Здавалка
Главная | Обратная связь

Общая характеристика возраста.



Психологическая характеристика развития ребенка

Младшего школьного возраста

Учение - ведущий тип деятельности младшего школьника. Структура учебной деятельности (В.В.Давыдов) и мотивация учения. Психологическая перестройка, связанная с поступлением ребенка в школу. Кризис 7-ми лет. Анатомо-физиологические особенности младшего школьника и учет их в учебно-воспитательном процессе. Развитие познавательной деятельности учащихся начальных классов, их познавательные возможности. Новообразования возраста. Формирование личности в младшем школьном возрасте.

 

Кризис семи лет.

Школьный возраст, как и все возрасты, начинается критическим, переломным периодом, который был описан в литературе раньше всех остальных как кризис семи лет. Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это некая переходная ступень – уже не дошкольник, но еще и не школьник.

Ребенка 7 лет отличает, прежде всего, утрата детской непосредственности. Причина детской непосредственности – недостаточная дифференцированность внутренней и внешней жизни. Переживание ребенка, его желания и выражение желаний (в поведении) обычно представляют у дошкольника одно целое. У взрослых всё это очень дифференцированно, поэтому их поведение не производит впечатления столь непосредственного и наивного, как поведение ребенка.

Когда дошкольник вступает в кризис, окружающим бросается в глаза, что ребенок вдруг утрачивает наивность и непосредственность; в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого. Ребенок резко меняется, причем изменения носят более глубокий, более сложный характер, чем изменения, которые наблюдаются при кризисе трех лет.

Черты, с которыми часто приходится сталкиваться у всех семилеток, особенно имеющих трудное детство и в сгущенном виде переживающих кризис:

Ребенок начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость, паясничанье, клоунада; ребенок строит из себя шута. Ребенок и до семи лет моет паясничать, но никто не скажет о нем того, о чем говорится выше. Никто не удивляется, когда дошкольник говорит глупости, шутит, играет, изображает что-то, и этим веселит окружающих, но, если ребенок строит из себя шута и этим вызывает осуждение, а не смех, это производит впечатление немотивированного поведения.

Самой существенной чертой кризиса является начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка. До кризиса ребенок непосредственен и наивен, т.е. внешне он такой же, как и внутри. Одно спокойно переходит в другое.

Потеря непосредственности означает привнесение в поступки интеллектуального момента, который вклинивается между переживанием и непосредственным поступком. Как ребенок раннего возраста воспринимает свои переживания? Он радуется, огорчается, но не знает, что он радуется, так же как младенец, когда он голоден, не знает, что он голоден. Большая разница существует между ощущением голода и знанием того, что я голоден. Ребенок раннего возраста не знает своих переживаний.

В 7-летнем возрасте ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я добрый», «я злой», т.е. у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. Пример: 3-4-летний ребенок на вопрос «Ты устал?» скажет «Нет» и захочет дальше играть и бегать, хотя внешне видны уже признаки утомления (перевозбужден, капризничает).

Семилетка открывает для себя сам факт своих переживаний. Благодаря этому выступают некоторые особенности, характеризующие кризис 7 лет:

1. Переживания приобретают смысл (ребенок злится, и он понимает, что он злится). Благодаря этому у ребенка возникают такие новые отношения к себе, которые были невозможны до обобщения переживаний.

2. Возникает обобщение переживаний (аффективное обобщение), логика чувств. У глубоко отсталых детей нет обобщения переживаний: могут быть тысячи отдельных неудач, а общего чувства своей неполноценности нет, он не обобщает того, что случалось уже много раз. У ребенка школьного возраста возникает обобщение чувств, т.е. если с ним уже много раз случалась какая-то ситуация, у него возникает аффективное образование, определенное чувство, отношение. Например, у дошкольника нет настоящей самооценки, самолюбия. Уровень наших запросов к самим себе, к нашему успеху, к нашему положению возникает именно в связи с кризисом семи лет.

Ребенок дошкольного возраста любит себя, но самолюбия как обобщенного отношения к себе, которое остается одним и тем же в разных ситуациях, самооценки, обобщенных отношений к окружающим и понимания своей ценности у ребенка этого возраста нет.

Такие новообразования, как самолюбие, самооценка, остаются, а симптомы кризиса (манерничанье, кривляние) преходящи.

В кризисе семи лет благодаря тому, что возникает дифференциация внутреннего и внешнего, что возникает смысловое переживание, возникает и острая борьба переживаний. Пример: внутренняя борьба между «я злюсь и хочу ударить обидчика» и «я хороший, добрый».

Для ребенка изменилось отношение к среде, значит, изменилась и сама среда, значит, изменился ход развития ребенка, наступила новая эпоха в развитии. Среда – это не нечто внешнее, что влияет на ребенка. Важно именно отношение ребенка к среде. Например, после того, как ребенок начал понимать первые слова, когда он начал произносить первые осмысленные слова, его отношение к речевой среде, роль речи в отношении к ребенку очень изменилась. Хотя сама по себе среда и до года и после года, речевая культура окружающих близких нисколько не изменилась. Но среда приобрела уже другое значение для ребенка.

Т.о. изучать среду надо не как таковую, не в её абсолютных показателях, а в отношении к ребенку. Та же самая среда есть абсолютно разная для ребенка 1 года, 3, 7 и 12 лет.

