Здавалка
Главная | Обратная связь

Лекция 3. Архивы феодальных государств на территориях Европы и Азии

План:

· Архивы в Византии

· Архивы в раннефеодальных государствах Европы

· Архивы в странах Европы в период развитого феодализма (XII – XV вв.)

 

 

Литература:

Архивные курсы. История архивного дела классической древности в Западной Европе и на мусульманском Востоке. Пг., 1920.

Бржостовская, Н.В. Архивы и архивное дело в зарубежных странах: Учеб. пособие. М., 1971.

Бржостовская, Н.В., Илизаров, Б.С. Архивное дело с древнейших времён до 1917 г. // Труды ВНИИДАД. Т.1. М., 1979.

Маяковский, И.Л. Архивы и архивное дело в иностранных государствах: Учеб. пособие. М., 1959. Вып.1: Архивы и архивное дело в рабовладельческих государствах в эпоху феодализма.

Старостин, Е.В., Чудиновский, В.А. Архивы и архивное дело в зарубежных странах: Вып.1. Свердловск. 1991.

 

 

Средневековые архивы формировались в процессе становления и развития феодальных отношений. Классовый характер архивов определялся их принадлежностью классу феодалов. Типы складывающихся архивов отражали систему государственного и экономического устройства феодального общества. Их организация и состав материалов определялись функциями феодальных учреждений и особенностями делопроизводства. Последнее в свою очередь изменялось под влиянием развития культуры, оказывавшей непосредственное воздействие на способы хранения, описания и использования документов в архивах и на отношение к ним общества.

Однако делопроизводство и способы хранения государственных и частных документов, как и формы управления государством и хозяйством в феодальном обществе, возникли не на пустом месте, но явились непосредственным продолжением и переработкой традиций предшествующей эпохи. Возможность длительного использования опыта и образцов, выработанных в условиях рабовладельческого общества обществом феодальным, в значительной степени объясняется наличием многих сходных черт в историческом развитии двух формаций.

Много общего можно найти в их экономической базе: медленное развитие производительных сил, рутинная техника, преобладание ручного труда. Это сказывалось на характере хозяйственной документации: она очень редко рождалась и использовалась в процессе самого производства. Документировался его исходный момент ( наличие земли, сырья, рабочей силы, распределение обязанностей ) и его результаты. Много места занимали документы, связанные с учётом разного рода ценностей, документировался переход собственности из одних рук в другие. В обоих типах общества важнейшим видом собственности была земля; им было свойственно резкое разграничение социальных групп; важное место в жизни занимали разные формы личной зависимости. Это вело к тому, что особую роль в правительственных и частных архивах играли документы, подтверждающие права на землю и личный социальный статус. Управление завоёванными территориями, организация налогового обложения населения – всё это были области, в которых опыт рабовладельческих государств непосредственно применялся раннефеодальными государствами. В самом рабовладельческом обществе на поздних этапах его развития уже происходило разложение рабовладельческих и зарождение феодальных отношений, его государственная организация, право и другие элементы надстройки успели приспособиться к новым условиям. Некоторые элементы античного наследия могли быть использованы феодальным обществом не сразу, а лишь на сравнительно высоком этапе его развития. Это относится к ряду вопросов государственного, городского и частного права, связанных с документированием и хранением документов.

В жизни обоих типов общества огромную роль играли религия, духовенство и религиозные учреждения не только как идеологические организации, но и как важное звено хозяйственной и политической жизни. Так, христианская церковь в Европе в организации управления и делопроизводства опиралась на опыт римской бюрократии, но при этом подвергались влиянию развивавшегося феодального права.

Техника письма также была унаследована от древности и развивалась медленно, оставаясь почти неизменной на протяжении столетий; различия в использовании тех или иных материалов являлись следствием местных условий и зависели от цен. Ручная техника письма лимитировала количество письменной продукции

Явления преемственности в области управления, делопроизводства и хранения документов прослеживаются с большей или меньшей полнотой в различных историко-географических регионах. Они характерны для феодальных государств, сложившихся на развалинах Римской империи, в рамках которой существовало определённое единство в организации и работе административного аппарата. Оно было расшатано в последний период, но всё же составили общую основу, на которой выросла администрация новых государств. В Византии же прежнее развитие продолжалось без перерыва. Эта страна в организации управления и делопроизводства оставалась образцом для средневековых государств Европы. Другим районом, где были использованы позднеримские, древнеперсидские, а также византийские образцы, явились области арабских завоеваний. Административный опыт древних государств на территории Китая был использован в феодальных государствах дальневосточного региона.

Архивы в Византии.Давно уже принято считать, что Византия сыграла роль важнейшего промежуточного звена между культурой эллинистического мира и культурой средневековых государств Европы и Ближнего Востока. Раскинув свои владения на двух континентах, она вписала немало черт как западных, так и восточных культур. Византия является последним крупным рабовладельческим государственным образованием Средиземноморского региона и фактически первым государством феодального типа. История её имеет ряд совершенно своеобразных черт, которые не могли не отразиться как на формировании и функционировании государственных институтов в целом, так и на развитии делопроизводства и хранения документов в частности. Поэтому в интересующем нас аспекте Византию следует рассматривать отдельно от других феодальных государств Европы, тем более что в её состав входили территории, расположенные и на других континентах.

До нашего времени дошло очень мало подлинных документов и прямых источников, касающихся архивов Византии. Но это в известной мере компенсируется количеством косвенных данных, и в первую очередь сведений о системе государственных учреждений, каждое из которых составляло, получало и хранило документы.

Византия IV – V вв. была централизованной военно – бюрократической монархией. В её государственном строе сочетались традиции поздней Римской империи и восточной деспотии. В это время ещё полностью сохранялось диоклетиановско – константиновское административно – территориальное деление страны и организация управления. Вся страна была разделена на две префектуры – Восток (с центром в Константинополе) и Иллирик, объединявшая балканские земли (с центром в Фессалониках). Префектуры делились на диоцезы, а те в свою очередь – на провинции. К этому следует добавить административно выделенный диоцез – Египет, во главе которого стоял префект-августал, резиденция которого находилась в Александрии. Всего было 7 диоцезов и более 50 провинций.

Главой государства, осуществлявшим единодержавную власть, был василевс (император). Сенат к этому времени играл роль высшего судебного органа. Рядом с императором действовал консисторий (государственный совет), состоявший из узкого круга высших гражданских и военных чиновников, назначаемых императором. Центральное управление империей было сосредоточено во дворце. Начальник дворца и глава дворцовых служб – магистр оффиций – руководил всей внешней политикой государства. Он осуществлял приём послов через особый секрет (канцелярию) приёмов. Наряду с этим в его функции входил контроль за действиями дворцового и провинциального аппарата, который осуществлялся через начальников канцелярии – чиновников, непосредственно связанных с магистром оффиций. Последний ведал ещё и государственной почтой, контролировал работу государственных оружейных мастерских, инспектировал пограничные войска и т.д. Таким образом, функции магистра оффиций были чрезвычайно разнообразны, а документы, откладывавшиеся в его канцелярии и в подведомственных ему учреждениях, отражали разные, порой далеко отстоящие друг от друга вопросы государственного управления.

