Результаты исследования переключаемости внимания у детей с нормальной речью, функциональной дислалией и легкой формой дизартрии
Примечание: 1. В скобках количество детей, пририсовавшие расходящиеся стрелки. 2. Без скобок количество детей, пририсовавшие сходящиеся стрелки.
Среднее выполнение первой части задания (пририсовка сходящихся стрелок) составляет: для детей с нормальной речью – 3,41 мин; для детей с функциональной дислалией – 3,32 мин; для детей с легкой формой дизартрии – 3,6 мин. Из полученных данных видно, что первая часть задания всеми тремя группами детей выполнялась практически за одно и то же время. Однако качество выполнения задания детьми было различным. Правильно задание выполнили дети с нормальной речью. Они работали уверенно, четко, последовательно, согласно инструкции. Дети с функциональной дислалией работали небрежно, с поспешностью и суетливостью. Дети с легкой формой дизартрии пририсовывали стрелки непоследовательно, с напряжением. Одни из них выполняли задание по вертикали, другие – разбросанно, то на верхней строчке, то в середине. Среднее время выполнения второй части задания (пририсовка расходящихся стрелок) составляет: для детей с нормальной речью – 3,58 мин; для детей с функциональной дислалией – 3,74 мин; для детей с легкой формой дизартрии – 4,08 мин. Результаты исследования показывают, что выполнение второй части задания в сравнении с первой у детей с функциональной и легкой дизартрии потребовало заметно больше среднего времени, чем у детей с нормальной речью. Разница среднего времени выполнения I и II части задания составила для детей с нормальной речью – 0,17 мин (3,58 – 3,41 = 0,17 мин); для детей с функциональной дислалией – 0,42 мин (3,74 – 3,32 = 0,42 мин); для детей с легкой формой дизартрии – 0,48 мин (4,08 – 3,6 = 0,48 мин). Таким образом, проведенное исследование отдельных заданий на внимание позволило выявить пониженный уровень устойчивости и переключаемости внимания у детей с легкой формой дизартрии и функциональной дислалией. Нарушение механизма устойчивости и переключаемости внимания, по-видимому, зависит от недостаточной подвижности основных нервных процессов в коре больших полушарий. Память
Задание 1 (на исследование зрительной памяти) Ребенку предлагали 5 картинок, разных по содержания (посуду, фрукты и др.), раскладывали их последовательно по прямой линии на столе и просили запомнить. Затем картинки смешивали и просили расположили их в той же последовательности. Результаты исследования показали, что расположение детьми трех групп выполнялись по-разному. Так, трое детей с функциональной дислалией торопились, суетились и смогли правильно разложить только две картинки, а пять детей – по три, четыре. Дети с легкой формой дизартрии выполняли задание неуверенно, вспоминали правильность расположения картин, перекладывали их, были растерянными. Три ребенка разложили правильно две первые карточки, а семь детей – по 3 – 4 карточки. Характер выполнения заданий на зрительную память у детей с функциональной дислалией и легкой формой дизартрии аналогичен результатам исследования их на переключаемость внимания, что по-видимому связано с нарушением нейро-динамических связей в коре больших полушарий. Задание 2 (исследование памяти на запоминание слов) Экспериментатор дважды произносил пять слов и предлагал в той же последовательности воспроизвести их ребенку. Результаты исследования показали, что 56 % детей с нормальной речью правильно назвали пять слов, в то время как наибольшее количество правильных ответов у детей с функциональной дислалией (32 %) приходится на 4 слова, а у детей с легкой формой дизартрии (32 %) – на 3 слова. Слабость процесса запоминания у детей с функциональной дислалией и легкой формой дизартрии связана не только с затруднением выработки условных рефлексов, но и, возможно, с нарушением фонематического слуха, возникающего вследствие нарушения звукопроизношения. Задание 3 (на логически-смысловое запоминание слов текста) Ребенку читали рассказ и просили его запомнить. Затем рассказ повторяли, пропуская отдельные слова (10). Дети должны были вспомнить слова, пропущенные экспериментатором. Подсчеты среднеарифметической величины правильно произнесенных слов текста по формуле (1) показал, что дети с нормальной речью в среднем произнесли из 10 слов – 9,40 слова, дети с функциональной дислалией – 9,16 слова, дети с легкой формой дизартрии – 8,24 слова. Сопоставление значения средних величин показывает, что наилучшее запоминание выявилось у детей с нормальной речью, плохое – детей с легкой формой дизартрии. Таким образом, проведенное исследование памяти по заданиям показало, что у детей с функциональной дислалией имелись незначительные, а у детей с легкой формой дизартрии значительные отклонения, которые можно объяснить не только нарушением их фонематического слуха, но и расстройством активного внимания.
Мышление
Задание 1 (на обобщение предметов методом классификации). Ребенку предлагали разные картинки (поезд, лошадь и др.). просили разложить их на группы, сходные между собой и назвать каждую группу. Свободно образовывать обобщенные группы смогли 18 детей с нормальной речью и функциональной дислалией. Семь детей из данных групп задание выполняли с помощью, допуская ошибки, но по ходу действия их исправляли. Полученные результаты показали также, что только 10 детей с легкой формой дизартрии смогли самостоятельно образовать обобщенные группы. Остальные 15 детей нуждались в помощи, распределяя картинки по категориям (овощи, транспорт, животные и т.п.). задание на обобщение предметов методом классификации и исключения выполнялись практически детьми с нормальной речью и функциональной дислалией без различия. Дети с легкой формой дизартрии в большинстве случаев (15) затруднялись в выполнении задания. Задание 2 Рассказ по картинкам. Ребенку предлагали составить рассказ по картинке, а затем последовательно расположить 3 сюжетные картинки и составить по ним рассказ. Дети с нормальной речью и функциональной дислалией, в основном, легко справились с заданием. Они отмечали существенные детали рисунка, эмоционально описывали изображенные предметы и их действия. Шесть детей с функциональной дислалией и 5 – с нормальной речью выполнили задание с помощью наводящих вопросов. Им мешали неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость и истощаемость. На картинке, в основном, называли отдельные предметы и затруднялись объединить их единым сюжетом. Аналогичные результаты получены при последовательном разложении сюжетных картинок и составлении по ним рассказа. Разница в оценке мышления по картинкам у детей с нормальной речью и функциональной дислалией незначительна. У детей с легкой формой дизартрии эта разница оказалась заметной. Задание 3 (на исследование понятий) Ребенку предлагали вопросы: кто шьет, продает и т.д. Из чего сделаны: окна, книги и т.д. Количество правильных ответов у детей с функциональной дислалией было таким же, как и у детей с нормальной речью. Дети с легкой формой дизартрии дали значительно меньше правильных ответов из-за сниженного уровня информации и меньшего словарного запаса. Ответы их характеризовались некоторой упрощенностью и примитивностью. Задание 4 (на исследование высшей нервной деятельности при помощи комплексных раздражителей). Ребенку предлагали 3 листа по три или пять объектов на геометрические фигуры и растения, сгруппированные по форме, величине, цвету и направлению. На первом листе были изображены большой, маленький квадраты и большой круг. Из четырех таких же разрезных картинок нужно добавить недостающую, четвертую (маленький круг). На втором листе были изображены: квадраты голубой и розовый, круг голубой и розовый, треугольник голубой. Из шести разрезных картин нужно добавить (треугольник розовый). На третьем листе были изображены: желуди раскрашенные и нераскрашенные, малина раскрашенная. Нужно было добавить четвертую разрезную, недостающую (малину нераскрашенную). Результаты этого исследования представлены в табл. 6 Таблица 6 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|