Здавалка
Главная | Обратная связь

Лекция 1. Архивы и архивное дело в рабовладельческих государствах Древнего Востока

План:

· Введение в предмет

· Архивы в древних государствах Передней Азии

· Архивы в Древнем Египте

· Архивы в Древней Индии

· Архивы в Древнем Китае (эпохи рабовладения)

 

Литература:

Архивные курсы. История архивного дела классической древности в Западной Европе и на мусульманском Востоке. Пг., 1920.

Бржостовская, Н.В., Илизаров, Б.С. Архивное дело с древнейших времён до 1917 г.// Труды ВНИИДАД. Т.1,2. М., 1979.

Маяковский, И.Л. Архивы и архивное дело в иностранных государствах: Учеб.пособие. М., 1959. Вып.1: Архивы и архивное дело в рабовладельческих государствах в эпоху феодализма.

Старостин, Е.В., Чудиновский, В.А. Архивы и архивное дело в зарубежных странах: Вып.1. Свердловск,1991.

 

 

Введение в предмет.Помнить о прошлом, уметь использовать его в своих целях, осознавать себя неразрывным звеном в живой эволюционной цепи природы – жизненная потребность homo sapiens - разумного человека. Он всегда заботился о том, чтобы сохранить свои знания и передать их последующим поколениям. Если в силу разных причин человек, семья, род, племя и т. д. утрачивали связь с прошлым, то они теряли самостоятельность и уходили в безвестность.

В дописьменный период существовали специальные группы людей (касты жрецов, шаманов, гадателей и пр.), одной из основных забот которых было сохранение племенных обычаев, ритуальных обрядов, норм обычного права, мифов, легенд, сказаний, зачатков научных знаний. Архив их устной памяти был велик. Книги Ветхого завета, рассмотренные как исторический источник, показывают прекрасный образчик сведений, дошедших из этого периода. Но способ передачи информации, требовавший индивидуальных или групповых контактов, создавал массу неудобств, избежать которые человек всегда стремился.

Потребность в закреплении на материальных носителях сведений самого различного рода значительно усилилась в связи с началом имущественного расслоения, зарождения частной собственности и, как следствие, появление первых государственных образований. Формирующиеся государственные институты при усложнении управления не могли функционировать без документов. Место их хранения, т.е. архив, стало нераздельным спутником государственных учреждений и других общественных институтов. С этого периода, с конца IV – начала III тыс. до н.э., и ведёт свою родословную архив. С появлением документа как основного элемента управления и архива как места его хранения начинается собственно письменная история человечества.

Слово АРХИВ(греч. Archeion, лат. Archivum) греческого происхождения. Оно означало дворец правителя, присутственное место. Одновременно в Древней Греции и в Древнем Риме употреблялись и другие понятия: казна, ларь, ларец, эрарий(сокровищница), табулярий(от слова tabula - дощечка для письма) и др. После гибели Западной Римской империи слово архив надолго было забыто. В феодальной Европе в первые века прошлого тысячелетия для обозначения места хранения старых документов пользовались терминами: сокровищница, картулярий, хранилище грамот, сундук, ящик, шкафи др. И только в преддверии Нового времени в связи с быстрым развитием правительственного аппарата, расширением его функций понятие архив снова появляется в письменных документах и после этого уже не исчезает. Во французском языке оно вначале было мужского, затем женского рода и лишь в XVIII – начале XIX в. приняло окончательно множественное число. В Италии, Испании и России архив оставил за собою единственное число и мужской род, хотя параллельно в русском языке, начиная с XVIII в., употреблялся термин архива женского рода. Вместе с тем в отечественной архивной практике встречались и другие названия: казна, казёнка, письмохранилище, письменик, бумажница, письмосклад, архивный отдел, архивная канцелярияи др. В английской архивной практике словоArchives хотя и употреблялось, но ему предпочитали словоrecord.Соответственно Государственный архив Англии называется Record Public Office, в то время как в США в названии главного архивного правительственного учреждения – The National Archivea and Records Administration – слово архив было оставлено.

Попытки определить понятие архив наблюдались с момента появления литературы об архивах – в XVI – XVII вв., и это не случайно. В это время происходит ломка учреждений сословно-представительных монархий, чтобы уступить место бюрократическим институтам, соответствующим абсолютистским формам правления. Совершенствующаяся практика управления, отражая изменения в области публичного и частного права, выделилаархив из казны, а затем и канцелярии,а активное развитие книгопечатания окончательно развело понятия архивохранилище и книгохранилище.

Термин архиввсегда был многозначен. Под ним подразумевали как учреждение (или структурную часть организации), осуществляющее приём, хранение и использование документов, так и совокупность находящихся в публичном или частном распоряжении документов. Впоследствии содержание этого понятия расширилось. Оно стало включать и описания опубликованных сведений по тем или иным областям знаний – Архив социологии, Архив истории науки и техникии т.п. или о выдающихся деятелях – Архив К. Маркса и Ф. Энгельса. Нередко понятие архиввходило в название специальных печатных органов: Архив, Архивы, Красный архив, Исторический архив, Советские архивыи т.д.

Основная функция архива – хранение документов. Современное документоведение термин документопределяет в широком и узком смысле: в широком – это результат закрепления информации о предметах объективной действительности и о мыслительной деятельности человека посредством письма, графики, фотографии, звукозаписи или другим способом на любом носителе; и в узком смысле – деловая бумага, юридически подтверждающая какой-либо факт, событие или право на что-то. Документприобретает признак архивности тогда, когда поступает в архив (архивный документ). Таким образом, самим фактом помещения документа в архивохранилище признаётся его оперативная или историческая ценность. Архивным документом нередко также называют любой старый, древний письменный памятник, который не обязательно хранится вархиве, а может находится в личном пользовании, например, в собрании коллекционера.

Совокупностьдокументов,созданных в процессе деятельности организации или лица, образует документальный фонд. Документальный фондучреждения (лица) или его часть, принятые на государственное хранение и классифицированные с учётом исторических связей, составляют архивный фонд. Архивные фонды, таким образом, всегда соответствуют структуре сдавших их учреждений.

Архивным фондом называется документальный фонд или его часть, принятые на государственное хранение, либо сформированная в архиве обособлённая совокупность документов, исторически и логически связанных между собой. В СССР и большинстве социалистических стран она являлась учётной и классификационной единицей Государственного архивного фонда. В англоговорящих странах (Великобритания, США) в качестве классификационной единицы принята документальная группа, которая в целом соответствует понятию архивный фонд. Нередко документы, отложившиеся в результате деятельности двух или более фондообразователей, имеющих между собой исторически обусловленные связи (однородность функций, подчинённость, местонахождение, преемственность и т.д.), либо фондообразователей – лиц, связанных между собой родственными, профессиональными или другими отношениями, образуют объединённый архивный фонд. Уважение к фонду (принцип недробимости) – один из главных законов современного архивоведения. Нарушение его целостности рассматривается как профессиональное преступление архивиста.

Не всякий архивный комплекс, поступивший в хранилище, определяется как фонд. Архивному фонду, созданному исключительно с учётом его происхождения, противостоитколлекция. Коллекции хранятся главным образом не в архивах, а в библиотеках, музеях, в которых они классифицированы, исходя из целей использования, например, в алфавитном порядке, по именам или языкам и пр. В противовес классификации документов по происхождению (провениенцпринцип) существует классификация по предметам (пертиненцпринцип). Использование последнего способа расположения документов крайне редко встречается в архивах и применимо в основном к старым документам, фондовую принадлежность которых восстановить невозможно.

