Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 2. Фирма как основной субъект предпринимательской деятельности



ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ И ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - фирме. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. На фирме сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии, добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление - менеджмент.

Поставленные задачи сможет выполнить лишь тот, кто хорошо усвоил основы экономики фирмы.

Таким образом, цель преподавания дисциплины - помочь студентам в изучении конкретных форм проявления и использования экономических законов на уровне фирмы, условий, под влиянием которых эти законы могут действовать с наибольшей эффективностью.

Задача курса – получение студентами конкретных экономических знаний о методах и средствах воздействия на экономику фирмы с целью снижения затрат общественного труда (общественных издержек производства), повышения экономической эффективности производства, увеличения объема получаемой прибыли; а также практических навыков использования различных количественных методов для предпринимательских расчетов, аналитических вычислений, прогнозов.

Курс «Экономика фирмы» тесно связан с такими дисциплинами, как «Экономическая теория», «Менеджмент», «Маркетинг», «Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности», «Финансы».

Общее количество выделенных часов на изучение данной дисциплины составляет 119 часов, в том числе 109 на самостоятельное изучение. Дисциплина изучается в течение одного семестра, выполняется одна итоговая контрольная работа, которая защищается студентом и является допуском к экзамену по данному курсу.

Материалом для изучения дисциплины являются:

§ Установочные и обзорные лекции;

§ Основная и дополнительная литература, представленная в данном методическом комплексе.

Срок сдачи контрольных работ - за одну неделю до начала следующей экзаменационной сессии.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Раздел 1. Фирма – центральное звено рыночного хозяйства

Тема 1. Общая характеристика фирмы

[1] с.7-44; [2] с.8-38; [18] с. 71-86

Понятие фирмы, ее роль в рыночной экономике. Назначение и сфера деятельности фирмы. Цели и функции фирмы. Классификация фирм. Основные принципы эффективного управления ее деятельностью.

 

Тема 2. Фирма как основной субъект предпринимательской деятельности

[2] с.71-92; [18] с. 44-48; [19] с. 198-222

Понятие предпринимательства как экономической категории. Определение сущности предпринимательства. Предпринимательские объединения и союзы. Виды предпринимательской деятельности и специфика предпринимательской деятельности в разных отраслях, сферах хозяйственной деятельности. Фирма как основная предпринимательская структура. Роль и место фирмы (предприятия, организации) в системе предпринимательства.

Классификация предпринимательских структур по виду хозяйственной деятельности, формам собственности, масштабов деятельности, с точки зрения отраслевой сферы и территориального (регионального) размещения. Основные организационно-правовые формы предпринимательских структур, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации. Порядок создания и ликвидации организаций. Обоснование выбора наиболее эффективной организационно-правовой формы и сферы деятельности.

Тема 3. Внешняя среда фирмы. Экономическая устойчивость предпринимательских структур.

[1] с. 386-404; [2] с.270-284

Понятие и основная характеристика внешней среды функционирования фирмы. Динамичные изменения внешних условий в рыночном хозяйстве, необходимость их оперативного учета в управлении фирмой. Основные факторы внешней среды (природно-климатические условия; наличие сырьевых и трудовых ресурсов; степень развития производственной, социальной и рыночной инфраструктуры; динамика цен на товарных рынках; кредитные возможности; налоговые ставки и др.). Факторы прямого и косвенного воздействия. Качество правовой базы для развития предпринимательской инициативы.

Экономическая устойчивость фирмы, ее характерные черты. Долгосрочные взаимовыгодные связи с поставщиками ресурсов и потребителями товаров и услуг. Место фирмы на товарных рынках. Критерии оценки устойчивости фирмы.

Государственное регулирование деятельности предпринимательских структур различных форм собственности. Сочетание методов государственного регулирования (на федеральном, региональном и местном уровнях) с рыночным механизмом саморегулирования.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.