Здавалка
Главная | Обратная связь

Методические указания по самостоятельной работе студентов по дисциплине «Право»

Цель самостоятельной работы - подготовка современного компетентного специалиста и формирование способностей и навыков к непрерывному самообразованию и профессиональному совершенствованию.

 

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

Ø качественное освоение теоретического материала по изучаемой дисциплине, углубление и расширение теоретических знаний с целью их применения на уровне межпредметных связей;

Ø систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических навыков;

Ø формирование умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;

Ø развитие познавательных способностей и активности, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

Ø формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самообразованию, самосовершенствованию и самореализации;

Ø развитие научно-исследовательских навыков;

Ø формирование умения решать практические задачи (в профессиональной деятельности), используя приобретенные знания, способности и навыки.

 

Самостоятельная работа является неотъемлемой частью образовательного процесса.

Самостоятельная работа предполагает инициативу самого обучающегося в процессе сбора и усвоения информации, приобретения новых знаний, умений и навыков и ответственность его за планирование, реализацию и оценку результатов учебной деятельности. Процесс освоения знаний при самостоятельной работе не обособлен от других форм обучения.

Самостоятельная работа должна:

- быть выполнена индивидуально (или являться частью коллективной работы). В случае, когда СР подготовлена в порядке выполнения группового задания, в работе делается соответствующая оговорка;

- представлять собой законченную разработку (этап разработки), в которой анализируются актуальные проблемы по определенной теме и ее отдельных аспектов;

- отражать необходимую и достаточную компетентность автора;

- иметь учебную, научную и/или практическую направленность;

- быть оформлена структурно и в логической последовательности: титульный лист, оглавление, основная часть, заключение, выводы, список литературы, приложения,

- содержать краткие и четкие формулировки, убедительную аргументацию, доказательность и обоснованность выводов;

- соответствовать этическим нормам (правила цитирования и парафраз; ссылки на использованные библиографические источники; исключение плагиата, дублирования собственного текста и использования чужих работ).

 

В качестве одной из форм самостоятельной работы студентам предлагается выполнение рефератов, примерная тематика которых предлагается в данном учебно-методическом комплексе.

 

