Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные подходы к определению социально-исторического содержания понятия «конфликт»



Содержание

 

Глава 1. Теоретико-методологические и социально-исторические основы профилактики социальных конфликтов у учащихся………………………….3

Основные подходы к определению социально-исторического содержания понятия «конфликт»

………………………………………3

1.2 Видовое разнообразие и особенности протекания социальных конфликтов в Российской Федерации в конце XX-начале XXI века……………..14ё

1.3. Динамика социальных конфликтов в Алтайском крае в 1990-2010 годы (по результатам социологического исследования)………….…………………………………………..24

 

   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

 

Глава 1. Теоретико-методологические основы социально-исторического анализа конфликтов

Основные подходы к определению социально-исторического содержания понятия «конфликт»

Понятие конфликта принадлежит как науке, так и обыденному сознанию, наделяющему его своим специфическим смыслом.

В обыденной речи слово «конфликт» используется применительно к широкому кругу явлений - от вооруженных столкновений и противостояния различных социальных групп до служебных или супружеских разногласий. Конфликтом называют семейную ссору, военные действия, дискуссии в парламенте и многое другое.

Конфликтная проблематика сегодня не ограничивается какой-то одной определенной областью науки или практики. Можно выделить, по крайней мере, 11 областей научного знания, так или иначе изучающих конфликты: психология, социология, политология, история, философия, искусствоведение, педагогика, правоведение, социобиология, математика и военные науки.[1]

Свое теоретическое обоснование проблема конфликта получила в конце XIX – начале ХХ в. Английский социолог Герберт Спенсер (1820-1903), рассматривая социальный конфликт с позиций социал-дарвинизма, считал его неизбежным явлением в истории общества и стимулом общественного развития. Такой же позиции придерживался немецкий социолог (основоположник понимающей социологии и теории социального действия) Макс Вебер (1864-1920). Его соотечественник Георг Зиммель (1858-1918) впервые ввел термин «социология конфликта». На основе его теории «социальных конфликтов» позже возникла так называемая «формальная школа», представители которой придают противоречиям и конфликтам значение стимуляторов прогресса[2].

В научных изданиях существуют различные определения конфликта, анализ которых обнаруживает их сходство.

Как правило, содержание понятия конфликта раскрывается через следующие значения:

1. состояние открытой, часто затяжной борьбы; сражение или война;

2. состояние дисгармонии в отношениях между людьми, идеями или интересами, столкновение противоположностей;

3. Психическая борьба, возникающая как результат одновременного функционирования взаимно исключающих импульсов, желаний или тенденций.

4. Противостояние характеров или сил в литературном или сценическом произведении, в особенности главная оппозиция, на которой строится сюжет.

В самом общем смысле этот термин используется для описания поведения групп, которые идут одна против другой, соперничества между индивидами и субъективной неопределенности внутри индивида.

Кроме того, конфликтом называют:

- межличностные трудности;

- внутриличностные переживания;

- кризисные явления и др.[3]

А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов понимают под конфликтом наиболее деструктивный способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, а также борьбу подструктур личности[4].

Б. И. Хасан предлагает следующую трактовку конфликта: «Конфликт - это такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимодетерминируют и взаимозаменяют друг друга, требуя для этого специальной организации[5].

А.П. Панфилов определяет конфликт как столкновение противоположных целей, интересов, взглядов, позиций или мнений двух и более людей[6].

По мнению Ю. В. Щербатых, конфликт представляет собой отсутствие согласия между двумя или более сторонами, результат столкновения их интересов или потребностей[7].

Таким образом, одним и тем же понятием «конфликт» обозначается широкий спектр явлений, однако все они оказываются непосредственно связанными с наличием противоречий, которые принимают форму разногласий в процессе взаимодействия людей.

Конфликты могут быть явными или скрытыми, но в их основе всегда лежит отсутствие согласия. При этом отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д. Однако оно не всегда выражается в виде столкновения, конфликта. Конфликтная ситуация возникает только тогда, когда существующие противоречия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В таком случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия, и вступают в конфликтное взаимодействие[8].

Возникновение конфликта связывают, прежде всего, с так называемой трудной ситуацией, которая, по мнению Б. Шведина, А.Я. Анцупова, С.В. Баклановского отражает «взаимодействие личности со сложной обстановкой в процессе деятельности». Подобная ситуация характеризуется наличием сложной обстановки, активностью мотивов личности, нарушением соответствия между требованиями деятельности и профессиональными возможностями[9].

Следует отметить, что конфликт, являясь, безусловно, не самой лучшей формой человеческого взаимодействия, не всегда и не обязательно приводит к разрушениям. Напротив, это один из главных процессов, служащих сохранению целого. В определенных условиях даже открытые, явные конфликты могут способствовать сохранению жизнеспособности и устойчивости социального целого. Таким образом, современная наука не воспринимает конфликт как однозначно деструктивное явление.

