Здавалка
Главная | Обратная связь

Результаты исследования переключаемости внимания у детей с нормальной речью, функциональной дислалией и легкой формой дизартрии



  Время выполнения задания в минутах
1,75 4,25 2,0 4,5 2,25 4,75 2,5 5,0 2,75 3,0 3,25 3,5 3,75 4,0 Всего детей
Дети с нор- маль- ной речью Дети с функц. дислал Дети с легкой дизарт       1(3)   1(2)   (1)     3(1) 2(3)   3(2)   (1) (1) (1)     2(2)   1(3)     (3)   (1)   2(1) 3(2)       6(4)   4(3)   5(1)     3(6)   1(3)   3(1)       3(2)   3(3)   2(2)   2(5)     3(5)   3(6)   3(7)      

Примечание: 1. В скобках количество детей, пририсовавшие расходящиеся стрелки.

2. Без скобок количество детей, пририсовавшие сходящиеся стрелки.

 

 

Среднее выполнение первой части задания (пририсовка сходящихся стрелок) составляет: для детей с нормальной речью – 3,41 мин; для детей с функциональной дислалией – 3,32 мин; для детей с легкой формой дизартрии – 3,6 мин.

Из полученных данных видно, что первая часть задания всеми тремя группами детей выполнялась практически за одно и то же время. Однако качество выполнения задания детьми было различным. Правильно задание выполнили дети с нормальной речью. Они работали уверенно, четко, последовательно, согласно инструкции. Дети с функциональной дислалией работали небрежно, с поспешностью и суетливостью. Дети с легкой формой дизартрии пририсовывали стрелки непоследовательно, с напряжением. Одни из них выполняли задание по вертикали, другие – разбросанно, то на верхней строчке, то в середине.

Среднее время выполнения второй части задания (пририсовка расходящихся стрелок) составляет: для детей с нормальной речью – 3,58 мин; для детей с функциональной дислалией – 3,74 мин; для детей с легкой формой дизартрии – 4,08 мин.

Результаты исследования показывают, что выполнение второй части задания в сравнении с первой у детей с функциональной и легкой дизартрии потребовало заметно больше среднего времени, чем у детей с нормальной речью. Разница среднего времени выполнения I и II части задания составила для детей с нормальной речью – 0,17 мин (3,58 – 3,41 = 0,17 мин); для детей с функциональной дислалией – 0,42 мин (3,74 – 3,32 = 0,42 мин); для детей с легкой формой дизартрии – 0,48 мин (4,08 – 3,6 = 0,48 мин).

Таким образом, проведенное исследование отдельных заданий на внимание позволило выявить пониженный уровень устойчивости и переключаемости внимания у детей с легкой формой дизартрии и функциональной дислалией. Нарушение механизма устойчивости и переключаемости внимания, по-видимому, зависит от недостаточной подвижности основных нервных процессов в коре больших полушарий.

Память

 

Задание 1 (на исследование зрительной памяти)

Ребенку предлагали 5 картинок, разных по содержания (посуду, фрукты и др.), раскладывали их последовательно по прямой линии на столе и просили запомнить. Затем картинки смешивали и просили расположили их в той же последовательности.

Результаты исследования показали, что расположение детьми трех групп выполнялись по-разному. Так, трое детей с функциональной дислалией торопились, суетились и смогли правильно разложить только две картинки, а пять детей – по три, четыре. Дети с легкой формой дизартрии выполняли задание неуверенно, вспоминали правильность расположения картин, перекладывали их, были растерянными. Три ребенка разложили правильно две первые карточки, а семь детей – по 3 – 4 карточки. Характер выполнения заданий на зрительную память у детей с функциональной дислалией и легкой формой дизартрии аналогичен результатам исследования их на переключаемость внимания, что по-видимому связано с нарушением нейро-динамических связей в коре больших полушарий.

Задание 2 (исследование памяти на запоминание слов)

Экспериментатор дважды произносил пять слов и предлагал в той же последовательности воспроизвести их ребенку.

