Здавалка
Главная | Обратная связь

Контактная информация: место нахождения кафедры



СИЛЛАБУС

По физиологии -2 - Fiz -2 3208

Для специальности - 051301 - Общая медицина

Модуль - Нормальной физиологии

Курс - третий Семестр – пятый, шестой

Всего________108_______ часов

Лекции______6_______ (часов)

Практические

(семинарские) занятия

_____________30________ ( часов)

СРСП_______36_______(часов)

Всего аудиторных __72___ (часов)

Внеаудиторная самостоятельная

Работа студентов (СРС)

_____________ 36_______ (часов)

Форма контроля: 2-х этапный экзамен

Алматы, 2013

Силлабус составлен доцентом Росляковой Е.М., старшим преподавателем Бисеровой А.Г., преподавателями Байболатовой Л.М. и Игибаевой А.С. на основании интегрированной типовой программы по физиологии-2 для студентов мед ВУЗов, утверждена Учебно-методической секцией при КазГМА по специальностям высшего и послевузовского образования от «_____»________________2009г и рассмотрена и одобрена на заседании кафедры и модуля нормальной физиологии

от «_27__»____08_____2013г., протокол №___1_______

 

 

И.о. заведующего кафедрой,

доцент __________________________________________________ Рыспекова Ш.О.

 

1. Общие сведения:

1.1. Наименование вузаКазНМУ имени С.Д. Асфендиярова

1.2. Модульнормальной физиологии

1.3. Дисциплина «Физиология -2», Fiz -2 3208

1.4. Специальность: 051301 - Общая медицина

1.5. Объем учебных часов- 108 часов

1.6. Курс и семестр изучения -3 курс, 5-6 семестры

1.7. Сведения о преподавателях:

Бисерова А.Г. – к.б.н., старший преподаватель

Научные интересы – гемо-лимфодинамика, экология, ЗОЖ

Научные достижения: опубликовано более 90 научных работ.

Рослякова Е.М., доцент

Научные интересы:кандидатская диссертация «Влияние инфразвука на возбудимые ткани»; Изучает влияние различных факторов окружающей среды на здоровье человека, биологический возраст и продолжительность жизни, возрастная физиология.

Научные достижения: Учебное пособие «Некоторые вопросы возрастной физиологии», более 75 научны работ.

Байболатова Л.М. – преподаватель

Научные интересы:Регуляция функций дыхания и кровообращения при респираторно-физической нагрузки. Научные достижения:28 шт публикаций

Игибаева А.С., - преподаватель

Научные интересы:Экологическая физиология. Физиология пищеварения.

Научные достижения:8 шт публикаций

Контактная информация: место нахождения кафедры

адрес Алматы, ул. Богенбай батыра 151, учебный корпус 2, на 2 этаже,

телефон: 8(3272)92-07-00

1.9. Политика дисциплинызаключается в последовательном и целенаправленном осуществлении учебного процесса. Требования преподавателей к студентам основаны на общих принципах обучения в медицинском ВУЗе

1. Обязательное, регулярное посещение лекций, практических занятий, при отсутствии студента на практическом занятии ставится «О» баллов.

2. Обязательное выполнение 1 вида СРС, защита темы СРС в установленное время по тематическому плану не позднее недели, соответствующей данному разделу. При сдаче СРС позднее установленного срока или умышленном присвоении чужого труда снижение оценки на 1 балл в соответствии с критериями.

3. Активное участие в учебном процессе (конспект практических работ, подготовка теоретического материала, решение ситуационных задач и тестов, самостоятельное выполнение практических работ) – при недостаточной подготовке студенту балл ставится в соответствии с критерими оценки знаний студента.

5. Студент не должен опаздывать на занятия,н аличие чистого, выглаженного, белого халата

8. Уважительное отношение к ППС и студентам и открытое обсуждение конфликтных ситуаций в группах с участием завуча или зав. кафедрой.

2. Программа:

Введение

Основная задача модульного принципа преподавания – на основе интеграции фундаментальных и клинических дисциплин обучить студентов основам клинического обследования органов и систем человека в норме и патологии на основе понимания физиологических процессов, обеспечивающих их работу. Изучение физиологии отдельных систем (опорно-двигательная, нервная, эндокринная, сердечно-сосудистая, кроветворная, пищеварительная, мочеполовая), является необходимой базой для понимания и изучения различных нарушений постоянства внутренней среды организма, которые могут возникать при многих заболеваниях.