Американский социолог Льюис Коузер считает, что конфликты играют интегрирующую и стабилизирующую роль в обществе.[10] Позитивными функциями он называет такие: группосозидающие и группосохраняющие. Он считает, что благодаря конфликту происходит разрядка напряженности между его антагонистическими сторонами. Важными оказываются коммуникативно-информационная и связующая функции, поскольку на основе выявления необходимой информации и установления коммуникации, вслед за которыми становится реальным партнерское взаимодействие, может происходить замена враждебных отношений дружественными. Среди функций конфликта, рассматриваемых Коузером, следует отметить созидание и конструирование общественных объединений, способствующих сплоченности группы. Наконец, вслед за американским социологом назовем такую функцию, как стимулирование социальных изменений.[11]

Немецкий социолог Ральф Дарендорф утверждает, что общество в каждый момент подвержено изменениям, и эти изменения всепроникающи. Поэтому любое общество испытывает социальные конфликты, происходящие на различных уровнях. Любое общество опирается на принуждение одних его членов другими. Дарендорф считает бесполезным ликвидировать глубинные причины социальных конфликтов и допускает возможность влиять на изменение специфического течения конфликтов. Это открывает перед современным обществом перспективу не революционного переворота, а эволюционных изменений.[12]

Таким образом, продуктивность конфронтации проистекает из того факта, что конфликт ведет к изменению, изменение ведет к адаптации, адаптация ведет к выживанию. Если мы перестанем воспринимать конфликт как угрозу и начнем относиться к нему как к сигналу, говорящему о том, что надо что-то изменить, мы займем более конструктивную позицию. Ценность конфликтов в том, что они предотвращают окостенение системы, открывают дорогу инновациям. Соответственно, конфликт с данной точки зрения, выступает как стимул к изменениям, это вызов, требующий творческой реакции[13].

Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют функциональными (конструктивными). Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют дисфункциональными (деструктивными).[14]

В соответствии с классификацией Л. Коузера, конфликты также могут быть реалистическими (предметными) или нереалистическими (беспредметными).

Реалистические конфликты вызваны неудовлетворением определенных требований участников или несправедливыми, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата.

Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности. Иными словами, острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.

Начавшись как реалистический, конфликт может превратиться в нереалистический, например, если предмет конфликта чрезвычайно значим для участников, а они не могут найти приемлемое решение, справиться с трудной ситуацией. Это повышает эмоциональную напряженность и требует освобождения от накопившихся отрицательных эмоций.

Нереалистические конфликты всегда дисфункциональны. Их гораздо сложнее урегулировать, направить по конструктивному руслу[15].

Возникновение конфликта зависит от трех параметров:

- сущности противоречия;

- сопутствующих обстоятельств;

- внешнего повода для конфликта.

Сущность противоречия является истинным поводом для конфликта, его глубинной причиной, причем не всегда осознанной. Такие глубинные чувства, как зависть, соперничество, личная неприязнь, жадность и другие негативные чувства могут лежать в основе столкновения людей. В то же время повод может быть и более осознанным - например, желание захватить рынок сбыта, потеснить конкурента или заработать больше денег.

Сопутствующие обстоятельства могут видоизменять время начала и характер конфликта, не затрагивая его сущности. Например, два работника, испытывающие взаимную неприязнь друг к другу, могут сдерживать свои эмоции в присутствии начальника или третьего лица и начать конфликт, оказавшись наедине.

Внешний повод для конфликта - это стечение обстоятельств, которое запускает механизм конфликта (чаще всего - колкая фраза, оскорбление, насмешка и т. д.).[16]

Но, конфликт, как и любой социальный процесс, имеет свою структуру. Под структурой конфликта понимается совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс.[17]

В структуру конфликта входят несколько основных элементов. Н. В. Гришина предлагает такую структуру конфликта:[18]

1.Участники конфликта – лица, чья степень участия в конфликте различна: от непосредственного противодействия до опосредованного влияния на ход конфликта. Выделяют несколько групп участников.

Основные участники конфликта или противоборствующие силы – это те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные

(наступательные или защитные) действия друг против друга. Некоторые авторы вводят такое понятие, как «оппонент», что в переводе с латинского означает возражающий, противник в споре.

Группы поддержки. Практически всегда в любом конфликте за оппонентами стоят силы, которые могут быть представлены отдельными индивидами, группами и т. д.

Другие участники. В данную группу входят субъекты, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта

( подстрекатель, организатор и т.д.).

2.Информационные модели конфликтной ситуации у основных и второстепенных участников конфликта.

3.Предмет конфликта – это объективно существующая или воображаемая проблема, лежащая в основе конфликта. Это то противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство.