Результаты исследования показали, что 56 % детей с нормальной речью правильно назвали пять слов, в то время как наибольшее количество правильных ответов у детей с функциональной дислалией (32 %) приходится на 4 слова, а у детей с легкой формой дизартрии (32 %) – на 3 слова. Слабость процесса запоминания у детей с функциональной дислалией и легкой формой дизартрии связана не только с затруднением выработки условных рефлексов, но и, возможно, с нарушением фонематического слуха, возникающего вследствие нарушения звукопроизношения.

Задание 3 (на логически-смысловое запоминание слов текста)

Ребенку читали рассказ и просили его запомнить. Затем рассказ повторяли, пропуская отдельные слова (10). Дети должны были вспомнить слова, пропущенные экспериментатором.

Подсчеты среднеарифметической величины правильно произнесенных слов текста по формуле (1) показал, что дети с нормальной речью в среднем произнесли из 10 слов – 9,40 слова, дети с функциональной дислалией – 9,16 слова, дети с легкой формой дизартрии – 8,24 слова. Сопоставление значения средних величин показывает, что наилучшее запоминание выявилось у детей с нормальной речью, плохое – детей с легкой формой дизартрии.

Таким образом, проведенное исследование памяти по заданиям показало, что у детей с функциональной дислалией имелись незначительные, а у детей с легкой формой дизартрии значительные отклонения, которые можно объяснить не только нарушением их фонематического слуха, но и расстройством активного внимания.

 

Мышление

 

Задание 1 (на обобщение предметов методом классификации).

Ребенку предлагали разные картинки (поезд, лошадь и др.). просили разложить их на группы, сходные между собой и назвать каждую группу.

Свободно образовывать обобщенные группы смогли 18 детей с нормальной речью и функциональной дислалией. Семь детей из данных групп задание выполняли с помощью, допуская ошибки, но по ходу действия их исправляли.

Полученные результаты показали также, что только 10 детей с легкой формой дизартрии смогли самостоятельно образовать обобщенные группы. Остальные 15 детей нуждались в помощи, распределяя картинки по категориям (овощи, транспорт, животные и т.п.). задание на обобщение предметов методом классификации и исключения выполнялись практически детьми с нормальной речью и функциональной дислалией без различия. Дети с легкой формой дизартрии в большинстве случаев (15) затруднялись в выполнении задания.

Задание 2 Рассказ по картинкам.

Ребенку предлагали составить рассказ по картинке, а затем последовательно расположить 3 сюжетные картинки и составить по ним рассказ.

Дети с нормальной речью и функциональной дислалией, в основном, легко справились с заданием. Они отмечали существенные детали рисунка, эмоционально описывали изображенные предметы и их действия. Шесть детей с функциональной дислалией и 5 – с нормальной речью выполнили задание с помощью наводящих вопросов. Им мешали неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость и истощаемость. На картинке, в основном, называли отдельные предметы и затруднялись объединить их единым сюжетом.

Аналогичные результаты получены при последовательном разложении сюжетных картинок и составлении по ним рассказа. Разница в оценке мышления по картинкам у детей с нормальной речью и функциональной дислалией незначительна. У детей с легкой формой дизартрии эта разница оказалась заметной.

Задание 3 (на исследование понятий)

Ребенку предлагали вопросы: кто шьет, продает и т.д. Из чего сделаны: окна, книги и т.д.

Количество правильных ответов у детей с функциональной дислалией было таким же, как и у детей с нормальной речью. Дети с легкой формой дизартрии дали значительно меньше правильных ответов из-за сниженного уровня информации и меньшего словарного запаса. Ответы их характеризовались некоторой упрощенностью и примитивностью.

Задание 4 (на исследование высшей нервной деятельности при помощи комплексных раздражителей).

Ребенку предлагали 3 листа по три или пять объектов на геометрические фигуры и растения, сгруппированные по форме, величине, цвету и направлению.

На первом листе были изображены большой, маленький квадраты и большой круг. Из четырех таких же разрезных картинок нужно добавить недостающую, четвертую (маленький круг).

На втором листе были изображены: квадраты голубой и розовый, круг голубой и розовый, треугольник голубой. Из шести разрезных картин нужно добавить (треугольник розовый).

На третьем листе были изображены: желуди раскрашенные и нераскрашенные, малина раскрашенная. Нужно было добавить четвертую разрезную, недостающую (малину нераскрашенную). Результаты этого исследования представлены в табл. 6

Таблица 6







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.