Другим крупнейшим чиновником Византии был квестор священного дворца. Он являлся главным юристом и судьёй страны, а потому ведал составлением и рассылкой императорских указов. В его подчинении находился штат нотариев и переписчиков, занимавшихся юридическим оформлением и снятием копий с различных законодательных и распорядительных документов. Возможно, что часть законодательных материалов, утративших свою актуальность, хранилась не только в секрете квестора священного дворца, но и в здании консистория.

К центральному административному аппарату следует отнести также многочисленные финансовые учреждения, во главе которых стояли два комита финансов. Один из них распоряжался казной и хранившейся в ней налоговой документацией. Второй – ведал сбором доходов с частных и коронных имуществ.

Непосредственно дворцовым хозяйством занималось ведомство императорских покоев, располагавшее многочисленным штатом евнухов во главе с особым чиновником – препозитом.

Во главе гражданского управления стояли два префекта претория. Они руководили общим управлением диоцезов и провинций, назначали и смещали викариев (правителей диоцезов), ведали государственным строительством, набором рекрутов, осуществляли надзор за торговлей, сбором податей, выплатой жалования чиновникам диоцезов, распоряжались казной и архивом префектуры, в котором скапливалась документация главным образом фискального характера.

До административных реформ Юстиниана I гражданская и военная власть на местах были разделены. Викарии располагали в основном контрольно – судебными функциями, а также вели надзор за деятельностью правителей провинций. Последние обладали почти неограниченными правами по отношению к своим городам и территориям. Дважды в год правитель провинции составлял очень подробный отчёт о состоянии дел. Правители провинций имели в своём распоряжении большой штат чиновников, которые работали в нескольких секретах. Всего же в это время, по подсчётам исследователей, в префектурах Востока и Иллирика служило не менее 10 тыс. чиновников.

В VII – VIII вв. Византия испытывала серьёзные трудности политического и экономического характера, вызванные многочисленными вторжениями соседних народов и внутренними противоречиями. В этот период в Византии появляются различные феодальные институты (в частности, община), происходит значительная аграризация страны, сокращается торговля и т. д. Но старый государственный аппарат империи, приспосабливаясь к новым условиям, продолжал действовать и превращался в самостоятельную силу, несмотря на довольно запутанную организационную структуру и ведомственный параллелизм. В этот период центральное управление сосредоточилось в учреждениях, носивших знакомое название – секреты. Важнейшим из них был секрет протоасикрата, выполнявший функции канцелярии императора. В нём работало самое большое количество чиновников. Там был и протонотарий, передававший императору донесения, и начальник жалоб, подготовлявший судебные решения, и каниклий – хранитель императорской чернильницы с особыми пурпурными чернилами, употреблявшимися при оформлении самых важных документов. К этому ведомству относился и мистик – личный секретарь василевса.

В распоряжении этих лиц находилось много мелких чиновников, секретарей, писцов. Они назывались: нотарии, малые нотарии, диаллекты, меситы, листографы, фесмографы, царские нотарии, хартулярии (важнейшей функцией которых было хранение документов) и т.д.

Когда василевс отправлялся в поход, его канцелярия следовала за ним. В состав походного секрета входили, по-видимому, только самые необходимые лица. Когда император Ромаи Диоген направился в один из своих походов против турок, он взял с собой начальника секрета, чиновника, ведавшего царскими грамотами – либеллисия, и чиновника, принимавшего прошения и жалобы на имя василевса. На основании этого списка в какой-то мере можно судить и о характере документации, находившейся в его походной канцелярии.Впрочем, особые условия войны иногда заставляли помазанника божьего хранить наиболее важные документы за пазухой. Свидетельство об этом нам оставил секретарь императора Иоанна Комнина Иоанн Киннам (середина XII в.).

Другим важным секретом Византии был секрет логофета дрома. Эта должность появилась с середины XIII в. Функции логофета были практически те же, что в своё время у магистра оффиций. Все остальные секреты имели отношение в основном к фиску. Главным налоговым ведомством был геникон, где занимались составлением налоговых списков. Отдельно от него существовали различные казначейства: секрет логофета стратиотской казны ведал финансами отпускаемыми на содержание армии и флота, другой секрет ведал личной императорской казной и т.д. Имуществом императорской семьи ведала особая администрация доменов. В середине IX в. это ведомство было раздроблено на ряд самостоятельных секретов.

В Византии получил большое распространение особый тип монастырей, которые назывались (в отличие от патриарших) царскими за то что их основателями были, как правило, сами василевсы. Ведал этими монастырями, а также различными благотворительными заведениями секрет монастырской экономии.

Контролировал работу всех многочисленных финансовых учреждений секрет великого сакеллария. В каждом ведомстве сакелларий имел собственного нотария, который наблюдал за состоянием дел.

Наконец, следует упомянуть ведомство, которое было возобновлено Константином I Мономахом – секрет частного права. В этот секрет,- как сообщаетАтталиат, - судьи провинций направляли письменные отчёты о сделанном и складывали в нём копии протоколов по причине подозрения в искажении.Во главе этого ведомства стоял чиновник, чья должность соответствовала более ранней должности номофилака – хранителя законов.

Многие вопросы организации делопроизводства, составления, использования и хранения документов рассматриваются в законодательных памятниках Византии и прежде всего в кодексах Феодосия и Юстиниана. При этом сама огромная по масштабам работа, связанная с составлением кодексов, указывает на богатство византийских архивов и библиотек, откуда черпались источники.

Для законодательных и других документов, исходивших от императора, был выработан определённый формуляр. В зависимости от важности императорские грамоты позднего времени делятся на два типа: простагмы (упрощённый тип) и хрисовулы (жалованные грамоты).Грамоты типа простагм отличались тем, что при их составлении применялась упрощённая датировка, которая состояла из указания месяца и индикта (периода в 15 лет). Эта датировка обозначалась лично императором киноварными чернилами и заменяла собой императорскую подпись. При составлении хрисовула применялась полная датировка, особая заключительная формула и подпись императора с титулами.

Что касается канцелярий других учреждений, то, согласно А.П. Каждану, каждая крупная канцелярия Византии вырабатывала свои методы работы и формуляр, который со временем менялся.

Современным исследователям известны многие виды документов, изготовлявшихся императорской канцелярией, при которой, по-видимому, и хранилась основная законодательно-распорядительная документация. Среди них находились: 1. Документы законодательного характера, направляемые в Сенат: послания к народу, а также законы, дополнения и изменения к ним (новеллы) и т.д.; 2. Документы, издававшиеся по конкретным случаям, возникшим в связи с запросами с мест. Эти решения императора имели различную форму в зависимости от того, какого характера были запросы – гражданско-правовые, церковно-правовые, фискальные и т.д.; 3. Внешнеполитические акты – различные договоры, письма к иностранным правителям, верительные грамоты послам. Поскольку византийские императоры рассматривали дипломатический договор как акт милости иноземному государю, то эти договора носили форму хрисовула. Только с середины XIII в. это положение было изменено; 4. Документы административного характера, указы о пожаловании звания, о назначении на должность; 5. С конца IX в. широкое распространение получил особо торжественный тип жалованной грамоты, снабжавшейся золотой печатью.