Хотя архивоведческая мысль возникла с появлением актового и приказного делопроизводства, её оформление в научную область знаний, научную дисциплину, создавшую свой понятийный аппарат, теорию и методику, следует отнести к концу XIX – началу XX в. Под наукой об архивах (архивистикой) учёные того времени (Е. Казанова и др.) понимали управление архивами (архивэкономия), «чистую» архивистику, изучающую основной комплекс вопросов, связанных с хранением документов, организацией архивов и их юридической природой. В последующие десятилетия наблюдалось сближение точек зрения на это основное понятие, и в настоящее время архивоведение рассматривается как научная и историческая дисциплина, изучающая историю и организацию архивного дела, теорию и методику работы архивов в области предархивного хранения, экспертизы ценности, классификации, фондирования, учёта, описания, обеспечения сохранности документов, научной организацией труда и экономики архивного дела. Являясь информационной дисциплиной, архивоведение вырабатывает оптимальные формы и методы обеспечения общества в практических и научных целях документной ретроспективной информацией. Архивоведение использует достижения смежных дисциплин, базовыми из которых являются: гражданская история, история государственных учреждений и общественных организаций, документоведение, источниковедение, информатика. Вместе с тем оно усваивает как теоретические, так и практические результаты наук: химии, физики, биологии, математики, кибернетики; вспомогательных исторических дисциплин – дипломатики, палеографии и др., приспосабливая их для решения своих задач.

Более широким собирательным понятием является понятие архивное дело,объединяющее историю архивного дела, теорию и методику работы архивов (архивоведение), отрасль государственного управления архивами и их сеть (государственная архивная служба), формы подготовки архивных работников (архивное образование).

Российские теоретико-методологические и организационные принципы архивного дела коренным образом отличаются от западных. Различия выявляются в структуре центральных и местных архивов, функциях и правах органов архивного управления, отношении к частным и личным архивам, теоретико-методологических принципах экспертизы ценности, описания и составления научно-справочного аппарата, но, главным образом, в организации использования документов. Опасность бюрократической узурпации национальных документальных богатств, хранящихся в архивах и библиотеках, реальна, как показал опыт развития СССР, и для других стран Восточной Европы.

Так называемая наука об архивах, составляющая часть архивного дела, прошла три этапа. Первый этап – зарождение и становление архивоведческой мысли нового времени (XVI – конец XVIII в.). Этот этап характеризуется появлением первых трактатов о регистратурах и архивах (Я. фон Рамминген, В. Бонифаций, А. Фрич, Г. Леббтлин, Я. Б. Мульц, Я. Венкер, И.С. Пюттер, Ф.Э. Шписс, К.Г. Гюнтер и др.). В это время господствуют ведомственные формы хранения и распространения документов (множественность, разобщённость, недоступность архивохранилищ).

Второй этап – развитие архивоведческой мысли после Великой французской буржуазной революции до конца XIX в. Он определяется распространением западных принципов организации архивного дела, появлением принципа публичности /,закон 7-го мессидора II года Республики (1794) /, оформлением архивоведения в полнокровную научную дисциплину (Г.А. Бахман, И.А.Егг, Ф.К. Броннер, Ш. Фижак, А. Бордье, Г. Ришу, Ф. Меэр, Ш. Ланглуа, Г. Хольтцингер, Н.В. Качалов, И.Е. Андреевский, А.П. Воронов), возникновением архивных школ. В это время в основном завершается создание сети центральных (национальных) и местных государственных исторических архивов и органов управления. Складывается специальная отрасль государственного управления.

Третий этап, начавшийся с рубежа XIX – XX вв., завершает оформление архивного дела в специальную отрасль государственного управления с национальной сетью центральных и местных архивов, с централизованными (Франция, Бельгия и др.) или децентрализованными (Швейцария, Англия, США и др.) формами управления. В этот период появляются фундаментальные труды по архивоведению (Л. Фейт, С. Мюллер, Р. Фруин, Х. Дженкинсон, Е. Казанова, Д.Я. Самоквасов и др.) . Создание профессиональных обществ архивистов, появление архивной периодики, зарождение международного архивного сотрудничества и другие факторы свидетельствуют о складывании национальных школ в архивоведении.

Октябрьская революция в Петрограде положила начало новому этапу развития архивного дела в России. Декрет В.И. Ленина от 1 июня 1918 г. О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСРзаложил организационные и правовые основы архивного строительства и, несомненно, как и опыт архивного развития в СССР, оказал влияние на правовые нормативные акты государств Восточной Европы.

В послевоенное время понятие архивное делозначительно расширилось за счёт интеграции в него функций делопроизводства и наступления информатики. Научно-техническая революция привела к созданию новых типов архивов (архивы на механографической основе и др.), поставив тем самым перед архивистами задачу широкого внедрения автоматизированных систем поиска документов.

Конечно, в теории каждый дошедший до нас документ отражает ту или иную сторону архивного дела, так как обязательно проходит через государственную, корпоративную или частную формы хранения. Но в свете сегодняшнего понимания границ архивного дела им является документ, в котором зафиксирована та или иная сторона деятельности архива или администрации по комплектованию, экспертизе, инвентаризации, классификации, описанию, каталогизации, составлению научно-справочного аппарата, использованию, организации подготовки архивистов и т.д.

Поскольку история архивного дела является частью всеобщей истории, к ней применимо деление источников на вещественные (предметы материальной культуры), этнографические (обычаи, нравы и т.п.), лингвистические, устные и письменные, кинофотофонодокументы и документы на механографической основе. Если источники первых двух групп имеют ограниченное значение для изучения истории архивного дела, то роль письменных источников с их огромным информационным багажом трудно переоценить. История архива начинается с истории документа, и в процессе развития письменной цивилизации человечества они взаимно обусловливали друг друга.

Письменные источники классифицируют по содержанию, происхождению, типам и видам. Выбор того или иного способа диктуется поставленными целями исследования. В изучении различных сторон истории и организации архивного дела, деятельности архивов наиболее широко распространена классификация по типам и видам источников, таких как, например, законодательно-правовые, распорядительные, нормативно-методические, плановые, отчётно-информационные, статистические и т.п. Главная их масса, получившая в литературе название исторические остатки,объединяется в группу делопроизводственных материалов. Историк архивов не может обойтись без анализа номенклатур, перечней паспортов архивов, дел фондов и различных видов справочников: описей, каталогов, обзоров, путеводителей и пр.

Вторая группа источников, названная условно исторические традиции (воспоминания, дневники, письма, творческие рукописи, документы биографического характера и др.), содержит меньший информационный потенциал. Профессионал-архивист, претендующий на роль доктора народной памяти, меньше всего заботился об увековечивании своей деятельности, оставляя о ней незначительные сведения. Только в XX в. положение изменилось к лучшему, и западноевропейская наука располагает в настоящее время значительными комплексами документов о жизни и деятельности выдающихся архивистов Ш. Ланглуа (Франция), Е. Казанова (Италия), Х. Дженкинсон (Англия), В.В. Максаков (СССР) и др.