№ п/п Наименование темы самостоятельной работы (СР) Кол-во ча-сов Форма контроля СР Примерная тематика рефератов
1. Тема 1. Основы знаний о госу-дарстве - подготовка доклада - выполнение реферата - тестирование - подготовка электронной презентации 1. Государственный суверенитет 2. Смешанные формы правления 3. Проблемы российского федерализма 4. Тоталитаризм 5. Понятие и виды демократии 6. Особенности формы современного российского государства
2. Тема 2. Основы знаний о праве - подготовка доклада - выполнение реферата - тестирование - подготовка электронной презентации 1. Структура нормы права 2. Виды норм права 3. Способы изложения норм права в статьях нормативных актов 4. Виды источников права 5. Понятие и виды законов 6. Система права  
3. Тема 3. Правонарушение и юридическая ответственность. Значение правопорядка и законности в современном обществе. - подготовка доклада - выполнение реферата - тестирование - подготовка электронной презентации 1. Понятие юридической ответственности 2. Позитивная юри-дическая ответственность 3. Конституционная ответственность 4. Состав правонару-шений 5. Вина по российскому праву 6. Функции юридической ответственности 7. Цели юридической ответственности 8. Юридическая ответ-ственность и наказание 9. Особенности юриди-ческой ответственности государства и его органов
4. Тема 4. Конституция – основной закон РФ. Особенности федеративного устройства РФ. - подготовка доклада - выполнение реферата - тестирование - подготовка электронной презентации 1. Эволюция кон-ституционного развития РФ 2. Историческая ха-рактеристика Консти-туции 1993 года 3. Понятие кон-ституционализма 4. Социальное госу-дарство 5. Проблемы фор-мирования правового государства в России 6. Особенности раз-граничения предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов  
5. Тема 5. Основы гражданского права России - подготовка доклада - выполнение реферата - тестирование - подготовка электронной презентации 1. Правовой статус акционерных обществ в России 2. Правовой статус обществ с ограниченной ответственностью 3. Правовой статус товариществ 4. Формы защиты прав несовершеннолетних в гражданском обороте 5. Опека и попе-чительство 6. Патронаж 7. Общая собственность 8. Государственная собственность 9. Муниципальная собственность 10. Способы защиты права собственности 11. Понятие и виды обязательств 12. Залог как способ обеспечения обязательств 13. Банковская гарантия как способ обеспечения обязательств 14. Поручительство как способ обеспечения обязательств 15. Удержание как способ обеспечения обязательств 16. Недостойные наследники 17. Признание завещания недействительным 18. Завещательные рас-поряжения
6. Тема 6. Основы семейного права России - подготовка доклада - выполнение реферата - тестирование - подготовка электронной презентации 1. Режим общей совместной собственности супругов 2. Брачный контракт 3. Алиментные обя-зательства членов семьи 4. Способы защиты прав ребенка 5. Установление от-цовства 6. Правовой статус приемной семьи  
7. Тема 7. Основы трудового права России - подготовка доклада - выполнение реферата - тестирование 1. Виды трудовых договоров 2. Условия трудового договора 3. Коллективные трудовые договоры 4. Заключение трудового договора 5. Трудовая дисциплина 6. Дисциплинарная от-ветственность
8. Тема 8. Администра-тивное пра-вонарушение и админист-ративная от-ветствен-ность - подготовка доклада - выполнение реферата - тестирование - подготовка электронной презентации 1. Состав админи-стративного проступка 2. Виды админи-стративных проступков 3. Порядок произ-водства по делам об административных право-нарушениях 4. Порядок обжало-вания решений о применении админи-стративных взысканий
9. Тема 9. Понятие преступления. Уголовная ответственность. - подготовка доклада - выполнение реферата - тестирование подготовка электронной презентации 1. Виды преступлений 2. Состав преступлений 3. Система наказаний 4. Общие начала назначения наказаний 5. Освобождение от ответственности. Освобождение от наказания
10. Тема 10. Основы экологического права России. - подготовка доклада - выполнение реферата - тестирование подготовка электронной презентации 1. Принципы экологи-ческого права 2. Источники зако-нодательства об охране окружающей природной среды 3. Правовые формы охраны окружающей природной среды
11. Тема 11. Основы правового регулирования профессиональ-ной деятель-ности. - подготовка доклада - выполнение реферата - тестирование подготовка электронной презентации 1. Источники законодательства о профессиональной деятельности 2. Основы разрешения трудовых споров в сфере профессиональной деятельности
12. Тема 12. Правовые основы защиты государственной тайны - подготовка доклада - выполнение реферата - тестирование подготовка электронной презентации 1. Понятие и виды информации 2. Правовые основы защиты информации 3. Основания ограничения доступа к информации

(Глоссарий) словарь

 

 

Абсолютные правоотношения – урегулированное нормой права общественное отношение, в котором управомоченной стороне противостоит неопределенно большое количество пассивно обязанных субъектов (например, отношения, вытекающие из права собственности, авторского права).

 

Авторитаризм – политический режим, установленный или навязанный такой формой власти, которая сконцентрирована в руках одного человека или в одном ее органе и снижает роль других. Прежде всего, представительных ее институтов.

 

Авторитет – форма и средство осуществления социальной власти, при которой адресат волеизъявления уверен в легитимности (законности) поступивших к нему команд и распоряжений и на этой основе сознательно и добровольно выполняет их.

 

Акт применения права (правоприменительный акт) – правовой акт, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела и облекаемое в документальную форму, в форму акта-документа – приговора, решения, определения, заключения и т.д.

 

Акты официального толкования норм права – правовые акты, принятые компетентными государственными органами и должностными лицами и содержащие разъяснение норм права.

 

Аналогия закона – решение дела, имеющего юридическую значимость на основании нормы права, регулирующей сходные по содержанию общественные отношения.

 

Аналогия права – решение дела, имеющего юридическую значимость на основе общих начал и принципов права.

 

Асимметричная федерация – федерация, территориальные субъекты которой обладают различным государственно-правовым статусом.

 

Бланкетный способ изложения нормы права – способ изложения нормы права в статье нормативного правового акта, при котором для уяснения содержания нормы права следует обратиться к нормам, изложенным в другом нормативном правовом акте.