Тщательная регламентация деятельности бюрократического аппарата, а также повседневной жизни различных слоёв общества привела к тому, что буквально каждое более или менее важное событие требовало письменного оформления. В этих условиях копии документов играли очень существенную роль. Они изготовлялись при составлении завещаний, брачных контрактов, при заключении различных частных сделок, представлялись в суд, сборщику налогов (в качестве доказательства об уплате), при пожаловании привилегий и т.д.

Несмотря на то что византийское делопроизводство разработало систему особых знаков, которые сохранялись в глубокой тайне, подделка документов была весьма распространённым явлением. По древнеримским законам за подлог документов полагалось очень серьёзное наказание. Эти законоположения, хотя и не в столь суровом виде, перешли и в византийское законодательство. Не случайно предостерегал Кекавмен, византийский писатель и полководец XI в., хорошо знавший порядки и нравы высшей бюрократии: Не возмечтай ради подарка или из расположения изготовлять императорский сигиллий или питтакий вопреки приказу и позволению. Иначе потеряешь не только честь, но и имущество. Впрочем, и сами императоры не брезговали подделкой документов. Один из них – Михаил V Калафат, используя подложную грамоту, сумел овладеть престолом (середина XI в.).

Начиная с VII в. в управлении провинциями стала складываться новая, так называемая фемная система. Управление фемой (округом) было военизировано. Во главе её стоял стратиг, который ведал судом, администрацией и распределением податей между городами. Фемы делились на более мелкие административно-территориальные единицы – турмы во главе с турмархами. Как стратиги, так и турмархи имели свои канцелярии, в которых работали чиновники, чьи должности носили те же названия, что и должности служащих центральных учреждений. Среди них были, в частности, хартулярии и фемные нотарии. Первые являлись не только хранителями документов, но и фактическими начальниками канцелярий и, кроме того, имели в своём подчинении вооружённый отряд.

Фема была как военно-административным, так и судебно-податным округом. Сюда выезжали из центрального налогового ведомства столичные чиновники для составления налоговых списков и взимания податей. В Византии существовала подушно-поземельная подать. Её распределение и взимание порождали разнообразную налоговую документацию. В конце старого – начале нового индикта составлялись писцовые книги. Их типы сложились в Византии в IV – V вв. и почти в неизменном виде просуществовали до конца империи. В местной писцовой книге, которая хранилась в городском архиве, был представлен каждый плательщик и каждый участок с указанием всех статей обложения. В свою очередь каждый человек, плативший подать, получал копию с относящихся к нему статей и квитанцию об уплате им подати. Для округа составлялся свой окладной лист, где в обобщённом виде указывались размеры поступлений и расходов. Примером может служить окладной лист города Александрии, найденный в архиве при Юстиниане. Центральное податное управление ограничивалось составлением кодексов, в которых указывалось общее число тягол по округам. Там же составлялись и хранились податные списки, которые выдавались правителям фем и затем возвращались ими с отметками об уплате податей.

Значительную по объёму документацию порождало управление так называемыми имперскими имениями, находившимися в ведении особой администрации. Их земли и угодья описывались в отдельных писцовых книгах.

В 1073 г. император Михаил Дука приказал передать одно из имений ведомства богоугодных заведений своему родственнику Андронику. Выполняя приказ, начальник секрета богоугодных заведений Востока выехал в местечко Варис, где находилось имение. Там он получил от прокуратора местного округа писцовую книгу, которая являлась точной копией книги, хранившейся в центре, и на основании данных, указанных в ней, составил две описи имущества передаваемого имения. Одну из них, подписанную и скреплённую печатью, он отправил в центральный секрет, другую – передал новому владельцу. В Патмосской писцовой книге содержится подробное описание хозяйства Варис, его доходы, перечислены приписанные к нему участки, границы соседних имений.

Свои архивы имели органы городского самоуправления – курии, хотя их античные традиции уже пришли в упадок и роль курий свелась в основном к фискальным и отчасти судебным функциям.

Будучи столицей империи и самым крупным городом страны, Константинополь имел некоторые особенности в управлении. К середине IV в. во главе столичной администрации находился эпарх, заменивший префекта претория римской эпохи. В его задачу входила охрана василевса и городской знати от гнева народных масс. Для успешного выполнения этой задачи он имел в своём распоряжении большой штат чиновников, вооружённый отряд, городские тюрьмы, ведал казнями и т.д. Другая область его деятельности – контроль за доставкой в город продуктов питания. Но важнейшей функцией эпарха была судебная. В качестве судьи он рассматривал дела ремесленников и торговцев города, поскольку в его обязанности входила охрана частной собственности и нерушимости обязательств и соглашений.

Все вопросы, поступавшие на его рассмотрение, должны были подаваться только в письменном виде. Это было связано с особенностями византийского судопроизводства, в основе которого лежал так называемый либеллярный процесс: все стадии судебного разбирательства оформлялись в письменном виде от прошения истца и возражения ответчика до приговора и сообщения о приведении его в исполнение. Византийские юристы вообще были твёрдо убеждены, что письменные показания надёжнее устных, а надёжность доказательства ставилась в прямую зависимость от социальной принадлежности свидетеля.

Особенности либеллярного судебного разбирательства дали дальнейший толчок и развитию нотариальной системы византийского государства. Это было связано и с тем, что, согласно закону, большую часть документов нельзя было оформить собственноручно, даже если человек хорошо знал грамоту. Этим должны были заниматься специально обученные чиновники: номики (квалифицированные писцы), нотарии, симболайографы (по иной транскрипции – символографы), табелионы и, наконец, табулярии. В раннюю эпоху между этими должностными лицами существовали серьёзные различия (в частности, табулярий являлся официально доверенным лицом), но со временем все они стали выполнять функции обычных нотариев.

Среди городских ремесленных корпораций Константинополя в X в. существовала и корпорация городских табуляриев, подчинявшаяся непосредственно эпарху. Чтобы стать её членом, надо было выдержать экзамен и пройти обряд посвящения. В составе её числилось 23 члена, каждый из которых обслуживал по одному городскому району. Главой корпорации был примикерий, который одновременно выполнял и функции судьи первой инстанции для подчинённых. За нарушение правил корпорации табулярий мог подвергнуться наказанию плетьми и острижением бороды и волос на голове. Подобные корпорации существовали, очевидно, и в других городах империи. Члены их обслуживали частных лиц.

Должности табуляриев и нотариев предусматривались и в государственных учреждениях и при патриаршем дворе.

Но на самом деле должностей, связанных с оформлением и хранением документов, было гораздо больше. Например, в источниках упоминается множество служб, во главе которых стояли картулярии. Среди них были уже упоминавшиеся хартулярии фемы, хартулярии тагмы, императорских конюшен, города, флота, провинций, великой церкви и др.