Появление того или иного вида источника уже было своеобразным качественным скачком в эволюции архивов. Материальные остатки носителей письменности в виде глиняных, деревянных табличек, свинцовых, серебряных, медных, золотых пластин, надписей на коже, папирусе, тканях, костях животных, камне, листьях и коре деревьев и т.п. являются как вещественные памятники объектом изучения и археологии. И в изучении рабовладельческой формации, как и последующих эпох, архивисту всегда приходится работать совместно с представителями вспомогательных исторических дисциплин – дипломатики, сфрагистики, нумизматики, геральдики, палеографии и др. Только ли в объекте исследования выявляется специфика так называемого архивного источниковедения? Конечно, нет! Историк архивов обращает внимание на большие архивные группы (фонды, коллекции, архивы), так как для исторической науки чрезвычайно важно знать о всех перемещениях документов, которые когда-либо происходили в хранилище; насколько полно сохранился тот или иной архивный комплекс; какие материалы и по каким причинам были переданы или уничтожены? Знания о пробелах в документальной летописи страны также необходимы для верной реконструкции исторического прошлого, как и знания о наличии письменных свидетельств.

Не менее важна информация и о господствовавших в тот или иной период жизни общества формах документирования. Известно, например, что летописцы древности заносили в свои хроники факты, связанные скорее с нарушением мира (войны, народные бедствия, восстания и т.п.), чем с самим миром. Повседневная жизнь народных масс, формы труда, деятельность учреждений, обеспечивающих жизненность низовых ячеек общества и пр., их мало интересовали. Ярко выраженный классовый характер носит теория и практика проведения экспертизы ценности документов в западных странах. Правящая бюрократия внимательно следит, чтобы в архивы попадала нужная ей документация, освещающая её деятельность в выгодном свете.

Современный исследователь должен знать, что до XIX в. учреждения сохраняли практически всё. И экспертизу документов производили время и тлен. Предыдущий век открыл эру экспертизы, которая начала свои скромные опыты с ликвидации дублетной документации, завершив их к сегодняшнему дню уничтожением до 99% создаваемых ежегодно страной правительственных бумаг (Англия).

Ещё большие потери по сравнению с государственной документацией понесли частные архивы, архивы торговых и промышленных корпораций, фирм, церковных обществ. Здесь историку приходится буквально по крупицам восстанавливать историческое полотно. Положение началось меняться в послевоенное время, когда в ряде стран Запада стали создаваться архивы фирм (США – архивы фирм Форда, Рокфеллеров и др.) и к собиранию экономической документации приступили центральные государственные архивы ряда западных стран (Франция, ФРГ и др.). Однако эти запоздалые попытки не могут возместить больших потерь, понесённых экономической историей развитых западных стран.

Источники, хранящиеся в архивохранилищах отдельных стран, отражают не только национальную историю. Они сообщают множество сведений и по истории других государств. В этом смысле они являются неотъемлемой частью мировой документальной летописи.

В совокупности сохранившиеся источники и литература позволяют более или менее полно воссоздать развитие архивов и архивного дела в зарубежных странах, раскрыть их современную организацию и основные направления деятельности.

Архивы в древних государствах Передней Азии. Архивы, рассматриваемые как собрания документальных материалов и как учреждения, хранящие и использующие их в практических и научных целях, - являются одним из элементов государственности и культуры человеческого общества.

Государственность и культура возникают и изменяются в зависимости от изменений в способе производства.

Отсюда следует, что и архивы, как один из элементов государственности и культуры, необходимо изучать с изменением общественных и политических укладов, начав с того уклада, в котором возникли государство и письменность, т.е. с рабовладельческого. Из рабовладельческих государств древнего мира мы сосредоточим внимание на тех государствах, от которых дошло до нас более или менее крупное документальное наследство.

При изучении архивов древности мы сталкиваемся с разнообразными способами сохранения документальных материалов. Чтобы ориентироваться в этом разнообразии, необходимо выделить наиболее типичные способы, которые в своей совокупности дают нам картину процесса возникновения архивов, как хранилищ написанного.

В странах, богатых горными породами, или находившихся вблизи них, документы, в целях их сохранности, высекались на скалах. Такие документы называются скальными надписями и в целом составляли как-бы каменный неподвижный архив.

Затем для помещения написанного в местах поселения высекали четырёхгранные столбы (стелы) и на них вырезывали надписи. Появились надписи также на пьедесталах изваяний – культовых, надгробных и других.

Когда началось строительство крупных сооружений (храмов, дворцов, гробниц), стены, колонны, обелиски, пилоны и другие архитектурные украшения этих сооружений также покрывались надписями.

Наконец, надписями покрывалась и домашняя утварь.

Совокупность всех таких надписей можно назвать эпиграфическими документами, а места их скопления эпиграфическими архивами. Но уже в незапамятную пору письменные материалы стали храниться не под открытым небом, а в особых хранилищах. К созданию таких хранилищ приводил ряд обстоятельств: прочный камень, отсутствовавший в той или иной стране, приходилось заменять менее прочным писчим материалом, например, глиной, из которой изготовлялись таблетки, требовавшие, естественно, особого хранения; появились такие тексты, которые по хозяйственным, политическим, культовым соображениям, нуждались в хранении, гарантировавшем их тайну от постороннего взора; печальная судьба надписей, похищавшихся нападавшими на страну врагами, также стимулировала создание особых хранилищ; под угрозой восстаний рабов и союза с ними разорявшихся свободных людей рабовладельцы – властители создавали в своих дворцах и храмах крупные хранилища. Эти хранилища прошли в своём развитии несколько этапов.

Самые ранние сведения о существовании архивов как мест хранения документов связаны с теми регионами, где впервые в истории человечества произошло разделение общества на классы, возникло государство и появилась письменность, - с цивилизациями древнего Востока и античного мира. Особое место среди них занимает Передняя Азия, где археологическими раскопками были обнаружены многочисленные подлинные остатки древних архивов. Эти архивы часто называют архивами глиняных табличекпо характерному для них писчему материалу. Остатки таких архивов найдены на территории всех важнейших государственных образований древнего Двуречья: Шумера, Аккада, Вавилонии, Митанни, Ассирии, а также соседних с ними Мари и Элама и лежавших на периферии государства хеттов и государства Угарит. Глиняные пластинки, таблички, как распространённая форма документов характерны также для районов Эгейской и Микенской культур, находят их и в других местах.

Таблички, обнаруженные в Передней Азии, относятся к времени, охватывающему огромный исторический период с конца IV тыс. до н.э. Глина являлась наиболее распространённым, хотя и не единственным материалом для письма в этих местах. Имеются сведения об употреблении для документов таких материалов, как камень, кость, кожа, деревянные дощечки и др. Но глина в местных условиях оказалась вне конкуренции. Она использовалась как для важнейших документов длительного хранения, так и для текущих хозяйственных и учебных записей. Недостатком глиняных табличек была их хрупкость: они легко раскалывались при падении. Но они были огнестойкими и сохранялись в случае пожара. В условиях жаркого и сухого климата остатки архивов, уцелевшие в разрушенных и покинутых городах, погребённые в их развалинах, занесённых песками, пролежали в сохранности целые тысячелетия.

