Здавалка
Главная | Обратная связь

Знание в объективном смысле



 

Теория познания, основанная на здравом смысле, а вместе с ней и все – или почти все – философы вплоть до по крайней мере Больцано и Фреге принимали как данное, что существует только один род знания – знание, которым обладает некоторый знающий субъект, или субъект знания.

Я буду называть этого рода знание «субъективным знанием», не­взирая на тот факт, что, как мы увидим, подлинного ими неразбавленного (unadulterated) или чисто субъективного осознанного знания просто не суще­ствует.

Теория субъективного знания очень стара; свое явное выражение она впервые получила у Декарта: «познание (knowing) есть деятельность и предполагает существование познающего субъекта. Познает субъектив­ное “я”».

Я же хочу провести различие между двумя типами «знания (know­ledge)»: субъективным знанием (которое лучше было бы назвать организменным (organismic) знанием, поскольку оно состоит из предрасположе­ний организмов) и объективным знанием, или знанием в объективном смысле, которое состоит из логического содержания наших теорий, пред­положений и догадок (и, если нам угодно, из логического содержания нашего генетического кода).

Примерами объективного знания являются теории, опубликованные в журналах и книгах и хранящиеся в библиотеках, обсуждения этих теорий, трудности или проблемы, на которые было указано в связи с такими теориями, и т.д.

Мы можем назвать физический мир «миром 1», мир наших осознан­ных переживаний – «миром 2», а мир логического содержания книг, библиотек, компьютерной памяти и тому подобного – «миром 3».

Об этом мире 3 я могу высказать следующие тезисы:

(1) В мире 3 мы можем открыть новые проблемы, которые были там до того, как их открыли, и до того, как они были осознаны, то есть до того, как что-либо соответствующее им появилось в мире 2. Пример:мы открываем простые числа, и как следствие возникает проблема, является ли последовательность простых чисел бесконечной.

(2) Таким образом, мир 3 в некотором смысле автономен: в этом мире мы можем делать теоретические открытия подобно тому, как мы делаем географические открытия в мире 1.

(3) Основной тезис: наше осознанное субъективное знание (знание в мире 2) зависит от мира 3, то есть от теорий, сформулированных (хотя бы виртуально) на определенном языке. Пример:наше «непосред­ственное самоосознание (self-consciousness)», или наше «знание самих себя», которое очень важно, в значительной степени опираются на тео­рии из мира 3: на наши теории о нашем теле и о том, что оно продолжает существовать, когда мы засыпаем или теряем сознание; на наши теории времени (его линейности); на нашу теорию, что мы можем с большей или меньшей ясностью вызывать в памяти наши прошлые переживания, и так далее. С этими теориями связано наше ожидание того, что, заснув, мы проснемся. Я высказываю тезис, что полное осознание себя опирается на все эти (принадлежащие миру 3) теории, и что животные, хоть они и способны чувствовать, ощущать, помнить, то есть обладают созна­нием, все же не обладают полным осознанием себя, которое является одним из результатов возникновения человеческого языка и развития специфически человеческого мира 3.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.