Как справедливо считает И.П. Медведев, термин хартулярий с течением времени значительно эволюционировал, утрачивая своё первоначальное значение – хранитель документов. Всё чаще наименование хартулярия получал крупный чиновник, возглавлявший всё письменное делопроизводство в том или ином учреждении. Должность хартулярия считалась очень доходной и достаточно почётной, и, чтобы получить её, необходимо было внести в казну значительную сумму денег. Наряду с ними в Византии существовали чиновники, в задачу которых входило только хранение документов. В одной из грамот императора Алексея I Комнина говорится об обязанностях хартофилака в основном как хранителя документов. Поскольку в Византии перечисленные чиновники не имели ясно оговорённых функций, значение терминов былоразмыто по сравнению с римской терминологией: хартулярии, хартофилаки и отчасти табулярии одновременно выполняли функции хранителей документов.

По-видимому, в Византии не было специально организованных хранилищ документов ретроспективного характера. Скорее всего они собирались в тех же учреждениях, куда поступали. Хранились они в различных ларях, сундуках, ящиках и даже сосудах. В ранней империи ещё продолжали преобладать документы в виде папирусных и пергаментных свитков. В более позднее время документы, написанные уже в основном на пергаменте или на бумаге, брошюровались в виде книг, которые носили название кодексов. В кодексы обычно собирали судебную, финансовую и отчётную документацию. Поскольку рукописную книгу нельзя отличить от сборника деловых документов, то они, по-видимому, хранились вместе. Во всяком случае в некоторых дошедших до нас библиотечных описях значатся наряду с книгами и отдельные листы, видимо, документы.

В целом рукописное наследие византийцы старались сохранять очень бережно. Свидетельством тому могут служить следующие два примера.

Византийский историк Еваргий сообщает, что император Афанасий, войдя на престол, решил из политических соображений упразднить один из древних видов подати – хрисаргир. Для этой цели он приказал собрать все податные документы, хранившиеся в центральных канцеляриях, и сжечь. Приказание выполнили. Однако вскоре выяснилось, что при желании подать можно восстановить по имевшимся на местах копиям. Поэтому император приказал отрядить специальных чиновников, которые должны были изъять все оставшиеся документы. Те выполнили задание, хотя, по их утверждениям, собрать бумаги стоило им больших трудов. Они клятвенно заверяли василевства, что в целом государстве не осталось больше ни одной копии. Тогда император, по словам историка, принесённые бумаги немедленно предал большому огню и пепел приказал бросить в воду, желая совсем истребить упомянутое дело так, чтобы от него не оставалось ни золы, ни пепла, никаких следов преданного огню делопроизводства.

Второй пример относится к более позднему времени. В X в. император Константин Парфирородный решил выяснить, с какого времени стало складываться фемное управление государством. Розыски показали, что начало фемного устройства следует отнести ко времени правления императора Ираклия, т.е. к VII в. Таким образом, в центральных учреждениях хранилась документация по крайней мере 300 – летней давности, хотя мы пока не знаем, была ли она отделена от текущей документации действующих учреждений или нет.

Архивы церкви.При характеристике архивного дела Византии следует сказать несколько слов об организации хранения документов в церковных учреждениях. Основой церковной организации были епископии, а впоследствии и патриаршество. С V в. константинопольский патриарх был признан вторым главой церкви после папы римского. Административная организация патриаршеств во многом копировала императорскую. При патриархе, помимо синода (являвшегося высшей административной и судебной инстанцией), имелось несколько секретов, среди которых важнейшим был секрет хартофилака, выполнявшего функции патриаршего канцлера и помощника. В его ведении находились деловые документы и переписка, он докладывал дела в патриаршем суде, а в отсутствие главы церкви занимал председательское место. Наряду с этим он являлся главным хранителем патриаршего архива. В своём подчинении хартофилак имел большой штат писцов и нотариев.

В архивах патриархии хранились документы по крайней мере за несколько десятилетий. Так, в 1071 г., когда константинопольский патриарх приказал провести расследование о порядке передачи церковных земель в аренду частным лицам, выяснилось, что подобные вопросы уже решались ещё полвека назад, о чём говорили документы, найденные в патриаршем архиве.

Во времена средневековья Византия славилась большим количеством самых разнообразных монастырей. Там были царские монастыри, ставропигиальные (патриаршие), епархиальные, частные, общинные, независимые. Многие монастырские хозяйства являлись крупными земельными собственниками, и их хозяйственная жизнь нашла своё отражение в частично сохранившихся остатках монастырских архивов.

Наконец, следует остановиться на положении частных архивов. Несомненно, число их было очень велико и масштабы во многих случаях весьма значительны, доказательством чему служат наличие крупного землевладения и высокий уровень развития товарно-денежных отношений в Византии. Управление крупными состояниями по-прежнему требовало ведения письменного делопроизводства, хотя существо управления, а следовательно и его документирование, менялись в результате перехода от рабовладения к феодальным формам эксплуатации.

К сожалению, до нас дошло очень мало конкретных сведений, а тем более непосредственных документов, относящихся к частным архивам. Так, известен архив одного из крупных арендаторов императорских имений – Апиона. Из найденных папирусов удалось выяснить, что Апион так притеснял колонов своего имения, что они не выдержали и бежали в хозяйство, управляющееся непосредственно императорской администрацией, где, по-видимому, положение их было несколько легче.

На территории Египта сохранились некоторые личные архивы византийского времени. Там найдены архивы богатых собственников Исаидора, Сакаона, Феофана, Авиннея и др. Один из самых значительных – архив Авиннея был обнаружен в 1891 – 1892 гг. в Филадельфии. Среди текстов, относящихся к середине IV в., две книги на латинском языке и 80 написанных по-гречески писем, завещаний, договоров об имущественных сделках, финансовых отчётов. Содержание документов раскрывает частную жизнь их владельца и его деятельность в качестве начальника гарнизона Дионисиады.

Таким образом, Византия в организации управления, делопроизводства и практике хранения документов непосредственно продолжала традиции поздней Римской империи. Обе они являют определённый контраст античному полису с его чёткой и простой концепцией единого архива. Для Византии, как и для других феодальных государств со сложной бюрократической системой, была характерна множественность и разобщённость ведомственных архивов. Проследить отражение в организации хранения документов общего процесса перерастания позднерабовладельческого государства в феодальное, не представляется возможным (не считая изменений в самом составе учреждений, при которых хранились их документы). Остаётся не вполне ясной степень отделения архивов от текущего делопроизводства канцелярий, хотя наличие должностей хартофилаков говорит о понимании особой функции хранения документов.

О судьбе византийских архивов уже говорилось выше. Они гибли, как и в другие эпохи, в результате стихийных бедствий, народных восстаний, религиозных и политических движений. Например, в 1042 г. в Константинополе восставшие горожане ворвались в помещение императорской казны и уничтожили находившиеся там податные документы. Немало книг и документов погибло в результате иконоборческого движения в VIII в. Особенно массовый характер носило уничтожение архивов в периоды военных катастроф, ознаменовавших последние века империи. Почти всё, что не было уничтожено во время арабских завоеваний, нашествие крестоносцев и норманнов, походов славянских племён, было обращено в прах в результате турецкого вторжения. Но эти же народы-завоеватели оказались и наследниками византийской культуры. В той или иной форме они восприняли элементы государственного управления, выработанные в византийских канцеляриях навыки делопроизводства и хранения документов.