2.2.Цель дисциплины:

Формировнание у студентов знаний об основных закономерностях функционирования всех систем организма здорового человека и механизмов их регуляции.

Формирование навыков проведения физиологических экспериментов и умения интерпретировать результаты проведенных исследований.

Развивать коммуникативные навыки путем введения новых терминов и понятий;

Формирование правовой компетенции – правила техники безопасности при работе с физиологическими приборами, знание нормативных правовых документов доклинических дисциплин (Основные положения Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения», Законодательство об охране здоровья граждан, санитарное, природоохранное законодательство Республики Казахстан, Закон о труде, Закон об образовании РК от 27.07.2007г., Концепция реформирования медицинского и фармацевтического образования РК от 24.04.2006г.,

Государственная Программа развития образования в РК, Закон о коррупции РК)

Мотивировать у студентов стремление к изучению предмета физиологии, формировать и развивать навык самостоятельной работы с информацией и с базами ЕВМ, формировать и совершенствовать аналитические способности студента при работе со специальной профессиональной литературой, формировать стремление к непрерывному повышению знаний в течение жизни.

2.3.Задачи дисциплины:

· Формирование у студентов физиологического мышления;

· Раскрыть сущность основных физиологических характеристик здорового человека, его половых и возрастных особенностей;

· Раскрыть основные закономерности механизмов формирования целостных реакций организма;

· Формирование системных знаний о жизнедеятельности организма человека как целого во взаимосвязи с окружающей средой;

· Ознакомление с методиками постановки научных экспериментов;

· Формирование методов оценки функционального состояния организма и его систем;

· Освоение принципов работы с физиологической аппаратурой;

· Демонстрация техники работы с физиологической аппаратурой;

· Ознакомление обучающихся с правилами техники безопасности при работе с физиологическими приборами;

· Введение новых понятий и дать определение новым физиологическим терминам.

2.4.Конечные результаты обучения:

Студент должен:

Владеть знаниями (Когнитивная компетенция):

· О предмете, целях, задачах дисциплины и ее значении для своей будущей профессии;

· О закономерностях функционирования здорового организма и механизмах регуляции физиологических процессов, рассматриваемых с позиций общей и частной физиологии;

· О сущности методик исследования различных функций здорового организма, используемых в медицине;

· Об информационной ценности различных показателей (констант) и механизмах регуляции органов, систем и деятельности целого организма;

· Об общих принципах строения, функционирования и значения ведущих функциональных систем организма.

Владеть навыками проведения физиологических исследований (Операциональная компетенция):

· Спинномозговые рефлексы человека

· Спирометрия

· Анализ крови

· Определение скорости оседаниия эритроцитов

· Определение групп крови по системе АВО

· Определение резус-фактора

· Исследование ферментативных свойств желудочного сока

· Электрокардиография

· Измерение артериального давления у человека по методу Короткого

· Пульсотахометрия

· Динамометрия

Коммуникативными навыками (Аксиологическая компетенция):

· Развивать способность студентов понимать физиологические процессы, регулирующие

деятельность опорно-двигательной системы, кожи и придатков кожи и оценивать их методами

инструментального обследования;

· Формирование навыков проведения физиологических обследований органов и систем;

· Формирование освоения навыков и методов взаимоотношения «студент – преподаватель»,

«студент- студент».

· Формирование навыков создания благоприятного психологического климата в учебной группе.

Правовая компетенция (Знание законов РК):

· Основные положения Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе

здравоохранения». Законодательство об охране здоровья граждан, санитарное, природоохранное законодательство Республики Казахстан.

· Закон о труде

· Закон об образовании РК от 27.07.2007г.,

· Концепция реформирования медицинского и фармацевтического образования РК от

24.04.2006г.

· Государственная Программа развития образования в РК.

· Закон о корубции РК.

Самообразование (Самосовершенствование и развитие):

· Совершенствование стремления к непрерывному повышению знаний в течение жизни.