Текст наносился на таблички, когда глина была ещё сырой, при помощи заостренной палочки, оставлявшей клинообразные штрихи, лежавшие в основе письменности народов Месопотамии. Клинописный текст писался и читался сверху вниз и справа налево, но при работе на сырой глине рука пишущего затирала бы написанное, поэтому писцы приспособились держать пластинку под прямым углом и фактически писали слева направо и сверху вниз. Наиболее важные документы подвергались затем обжигу. При некоторых раскопках в помещениях, где, по-видимому, изготавливались документы, были обнаружены остатки печей, служивших для обжига. Формат табличек был весьма разнообразен. Сопоставляя различные данные, Э. Познер пришёл к выводу, что он колебался между размерами от 1 х 1 см до 30 х 30 см. Чтобы табличку было удобно брать в руки, её тыльная (нижняя) сторона имела вогнутые края.

Длинные тексты писались на нескольких табличках, составляя как бы книгу. Для важных документов и литературных текстов делались глиняныеконверты в форме шкатулки, часто на её крышку наносился текст документа или его начальные строки. Для удостоверения подлинности документы скреплялись оттиском цилиндрической печати с вогнутым или выпуклым рисунком.

Иногда документы, хранившиеся в архивах, имели на торцовой стороне или на полях обозначения, напоминающие шифр.

Способы хранения документов и оборудование архивов мало менялись на протяжении тысячелетий. Документы хранились обычно в небольших комнатах типа кладовых. Для размещения табличек и работы с ними служили кирпичные выступы вдоль стен, кирпичные лавки и деревянные полки. Таблички ставились на ребро или хранились в горизонтальном положении, возможно в связках. Для хранения документов служили и другие приспособления – кирпичные и глиняные ниши (наподобие шкафов), глиняные и деревянные ящики, корзины, глиняные сосуды. Последние часто употреблялись для хранения табличек, но были особенно удобны как вместилища для документов на мягких носителях – коже, ткани, папирусе – и в этом качестве существовали на Востоке ещё и в средние века. К корзинам и ящикам крепились глиняные ярлыки с надписями, указывавшими на характер хранимых документов. Иногда это были настоящие заголовки, включавшие наименование документа, лицо, которого документ касался, и дату его создания. Хранители табличек были знакомы и с приёмами описания письменных ценностей. Специалист по культуре древнего Шумера С. Крамер (США) рассказывает о старейшем каталоге, относящемся к этому периоду. В нём были перечислены литературные тексты, но подобные перечни могли составляться и на деловые документы. В упомянутом каталоге таблички перечислялись по первой строке текста. О систематизации документов в древних архивах говорить трудно, так как они сохранились лишь частично, и в основном в беспорядочном состоянии. Но наблюдения показывают, что в отдельные ящики и корзины подбирались документы, близкие по виду или содержанию; иногда исследователи говорят даже о подборках документов по одному вопросу. Ни один архив не дошёл до нас полностью. Во всех случаях сохранилась лишь часть документов, иногда очень небольшая. Много табличек дошло в разбитом виде, во фрагментах, осколках.

Известные до сих пор архивы древних государств в значительной части принадлежат к типу дворцовых (правительственных) архивов. По мере территориального роста и укрепления рабовладельческих государств росли и расширялись функции власти и управления, а вместе с тем росло количество документов.

В целом содержание дошедших до нас документов древнего Востока служит подтверждением известного высказывания Ф. Энгельса в письме к К. Марксу от 6 июня 1853 г.: Правительства на Востоке всегда имели только три ведомства: финансы (грабёж внутри страны), война (грабёж внутри страны и грабёж чужих стран) и общественные работы (забота о воспроизводстве). Подавляющее большинство документов прямо или косвенно касается одной из этих функций, учитывая, что, например, дипломатические документы так или иначе всегда были связаны с подготовкой или результатами войны.

Во дворцах царей хранились их указы и законы, судебники, договоры с другими государствами, внешнеполитическая переписка, доклады высших должностных лиц и военачальников, переписка с местными властями, царские анналы, переписи населения и т.п. При этом надо отметить, что документы политического характера среди найденных до сих пор сравнительно немногочисленны. Подавляющее большинство документов (по мнению Э. Познера, примерно 9/10) относится к экономическим вопросам. Это росписи доходов и расходов, описи царского имущества, военных трофеев, документация, относящаяся к ведению дворцового хозяйства, материалы, связанные со сбором податей с населения, с распределением людей на разные работы и т.п. Есть основания считать, что единого царского архива в государствах древнего Востока скорей всего не существовало, а хранение документов осуществлялось при тех службах и лицах, которые ведали отдельными вопросами государственного и дворцового управления. Это подтверждается тем, что в ряде случаев помещения, где хранились документы, разбросаны в разных частях дворцовых комплексов.

Архивы создавались и у царских наместников, управлявших отдельными территориями. В этих архивах важное место занимали распоряжения, полученные от верховной власти, и другие служебные документы, из которых многие относились также к экономическим вопросам, таким, как сбор налогов, организация принудительных работ и т.п.

Важную роль играли храмовые архивы, особенно в древнейшие времена; их значение определялось той ролью, которая принадлежала жречеству в жизни раннего классового общества. Жрецы владели тайнами письма и хранили свои книги в храмовых сокровищницах. Жречество стояло у колыбели древней государственности; глава государства был обычно первосвященником, а жрецы его ближайшими советниками. Они представляли собой наиболее образованную часть верхушки рабовладельческого общества, владели элементами научных знаний, являлись первыми истолкователями обычного права, которое носило сакральный характер; правовые нормы выдавались за волеизъявления богов. В архивах жрецов хранились документы, связанные с этими функциями: записи астрономических наблюдений, исчисления времени, погодные записи, юридические формулы, сведения по строительному искусству, врачеванию; сюда же помещались документы с текстами религиозно-мифологического содержания – предания, молитвы, заклинания, гимны, описания ритуалов, истолкования знамений и пророчеств.

В руках жречества скапливались огромные богатства. Распоряжение ими порождало документацию хозяйственно-финансового характера, которая хранилась в храмовых архивах. В них находились также списки жрецов и другие документы об их деятельности. С храмовыми архивами часто связаны были жреческие школы, где обучались молодые жрецы, а затем и писцы; в них документами пользовались как образцами; на основании их составлялись сборники формуляров, словари и комментарии.

В древних государствах не существовало чёткого разграничения между хранением деловых документов и размноженных литературных текстов, которые позднее собирались в библиотеках. Поэтому многие хранилища как храмовые, так и дворцовые носили смешанный характер. Мы можем условно обозначить их как архивы-библиотеки.

Самые ранние по происхождению остатки архивов и отдельные документы были обнаружены на территории Шумера, где появились первые известные науке государственные образования Двуречья. Они позволяют проследить, как со становлением классового общества и государства развивалась письменность, служившая государственным и религиозным целям и прежде всего организации труда подневольного населения.

Древнейшие документы, обнаруженные при раскопках шумерийских поселений, относятся к концу IV тыс. до н.э., когда ещё использовались системы письма, предшествующие клинописи. Так, в древнейших культурных слоях на территории города Киша были найдены глиняные таблички со знаками, напоминающими древнеиндийское письмо.

Основными местами хранения документов в Шумере были храмы, представлявшие собой наиболее укреплённые и безопасные пункты в городах. При неразвитости функций государственного, религиозного и экономического управления, храмы служили центрами хозяйственной и административной деятельности правящей верхушки. Наибольшее число сохранившихся документов относится к организации сельскохозяйственных и других работ и учёту полученных и расходуемых продуктов. Количество документов и их фрагментов, извлечённых при раскопках шумерийских городов, очень велико и в отдельных случаях достигает ста и даже двухсот тысяч.