Архивы в раннефеодальных государствах Европы.В то время как в Византии накопление новых документов, а параллельно и гибель старых, проходило в рамках одного государства при постепенно меняющихся формах управления и документирования в различных областях жизни – на остальной части Европы прошёл бурный процесс образования и крушения новых государств, передвижения народов, жестокого соперничества завоевателей в борьбе за новые земли. В разорённых и разграбленных городах, в огне пожарищ гибли остатки архивов Западной Римской империи, возникали архивы нового общества, вначале немногочисленные и недолговечные, разделявшие судьбу непрочных королевств, но постепенно, с укреплением и стабилизацией территориальных государств, принимавшие всё более определённый облик.

Основным типом архивов становятся архивы феодалов, среди которых можно выделить архивы светских феодалов (сеньориальные) и архивы духовных феодалов (церковно – монастырские).

Первыми образцами архивов нового общества в Западной Европе явились архивы образовавшихся на развалинах Римской империиварварских королевств. Организация в них государственной власти проходила в своеобразных условиях. Племенные вожди, ещё недавно стоявшие во главе военных дружин и племён, едва вышедших из состояния первобытно – общинного строя, управлявшие с помощью устных приказов на основе веками складывавшегося обычного права, становились во главе больших территорий с разным племенным населением и втягивались в достаточно сложный круговорот международных и религиозных отношений. Неизбежно возникала необходимость создания элементов государственного аппарата и введения письменного документирования правовой и управленческой деятельности.

В качестве образца использовалось наследие поздней Римской империи. Носителями опыта составления и оформления документов были остававшиеся в живых кадры римских государственных и муниципальных чиновников и их преемников. Так, в городах Италии до начала X в. ещё действовали городские нотарии и булярии, в функции которых входило изготовление и скрепление своей подписью документов по поручению светских и церковных властей и частных лиц. В основном это были частноправовые документы, чаще всего по имущественным делам; один экземпляр документа помещался на хранение в архиве городской курии. При дворах первых варварских королей работали поступавшие к ним на службу римские чиновники порой высокого ранга, стремившиеся организовать канцелярии на римский лад. Ближе всех к римским образцам стояла канцелярия остготского короля, во главе которой долго находился потомственный римский чиновник Кассиодор (490 – 575 гг.), знаток римского права и административной практики. Итогом его деятельности в качестве канцлера был созданный им в 573 г., в последний год его службы, сборник образцов различных документов и государственных формуляриев (составленный им на основе подлинных актов и официальных писем, сочинённых от имени короля Теодориха) – один из первых формуляриев средневековой Европы. Конец жизни Кассиодор провёл в основанном им монастыре, и к этому периоду нам ещё предстоит вернуться, когда мы будем рассматривать монастырские архивы и библиотеки.

По всей вероятности, довольно близко следовала позднеримским образцам организация канцелярии вестготского королевства в Испании.

Гораздо более примитивную форму носило письменное документирование у франков, лангобардов и т.п., хотя там также накапливались постепенно документы, связанные с налоговым обложением, распределением земли, дипломатическими отношениями, записями обычного права.

Крайний полюс представляло собой государство гуннов. При дворе Атиллы не было ни одного грамотного человека, и поэтому педантичный в своих требованиях к письменным сношениям Византийский двор специально держал там своего человека, чтобы составлять письма от имени Атиллы.

Появление письменных документов создавало необходимость их хранения для справок, доказательств и других видов использования. Так возникали предпосылки образования архивов у варварских королей. Разумеется ещё не могло быть речи об архивах, как особых учреждениях. Обычно документы содержались в королевской сокровищнице.

Вместе с другими латинскими административными и делопроизводственными терминами в средневековой Европе закрепились и термины, обозначающие хранилища документов. Среди них встречается и слово архив, употреблявшееся вначале как обозначение присутственного места, а затем и места официального и безопасного хранения документов. Этот термин вошёл в Этимологию Исидора Севильского (VI в.) и встречается в королевских грамотах раннего средневековья обычно как архив священного дворца(archivum sacri palatii). Но чаще употреблялись другие названия, бытовавшие в поздней Римской империи: скриниум(scrinium) – сундук, в котором содержались документы, армарий (armarium) – вначале также сундук или ларь, а позднее – шкаф, хартарий(chartarium) – хранилище грамот, сокровищница (thesarium) и др. Хранилища в храмах назывались обычно словами, подчёркивавшими их священныйхарактер. Так, словом сакрариум назывались церковные сокровищницы, где хранились как важнейшие документы, так и казна и ценные ритуальные предметы.

В принципе королевские архивы связывались, как сказано выше, с понятием дворца или двора, и, по всей вероятности, также дворцовые архивы действительно существовали, хотя, кроме формальных упоминаний в грамотах, от них не осталось никаких следов. Но из королей раннего средневековья лишь немногие имели постоянные резиденции, да и эти короли большую часть жизни проводили в военных походах и передвижению по стране. За королями следовали их канцелярии и архивы; возник даже термин странствующие архивы (archiva viatoria), который употреблялся и в более поздние времена, поскольку и в период развитого феодализма короли и императоры много странствовали, и архивы разделяли все превратности походной жизни. Правда, Е. Казанова выразил обоснованное сомнение в том, что короли возили с собой архивы целиком. По его мнению, они скорее всего брали с собой наиболее важные документы. Самым надёжным способом сохранить документы было в ту пору помещение их на хранение к авторитетным церковным сановникам, в монастырские и церковные архивы. Этот способ широко практиковался. Так, у меровингских королей стало традицией хранить свои важнейшие документы в базилике Сен – Дени.

Энергичная законодательная и административная деятельность Карла Великого, огромные масштабы его империи создавали условия для расширения сферы письменного делопроизводства и нарастания документов. Однако специально организованного хранения их по-прежнему не было. У самого Карла при его канцелярии так и не возникло стабильного архива; некоторые условия для существования такого архива сложились в последние годы правления императора, когда Аахен сделался его постоянным местопребыванием. Архив Карла, возможно связанный с библиотекой, содержал важнейшие материалы канцелярии (законы, завещания, постановления совета, копии важнейших исходящих дипломов) и входящий материал (прошения, грамоты иностранных монархов и т.п.).

Свидетельством этому служат капитулярии (сборники указов и распоряжений Карла), которые могли быть составлены лишь при существовании хранилища подлинных документов. Однако источники не сохранили сведений о его организации, и следов самого архива до нашего времени не дошло. Австрийский учёный Г.Я. Фихтенау, специально изучавший этот вопрос на основании капитуляриев и документов из монастырских архивов, полагает, что архив Карла хранился в дворцовой капелле в Аахене; неизвестно, ведали им специальные лица или нотарии и писцы императорской канцелярии.Фихтенау обнаружил в одном из писем Алкуина упоминание о должности скринария.

Процесс складывания и укрепления отдельных феодальных образований, проходивший подспудно под покровом внешне объединённой империи, приводил к увеличению количества архивов при канцеляриях графов, маркграфов и других императорских наместников, постепенно превращавшихся в почти самостоятельных феодалов. С этого времени, собственно, и возникают сеньориальные архивы в полном смысле этого слова.