 

Буквальное (адекватное) толкование – заключается в том, что смысл, который вложил законодатель в норму права, полностью совпадает со смыслом, который вытекает из текста нормы права.

 

Бюрократизм– социально-политическое, социально-психологическое и

нравственно-правовое явление, выражающее собой характер организации и осуществления государственного управления, а также стиль мышления, сознания и поведения государственных служащих, для которых свойственно предпочтение формальным аспектам организационно-управленческой деятельности в ущерб ее содержательным, ценностно-смысловым компонентам.

 

Бюрократия – политико-правовое понятие, отражающее: а) социальный организм, результат социальных антагонизмов, противоречий, конфликтов, приведших к организационно-управленческому и политическому отчуждению этого организма от общества; б) система и способ социального управления, осуществляемая с помощью аппарата власти, стоящего над обществом, обладающего специфическими функциями и привилегиями; в) слой людей, связанный с этой системой и входящих в аппарат власти («бюрократический аппарата») в качестве его служащих – «чиновничество».

 

Вина – внутреннее психическое состояние и отношение лица к совершаемому им противоправному деянию – действию или бездействию, а также к возможным или реально наступившим социальным и юридическим последствиям своего деяния.

 

Власть (социальная власть) – объективно присущая обществу система волевых отношений между людьми (группами людей), выражающаяся в доминировании (господстве) воли отдельных индивидов или социальных групп над волей и сознанием других индивидов и групп при помощи авторитета, права, насилия, иных средств, с целью удовлетворения личных, групповых либо социально значимых потребностей и интересов.

 

Вменяемость – способность лица отдавать себе отчет в своих действиях и

руководить ими в момент совершения правонарушения.

 

Восточный путь возникновения государства (азиатский способ производства) – это процесс возникновения государства, где устойчивыми, традиционными являлись земельная община и коллективная собственность (Древний Восток, Африка, Америка, Океания). Здесь родоплеменная знать, осуществлявшая управление общественной собственностью, плавно трансформировалась в государственные органы, а

общественная собственность превращалась в государственную.

Гарантии законности – совокупность объективных условий, субъективных факторов и специальных средств, обеспечивающих режим законности.

 

Гипотеза правовой нормы – часть правовой нормы, в которой указаны конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых следует руководствоваться данной нормой.

 

Государственная власть – разновидность социальной власти, представляющая собой публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

 

Государственная служба – вид трудовой деятельности, заключающейся в практическом осуществлении государственных функций работниками государственного аппарата, занимающими должность в государственных учреждениях и получающими от государства вознаграждение за свой труд.

 

Государственное принуждение – психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.

 

Государственность– сложнейший комплекс элементов, структур, институтов публичной власти, а также компонентов неполитического характера, обусловленных самобытностью (спецификой) – экономических, политических, духовно-нравственных условий жизнедеятельности народа или объединения народов на определенном этапе развития общества.

 

Государственный орган – относительно самостоятельная, структурно-обособленная часть государственного аппарата, наделенная соответствующей государственно-властной компетенцией и опирающаяся в процессе реализации своих функций на организационную, материальную и принудительную силу государства.

 

Государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

 

Гражданское общество – общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, экономического, политического, культурного и морального статуса, создающее совместно с государством развитые правовые отношения.

 

Гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимосвязанных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

 

Дееспособность – предусмотренная нормами права способность участника общественных отношений (индивида, организации) лично или через своего законного представителя приобретать и осуществлять субъективные права и юридические обязанности.

 

Деликтоспособность – предусмотренная нормами права способность участников общественных отношений нести лично юридическую ответственность за совершенное правонарушение.

 

Демократия– одна из основных форм политической и социальной организации общества, государства и власти. Развивающийся и прогрессирующий в истории политический режим, обычно связанный с республиканской формой правления, основанный на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом социально-экономических, политических и гражданских прав и свобод.

 

Дефинитивная норма права – норма права, которая формулирует определения тех или иных правовых понятий и категорий (понятие преступления в уголовном законодательстве, сделки – в гражданском и т.д.).

 

Диспозитивная норма права – норма права, которой присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) правоотношений самим договариваться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило.

 

Диспозиция правовой нормы – часть правовой нормы, содержащая описание требуемого, желательного, запрещаемого или допустимого поведения субъектов права в ситуациях, предусмотренных гипотезой правовой нормы.