К III тыс.до н.э. относится архив маленького храма в Джемдет – Наср, где обнаружено около 400 табличек и 100 фрагментов, содержащих хозяйственные, правовые, религиозные и экономические тексты и школьные упражнения. Документы хранились в глиняных ящиках с глиняными ярлыками и носили следы какой-то систематизации по хронологии и содержанию.

В исторической литературе широкую известность получил храмовый архив в г. Лагаше (ныне Телло), относящийся к периоду правления царя Урукагины (XXIV в. до н.э.), занимавший три подземных помещения, сооружённых в разное время; глиняные таблички, многие из них в футлярах, располагались на широких выступах вдоль стен и на кирпичных скамьях. Почти все сохранившиеся документы относятся к ведению храмового хозяйства и использованию подневольной рабочей силы, среди них было лишь несколько текстов религиозного содержания. Хозяйственных вопросов касаются и десятки тысяч табличек, дошедших до нас из других городов Шумера: храмовых архивов Шуруппака, Уммы, Ура, Ларсы, Киша и др. В них речь идёт о полевых работах, скотоводстве, работе корабельных, столярных и гончарных мастерских, об операциях с рабочей силой.

В древнейших храмовых архивах Шумера скапливалась документация, относившаяся не только к самому хозяйству храма и подчинённой ему территории, но и к существовавшим рядом с храмовыми общинным и частным хозяйствам, на что в своё время обратил внимание академик В.В. Струве, который на основании этого отождествлял храмовое хозяйство в широком смысле с территориальной общиной. Позднее И.М. Дьяконов пересмотрел взгляды В.В. Струве и установил, что отождествление храмовых хозяйств с общинными (или городами – государствами) основано на том, что только в этих крупных хозяйствах вёлся письменный учёт и только от них сохранились архивы.По-видимому, в родовых хозяйствах того времени письменного учёта не велось и архивов в них не существовало. Поэтому в храмовых архивах хранились и документы, относящиеся к общине в целом.

Сохранилось значительное количество документов, в которых зафиксированы сделки по купле – продажи земли, говорящие о наличии в древнем Двуречье частной собственности на землю и о практике составления соответствующих частноправовых актов. Первые документы такого рода появились уже около 3000 г. до н.э. Для лучшей сохранности их тексты были нанесены не на глиняные таблички, а на камни, кирпичи или глиняные предметы особой формы. Они происходят из тех же городов, где были найдены основные храмовые архивы – Лагаша, Ларсы, Шуруппака, Абада, Уммы, Ниппура, Киша и др. и хронологически параллельны храмовым архивам. Поэтому можно считать, что уже на заре классового общества появляются и первые частнохозяйственные архивы. Некоторые документы древнего Двуречья говорят о развитии товарно-денежных отношений и деятельности в этой сфере частных лиц – страницы из счетоводных книг купцов – подрядчиков, сотрудничавших с властями, списки товаров, цен, подсчёт оборотов и т.п., что позволяет предполагать наличие и у этих лиц частных хозяйственных архивов. Таким образом, из рассмотренных данных об архивах шумерийских городов-государств можно сделать вывод, что в древнейшие времена здесь зародилось два типа архивов – архивы храмов, являвшихся центрами хозяйственной и административной деятельности (по типу которых впоследствии складывались архивы правителей, царей и их наместников), и частнохозяйственные архивы. И.М. Дьяконов считает, что частные архивы выросли в основном из общинных.

О наличии в ранний период истории Шумера архивов правителей нам ничего не известно. Это можно объяснить тем, что правители (энеси, лугали) как главы государств появляются сравнительно поздно. Первоначально они избирались народным собранием на небольшой срок и их деятельность была тесно связана с выполнением жреческих обязанностей. Однако постепенно они захватывают всю административную и хозяйственную власть. Уже в период правления таких энеси и лугалей, как Лугальганда или Урукагина, храмовые и общинные хозяйства и связанные с их ведением делопроизводство и архивы фактически находились в руках правителей.

Существенные изменения происходят в период объединения бывших шумерийских городов – государств под гегемонией Аккада (XXIII – XXII вв. до н.э.), когда укрепилось политическое единство страны, была создана централизованная система правления, полностью захвачены царской администрацией храмовые хозяйства, проводилась активная внешняя политика. От этой эпохи до нас дошёл в подлиннике древнейший дипломатический документ – союзный договор царя Нарам – Суэна с эламским царём. В нём на староэламском языке было написано: Враг Нарам – Суэна – мой враг, друг Нарам – Суэна – мой друг.Можно предположить, что в эту эпоху при дворе царей Аккада складывался политический архив.

Но остатков архивов периода гегемонии Аккада известно пока немного. Наряду со скоплениями административных и хозяйственных документов следует отметить интересный образец архива – библиотеки. Это – хранилище храма Бела в г. Ниппуре (ныне деревня Нуффар), одном из важнейших религиозных центров Двуречья, обнаруженное при раскопках американскими археологами Гильпрехтом и Питерсом в 1889 г. Было вскрыто 80 кладовых общей площадью в 2,5 гектара, где находились таблички. Часть текстов относилась к административно-хозяйственным вопросам, но много было и текстов литературно-мифологического содержания. Рядом с помещением архива находилась жреческая школа, в которой при обучении письму и составлению документов образцами служили материалы архива.

Большое количество документов и надписей сохранилось от эпохи царей III династии Ура (XXII в. до н.э.), когда основой хозяйства стали огромные царские латифундии, требовавшие громоздкого аппарата управления – надсмотрщиков, счетоводов, контролёров и т.д. и сложной письменной системы финансового учёта, отчётности и контроля. Даже самая маленькая работа или расход обязательно фиксировались письменно и скреплялись двумя – тремя печатями должностных лиц. Наличие такой системы способствовало формированию хозяйственных архивов. Развитие ремесленного производства нашло отражение в документах, содержащих отчёты о продукции больших ремесленных мастерских, и отчёты складов, где хранились их изделия. Дальнейшее развитие получил центральный и местный государственный аппарат. Для ведения текущих дел в государстве царь назначал великого визиря (великого посланца), который ведал царской канцелярией. Территория государства была разбита на округа, управление которыми осуществляли назначенные царём чиновники.

Древневавилонское государство, объединившее под своей властью всё Двуречье (XVIII в. до н.э.), восприняло традиции делопроизводства и хранения документов, выработанные ранее. О храмовых архивах древней Вавилонии позволяет судить архив храма, посвящённого богу Шамашу в Сиппаре, обнаруженный при раскопках, осуществлённых в 1881 г. В архиве оказалось более 70 тысяч целых и разбитых табличек, по содержанию относящихся к управлению храмом и его хозяйством, а также другого рода материал, который по-разному трактовался учёными – либо как часть библиотеки, либо как учебные пособия жреческой школы.

Центр административного и хозяйственного управления в Вавилонии находился в резиденции царя. При дворе самого известного из них – Хаммурапи (XVIII в. до н.э.) существовала постоянная канцелярия со штатом писцов. Несомненно, во дворце царя находился и архив или даже несколько архивов с политическими, административными и хозяйственными документами. Следов этих архивов пока найти не удалось, и мы можем судить о них лишь по некоторым косвенным данным. Как известно, своим обширным государством Хаммурапи управлял через наместников, находившихся в крупных городах, с которыми царь вёл оживлённую деловую переписку. Поэтому чрезвычайно важное значение имело обнаружение архива наместника в Ларсе.