· Совершенствование своих знаний самостоятельным поиском материала из современной научной литературы;

· Работа с электронными носителями информации и базами ЕВМ;

· Самостоятельное решение и составление тестовых заданий; подготовка рефератов, презентаций, буклетов, кроссвордов;

· Самостоятельная работа с учебной, научной и дополнительной литературой, с электронными носителями информации;

· Консультации с преподавателем по темам для самостоятельного изучения.

 

2.5. Пререквизиты дисциплины:

молекулярная биология с основами генетики, физиология-1, анатомии 1-2, гистология 1-2.

2.6. Постреквизиты дисциплины:

патологическая анатомия, патологическая физиология, визуальная диагностика, пропедевтика внутренних болезней, фармокология.

2.7. Краткое содержание дисциплины по модулям:

«Нервная система»

Основные методы исследования функций ЦНС у человека.

Электрическая активность коры больших полушарии. Электроэнцефалография. Особенности мозгового кровообращения. Реоэнцефалография.

Основные рефлекторные центры нервной системы. Спинной мозг. Рефлекторная и проводниковая функции спинного мозга. Цереброспинальная жидкость: функциональное значение, образование, циркуляция, реабсорбция. Продолговатый мозг и варолиев мост. Средний мозг. Статические и статокинетические рефлексы. Восходящие и нисходящие влияния ретикулярной формации. Мозжечок. Промежуточный мозг. Подкорковые центры.

Кора больших полушарий головного мозга. Общий план организации коры. Функции коры больших полушарии.

Особенности у детей.

«Эндокринная система»

Общая физиология желез внутренней секреции. Структурно-функциональная организация эндокринной системы.

Роль гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы в регуляции деятельности организма. Механизм обратной связи.

Общая характеристика гормонов щитовидной железы. Метаболические эффекты йодсодержащих гормонов (Т-3,Т-4).

Гормоны паращитовидной железы, их роль в регуляции гомеостаза кальция и фосфора.

Эндокринная функция поджелудочной железы и ее регуляция. Влияние инсулина на углеводный, жировой и белковый обмены. Влияние глюкагона на углеводный обмен.

Гормоны надпочечников, их роль в регуляции обмена веществ и функций организма. Возрастные особенности.

«Кроветворная система»

Понятие о системе крови. (Т.Ф.Ланг). Функции крови. Количество и состав крови. Гематокрит. Физико-химические свойства крови. Эритроциты, строение, функции. Подсчет количества эритроцитов. Гемоглобин, количество, соединения гемоглобина. Цветной показатель, его значение для клиники. СОЭ, его определение. Виды гемолиза, его механизмы. Возрастные особенности красной крови.

Лейкоциты, лейкоцитарная формула. Функции различных видов лейкоцитов. Подсчет лейкоцитов. Динамика изменений количества лейкоцитов в различные возрастные периоды.Иммунитет, его виды. Тромбоциты, количество, функции. Возрастные особенности. Сосудисто-тромбоцитарный гемостаз. Факторы свертывания крови. Механизм свертывания крови. Свертывающая, антисвертывающая системы крови. Определение времени кровотечения.Эритропоэз, понятие об эритроне. Лейкопоэз, тромбоцитопоэз. Органы кроветворения и кроверазрушения. Регуляция кроветворения и кроверазрушения. Понятия о патологических изменениях состава крови.

«Дыхательная система»

Значение дыхания для организма. Типы дыхания (брюшной, грудной, смешанный). Число дыханий в минуту, глубина и ритм дыхания. Основные этапы процесса дыхания. Дыхательный цикл. Физиология дыхательных путей. Регуляция их просвета. Вентиляция легких /минутная, альвеолярная/, ее неравномерность в разных отделах органа.

Механизм вдоха и выдоха. Давление в плевральной полости, его изменения при дыхании. Эластические свойства легких и стенок грудной полости. Поверхностно-активные вещества /сурфактант/ и тканевые факторы, их обсуловливающие. Спирометрия, спирография, пневмография.

Газообмен в легких.Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха. Способы определения. Напряжение газов, растворенных в крови, методы их измерения. Парциальное давление газов в альвеолярном воздухе. Свойства легочной мембраны. Диффузионная способность легких. Отношение между кровотоком и вентиляцией легких.