В X в. в Западной Европе завершается процесс складывания феодальных отношений. Политическая организация общества приобретает форму многочисленных самостоятельных организмов – феодальных владений, связанных между собой сложными отношениями сеньората и вассалитета. Состояние письменного делопроизводства периода феодальной раздробленности во многом сохраняет черты предшествующего периода. Натуральный характер хозяйства, низкий уровень техники, слабость межтерриториальных связей не вызывает потребности в его совершенствовании. Чрезвычайно узкий круг распространения грамотности, когда даже не все представители высшего духовенства умели писать, снижение культуры письма, крайний дефицит и дороговизна единственного высококачественного писчего материала – пергамена (доставка в Западную Европу папируса была затруднена после арабских завоеваний) дополняли картину. Однако в этой обстановке видимого регресса подспудно получали развитие новые явления. Междуфеодальные отношения требовали письменного оформления связывавших феодалов договорных обязательств и прав. Управление земельными владениями, закрепление различных форм зависимости крестьян и их эксплуатация также вызывали необходимость в документации правового и хозяйственного характера. Поэтому теперь каждый более или менее значительный феодал должен был иметь у себя документы, подтверждающие его права. Отсюда вместо ограниченного количества архивов при канцеляриях королей, императоров и высших духовных и светских сановников, характерного для первых столетий средневековья, появляется множество феодальных архивов, масштабы которых меняются в соответствии с масштабами владений, оставаясь в целом довольно ограниченными. Характерно, что все феодальные архивы этого периода были политическими архивами. Политическая и вотчинная документация переплетались между собой. Другой существенной чертой являлось отсутствие качественного различия между архивами королей и других крупных феодалов, что вытекало из положения королей как первых среди равных и ограничения их реальной власти пределами королевских доменов. Как отмечал Ф. Энгельс, обязанности и права вассалов и ленная система – одни и те же на всех ступенях иерархии от мельчайшего феода простого воина до самого большого коронного лена.

Некоторое исключение представляла Англия, где после норманнского завоевания создались благоприятные условия для укрепления королевской власти, опирающейся на многочисленное мелкое рыцарство и не имеющей равных себе по могуществу вассалов. Поэтому в Англии особенно активизировалась деятельность королевской администрации в области документирования. В частности, было проведено огромное по масштабам того времени мероприятие – перепись населения и земельных владений, оформленная в виде внушительной цензовой документации, известной в дальнейшем под названием Книги страшного суда.

Следует далее подчеркнуть отсутствие существенных различий между архивами светских и духовных феодалов, поскольку последние также являлись территориальными сеньорами.

Слабой дифференциации феодальной администрации на этом этапе её развития соответствовала и слабая дифференцированность архивов. Нет нужды напоминать, что архивы являлись собственностью господствующего класса и служили его интересам, хотя, феодалов на основе частных договоров, хранились соответствующие документы, закреплявшие, однако, в первую очередь права феодалов.

Период феодальной раздробленности на Западе совпадает с расцветом раннефеодальных государств на территории Восточной, Юго-Восточной и отчасти Центральной и Южной Европы (Киевская Русь, Польское Королевство, Болгарское и Сербское государства). В них складываются архивы раннефеодального типа и книжные собрания. Так, центрами культуры в древнерусском государстве были города Киев и Новгород, где сложились знаменитые в своё время библиотеки.

Особое значение в период раннего феодализма имели архивы церкви. Церковь играла в раннефеодальном обществе огромную роль. Она была единственным учреждением античного мира, пережившим его, и не только сохранившим, но и приумножившим свою мощь. Однако и сама церковь подвергалась изменениям – процесс феодализации захватил и её, превратив не только в идеологическую, но и в значительную материальную силу феодального общества. Носители духовной власти и целые церковные учреждения превратились и феодалов, владевших землями и эксплуатировавших труд прикреплённых к земле крестьян. Церковь играла очень большую роль и в политической жизни раннефеодальных государств, выступая посредником в политических спорах и претендентом на мировую власть.

Традиции письменного документирования в церковных учреждениях восходили непосредственно ко времени поздней империи. Кроме того, они обладали собственными кадрами грамотеев, поэтому устройство в них канцелярий и хранение документов осуществлялось лучше, чем при дворах светских сеньоров, хотя и здесь наблюдается то же постепенное падение канцелярской культуры по мере отделения во времени и пространстве от римских образцов. Следует отметить, что после того, как из жизни ушли поколения бывших римских чиновников и их учеников, работавших в канцеляриях раннего средневековья, их место в качестве канцлеров, нотариев, табуляриев, писцов и т.п. перешло к клирикам, обучавшимся письму в церковно-монастырских школах и скрипториях. Духовные лица играли и роль юридических советников при королях.

Церкви и монастыри были более надёжным местом хранения важных документов, чем дворы светских феодалов, благодаря своей стабильности, ореолу святых мест, наличию каменных зданий. Сохранившиеся до нашего времени документы раннего средневековья дошли до нас через церковно-монастырские хранилища.

Важнейшим и крупнейшим архивом католической церкви был архив римских пап, в канцелярии которых больше всего сохранились античные традиции. Сведения об организации и местонахождении папского архива в первые века его существования довольно отрывочны. Первое известие о нём относили к IV в.: это надпись в базилике св. Лаврентия, где якобы говорится, что в ней хранился архив папы. Но позднейшие исследования П. Кюнцле показали, что это понимание надписи основано на её неправильном прочтении.

В VII в. был известен архив пап в Латеранском дворце, тесно связанный с папской канцелярией и обслуживавшийся теми же чиновниками. В нём находились грамоты и переписка, касающиеся церковных и политических дел, книги и счета по управлению церковными имуществами, постановления церковных соборов и, возможно, регистры (книги копий) исходящей папской корреспонденции.

Правда, принимавшийся раньше безоговорочно тезис о непрерывной традиции постоянного ведения регистров в папской канцелярии, начиная со времён поздней Римской империи, сейчас ставится под сомнение. Так, известный специалист по дипломатике Ф. Бок, много лет изучавший папские регистры, пришёл к выводу, что старейшие регистры (дошедшие до нас в позднейших копиях) не представляли собой постоянно ведущихся записей исходящих документов, но составлялись в конце каждого понтификата по подборкам черновиков. Он же отметил постепенный рост среди документации папской канцелярии числа привилегий, особенно со времён крестовых походов, - явный признак феодализации церкви.

Для папского архива была характерна связь не только с канцелярией, но и с библиотекой. Глава канцелярии или главный нотарий управлял и архивом и библиотекой. Эта связь не была искусственной, поскольку материалы библиотеки, прежде всего творения отцов церкви и др., служили оружием в развёртывавшейся тогда догматической борьбе, тесно переплетавшейся с борьбой политической, и способствовали также укреплению власти пап и организации церкви.

Важную группу церковных архивов составляли архивы высших представителей церковной власти на местах: епископов и архиепископов. В ведении делопроизводства эти церковные сановники и их канцелярии вначале также исходили из римских традиций, но раньше от них отошли вследствие феодализации церкви. У них не развилось упорядоченных регистратур и объём исходящей документации был невелик. Став одним из элементов феодального общества, они больше были заинтересованы во входящих документах, поступавших от властей светских и церковных и крупных землевладельцев (уставные грамоты, привилегии на иммунитет, дарственные грамоты, завещания и т.п.), а также документах, оформлявших положение зависимого населения церковных земель.