В архиве сохранились письма Хаммурапи, касающиеся управления краем, постройки и починки каналов, разбора споров между жителями. Одно из них интересно тем, что даёт представление о хранении и использовании частноправовых документов. В нём сказано: Синидиннаму скажи: так говорит Хаммурапи. Илишу купец сообщил мне: Я дал взаймы господину Синмаиру 30 кур зерна. У меня хранится табличка. По истечении срока я потребовал, но он не отдал мне зерна. Так он сообщил мне. Рассмотри его табличку и пусть Синмаиру уплатит проценты и долг купцу.

Отсутствие следов политического архива Хаммурапи несколько компенсируется сохранившимися остатками дворцового архива царей Мари, открытыми при раскопках, начатых по инициативе французского археолога А. Парро в 1933 – 1936 гг. и продолжавшихся позднее. В архиве было найдено около 40 тысяч табличек, относящихся к правлению современника Хаммурапи царя Зимрилима и его предшественника. Часть документов представляет собой дипломатическую переписку Зимрилима с Хаммурапи, в которой упоминаются политические и военные события того времени. Это один из немногих сохранившихся дипломатических архивов древности.

Остальные документы архива (а вернее архивов, так как были найдены в нескольких помещениях в разных частях дворца) касаются хозяйственных и финансовых вопросов с вкраплением текстов литературно-религиозного содержания. Эти находки позволяют также судить о судьбах архивов во время военных захватов и о значении, которое им придавалось. Известно, что впоследствии Хаммурапи напал на своего бывшего союзника и корреспондента Зимрилима и захватил его царство. При этом от внимания завоевателей не ушли и документы, хранившиеся во дворце. Они были рассмотрены и частично пересистематизированы для удобства использования, разложены по корзинам с ярлыками, где обозначено было содержание документов (например: с письмами слуг Зимрилима, а на обороте проставлены даты, соответствующие годам царствования Хаммурапи. При позднейших раскопках в Мари были найдены остатки более старого дворца, отнесённого к III тыс. до н.э., и там ещё около 300 табличек.

От эпохи Хаммурапи уцелел законодательный памятник, именно законы Хаммурапи, высеченные на столбе из чёрного камня, который был захвачен эламитами и вывезен из Сиппара в Сузы, где и открыт был французской экспедицией под руководством де-Моргана в 1901 г. и сохранились остатки ряда частнохозяйственных архивов, принадлежавших землевладельцам и купцам и находившихся в разных городах. Интересным примером могут служить архивы купцов города Каниша (Канеса), обнаруженные на территории современной Турции (в Кюль-Тепе) в конце прошлого века. Эти купцы составляли компанию, которая занималась международной торговлей. До нас дошли частная и официальная переписка купцов, отчёты торговых караванов, документы правовой практики того времени. Архивы охватывают деятельность трёх поколений. Для архивов купцы Каниша выделяли специальные помещения в своих домах, где документы размещались на полках в ящиках и глиняных сосудах.

К середине II тыс. до н.э. относится архив, обнаруженный при раскопках в нескольких километрах от современного Нузи-Ильган-Тепе (Турция). Было извлечено около 4 тыс. клинописных табличек, написанных на ассиро-вавилонском языке, но связанных с деятельностью хурритов – народа, создавшего около 1500 г. до н.э. мощное государственное образование – царство Митанни. Как считал советский исследователь О.В. Цкитишвили, древний город Нузи, где был найден архив, являлся административным центром государства Митанни. Архив Нузи в основном содержит документы экономического характера – фиксации сделок по купле – продаже рабов, документы о порабощении особой категории населения – хабиру, документы о продаже недвижимости, об обмене земельных участков, договоры о долговой кабале и т.д.

Часть правительственного архива государства хеттов сохранилась в развалинах его столицы – города Хаттуса (в 150 км к востоку от современной Анкары), раскопки которого были начаты Г. Винклером в 1906 г. Более 20 тысяч табличек и фрагментов, извлечённых археологами, представляют собой документы различного содержания: государственные договоры, письма и тронные речи царей, судебники, акты о раздаче земли вельможам, завещания, письма жрецов и частных лиц. Обнаружено немало текстов литературного содержания: царские анналы, отрывки эпоса о Гильгамеше, магические формулы. Поскольку таблички найдены в нескольких помещениях, не связанных между собой, учёные считают, что речь идёт не о едином дворцовом архиве, а о нескольких отдельных хранилищах, основанных с различными целями.

На территории Восточного Средиземноморья были открыты архивы государства Угарит, в районе арабского поселения Рас-Шамра. Раскопки там велись многие годы до и после II мировой войны. Архивы относятся к середине II тыс. до н.э. Во дворце царей Угарита находилось несколько хранилищ документов, связанных с разными дворцовыми службами и канцеляриями; документы в них хранились по отраслям их деятельности: дипломатическая переписка, учёт поступления податей, документы о внутренней и внешней торговле, о хозяйственном управлении отличным городом и судебной деятельности администрации; было даже нечто вроде нотариального архива, где хранились частноправовые акты, касающиеся операций с собственностью. Другой архив в Угарите принадлежал храму бога Ваала и включал наряду с административно-хозяйственными документами и перепиской сравнительно большую долю размноженных текстов религиозного и литературного характера.

Наука располагает обширными данными об архивах Ассирийского государства. Остатки царских архивов были найдены во всех четырёх городах, служивших резиденциями ассирийских владык: в Ашшуре, Дур-Шаррукине, Ниневии и Калахе (Кальху). Архив в Ашшуре относится к XV – XIII вв. В нём оказались донесения царю от военачальников и других лиц, древнейший ассирийский судебник. Кроме царского архива, в Ашшуре сохранились остатки архива – библиотеки местного храма, где находились многие тексты, впоследствии, видимо, забытые и не обнаруженные в более поздних собраниях.

Широко известна и много раз освещалась в литературе знаменитая библиотека Ашшурбанипала в Ниневии, одном из первых центров древневосточных цивилизаций, обнаруженных археологами, развалины которой находятся близ местечка Куюнджик (Турция). Раскопки её начал ещё в 1845 – 1854 гг. англичанин О.Г.Лейярд, а затем велись многими экспедициями. Британский музей является обладателем 20 тысяч табличек этого собрания. Хотя по количеству это отнюдь не самое большое из найденных хранилищ, оно чрезвычайно ценно по содержанию и послужило в своё время ключом к изучению культур Месопотамии и к расшифровке клинописного письма. Кроме надписей на стенах открытых им дворцов, на изваяниях, на чёрном обелиске дворца Салманасара II (IX в. до н.э.), Лейярд обнаружил во дворце Ашшурбанипала (VII в. до н.э.) часть архива-библиотеки, созданного этим ассирийским царём. Позднее Рассамом была найдена ещё часть этого хранилища в другом дворце Ашшурбанипала. Таблетки Ашшурбанипаловой библиотеки-архива были доставлены в Британский музей и оставались в нём неразобранными в течении двадцати лет. В 1872 г., служивший в музее гравёр Джордж Смит, научившись читать клинописные тексты, обнаружил при разборке таблеток этой библиотеки-архива, рассказ о потопе, близкий по содержанию к библейскому рассказу. Смит из текста увидел, что этот рассказ есть лишь часть обширной поэмы о Гильгамеше. Сделанный им об этой находке доклад в Обществе библейской археологии побудил английскую газету Дейли Телеграф к командировке Смита в Месопотамию для разыскания недостающих таблеток. Смит совершил три путешествия на Восток, результатом которых были находки новых таблеток Ашшурбанипаловой библиотеки-архива. Здесь преобладали литературные тексты, но вместе с ними находилось много деловых документов царской канцелярии, что свидетельствует о смешанном характере этого хранилища.

