Здавалка
Главная | Обратная связь

Развитие познавательной деятельности учащихся начальных классов, их познавательные возможности.



 

Восприятие

 

Младший школьник обладает достаточным уровнем развития восприятия. В процессе восприятия (зрительного, слухового) детям требуется произвольность, это происходит в процессе обучения. Также требуется осмысление.

Ребенку нужно и воспринимать, и воспроизводить элементы, эталоны (например, букв). Ребенок сосредоточен на процессе, поэтому учитель направляет его внимание на анализ, осмысление того, что он делает.

Постепенно учитель формирует избирательность восприятия по содержанию деятельности, а не по привлекательности. Детей учат технике восприятия, показывают приемы осмотра, изучения предмета, прослушивания, показывают каким образом нужно выделять главное. К концу 1 класса ребенок овладевает приемами восприятия и соотносит их со своим прошлым опытом. У детей развивается наблюдательность.

На обучение влияет ведущая модальность ребенка. Также у всех детей разный опыт восприятия (апперцепция).

 

Память

 

Ребенок пока не владеет мнемической деятельностью. Поэтому важно учить детей приемам запоминания (повторение, образы, ассоциации). Если первое время ребенок может быть достаточно успешным в учебе за счет хорошей механической памяти (особенности возраста), то затем ему будет сложнее и сложнее запоминать всё возрастающий объем информации, если к процессу памяти не привлекать мыслительные процессы. Память постепенно должна стать смысловой.

Часто встречается эйдетическая память. Ребенок способен к приемам рационального запоминания и воспроизведения. Необходимо учить ребенка не только осмысливать и понимать материал, но и ставить цель запомнить. Память становится произвольной. Самое трудное для детей – воспроизведение, т.к. здесь требуется постановка цели, привлечение процесса мышления, необходимо контролировать себя, направлять свое поведение на запоминание и дальнейшее воспроизведение.

На протяжении младшего школьного возраста повышается продуктивность произвольной памяти по сравнению с непроизвольной. И к 5 классу произвольная память должна доминировать над непроизвольной.

 


Внимание

 

У дошкольников преобладает непроизвольное внимание, а у младших школьников начинает развиваться произвольное. Хотя в 1 классе, конечно, еще преобладает непроизвольное.

Произвольное внимание тесно связано с самоконтролем. Сначала ребенка захватывают внешние стороны вещей, явлений (яркость, новизна, необычность), это мешает проникновению внутрь сути вещей. Постепенно внимание ребенка с внешних сторон предметов переходит к их внутренней стороне.

У младших школьников гораздо меньший по сравнению со взрослыми объем внимания: 2-3 единицы (у взрослых 5±2). Также гораздо меньше возможности распределения.

Ко 2 классу – сдвиги. Уже лучше научаются распределять свое внимание. Для начала обучения характерно неустойчивое внимание.

В 1-2 классе устойчивость внимания выше при выполнении внешних действий, ниже – при выполнении внутренних (умственных), поскольку это требует гораздо больших усилий и умения концентрироваться.

В 1 классе устойчивость внимания на одном предмете или действии составляет 7-8 минут. В 3 классе – 10-12 минут, иногда до 15 минут.

Переключение внимания тоже несовершенно, что мешает ребенку быстро перейти от одного вида деятельности к другому.

 

Воображение

 

Для освоения учебного материала требуется воссоздающее воображение. Учителя формируют так называемую «копилку» представлений ребенка.

Сначала образы воображения очень расплывчаты, дети могут воссоздавать какие-то отдельные признаки объекта. Поэтому учитель должен очень детально описывать предмет, явление.

Для детей очень большое значение приобретает опора на слово, что позволяет создавать мыслительные образы.

На основе воссоздающего воображения необходимо развивать творческое (продуктивное).

 

Мышление

 

Мышление младших школьников очень сходно с мыслительными процессами у дошкольников. Ярко выражено наглядно-образное мышление.

Детям непонятен переносный смысл различных текстов, т.к. доминирует еще конкретное мышление (пословицы, поговорки). Пример: если сказать про кого-то, что тот забыл дома глаза (не видит, не внимателен). Или: «положить зубы на полку», когда нечего есть.

Конкретное мышление приводит к тому, что дети любую задачу по математике воспринимают как реальность. Пример: у тебя было три яблока, ты съел одно – сколько у тебя осталось яблок? Ребенок: я не ел яблоко.

Логическое мышление развивается в начальной школе. Детей учат анализировать, рассуждать, устанавливать связи, вызывают потребность вскрывать причины явлений, проникать в их сущность. Конечно, ребенок сначала допускает множество ошибок, особенно если понятия им еще не осмыслены. В начальной школе ребенок усваивает много новый понятий.

Операция сравнения дается трудно. Сначала детей учат находить признаки различия, сходства. Причем сначала дети обращают внимание только на яркие признаки (непроизвольное внимание). Часто дети также заменяют сравнение рядоположением (перечисляют признаки одного предмета и другого).

Абстракция: за существенные признаки дети принимают яркие.

Могут обобщать только отдельные признаки, внешние.

Дедуктивное дается сложнее (от общего к частному), легче идти от частного к общему (индукция).

Постепенно у детей возникает осознание своих мыслительных операций, и у них возникают следующие качества мышления: самостоятельность, критичность, гибкость.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.