Такой же характер при меньших масштабах документации носили архивы соборных капитулов как местных органов церковной администрации.

Многочисленную и постоянно растущую группу архивов духовенства представляли архивы монастырей, начавших распространяться в Западной Европе в VI в.

Интересно отметить , что уже первый монастырский устав, составленный основателем старейшего монашеского ордена Бенедиктом Нурсийским, довольно детально регламентирует монастырское делопроизводство, устанавливая подробное документирование как вопросов, связанных с вступлением в монастырь и пребыванием в нём монахов, назначением аббатов и их сношений с епископом, так и разных сторон хозяйственной деятельности монастырей и учёта материальных ценностей. Таким образом, в этом уставе как бы предвосхищается содержание будущих монастырских архивов. В целом документы, характерные для церковно – монастырских архивов, можно подразделить на следующие группы: 1) Вотчинные документы, связанные с правами феодальной собственности на землю и эксплуатацию зависимого населения (дарственные, привилегии, завещания, прекарные грамоты и др.), а также с реализацией этих прав, т.е. с управлением имуществом (описи угодий, зданий, утвари и инвентаря, приходо-расходные книги, счета, распределение повинностей населения и ведомости об их выполнении), 2) Церковно – административные документы, связанные с функционированием церковно-монастырских учреждений (папские буллы и приказы церковного начальства, уставы монастырей, различные списки, распоряжения о назначении на должности, сведения о поведении духовных лиц, административная переписка). 3) В зависимости от ранга и положения духовного лица или учреждения могли откладываться и документы политического характера, связанные с участием духовенства в различных светских политических делах в качестве сторон или посредников (договоры и политическая переписка). 4) Ввиду своей относительной стабильности архивы духовенства нередко выбирались и светскими феодалами, в том числе королями, князьями и императорами, как места, куда помещались на хранение подлинные документы. Поэтому в архивах важнейших церковных учреждений часто находились договоры, завещания и другие документы светского происхождения. 5) В тесной связи с архивами, а порой и нераздельно с ними, существовали церковные библиотеки, хранившие книги духовного содержания, использовавшиеся при богослужении и профессиональном обучении духовенства: библии, евангелия, сборники молитв и проповедей, творения отцов церкви, жизнеописания святых и отдельных духовных сановников, поминальники и др., а порой и копии произведений античных писателей, историков, юристов и философов.

Отношение церкви к античной культуре было не всегда одинаковым. В ранний период молодая церковь, ещё не создавшая своей литературы, нуждалась в изучении античного наследия, тем более, что её первые пастыри часто были выходцами из богатых семей, связанных со старыми римскими традициями и получили в юности классическое образование. Для понимания библии и отцов церкви, для полемики с язычеством и ересью, наконец, для создания новой литературы были необходимы риторика и грамматика,диалектика и история. А для этого нужно было знание греческого и римского культурного наследия.

Епископ Августин Гиппонский (430 в. н.э.) указывал, что не следует презирать хорошее, даже если его сказали язычники. В военных и социальных бурях последних веков империи памятники античной культуры быстро исчезали. В первое время после её падения в некоторых центрах (в Италии, Испании и, конечно, в Византии) ещё сохранились остатки прежних библиотек, но они неудержимо приходили в упадок. Нужно было спасать то, что осталось. Для этого книги передавали в монастыри, где они были в безопасности и где их могли переписать монахи. Устав Бенедикта Нурсийского, основателя монастыря Монте – Кассино (529 г.), требовал от монахов, помимо чтения молитв, занятий физическим и умственным трудом (последний расшифровывается как чтение и переписка книг). В первую очередь переписывались, конечно, христианские книги, но наряду с ними на первых порах и наиболее популярные произведения античных авторов. В этом смысле характерна деятельность уже упоминавшегося выше Кассиодора в последние годы его жизни. В 538 г., оставив государственные дела, он поселился в основанном им на юге Италии монастыре Вивариуме и посвятил себя научному труду. Тогда-то и были написаны известные произведения – История готов, Церковная история, Энциклопедия наук, в чём автору, конечно, помогло полученное им классическое образование. При этом Кассиодор и свою братию заставлял переписывать как духовные книги, так и произведения древних классиков. Так же поступали и настоятели многих других монастырей, славившихся своими библиотеками и учёностью монахов.

Наибольшей известностью пользовались в средние века библиотеки таких монастырей, как Монте – Кассино и Боббио в Италии, Шадден в Швейцарии, С. Дени и Корби во Франции, Фульда в Тюрингии и др. Хранившиеся в них копии произведений древней литературы сыграли важную роль в спасении культурного наследия античного мира. Однако по мере укрепления власти церкви, которая полностью приняла роль апологета феодального строя и уже нуждалась в античных традициях, и создания более обширной христианской литературы, на фоне общего упадка культуры, в церковных кругах нарастает отрицательное отношение к античному наследию, переходящее в откровенную вражду. Начинается широкое преследование всего языческого, произведения греческо-римских писателей систематически уничтожаются. Средневековье переживут лишь жалкие остатки, уцелевшие случайно и преданные забвению до тех пор, пока их не извлекут на свет осторожные руки гуманистов.

В канцеляриях раннего средневековья сложились определённые приёмы оформления документов. В зависимости от назначения отдельные документы оформлялись как открытые свитки, или патенты и закрытые списки, или дипломы. В виде патентов изготовлялись документы, предназначенные для общего сведения и для предъявления по мере надобности – чаще всего это были королевские указы и грамоты о разного рода пожалованиях и права. Тексты их писались на развёрнутом листе и снабжались подвешенной внизу печатью, после чего свёртывались в трубку, так что их всегда можно было развернуть. В виде дипломов оформлялись документы секретного содержания; их тексты писались двумя колонками на одной стороне листа, затем лист складывался и запечатывался, так что, не сломав печати, его нельзя было развернуть. Со временем термин диплом в общем смысле вытеснил патент, и этим словом обозначались всякие документы о пожалованиях. Словом же патент стали называться некоторые специальные категории документов. Кроме подлинных документов, в канцеляриях подготовлялись для разных надобностей сборники копий – картулярии (иногда так называли и сборники подшитых вместе подлинных документов). Записи большого объёма образовывали тетради, книги и свитки.

Ещё от римских времён сохранились разные формы писцовых книг, служивших основным инструментом при выколачивании податей и других повинностей с населения.

Основным материалом для письма в Европе раннего средневековья служили папирус, пергамен и деревянные дощечки. Папирус широко употреблялся до арабских завоеваний, которые фактически прекратили его поступление на европейские рынки. Только в канцелярии Римской курии им традиционно пользовались вплоть до XII в.; этот папирус в небольшом количестве изготовлялся в Сицилии. В остальных странах грамоты и книги писались в основном на пергамене, материале, обладавшем очень высокими качествами, но чрезвычайно дорогом, что заставляло использовать его крайне экономно. Для записей второстепенного значения служили деревянные дощечки, обычно навощённые.