 

Дисциплина – предъявляемое к индивидам, общественным объединениям, государственным органам и должностным лицам общеобязательное и обеспечиваемое мерами правового принуждения требование точного и неукоснительного соблюдения (исполнения) установлений и предписаний различных социальных норм, прежде всего правовых актов подзаконного и локального характера, определяющих порядок поведения (деятельности) в различных сферах жизнедеятельности людей и обеспечивающее согласованность и целенаправленность совместных действий внутри коллектива, организации (учреждения), в обществе в целом.

 

Догма права – (специально-юридическая теория) – наиболее стабильная,

неизменяемая часть общей теории права, изучающая его с позиции специально-юридических свойств и проявлений.

 

Естественное право – совокупность неотъемлемых прав и свобод, обусловленных естественной природой человека и не зависящих тем самым от государства и воли конкретного законодателя.

 

Закон – нормативный правовой акт, принятый в особом процедурном порядке органом законодательной власти или референдумом, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

 

Законность – комплексное политико-правовое явление, отражающее правовой характер организации общественно-политической жизни, органическую связь права и власти, права и государства. Это принцип, метод и режим строгого, неуклонного соблюдения, исполнения норм права всеми участниками общественных отношений (государством, его органами, должностными лицами, общественными организациями, гражданами).

 

Законодательство – система действующих в конкретно-исторический период развития государства законов и основанных на них подзаконных актов.

 

Идеология – система взглядов и идей, в которых выражаются отношения людей к окружающей действительности и к друг другу, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений.

 

Империя– тип политической системы, а также разновидность межгосударственного устройства, для которых характерны: а) обширная территория; б) сильно централизованная государственная власть; в) ассиметричность отношений господства и подчинения между центром и периферией политической власти, игнорирующей интересы конкретных социальных групп, слоев населения, общностей; г) разнородный этнический, национальный, культурный состав населения страны.

 

Инкорпорация – форма систематизации, при которой нормативные акты, обработанные лишь внешне, без изменения их содержания, объединяются в разного рода сборники или собрания, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение.

 

Институт права – совокупность правовых норм составляющих обособленную часть отрасли права и регулирующих определенную сторону (участок) однородных общественных отношений.

 

Интерпретационные акты – акты документы, содержащие разъяснения юридических норм.

 

Исполнение права – форма реализации норм права, связанная с выполнением субъектом права строго определенных в законе активных действий во исполнение возложенной на него юридической обязанности в интересах управомоченной стороны.

 

Использование права – форма реализации права, при которой субъект использует возможности, предоставляемые ему юридической нормой, т.е. осуществляет свои права.

 

Источник (форма) права (в юридическом смысле) – способы внешнего выражения и закрепления содержания правовых предписаний, придания им общего и обязательного для исполнения (соблюдения) характера.

 

Казуальное (индивидуальное) толкование – официальное разъяснение, обязательное только для конкретного случая, для данного юридического дела.

 

Категориально-понятийный аппарат общей теории государства и права – система общенаучных (философских, социологических, психологических, политологических и др.) и частнонаучных (специальных) категорий и понятий, образующих главный и исходный компонент познавательного инструментария общей теории государства и

права.

 

Классификация – прием юридической техники, состоящий в подразделении юридических явлений на группы, виды, разделы.

 

Кодификация– форма систематизации нормативно-правовых актов, при которой происходит существенная внутренняя переработка нормативного материала, в результате чего создается принципиально новый, логически цельный законодательный акт.

 

Коллизия юридическая – имеющиеся различия или противоречия между правовыми нормами, регулирующими одни и те же общественные отношения.

 

Компетенция– совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенного круга государственных или общественно значимых задач и осуществления соответствующих функций.

 

Консолидация– форма систематизации, совершенная путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый документ в целях более эффективного регулирования общественных отношений определенного вида и где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение.

 

Конституционализм – политико-правовая доктрина, социально-политическое движение и государственно-правовая практика, основанные на идее ограничения произвола власти, подчинения ее закону, нормам, закрепленным в конституциях или иных документах, имеющих высшую юридическую силу.

 

Конфедерация – форма сложного государственного устройства представляющая собой временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей.