Писчим материалом служили глиняные таблетки, на которые особым заострённым грифелем из тростника наносились клинописные знаки, пока изготовленные таблетки ещё находились в мягком состоянии. После нанесения текста таблетки сушились на солнце или обжигались на огне. Края таблетки оставлялись для приложения печатей.

Пользуясь данными новейших открытий, Э. Познер приводит очень интересные сведения об архивах, обнаруженных на территории самой молодой из ассирийских столиц – Калаха (близ г. Нимруд) и относящихся к XII и VIII вв. до н.э. Архивы, находящиеся в разных помещениях дворца и в других зданиях, были связаны с деятельностью различных ведомств и должностных лиц. В них были политические документы, части земельного кадастра, документы суда и дворцового хозяйства, подсобные материалы жрецов, обслуживавших дворец (заклинания, гимны, молитвы, перечень благоприятных и несчастных дней) и т.п. В Калахе же сохранились остатки дома богатого чиновника, также имевшего свой архив.

После разгрома ассирийской державы и гибели её последнего царя Ашшурбанипала (625 г. до н.э.) вновь возрождается Вавилонское государство, достигшее расцвета при царе Навуходоносоре, но уже в 539 г. до н.э. захваченное персидским царём Киром. При Кире сохранилась прежняя административная система. Положение изменилось в период правления Дария I (522 – 486 гг. до н.э.). Стремясь преодолеть сепаратистские тенденции, он провёл административные реформы, в результате которых во всём государстве Ахеменидов, в том числе и в Вавилонии, была создана единая система управления провинциями. Персидская держава была разделена на сатрации, во главе которых стояли два наместника – военный и гражданский. Такая организация управления просуществовала до разгрома Персидской державы войсками Александра Македонского. Теперь дворцы сатрапов должны были стать центрами скопления военно-политической, административной, хозяйственной и другой документации, но пока историческая наука не располагает правительственными архивами нововавилонского и ахеменидского времени. Сохранившиеся же документы, а их в последнее время насчитывается около 10 тысяч, происходят из храмовых и частных архивов конца VII – начала VI в. до н.э. Они в основном были обнаружены в крупных городах – Вавилоне с предместьями, Уруке, Ниппуре, Барсиппе, Сиппаре, Персеполе, Сузах и др. Из храмовых архивов особенно интересны архивы храмов Эанна в Уруке и Эбабарра в Сиппаре. Их документы относятся к хозяйственной и торговой деятельности жречества.

Из частных архивов эпохи поздневавилонского и персидского царства особенно хорошо известны архивы торгово – ростовщических домов Эгиби и Мурашу. Большинство документов архива Эгиби были составлены и хранились в Вавилоне, где члены этого дома имели недвижимое имущество или занимались торговлей. Архив братьев Мурашу был найден в Ниппуре. Он помещался в одной комнате и насчитывает 730 табличек, большая часть которых очень хорошо сохранилась. Содержание этих документов в основном связано со спекуляциями земельной собственностью и откупами государственных налогов.

Архивы Эгиби и Мурашу позволяют проследить те изменения, которые произошли в области делопроизводства. Нововавилонское право, по-видимому, строго требовало письменной фиксации заключаемых сделок. Контракты составлялись профессиональными писцами в двух экземплярах и по определённому формуляру. Каждая из сторон получала по одному экземпляру. К документам прилагались печати свидетелей и контрагентов.

В нововавилонском государстве с большим интересом относились к своей истории, в храмовых школах изучали и переписывали древние произведения. Известно о существовании государственных, храмовых и частных библиотек. Интересно, что в период правления Набонида (VI в. до н.э.) во время раскопок фундаментов обвалившихся зданий были найдены и правильно прочитаны надписи III тыс. до н.э. Начиная с XII в. до н.э. в Вавилоне велись подробные хроники с изложением важнейших исторических событий. Это позволяет предполагать, что при их составлении использовались и документы архивов, служившие таким образом и в качестве исторических источников.

Пока ещё не обнаружены архивы древних торговых городов финикийского и сирийского побережья – Сидона, Тира, Халеба и др. Но можно надеяться, что и в этом районе археологов ещё ждут новые находки. Об этом говорит сообщение об открытии в 1975 г. экспедицией Римского университета следов исчезнувшего города Эблы (в 70 км от Халеба). Расцвет этого города – государства, современника и соперника Аккадского царства, приходится на XXIV – XXIII вв. до н.э. К тому же времени относится и архив Эблы, остатки которого сохранились среди развалин. Содержание его, судя по уже расшифрованным документам, перекликается с содержанием знакомых нам хранилищ шумеро – аккадской и вавилонской эпох (глиняные таблички с деловыми и культовыми текстами, копии поэмы о Гильгамеше, школьные упражнения и т.п.

Изучение древних архивов Передней Азии подтверждает мысль о том, что необходимость составления и хранения письменных документов возникает везде, где в результате разделения общества на классы появляются достаточно сложные формы организации хозяйства, законодательной и распорядительной деятельности государства, необходимость закрепления и охраны собственности и личного статуса представителей господствующего класса, идеологического обоснования и укрепления существующего строя.

Архивы в Древнем Египте.Переходя к вопросу об архивах Древнего Египта, мы прежде всего обнаружим, что в этой стране, где письмо возникло столь же давно как и в Двуречье, где писали очень много и где письменами покрыты сплошь стены храмов и внутренние стены гробниц, сохранилось, однако, очень мало остатков и следов древних архивов. Здесь отсутствовали те исключительные условия для естественной консервации архивов, какие образовались в занесённых сухими песками развалинах городов Передней Азии. К тому же чаще всего употреблявшиеся в Египте материалы для письма – кожа и особенно папирус – отличаются хрупкостью. Однако источники позволяют с известной степенью уверенности воспроизвести в основных чертах картину организации древнеегипетских архивов. Этому служат, кроме немногих сохранившихся остатков архивов, настенные тексты, нередко содержащие ссылки на место хранения и вид подлинников, откуда они взяты, или же описания и изображения учреждений, где они хранились, самих документов и чиновников – их составителей и хранителей.

Пожалуй, ни в одном древнем государстве знание грамоты и звание писца не было столь почётно и уважаемо, как в Египте. Уже одно то, что почти каждая крупная административная должность включала в своё наименование словописец говорит о многом. В различных сохранившихся папирусах, в надписях на стенах храмов, гробниц и пирамид то и дело читаем: писец документов, писец писем(секретарь фараона или иностранного царя), писец войска, царский писец – старший военачальник, царский писец – великий искусством врачевания, писец книги бога и др. На стенах мастаба (гробницы) сановника Кампера (Древнее царство, V династия) упоминается, что он занимал в течение своей жизни 27 должностей, из них 11 были связаны с ведением делопроизводства в той или иной области администрации или хозяйства и имели в своём названии слово писец.