Также одна и та же ситуация неодинаково переживается разными детьми. Важна не сама по себе среда, а именно то, как ребенок переживает эту ситуацию. Т.о. переживание возникает и как следствие среды и в то же время сказываются особенности развития личности ребенка.

 

Кризис – это момент перелома, который выражается в том, что от одного способа переживаний среды ребенок переходит к другому. Среда как таковая не меняется для ребенка ни в 1 год, ни в 3, ни в 7. Родители так же работают, покупают те же продукты, игрушки, посещают те же места, так же часто видятся с друзьями, та же жилплощадь, и родители не изменили отношения к ребенку. И взрослые говорят, что без всякой причины ребенок, который вел себя так хорошо, был послушен и ласков, вдруг становится капризным, злым и упрямым. На протяжении 3-6 месяцев ребенок стал не тем, каким был раньше. Это малопонятный процесс для окружающих, поскольку он не связан с изменениями, происходящими вокруг ребенка. Кризис же представляет цепь внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних изменениях.

Перестройка потребностей, ценностей есть основной момент при переходе от возраста к возрасту. То, что для ребенка было существенным и важным, становится относительным и неважным на следующей ступени развития. При этом меняется отношение ребенка к среде, социальная ситуация, перестраивается сознание ребенка.

 

 

Общая характеристика возраста.

 

Ребенок включается в новую деятельность систематического и целенаправленного обучения. Что позволяет ребенку включиться в эту деятельность? Прежде всего, анатомо-физиологическое созревание организма.

Вес мозга – около 1280 г, а к 11 классу – 1400 г.

Активное совершенствование аналитико-синтетической функции коры больших полушарий. К 7 годам завершается морфологическое созревание лобного отдела, что создает возможности для целенаправленного, произвольного поведения, планирования и выполнения программ действий (т.е. для регуляции поведения).

Возрастает функциональное значение II сигнальной системы, слово для ребенка приобретает обобщающий характер, значение, сходное с тем, какое оно имеет для взрослого человека.

В этом возрасте нервные процессы становятся более подвижными. Постепенно уравновешиваются процессы возбуждения и торможения, ребенок может регулировать свою деятельность сам. Но это происходит очень индивидуально у каждого ребенка, поэтому на первых порах родителям следует учитывать индивидуальные типологические особенности своего ребенка (у него могут преобладать возбуждение, тогда он очень подвижен, непоседлив, или торможение, тогда он медлителен). В таком случае не следует дергать ребенка, останавливать его или торопить. Необходимо проявлять терпение.

Нервные процессы очень похожи на нервные процессы у взрослых, но они еще неустойчивы, поэтому нельзя еще говорить об определенном типе нервной системы.

В этом возрасте происходят существенные изменения в орга­низме, но организм растет неравномерно: развитие крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому дети лучше выполняют сравни­тельно сильные и размашистые движения, чем те, которые требуют точности, аккуратности, что необходимо учитывать при обучении детей письму. Очень важно для первоклассника развитие мелкой моторики руки. Существует мнение о связи мелкой моторики и мышления. Вот почему так важно развивать мышцы кисти руки: увлекать ребенка лепкой, рисованием и штрихованием, изготовлением поделок из бумаги.

В то же время происходит окостенение кистей рук, поэтому письмо утомляет ребенка. Необходимо следить за осанкой, т.к. в позвоночнике много хрящевых тканей. Сердечная мышца еще слабая, хотя растет быстро.

По сравнению с дошкольниками – возросшая физическая выносливость, повышение работоспо­собности. Но это имеет относительный характер, и в целом дети утомляются достаточно быстро. Их работоспособность обыч­но падает через 25-30 минут после начала деятельности. Следует учесть, что младшие школьники очень утомляются при посещении группы продленно­го дня, а также при повышенной эмоциональной насыщенности урока, после посещения театра, парка. Поэтому необходимо чаще организовывать отдых для ребенка.

Коренным образом меняется социальная ситуация. Школа выходит на первый план (или, по крайней мере, на равные позиции) по сравнению с семьей. Учитель становится авторитетом.

В этом возрасте у ребенка появляется чувство социальной и психологической компетентнос­ти, то есть умение общаться, он учится выполнять различные социальные роли. Родители должны помогать ребенку в этом. Кроме того в 6-7 лет происходит половая дифференциация.

Основные новообразования возраста:

1. Произвольность психических процессов: внимания, памяти, мышления (распространяется также на об­ласть чувств, ребенок учится сдерживать эмоции, желания).

2. Развивается внутренний план действий, ребенок учится управлять не только своей учебной деятельностью, но и всем своим поведе­нием на основе принятого решения, намерения, долгосрочной по­ставленной цели. Внутренний план действий полностью сформируется к концу начальной школы.

3. Появляется чувство дифференцированности своих возможностей, умение сравнить себя с другими.

4. К концу начальной школы развиваются теоретические формы мышления.

5. Либо чувство социально-психологической компетентности, либо комплекс неполноценности (Э. Эриксон).

 

К концу начальной школы учитель отходит на второй план, значимость приобретают сверстники.

Не смотря на все психологические изменения ребенка и новую социально-значимую деятельность, следует знать и понимать, что на протяжении младшего школьного возраста у ребенка сохраняется интерес и потребность в игровой деятельности.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.