4.Объект конфликта рассматривают как причину, повод к конфликту. Объектом конфликта может быть материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента. Борьба отражает стремление сторон разрешить это противоречие. В ходе конфликта она может затухать и обостряться. Так же ведет себя и противоречие. Однако проблема конфликта остается неизменной, пока противоречие не разрешится.

5.Микро- и макросреда. При анализе конфликта необходимо выделять условия, в которых находятся и действуют участники конфликта, т. е. микро- и макросреду, в которой возник конфликт. Такой подход позволяет рассматривать конфликт не как изолированную систему, а как социальную ситуацию. В нее включаются не только ближайшее окружение личности, но и социальные группы, представителем которых является данный индивид. Чтобы стать объектом конфликта, элемент материальной, социальной или духовной сферы должен находиться на пересечении личных, групповых, общественных или государственных интересов субъектов, которые стремятся к контролю над ним.[19]

Анализ содержания и особенностей протекания конфликта целесообразно проводить по трем основным стадиям:

1. Предконфликтная стадия

Ни один конфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное напряжение, раздражение обычно накапливаются в течение некоторого времени, поэтому предконфликтная стадия иногда затягивается настолько, что забывается первопричина столкновения.

Характерной особенностью каждого конфликта в момент его зарождения является наличие объекта, обладание которым (или достижение которого) связано с фрустрацией потребностей двух субъектов, втягиваемых в конфликт. Этот объект должен быть принципиально неделимым или казаться таковым в глазах соперников.

Предконфликтная стадия - это период, в который конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступить.

Первоначально каждая из конфликтующих сторон ищет пути достижения целей. Когда все попытки достичь желаемого оказываются тщетными, индивид или социальная группа определяют объект, мешающий достижению целей, степень его «вины», силу и возможности противодействия. Этот момент в предконфликтной стадии называется идентификацией.

Бывает, что причина конфликта скрыта и ее трудно идентифицировать. Тогда возможен выбор объекта для агрессии, который не имеет никакого отношения к блокированию потребности. Эта ложная идентификация может привести к воздействию на сторонний объект, ответному действию и возникновению ложного конфликта. Иногда ложная идентификация создается искусственно, с целью отвлечения внимания от истинного источника конфликта. Например, правительство в какой-либо стране пытается избежать недовольства своими действиями путем перекладывания вины на национальные группы или на отдельные социальные слои. Ложные конфликты, как правило, не устраняют причин, вызывающих столкновения, а только усугубляют ситуацию, создавая возможности для распространения конфликтных взаимодействий.

2. Непосредственно конфликт

Данная стадия характеризуется, прежде всего, наличием инцидента, то есть социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Это активная, деятельная часть конфликта.

Действия, составляющие инцидент, могут быть различными. Однако их можно разделить на две группы, каждая из которых имеет в своей основе специфическое поведение людей:

а) К первой группе относятся действия соперников в конфликте, носящие открытый характер. Это могут быть словесные прения, санкции, физическое воздействие, политическая экономические борьба, спортивное состязание и т. п.

б) Ко второй группе относятся скрытые действия соперников в конфликте. Известно, что в ходе конфликтов противники чаще всего пытаются замаскировать свои действия, запутать, обмануть соперничающую сторону. Эта скрытая, завуалированная, но, тем не менее, активная борьба преследует цель навязать сопернику невыгодный ему образ действий и одновременно выявить его стратегию. Основной формой действий в скрытом внутреннем конфликте является рефлексивное управление. Данный подход означает, что один из соперников пытается передать и внедрить в сознание другого такую информацию, которая заставляет этого другого действовать так, как выгодно тому, кто передал эту информацию.

Характерным моментом на этапе непосредственно конфликта является наличие критической точки, при достижении которой конфликтные взаимодействия между противоборствующими сторонами достигают максимальной остроты и силы. Одним из критериев подхода к критической точке можно считать интеграцию, однонаправленность усилий каждой из конфликтующих сторон, сплоченность групп, участвующих в конфликте. После прохождения критической точки число конфликтных взаимодействий, их острота и сила резко снижаются и дальше конфликт идет по нисходящей к своему разрешению или, если конфликтная ситуация осталась прежней и не устранены причины, вызывающие конфликтное состояние, к новому всплеску сил противостояния, к новому подъему, новой критической точке.

Вместе с тем, встречаются и исключения из правил, когда конфликт, даже не достигая критической точки, быстро прекращается, несмотря на активное влияние и приток ресурсов извне. Такое протекание конфликта может наблюдаться в случае появления катарсиса - снижения интенсивности социального процесса при минимуме изменений факторов, определяющих его интенсивность. Явление катарсиса наиболее часто встречается в политических конфликтах. Когда население поддерживает определенную политическую партию, проводится идеологическая работа, используются материальные средства поддержки, неожиданно для руководителей партии наступает состояние полного бездействия и апатии, равнодушия, при которых невозможны активные действия. Причины появления катарсиса в конфликтных ситуациях на данном этапе развития науки изучены недостаточно.