Трапспорт газов О2 и СО2 кровью.Факторы, влияющие на образование и диссоциацию гемоглобина. Содержание О2 и СО2 в артериальной и венозной крови. Оксигемометрия. Кислородная емкость крови. Коэффицент утилизации СО2 в разных условиях. Образование и диссоциация бикарбонатов и карбогемоглобина. Значение карбоангидразы. Газообмен между кровью и тканями.

Регуляция дыхания.Структуры ЦНС, обеспечивающие дыхательную периодику. Механорецепторы легких, их значение в саморегуляции частоты и глубины дыхания. Рефлексы Геринга и Брейера. Гуморальная регуляция. Опыт Фредерика.Значение гипоталамуса, лимбической системы и коры больших полушарий в регуляции дыхания. Условно-рефлекторная и произвольная регуляция дыхания. Влияние на частоту и глубину дыхания газового состава и рН артериальной крови. Центральные и периферические хеморецепторы, их значение в обеспечении газового гомеостаза. Изменение вентиляции легких при гиперкапнии и гипоксии.

Дыхание при физической работе, при повышенном и пониженном барометрическом давлении. Резервные возможности системы дыхания. Защитные дыхательные рефлексы. Функциональная система поддерживающая постоянство газового состава крови. Первый вдох новорожденного ребенка. Возрастные особенности дыхания.

«Сердечно-сосудистая система»

Функциональная характеристика системы кровообращения. Клапанный аппарат сердца.

Физиологические свойства сердечной мышцы. Возбудимость, особенности генерации потенциала действия. Градиент автоматии сердца. Особенности у детей.

Сердечный цикл и его фазовая структура. Систолический и минутный объем крови, сердечный индекс. Особенности у детей.

Физиологические и клинические методы исследования деятельности сердца. Верхушечный и сердечный толчки, их проявления, локализация и методы определения. Механизм образования тонов сердца, места выслушивания. Особенности у детей.

Электрические проявления сердечной деятельности. Электрокардиография. Электрокардиограмма в норме. Физиологические основы ЭКГ. Особенности у детей.

Регуляция сердечной деятельности. Внутрисердечные (интракардиальные) и внесердечные( экстракардиальные) нервные механизмы регуляции сердечной деятельности. Гуморальная регуляция сердца. Особенности у детей.

Гемодинамика. Функциональная характеристика разных отделов сосудистого русла. Факторы, обеспечивающие движение крови в сосудах. Параметры гемодинамики. Артериальное давление и его виды (систолическое, диастолическое, пульсовое). Факторы, определяющие величину кровяного давления. Правила измерения артериального давления. Пальпация артериального пульса. Органное кровообращение и микроциркуляция. Регуляция кровообращения. Функциональная система, обеспечивающая постоянство кровяного давления. Гуморальная регуляция кровообращения. Особенности у детей.

«Пищеварительная система»

Функциональная система, поддерживающая постоянство питательных веществ в организме. Пищеварение: его типы, основные этапы. Принципы и механизмы регуляции пищеварения. Пищеварение в полости рта. Жевание, глотание, фазы глотания. Слюноотделение. Количество, состав и свойства слюны.

Секреторная деятельность желудка. Состав и свойства желудочного сока. Моторная и эвакуаторная деятельность желудка. Двенадцатиперстная кишка. Состав и свойства поджелудочного сока, его секреция. Желчеобразование и желчевыделение. Состав и свойства желчи. Состав и свойства кишечного секрета. Регуляция кишечной секреции. Полостной и мембранный гидролиз питательных веществ. Моторная деятельность тонких кишок. Роль толстой кишки в пищеварении. Значение микрофлоры и газа в кишечнике. Моторика толстой кишки. Дефекация. Всасывание различных веществ в отделах пищеварительного тракта, его механизмы. Регуляция всасывания. Возрастные особенности пищеварения.