 

Легализация государственной власти – юридическое провозглашение правомерности ее возникновения (установления), организации и деятельности.

 

Легитимация государственной власти – процессы и явления, посредством которых она приобретает свойство легитимности, выражающее правильность, оправданность, справедливость, правовую и моральную законность и другие стороны соответствия данной власти, ее деятельности определенным, прежде всего психическим установкам, ожиданиям общества, народа.

 

Личность – социальная характеристика человека, представляющая совокупность (систему) социально значимых качеств, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности, как продукт общественного развития.

Лоббизм – деятельность официально и неофициально действующих организованных групп давления на субъектов принятия политических решений посредством: а) финансового контроля, в том числе и простого подкупа политиков, чиновников; б) организационно-психологического воздействия; в) системы аргументации, выработки механизма подготовки социально-конструктивных актов группами экспертов, консультантов, советников.

 

Локальный нормативно-правовой акт - нормативно-правовой акт, издаваемый руководством (администрацией) организации (учреждения, предприятия) и направленный на урегулирование внутриколлективных отношений в пределах данной организации.

 

Местное самоуправление – самостоятельное решение населением какой-либо территориальной общности (сельская община, район, город и т.п.) вопросов местного значения с финансированием за счет местных ресурсов и под ответственность населения указанной общности.

 

Метод правового регулирования – совокупность юридических приемов, способов воздействия права на общественные отношения.

 

Механизм (аппарат) государства – целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

 

Механизм правового регулирования - система правовых средств (нормы права, юридические факты, правоотношения, акты применения и др.), при помощи которых осуществляется результативное регулятивное воздействие на общественные отношения.

 

Монархия– форма государственного правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.

 

Мораль– нравственность, совокупность норм и принципов поведения людей по отношению к другим людям и обществу; одна из форм общественного сознания, достижение гуманистической культуры человека.

 

Национальная безопасность Российской Федерации – безопасность многонационального народа России как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

 

Неофициальное толкование – заключается в актах, которыми разъясняется содержание норм права в форме советов, рекомендаций, не имеющих общеобязательного значения.

 

Норма права – содержащееся в нормативном правовом акте общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование общественных отношений конкретного вида.

 

Нормативный правовой акт – правовой акт, принимаемый субъектами правотворчества, содержащий нормы права, имеющий особую официальную письменную форму и направленный на урегулирование определенных общественных отношений.

 

Нормативность – признак права, выражающий собой в концентрированном виде общеобязательность, территориальную всеобщность и непрерывность во времени правовых предписаний.

 

Обратная сила закона (ретроактивность) – распространение норм данного закона на юридические факты, имевшие место до вступления его в юридическую силу.

 

Общественное объединение – добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

 

Общественный порядок – состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на соблюдении индивидами и организациями всех действующих социальных норм (моральных, религиозных, юридических, корпоративных и др.).

 

Общество – открытое системное образование, относительно обособившегося элемента материально мира, состоящего из людей, находящихся в многочисленных и разнообразных осознанных волевых связях (отношениях) между собой.

 

Общность (социальная) – реально существующая совокупность людей,

характеризующаяся едиными признаками (принадлежность к одной нации или народности, к одной профессиональной группе и т.д.).

 

Объект правоотношения – материальное или духовное благо, в целях обладания которым граждане или иные лица вступают в конкретные правоотношения.

Обычай правовой – санкционированное государством исторически сложившееся правило поведения.

 

Олигархия - форма государственного правления, при которой государственная власть принадлежит группе наиболее знатных и богатых лиц и осуществляется ими в своих целях

 

Относительное правоотношение – разновидность правоотношения, в котором индивидуализированы (поименно определены) все участники (например, продавец и покупатель, подрядчик и заказчик).

 

Отрасль права – элемент системы права, представляющий собой упорядоченную совокупность правовых норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения своим особым методом.

 

Официальное толкование норм права - разъяснение содержания норм права данное компетентными государственными органами

 

Плебисцит – вид всенародного голосования, заключающийся в выявлении

общественного мнения, по итогам которого принимаются государственные решения.

 

Подзаконный акт – нормативно-правовой акт принятый компетентным органом или должностным лицом государства на основании и во исполнение закона.

