­кально, скажу: нет такой вещи, как ассоциация или условный рефлекс. Все рефлексы безусловны; рефлексы, которые считаются «условными», явля­ются результатом модификаций, частично или полностью устраняющих «фальстарты», то есть ошибки в процессе проб и ошибок.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.