Таким образом, в период Древнего царства (3000 – 2400 гг. до н.э.), по-видимому, существовала довольно разветвлённая система учреждений и должностей, которые были связаны с ведением письменного делопроизводства и при которых имелись канцелярии и хранились документы, т.е. в известном смысле были и архивы.

Важнейшими политическими и хозяйственными архивами страны были архивы фараонов, располагавшиеся во дворцах и содержавшие подлинники писем на имя царя и другие важные документы. Там же хранились подённые записи официальной жизни фараонов, на основе которых составлялись анналы. Дворцы фараонов наряду с храмами являлись центрами летописания. Это находит подтверждение в содержании наиболее ранней дошедшей до нас летописи эпохи Древнего царства, нанесённой на так называемый Палермский камень. В её тексте содержатся такие данные, как расчёты уровня воды в Ниле, кадастры земель, сведения о количестве золота и скота, переписи имущества для подоходного обложения, зафиксированы дарения фараонами земель и людей храмам. Как считает Е.В. Черезов, изучавший этот текст, Палермский каменьсвидетельствует, что в дворцовых канцеляриях тщательно регистрировались в особых книгах: приход и расход царской казны, а также дарственные грамоты фараонов. О том, как аккуратно вёлся учёт всех хозяйственных расходов в Египте, известно и из других источников. Так, Геродот, побывавший в Египте, писал, что на пирамиде Хеопса египетскими письменами было обозначено, сколько редьки, лука, чеснока съели рабочие. И как я очень хорошо помню,- замечает Геродот,- переводчик, который читал мне надпись, объяснил что на всё это было израсходовано 1600 талантов серебра. Это свидетельство (за исключением цифры расходов, которая оказалась очень заниженной), по мнению советских исследователей, основано на вполне реальном факте.

В ряде надписей сохранились указания на придворные хроники. Так, на стенах Карнакского храма были нанесены анналы Тутмоса III, автором которых был писец Ченена, всюду следовавший за фараоном в его походах и оставивший потомкам своё имя рядом с именем фараона со словами: Это я зафиксировал в письменном виде победы, которые он одержал над всеми странами, соответственно содеянному (им).

Возможность судить о характере дворцовых архивов фараонов Нового царства даёт изучение остатков известного Тель – Амарнского архива – архива фараона – реформатора Эхнатона (XIV в. до н.э.), в его дворце в новой столице Ахет-Атоне, развалины которого были обнаружены раскопками 1885 г. Сохранившаяся часть архива представляет собой преимущественно дипломатическую переписку, представленную входящими документами: глиняными табличками с письмами царей Вавилонии, Митанни, Ассирии, государств амореев и хеттов, правителей города Библа и др. Среди переписки встречаются отрывки переводов из вавилонской мифологии. Поскольку сохранилось сравнительно немного документов – примерно 300 табличек, находящихся ныне в музеях Каира, Берлина, Лондона, Оксфорда и других городов, очевидно, мы имеем дело только с частью архива, в котором могли храниться и документы иного рода, в том числе и на папирусе.

В то же время мы можем предположить, что если важнейшие дипломатические письма на имя фараона оставались у него во дворце, то текущее делопроизводство дипломатического ведомства складывалось в архиве этого учреждения. В одной из гробниц в окрестностях Фив сохранился цветной барельеф, изображающий человека, как считают, управляющего дипломатической канцелярией, в его служебном помещении, причём на заднем плане видны комнаты, заставленные сундуками, в которых лежат документы.

Известно также изображение в гробнице писца меморандумов Чаи, жившего во времена фараона Мернепта. На стене её изображена канцелярия, в которой Чаи работал при жизни. Всё здание в целом названо местом писем фараона. Здание разделено на несколько помещений, среди которых святилище бога Тота, по обе его стороны – ящики, предназначенные для хранения документов (надписи указывают: место писем). Перед святилищем изображено три параллельных помещения; в среднем из них – начальник, занятый работой, а в боковых – по пяти писцов; каждый держит на коленях папирус и пишет. У входа в канцелярию стоят два человека, у одного в руках сосуд с водой и соломенный жгут. Надпись содержит обращение к нему привратника: Брызгай воду и охлаждай помещение. Начальник сидит и пишет. Так довольно наглядно мы можем представить себе работу древнеегипетской канцелярии.

Крупнейший архив по внутреннему управлению страной складывался во дворце великого визиря (гати). Помимо знаменитых 40 коженых свитков законов, которые разворачивались перед лицом визиря во время разбора им дел, у него во дворце хранились: земельный кадастр и записи о пожалованиях земли, приходо-расходные книги казны, отчёты правителей номов. В связи с тем, что во дворце визиря утверждались завещания и другие важнейшие частноправовые акты, там складывались копии этих документов; к нему же поступали многочисленные просьбы и жалобы от населения, подававшиеся согласно правилам, в письменном виде. Есть основания полагать, что двор визиря являлся также одним из центров ведения официальной анналистики.

О существовании должности визиря в Египте известно уже со времён Древнего царства. Первоначально им мог быть только царевич. Но уже в начале Среднего царства визирем становится особо доверенный чиновник, который одновременно исполняет обязанности градоначальника столицы. Как уже говорилось, в его руках была сосредоточена административная и судебная власть. Для выполнения своих функций визирь располагал определённым административным аппаратом, который имел довольно чёткую структуру. Высшим учреждением, которым руководил визирь, был кенбет, находившийся в Фивах, а в период Нового царства, с появлением должности второго визиря, - и в Мемфисе (впоследствии перемещён в Перрамсес). На местах существовали кенбеты округов, городов и храмов. Членами кенбета были придворные фараона и жрецы. При каждом кенбете существовала канцелярия со штатом писцов. В задачи кенбета входило наблюдение за сбором податей, состоянием сети оросительных каналов, но самое главное – кенбет являлся высшей судебной инстанцией. При кенбетах существовали текущие архивы. Об этом говорит Инструкция визирю, которая, как полагают, была составлена в XVI – XV вв. до н.э. В ней описывается круг обязанностей визиря и порядок ведения им дел. Что же касается какого-либо документа, -гласит инструкция,- (относительно которого визирь) посылает (в) какой-либо зал, не относящегося к тайным, он будет доставлен ему с книгами надлежащих хранителей за печатями опрашиваемых, а надлежащие писцы (будут) позади них. Он развернёт его, и после того как посмотрит его, он будет доставлен на своё место, опечатанный печатью визиря. В инструкции также оговаривается, что если потребуется тайный документ, то его доставят не хранители, а специальный писец. Таким образом, можно предположить, что здесь мы имеем дело с древнейшим упоминанием официальной должности архивариуса (надлежащие хранители).Вполне возможно, что помимо текущего архива, при кенбете находился и архив, в котором хранились документы за прежние годы. В Назначении визиря,которое было составлено примерно в то же время, что и инструкция, в частности, подчёркивается: Что касается зала, в котором ты судишь, - есть в нём помещение с (рукописями всех прошлых) судоговорений. Сохранился кожаный свиток, который представляет собой часть описи документов, хранившихся в архиве Фиванского суда (упоминается 5 папирусов).

Подобного рода архивы в местных масштабах складывались у правителей номов.

Многочисленную и, возможно, самую древнюю по происхождению группу архивов Египта, составляли храмовые архивы, находившиеся в руках жречества. Это были хранилищ




©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.