Здавалка
Главная | Обратная связь

Лекция 2. Архивы и архивное дело в рабовладельческих государствах Древней Греции и Древнего Рима



План:

· Архивы древних государств Греции и Эгейского моря

· Архивы и архивное дело в Древнем Риме

 

Литература:

Архивные курсы. История архивного дела классической древности в Западной Европе и на мусульманском Востоке. Пг., 1920.

Бржостовская, Н.В. Архивы и архивное дело в зарубежных странах: Учеб. Пособие. М., 1971.

Бржостовская, Н.В., Илизаров, Б.С. Архивное дело с древнейших времён до 1917 г. //Труды ВНИИДАД. Т.1. М., 1979.

Маяковский, И.Л. Архивы и архивное дело в иностранных государствах: Учеб. Пособие. М., 1959. Вып.1: Архивы и архивное дело в рабовладельческих государствах в эпоху феодализма.

Старостин, Е.В., Чудиновский, В.А. Архивы и архивное дело в зарубежных странах: Вып.1. Свердловск.1991.

 

 

Архивы древних государств Греции и Эгейского моря.Сведения об архивах в Древней Греции пока ещё не дают возможности последовательно и связно восстановить историю их развития.

Наиболее наглядно представлена в этом смысле самая отдалённая от нас эпоха истории греко-эгейского мира – эпоха Крито-Микенской культуры. От неё сохранились значительные остатки архива так называемого дворца Миноса на о. Крит, обнаруженного при раскопках А. Эвансом в 1900 г. и позднее изученного М. нтрисом и Дж.Чэдвиком. Архив занимал два помещения во дворце, в которых находились глиняные таблички, сходные по форме и содержанию с документами хозяйственных архивов древнего Шумера. Позднее подобные, но меньшие по количеству скопления табличек хозяйственного содержания были найдены при раскопках Миноса и Микен. Однако при всей наглядности таблички не дают возможности судить об организации и принадлежности самих этих архивов.

История собственно греческих архивов и даже самый факт их существования вплоть до VII в. до н.э. ещё менее ясны. Сведения о политическом строе того времени и сохранившиеся эпиграфические памятники лишь создают почву для толкований и умозаключений. Можно предположить, что у греческих царей (василевсов) велись какие-то накопления документов, поскольку уже существовала письменность, но они не могли быть велики и хранились, по-видимому, вместе с казной. Вероятно, собраниями рукописей обладали храмы, которые, возможно, были самыми древними хранителями архивов. Не случайно в последующие столетия архивы городов-государств (полисов) и различных гражданских корпораций традиционно размещались в зданиях храмов.

По-видимому, довольно обширным архивом обладал храм Аполлона в Дельфах, являвшийся религиозным центром греческого мира. О содержании этого архива сообщает Платон в известном своём сочинении Государство, написанном в 60-70 гг. IV в. до н.э. Платон писал, что в Дельфийском храме Аполлона хранятся величайшие, прекраснейшие и первейшие законоположения… о постройке святилищ, жертвоприношениях и всём прочем, что касается почитания богов, гениев и героев; также о погребениях мёртвых, и о том, что надо выполнять, что- бы милостливо расположить к себе тех, кто находится там, в Аиде.Сохранились также известия, что притвор храма Аполлона был исписан надписями морально – этического содержания, авторство которых приписывалось древним мудрецам.

Дельфы были не только религиозным, но и в какой-то мере политическим центром эллинского мира.Предсказания давались по самым различным вопросам как частной, так и общественной жизни городов – государств. Поэтому дельфийское жречество стремилось следить за событиями и фиксировать их в особых записях. Так, Плутарх сообщал, что в дельфийских документах он нашёл сведения об афинских полководцах времён Солона.

В каждом крупном полисе велись свои летописи и анналы. Сохранились воспоминания о ведении погодных записей в древнейшую эпоху в Афинах, Спарте, в упоминавшихся ранее Дельфах, а также у мессенцев и критян. В качестве примера можно сослаться на свидетельство Тацита, который сообщал, что в период правления императора Тиберия была рассмотрена тяжба между лакедемонянами и мессенцами по поводу прав на владения храма Дианы Лимнатиды. Обе стороны в равной мере ссылались на исторические сочинения и свидетельства надписей, вырезанных на камне или на старинных бронзовых досках.

Первоначально подобные анналы велись жрецами, причём, как указывает известный французский историк Фюстель – де – Куланж, писались они втайне и тщательно оберегались как от чужеземцев, так и от собственных граждан. Однако довольно рано греческая историческая мысль начинает отделяться от чисто религиозной. На рубеже VII – VI вв. до н.э. в городах Ионии зарождается историческое повествование как жанр.

До нас практически не дошли сочинения первых греческих историков – логографов, но имена некоторых из них упоминает Дионисий Галикарнасский, живший в конце I в. до н.э. Одни из них, - сообщает Дионисий, - описывали эллинские дела, другие – варварские. Эти факты и события излагались ими не в тесной связи друг с другом, но отдельно для каждого народа или государства. Они преследовали всегда одну цель: собрать воедино все предания отдельно для каждого народа или государства, которые сохранились у местных жителей или были записаны в религиозных и светских книгах, ничего не добавляя к ним или убавляя от них.

Таким образом, сочинения логографов, и в гораздо большей степени произведения таких великих греческих историков, как Геродот, Фукидид и Полибий, были построены не только на устных и личных наблюдениях, но и на письменных источниках.

При изучении архивного дела в Древней Греции внимание прежде всего привлекает вопрос об организации делопроизводства и хранении документов в греческих полисах, являвшихся характерной формой государственной организации в этом регионе. Греческий полис, даже там, где господствовала рабовладельческая демократия, почти так же тщательно, как деспотические государства Древнего Востока, регламентировал жизнь свободных граждан. Законы, религиозные предписания, тщательно охраняемые традиции, а также сама демократическая система, обязывавшая большинство свободного мужского населения участвовать в управлении государством, - вот основные факторы, которые обусловливали жизнь отдельных граждан. Всё это требовало письменной фиксации положения каждого члена общества (в виде переписи населения, цензовых списков и т.п.), ведения чёткого делопроизводства в правительственных и судебных учреждениях, составления документов финансового характера и, разумеется, ответственного хранения документов для подтверждения прав государства и отдельных граждан и для целей управления.

Несомненно, архивы в той или иной форме существовали вовсех полисах, но исторические судьбы Греции не способствовали сохранению документов, писавшихся в основном на папирусе или .деревянных досках.

До нас дошли главным образом тексты, выгравированные на камне или металле. Таковы, например, законы города Гортины, найденные на Крите в 1884 г. Они были высечены на внутренней стене круглого здания, где, вероятно, происходили заседания суда. В своей основной части надпись относится к VI – V вв. до н.э., но включает законы и более раннего времени.

По – видимому, таким же способом были записаны и знаменитые законы Ликурга в Спарте, которые первоначально существовали в виде устных постановлений – ретр. Следует отметить одну довольно любопытную деталь: в ранний период греки, по-видимому, отрицательно относились к письменной фиксации законов, противопоставляя свободно принятые устные постановления демоса бюрократическим предписаниям восточных монархий. В этом сказывается определённый пережиток общинного строя.

Так, Эсхил вложил в уста правителя Аргоса слова, обращённые к посланцу Египта:

… Знай, незыблемо







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.