Здавалка
Главная | Обратная связь

Характеристики ядра личности



Теперь давайте рассмотрим характеристики ядра личности, которые связаны с двумя тенденциями ядра. Маслоу снабдил нас перечнем потребностей, организованным на основе степени, в которой удовлетворение каждой является предпосылкой для стремления к удовлетворению следующей. Он перечисляет физиологические потребности, потребности в безопасности, потребности в принадлежности и любви и потребности в уважении. Чем ближе к началу списка, тем в большей степени потребность является физиологической и в меньшей – психологической. Но даже потребности в конце списка, будучи глубоко психологическими, теснее связаны с выживанием или с восполнением дефицита, чем с реализацией потенциальных возможностей. Обратите внимание, что здесь идет речь об иерархической организации. Другими словами, когда физиологические потребности удовлетворены, потребности в безопасности становятся заметны и требуют удовлетворения; когда удовлетворены как физиологические потребности, так и потребности в безопасности, на первый план выступают потребности в принадлежности и любви и так далее.

Маслоу описал также характеристики ядра, имеющие отношение к тенденции актуализации. Мы должны встретить такое описание с особым интересом и нетерпением, поскольку, как мы уже заметили, слабость большинства теорий актуализации в том, что они хранят молчание относительно содержания врожденных потенциальных возможностей. Маслоу в этой компании – достойное исключение, но его лавровый венок вновь теряется в присутствующей здесь путанице. Однако я постараюсь собрать воедино суть его взглядов на врожденные потенциальные возможности. Один из источников полезной для этого обсуждения информации – уже упоминавшаяся иерархия потребностей. На самом деле Маслоу называет еще две потребности, располагающиеся выше, чем уже описанные нами. Это потребность в самоактуализации, за которой следует потребность в когнитивном понимании. То, как Маслоу располагает эти две потребности в иерархии, свидетельствует о том, что они не только независимы друг от друга, но также и о том, что потребность в когнитивном понимании – это даже более высокое выражение человеческой природы, чем самоактуализация. Но в действительности он не мог иметь этого в виду, потому что иначе его позиция переполнилась бы противоречиями и недоговоренностями. Итак, принимая во внимание все, что говорит Маслоу, мне представляется, что, вероятнее всего, эти две потребности относятся к различным сторонам врожденных потенциальных возможностей, которые развертываются благодаря реализации тенденции актуализации. Потребность в когнитивном понимании можно рассматривать как психологическое отражение врожденной функции нервной системы, а именно обработки информации. Некоторые другие ученые, теории которых рассмотрены в данной книге (например, Мюррей, Роджерс, Уайт, Олпорт), также нашли бы данное предположение полезным. На самом деле подобная точка зрения постепенно появляется в современной психологии и даже находит свое прямое выражение у двух ученых, работающих в роджерианской традиции. Батлер и Райс (Butler and Rice, 1963) развивают идею о том, что самоактуализация происходит вследствие жажды стимуляции, характерной для нервной системы. Но давайте вернемся к главной теме: если врожденные потенциальные возможности, обозначенные как "потребность в самоактуализации" и "потребность в когнитивном понимании", действительно представляют собой проявления тенденции актуализации, тогда название первой неточно, о чем говорит и его избыточность. Давайте глубже окунемся в работы Маслоу, пытаясь обнаружить подходящее название для данного содержания.

Особый интерес здесь представляют его высказывания об истинной природе человека. Вначале он подчеркивает, что люди и похожи друг на друга, и в то же время различаются (Maslow, 1962). И затем, соглашаясь с Роджерсом и Гольдштейном, он говорит: "Эта внутренняя природа, насколько мы пока ее знаем, определенно не "порочна"" в нашей культуре ее можно обозначить либо как "хорошую", либо как нейтральную. Наиболее точно можно выразить это, сказав, что она "предшествует добру и злу" (Maslow, 1962). Теперь мы подходим к утверждениям, нацеленным на еще более конкретное описание содержания человеческой природы. Согласно Маслоу (1962),

"Каждый из нас обладает неотъемлемой внутренней природой, которая выступает как присущая, "природная" данность, обычно очень устойчивая к изменениям. ...Я включаю в эту внутреннюю природу инстинктивные потребности, способности, таланты, анатомический аппарат, физиологические балансы, пренатальные и натальные повреждения и травму рождения. Вопрос о том, нужно ли сюда включить защиты и копинг-механизмы, "стиль жизни" и другие характерологические черты, которые формируются в течение первых пяти лет жизни, остается открытым. Я бы сказал "да" и развил бы предположение о том, что этот сырой материал очень быстро начинает врастать в личность по мере того, как она встречается с внешним миром и вступает с ним во взаимодействие".

Впервые прочитав это утверждение, поначалу вы можете испытать вспышку энтузиазма, но я прошу вас немного поразмышлять над этой цитатой. С моей точки зрения, это высказывание может научить нас немногому, поскольку оно чрезмерно широко. Что касается конкретизации врожденных потенциальных возможностей, относящихся к тенденции актуализации, в действительности она дает не больше, чем полное молчание. В качестве утверждения обо всем, что входит в природу человека, например, о врожденных потенциальных возможностях в сочетании с дефицитарными потребностями, оно могло бы быть в некоторой степени полезным, если бы мы знали, что входит в каждую из этих двух категорий. На самом деле, даже не столь очевидно, что это правильный путь, поскольку Маслоу включает сюда такие явления, как защиты и копинг-механизмы. С учетом его точки зрения даже нельзя определенно сказать, что эти явления – врожденные, а не приобретенные, и все же они присутствуют в утверждении о "внутренней природе" человека.

В той же статье есть еще несколько важных утверждений, которые можно было бы привести здесь, но они также хаотичны и запутаны. В одном месте Маслоу (1962) показывает, что, поскольку человек отошел в своем развитии от сильных инстинктов, ему трудно познать и прочувствовать свою внутреннюю природу. Кажется, что то же самое можно сказать и о самом ученом в отношении врожденных потенциальных возможностей! В результате мы подходим к следующему выводу: попытка Маслоу описать содержание потенциальных возможностей является, в силу своей излишней абстрактности и неопределенности, не более полезной, чем отсутствие таких утверждений у других сторонников теории актуализации.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.