 

Позитивная ответственность – разновидность социальной ответственности, представляющая собой требование к будущей активной, инициативной, сознательной правомерной деятельности субъектов права.

 

Политическая партия – добровольное объединение людей, которое выражает волю данной социальной группы и стремится «завоевать» или удержать государственную власть, осуществлять влияние на политику в соответствии со своей программой.

 

Политическая система общества – сложная, разветвленная совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействия и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.

 

Политический (государственно-правовой) режим – совокупность приемов, методов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть.

 

Права человека – мера свободы человека, неотъемлемые свойства личности, зафиксированные в нормах международного и внутригосударственного права, обеспечивающие наиболее существенные возможности развития человека, защиту его интересов.

 

Правительство – высший орган исполнительной власти государства, осуществляющий на основе и в рамках действующего в стране законодательства всю полноту исполнительно-распорядительных полномочий на всей территории данного государства.

 

Право – обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

 

Право позитивное – понятие, отражающее собой тесную взаимосвязь права и государства в плане обеспечения внешней формы бытия права в виде системы исходящих от государства и им гарантируемых общеобязательных, формально-определенных властных велений, выражающих, подтверждающих и поддерживающих положительную роль и мощь государства как социально-политического института. (Формы позитивного права: обычное право, право судей, право законодателя).

 

Правовая аксиома – положение, которое принимается в юридической науке и законодательстве без доказательств, в силу его убедительности, истинности.

 

Правовая идеология –а) систематизированное, научное выражение правовых взглядов, принципов, учений, теорий, идей, представлений, убеждений, концепций, в которых отражается отношение социальной группы, общности, в целом всего общества к действующему и желаемому праву; б) составная часть содержания правосознания охватывающая его рационально-идеологические компоненты – правовые знания, убеждение, правовые теории и идеи, в целом юридическое мировоззрение.

 

Правовая культура – обусловленная всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.

 

Правовая льгота – правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворять свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей.

 

 

Правовая политика – деятельность государства по созданию эффективного механизма правового регулирования, включающая определение целей, задач, направлений и принципов, а также стратегию и тактику его осуществления субъектами политико-правовой системы общества на том или ином этапе его исторического развития.

 

Правовая презумпция – закрепленное в правовых нормах предположение о наличии или отсутствии определенных юридических фактов, основанное на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвержденное предшествующим опытом.

 

Правовая психология – совокупность переживаний, чувств, настроений, эмоций, в которых отражается отношение людей к действующему и желаемому праву.

 

Правовая семья – совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.

 

Правовая система общества – целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей.

 

Правовая фикция– несуществующее положение, признанное, законодательством существующим и ставшее в силу этого общеобязательным.

 

Правовое воздействие – комплексное (организационно-правовое, идеологическое, социально-психологическое, информационно- ценностное) влияние права на все сферы общественной жизни, на сознание и волю участников общественных отношений в целях обеспечения их правомерного поведения, формирования соответствующего правосознания и правовой культуры.

 

Правовое воспитание – целенаправленный, организованный, управляемый и преднамеренный педагогический процесс воздействия на правосознание индивидов, социальных групп, осуществляемый с помощью системы специально созданных правовоспитательных средств и форм.

 

Правовое государство – особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами.

 

Правовое ограничение – правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите.

 

Правовое поведение – социально значимое поведение индивидуально или коллективно действующих субъектов, подконтрольное их сознанию и воле, опосредованное нормами права, влекущее юридические последствия.

 

Правовое поощрение – форма и мера юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия.

 

Правовое регулирование – основная форма реализации функций позитивного права, осуществляемая при помощи системы правовых средств.

 

Правовое сознание – сфера или область сознания, отражающая правовую

действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях.

 

Правовой нигилизм– вид деформации правового сознания характеризующийся открыто отрицательным, скептическим или безразличным отношением к праву, неверие в его социальный потенциал.

 

Правовой режим – особый порядок правового регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств, способов, методов и типов правового регулирования в различном их сочетании.

 

Правовой статус личности – юридически закрепленное положение лица в обществе, выражающееся в определенной системе его прав и обязанностей.

 

Правовой стимул – правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования.

 

Правовые понятия – понятия, которыми оперирует юридическая наука,

законодательство и правоприменительная практика.