3. Разрешение конфликта

Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента. Это означает, что между конфликтующими сторонами прекращается конфликтное взаимодействие. Устранение, прекращение инцидента - необходимое, но недостаточное условие погашения конфликта. Часто, прекратив активное конфликтное взаимодействие, люди продолжают переживать конфликтное состояние, искать его причину. И тогда угаснувший конфликт может вспыхнуть вновь.[20]

Разрешение любого конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации. Это изменение может принимать разные формы.[21]

Это уклонение, приспособление, конфронтация, сотрудничество и компромисс. Уклонение – как способ разрешения конфликта характеризуется явным отсутствием у вовлеченного в конфликтную ситуацию желания сотрудничать с кем – либо и приложить активные усилия для осуществления собственных интересов, равно как пойти навстречу оппонентам; стремление выйти из конфликтного поля, уйти от конфликта. Приспособление – как способ разрешения конфликта отличается склонностью участников конфликта смягчить, сгладить конфликтную ситуацию, сохранить или восстановить гармонию во взаимоотношениях посредством уступчивости, доверия, готовности к примирению. Конфронтация – по своей направленности ориентирована на то, чтобы, действуя активно и самостоятельно, добиваться осуществления собственных интересов других сторон, непосредственно участвующих в конфликте, а то и в ущерб им. Сотрудничество – как и конфронтация, нацелено на максимальную реализацию участниками конфликта собственных интересов. Но, в отличие от нее предполагает не индивидуальный, а совместный поиск такого решения, который отвечает устремлениям всех конфликтующих сторон. Компромисс – означает расположенность участника (участников) конфликта к регулированию разногласия на основе взаимных уступок, достижения частичного удовлетворения своих интересов[22].

Однако наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации, позволяющим погасить конфликт, считается устранение причины конфликта. Действительно, при рациональном конфликте устранение причины с неизбежностью приводит к его разрешению. С другой стороны, в случае высокой эмоциональной напряженности устранение причины конфликта обычно никак не влияет на действия его участников или влияет, но очень слабо. Поэтому для эмоционального конфликта наиболее важным моментом изменения конфликтной ситуации следует считать изменение установок соперников относительно друг друга. Эмоциональный конфликт полностью разрешается только тогда, когда противники перестают видеть друг в друге врага[23].

Конфликт может быть также разрешен в результате истощения ресурсов сторон или вмешательства третьей силы, создающей подавляющий перевес одной из сторон, и, наконец, существуют абсолютные конфликты, в которых борьба ведется до полного уничтожения одного или обоих соперников. Чем жестче очерчен предмет спора, чем очевиднее признаки, знаменующие победу и поражение сторон, тем больше шансов для его локализации. Таким образом, во всех этих случаях непременно происходит изменение конфликтной ситуации[24].

Итак, на основании всего этого можно сделать вывод, что конфликт это сложная система, состоящая из ряда вытекающих стадий, которые способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, или же препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений. К тому же конфликт имеет социально – историческую специфику, которая заключается в том, что конфликт представлен совокупностью политических, экономических, социально – культурных процессов, протекающих в обществе на определенной территории. Выйдите на определение конфликта как социально-исторического феномена через взаимодействие групповых социальных субъектов, специфики объекта конфликта –социальные и .п. специфические ресурсы, характера противоречий, процесса конфликта, имеющего свою историю. В чем социальность, в чем историчность конфликта? Подумайте об историчности – А о социальности частично этот материал есть в начале 1.2

Сущность социального конфликта заключается не столько в возникновении противоречия, столкновении интересов, сколько в противодействии субъектов социального взаимодействия и в способе разрешения создавшегося противоречия.

Источником такого противоборства выступают социальные противоречия, обострившиеся до высшей стадии, когда исчерпаны другие способы их снятия или устранения. В качестве противоречий выступают, как правило, социальные интересы, отражающие различные ценностные ориентации и нормы социальных субъектов - конфликт в данном случае выступает средством, способом разрешения социальных противоречий в социальном взаимодействии субъектов.

Следовательно, социальный конфликт выступает наиболее острым социальным процессом и способом разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия различных социальных субъектов (личностей, групп, классов, этносов, наций, народов, государств и т.д.). Социальный конфликт заключается в противодействии субъектов друг другу и, как правило, сопровождается негативными эмоциями и чувствами, направленными на противостоящую сторону.

Социальный конфликт выступает своеобразным социальным механизмом, способствующим развитию социальной общности, движению вперед, решению и снятию накопившихся проблем социальной стагнации и противоречий социального прогресса. В конечном счете, социальный конфликт ведет к установлению и достижению (временному) согласия и социального порядка.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.