В канцеляриях раннего средневековья оставались, как правило, лишь входящие документы; исходящие часто не оставляли следа, что вызывало порой большие неудобства. Правда, выработалась практика составления важных документов о правах и пожалованиях в трёх-четырёх аудентичных копиях, которые помещались на хранение в нескольких местах – например, у короля или императора, выдавшего его, у лица, которого он касался, и в каком – нибудь церковно – монастырском или церковном архиве, а иногда городском архиве. Такую практику для времён Карла Великого отмечает Г. Фихтенау. Встречалась она и позднее. В папской канцелярии сохранялись черновики исходящих документов (прежде всего папских булл), которые переписывались и вносились в книги (регистры).

Уважение и доверие ко всему написанному в ту эпоху малого распространения грамотности было очень велико. Это быстро усвоили искушённые в своём деле церковники. Чтобы расширить свои владения и умножать богатства, они не останавливались перед подделкой документов. Со временем изготовление подложных грамот получило широкое распространение. Из дошедших до нас документов раннего средневековья очень многие оказались после внимательного изучения фальшивками. В основном это грамоты о пожертвованиях и пожалованиях монастырям и документы о привилегиях церкви. Наиболее крупным подлогом тех времён был известный Константинов дар – грамота, изготовленная в конце VIII в., якобы данная в IV в. императором Константином, признававшая приоритет духовной власти над светской и навечно даровавшая римским папам право распоряжаться Италией. Этот документ долго служил папству как основа для его притязаний. Впрочем, короли и императоры также не останавливались перед фальсификацией документов.

Архивы содержались в сундуках, ящиках, мешках. Нет никаких данных о существовании какого – либо справочного аппарата к ним в виде описей или способов шифровки документов; вероятно, при малом объёме архивов хранившие их лица на память знали местонахождение тех или иных бумаг.

Использование документов в архивах. Документы феодальных архивов служили прежде всего практическим целям. Они устанавливали, утверждали и закрепляли права феодалов на землю и эксплуатируемое население и хранились для защиты этих прав от посягательств как со стороны эксплуатируемых, так и соперников из собственного класса. Текущие документы хозяйственного характера также служили целям ведения феодального хозяйства. Рукописи духовного содержания служили для выработки мер идеологического воздействия на массы, для разработки догм, ритуалов и создания церковной литературы, для идеологического обоснования существующего феодального строя.

К этому времени относится и начало научного использования документов, хотя и в примитивном виде. В основном использовались тексты подлинных документов при составлении хроник и анналов и написании различных историй.

Уже Григорий Турский (VI в.) использовал официальные документы в своих Десяти книгах истории.Видимо, он имел доступ к архивам Меровингов. Исидор Севильский (570 – 836 гг.) также пользовался ещё сохранившимися в VI – VII вв. библиотеками Испании. В Истории готов использованы акты церковных соборов и другой материал.

Официальные документы включались и в Лоршские анналы каролингских времён. Эйнгард (765 – 840 гг.) писал Жизнь Карла Великого на основании хроник и анналов, а также документов дворцового архива (дипломатической переписки, завещания Карла и др.). Использовал их и Нитгард, описавший войны за наследство Карла Великого.

Акты церковных соборов Толедо использованы в хронике Кордовского анонима (VIII в.).

История летописания знает много подобных примеров, хотя и не следует преувеличивать масштабы документальной базы средневековых хроник – в основном они составлялись на основе более ранних хроник и историй и устных традиций.

Можно проследить в этот период и зачатки археографии, если понимать под ней размножение документов, вначале не предназначенных для широкого распространения (поэтому сюда не относится переписка различных рукописных книг, хотя элементы археографии можно найти и здесь). Ближе к нашему пониманию археографии стоит размножение и сведение в кодексы законодательных актов, составление картуляриев и копийных книг. Характер своего рода рукописных публикаций носило распространение сборников писем известных людей. Так, Сидонием Аполлинарием (430 – 484 гг.) в 473 – 484 гг. было опубликовано девять книг писем; большую популярность получили сборники писем епископов Рауля Риезского, Руфиция Лимохского, так называемые вестготские письма VI в. Личность Карла Великого привлекала внимание потомков, и поэтому большой интерес вызывало и его эпистолярное наследие. Впрочем, ещё сам Карл позаботился о сохранении своей переписки. По его распоряжению около 791 г. был составлен Кодекс Карла (Codex Carolinus) – подборка документов, дошедшая до нас в копии IX в. В первой части его было 57 писем пап к К. Мартеллу, Пипину и самому Карлу Великому за 739 – 791 гг.; во второй части находились письма Византийских императоров.

Судьба архивов раннего средневековья во многом повторила судьбу архивов Римской империи, с той разницей, что из архивов раннего средневековья всё же сохранилось некоторое количество подлинных документов и копий. Все они происходят из церковно – монастырских архивов. Для гибели раннефеодальных архивов было достаточно причин: пожары в замках, которые до XII в. были в основном деревянными, и другие стихийные бедствия, феодальные междуусобицы и иноземные нашествия. Так, например, в X в. во время взятия Барселоны Альмансором погиб архив Каталонских графов. Норманнское завоевание принесло гибель древним архивам на территории Англии, а татаро – монгольское нашествие – архивам древнерусского государства. Войны и нашествия не щадили и церковных архивов. Во время набега норманнов на Рим в конце XI в. погибла часть архива римских пап; в том же столетии норманны разгромили много церквей в Северной Франции. История сохранила и некоторые известия об уничтожении феодальных архивов во время народных восстаний. Одним из ярких эпизодов восстания в Лиможе в VI в. было сожжение вытащенных из церковной ризницы податных книг. Многие документы, и в первую очередь те, что были написаны на папирусе, погибли от времени.

Архивы в странах Европы в период развитого феодализма (XII – XV вв.).В XII – XV вв. в феодальном обществе Западной Европы приобретает завершённую форму феодальная надстройка (государство, право, церковь); в то же время в области экономики происходят новые процессы – рост производительных сил, отделение ремесла от сельского хозяйства, а с XIV в. – первый этап разложения феодальных производственных отношений. С определённой дистанцией во времени те же процессы характерны для стран Восточной и Центральной Европы.

Усложнение хозяйственной и политической жизни и правовых отношений, развитие культуры вызвали значительно большую потребность в документировании. Наблюдается прогресс в формах делопроизводства, растёт количество письменных документов, связанных с разными сторонами человеческой деятельности.

Получает распространение новый вид писчего материала – бумага, появившаяся в VIII в. на Ближнем Востоке. В XII – XIII вв. она была освоена сначала в Испании, а затем в Италии, а с XIV в. уже применялась во всей Европе. Дорогой пергамен, который с XI в. был очень дефицитным товаром, употребляется теперь лишь для самых важных документов, большая часть их пишется на бумаге. Остаются в ходу и деревянные дощечки, простые и навощённые, - для беглых записей, черновиков, первичного учёта ценностей, подсчётов, учебных целей. Изменяется и совершенствуется письмо. Широкий диапазон потребностей его применения приводит к большому разнообразию форм – от изысканного каллиграфического письма дипломатических грамот до беглого канцелярского курсива. В Западной и Центральной Европе, начиная с XI в., происходит переход к готическому письму.

Важнейшим нововведением в делопроизводственных формах




©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.