 

Правовые средства – правовые явления, выражающиеся в инструментах

(установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей.

Правомерное поведение – массовое по масштабам социально полезное поведение людей и организаций, соответствующее предписаниям норм права и гарантируемое государством.

 

Правонарушение – волевое осознанное деяние (действие или бездействие), противоречащее нормам права, совершенное виновно деликтоспособным субъектом, причиняющее вред интересам общества, государства, личности и запрещаемое под угрозой применения мер юридической ответственности.

 

Правоположение – сформулированные в ходе разрешения юридических дел определенного рода правила (образцы, примеры) наиболее правильного, целесообразного и эффективного применения норм права, которые могут и должны использовать компетентные органы и лица при разрешении юридических дел данного рода.

 

Правопонимание – научная категория, отражающая процесс и результат

целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как целостному социальному явлению.

 

Правопорядок – состояние фактической упорядоченности общественных отношений, выражающее реальное, практическое осуществление требований законности.

 

Правоспособность– способность индивида иметь в силу норм права субъективные права и нести юридические обязанности.

 

Правотворчество – специфическая интеллектуальная деятельность, завершающая процесс правообразования, в результате которой создаются или изменяются существующие в государстве правовые нормы.

 

Преамбула– краткое введение к особо важным нормативно-правовым актам (Конституция, законы), содержащие обоснование их социально-политической и собственно правовой необходимости (целесообразности).

 

Предмет правового регулирования – обособленная часть качественно однородных общественных отношений, регулируемых нормами права.

 

Преемственность в праве – заимствование правом того или иного государства положений прошлых либо современных ему правовых систем.

 

Презумпция невиновности – положение, согласно которому обвиняемый (подсудимый) считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке.

 

Преступление– виновно совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.

 

Прецедент правовой - (судебный или административный) – судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которое становится нормой для всех аналогичных дел, возникающих в будущем.

 

Преюдиция правовая – свойство вступившего в силу юрисдикционного решения (приговора суда, решения суда по гражданскому делу), состоящее в обязательности выводов данного решения относительно каких-либо фактов или правоотношений по этому делу для суда, разрешающего другое дело, связанного с первым содержательно и логически.

 

Принципы права – основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе права, выражающие его сущность и определяющие его функционирование.

 

Применение правовых норм – властная деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.

 

Притязание– обеспеченная государством возможность управомоченного субъекта обратиться в компетентные органы за защитой своих субъективных прав в установленных законодательством порядке и форме.

 

Причины правонарушений – совокупность обстоятельств объективно-субъективного свойства, обуславливающих непосредственно совершение правонарушений.

 

Публичная власть – система властных отношений, осуществляемая в социально дифференцированном обществе правящей (политической) элитой, способной в силу экономических, военно-политических, социальных, социально-психологических и иных причин осуществлять принуждение в отношении большинства членов общества.

 

Реализация права – претворение (воплощение) правовых предписаний в поведении участников правоотношений в форме соблюдения ими запретов, исполнения обязанностей, использования субъективных прав и применения компетентными органами и лицами правовых норм.

 

Регламент– нормативный правовой акт, регулирующий внутреннюю организацию и порядок деятельности какого-либо гос. органа и его подразделения (парламента, его палаты, правительства, суда и т.д.).

 

Республика– форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются либо формируются особыми представительными учреждениями.

 

Рецепция права – возрождение и использование в организации и осуществлении правового регулирования отечественного и мирового положительного опыта юриспруденции, правовых ценностей и принципов, достижений политико-правовой науки прошлого в научных теоретических, отраслевых и прикладных исследованиях, в законодательстве и юридической практике.

 

Система права – исторически сложившаяся, объективно существующая внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права.

 

Систематизация права (законодательства) – деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативных актов в целях удобства пользования ими.

 

Соблюдение права – форма реализации норм права, при которой субъект, строго следует установленным запретам: не совершает тех действий, которые ему не дозволены.

 

Состав правонарушения – система признаков правонарушения в единстве его объективной и субъективной стороны, необходимых и достаточных для возложения юридической ответственности.

 

Социальные нормы – связанные с волей и сознанием людей общие правила регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации.

 

Способы толкования – совокупность приемов и средств, основанных на данных определенной отрасли знаний и используемых для раскрытия содержания юридических норм в целях их практической реализации.

 

Субъективное право – предусмотренная нормами права мера юридически возможного поведения, позволяющая субъекту удовлетворять его собственные интересы.

 

Субъекты права – индивиды или организации, которые на основании юридических норм могут быть участниками правоотношений, т.е. носителями субъективных прав и юридических обязанностей.

 

Суверенитет государства - существенное свойство государственной власти, выражающее собой ее независимость от какой-либо иной власти внутри и за пределами страны, а также самостоятельностью государственной власти в осуществлении всех своих внутренних и внешних функций.

 

Сущность права – главная внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе.

 

Теория– система основных идей, или совокупность объединенных общим принципом (законом) научных положений в какой-либо отрасли знаний.

 

Тип права – совокупность наиболее существенных черт права, выделяемых на основе определенных, имеющих важное научное или практическое значение критериев, выражающих специфику подходов к познанию генезиса, сущности и социальной роли права.

 

Тип правового регулирования – общая направленность регулирования общественных отношений, зависящая от того, что лежит в его основе – дозволение или запрет. Выделяют два основных типа правового регулирования: общедозволительный и разрешительный.

 

Толкование норм права – интеллектуально-волевая деятельность субъектов права по уяснению и разъяснению смысла норм права в целях их наиболее правильной, быстрой и экономной реализации.

 

Фактический (юридический) состав – совокупность юридических фактов, необходимых для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий.

 

Функции права – основные направления воздействия права на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначение права как регулятора общественных отношений.

 

Ценность права – реальная положительная значимость права как специфического социального регулятора для удовлетворения потребностей и интересов общества, государства, различных социальных групп и индивидов, обусловленная особыми свойствами и качествами права.

 

Частное право – упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц.

 

Экстерриториальность – юридический статус физических или юридических лиц, учреждений либо объектов, изъятых из-под действия местного законодательства и подпадающих (частично или в полном объеме) под действие законодательства государства, национальность которого таковые имеют.

 

Этатизм– одно из проявлений политизации общества, проявляющееся в засилии государства в экономической, социальной, культурной жизни общества, в научной и др. деятельности.

 

Юридическая квалификация – стадия применения норм права, заключающаяся в оценке конкретного жизненного случая с позиций права, направленная на выявление юридической значимости фактических обстоятельств, выражающаяся в сопоставлении и фиксации соответствия (либо несоответствия) их признаков признакам юридических фактов, закрепленных в нормах права.

 

Юридическая конструкция – своеобразное и устойчивое построение прав, обязанностей, ответственности, их типовые схемы, модели, в которые облекается «юридический материал».

 

Юридическая обязанность – предусмотренная нормами права мера необходимого, должного поведения субъектов в правоотношении.

 

Юридическая ответственность (ретроспективная) – а) применение к правонарушителю предусмотренных санкцией юридической нормы мер

государственного принуждения, выражающихся в форме лишений личного, организационного либо имущественного характера; б) возлагаемая в установленных законом процессуальных формах обязанность лица или организации претерпевать определенные лишения личного, имущественного и организационного характера за совершенное правонарушение.

 

Юридическая ответственность (позитивная) – социально-психологическая ответственность личности, предполагающая, с одной стороны, добросовестное отношение этой личности к своим юридическим обязанностям, правовому долгу и, с другой, - обеспечение или содействие обеспечению такого же отношения и соответствующего поведения у других лиц.

 

Юридическая практика – деятельность компетентных субъектов и накопленный при этом социально-правовой опыт по созданию, реализации (применению), толкованию и систематизации нормативно-правовых и иных правовых актов.

 

Юридическая техника – совокупность правил, средств, способов и приемов разработки, оформления, публикации и систематизации нормативно-правовых актов в целях их ясности, понятности и эффективности.

 

Юридические термины – словесные обозначения государственно-правовых понятий, с помощью которых выражаются нормативно-правовые предписания государства.

 

Юридический процесс – урегулированный процессуальными нормами порядок деятельности компетентных государственных органов, состоящий в подготовке, принятии и документальном закреплении юридических решений общего и индивидуального характера.

 

Юридический факт – конкретные жизненные обстоятельства, с которыми норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений и иных правовых последствий.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.