«Мочеполовая система»

Нефрон как структурно-функциональная единица почки. Кровообращение в почке, особенности его регуляции. Основные процессы мочеобразования (клубочковая фильтрация, канальцевая реабсорбция и секреция). Механизмы клубочковой фильтрации, состав первичной мочи. Поворотно - противоточная система. Реабсорбция в канальцах и механизмы ее регуляции. Секреторные процессы в канальцах. Конечная моча, ее состав. Нейрогуморальная регуляция мочеобразования, роль нервной системы и гормонов (АДГ, альдостерон, катехоламины и др.). Роль почек в поддержании азотистого баланса и осмотического давления. Функции чашечно-лоханочной системы, мочеточников, мочевого пузыря, мочеиспускательного канала. Рефлекторная регуляция мочеиспускания. Возрастные изменения мочеобразования и мочевыделения. Общий анализ мочи.

Регуляция половых функций. Физиологические основы воспроизведения. Формирование и механизмы половой мотивации. Фазы полового цикла. Физиологические закономерности беременности и родового акта. Возрастные особенности воспроизведения.

«Опорно-двигательная система. Кожа и придатки кожи»

Общая характеристика опорно-двигательного аппарата.

Двигательная активность человека. Системная регуляция двигательной функции, участие различных отделов ЦНС в регуляции локомоций. Особенности у детей.

Барьеры внешней и внутренней среды организма (кожа, слизистые оболочки, гистогематические, гематоэнцефалический барьеры). Функции кожи.


2. 8 Тематический план лекций

Тема лекции Форма проведения Продолжит (в часах)
1. Функциональные особенности нервной системы в онтогенезе. Физиологические методы исследования функций нервной системы. Интегративная деятельность коры большого мозга. Обзорная лекция с презентацией
2. Значение дыхания для организма. Этапы дыхания. Регуляция дыхания. Обзорная лекция с презентацией
3. Понятие о системе крови. Защитные свойства крови. Свертывание крови. Обзорная лекция с презентацией
4. Регуляция секреторной, моторной и эвакуаторной функций желудка и кишечника. Обзорная лекция с презентацией
5. Физиологические свойства сердечной мышцы. Понятие гемодинамики. Параметры гемодинамики. Регуляция деятельности сердца и сосудов. Обзорная лекция с презентацией
6. Физиология почки. Механизм мочеобразования. Обзорная лекция с презентацией
  Всего   6 часов

Примечание:В лекционный комплекс внесен терминологический словарь на казахском, русском и английском языках.

2.9.Тематический план практических занятий и СРСП

Тема занятий Объем учебных часов
Практика СРПС
Нервная система    
Физиология спинного мозга и стволовых структур головного мозга. Методы исследования спинного мозга. Методы исследования функций коры большого мозга. Оценка операциональной компетенции (прием практических навыков: «Сухожильные рефлексы человека»). Рубежный контроль. 4 ч  
СРСП Консультация по теме: «Цереброспинальная жидкость: функциональное значение, образование, циркуляция, реабсорбция».   4 ч
Дыхательная система    
2.1. Физиологические методы исследования параметров внешнего дыхания (спирометрия, спирография). Оценка операциональной компетенции (прием практических навыков: «Спирометрия»). 3 ч  
2.2. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Рубежный контроль. 3 ч  
  СРСП Консультация по теме: Изучение параметров внешнего дыхания при физической нагрузке. Исследование газообмена в лёгких и тканях. Транспорт газов кровью. Возрастные особенности.   3 ч
Кроветворная система    
Методы исследования функций крови. Оценка операциональной компетенции (прием практических навыков: «Анализ крови», «Определение скорости оседаниия эритроцитов», «Определение группы крови с использованием цоликлонов», «Опеределение резус-фактора при помощи цоликлона анти Д-Супер»). Рубежный контроль 2 ч  
СРСП Консультация по теме: «Основные физико-химические константы крови. Функции крови. Защитные свойства крови. Возрастные особенности».   5 ч
Пищеварительная система    
4.1. Методики изучения функций пищеварительной системы. Физиологические основы пищеварения в желудке и различных отделах кишечника. 3 ч  
4.2. Физиология пищеварения в различных отделах кишечника. Участие поджелудочной железы в пищеварении. Оценка операциональной компетенции (прием практических навыков: «Исследование ферментативного свойства желудочного сока»). Рубежный контроль. 3 ч  
  СРСП Консультация по теме: «Роль печени в регуляции желчеобразования и участие желчи в пищеварении. Особенности у детей».   6 ч
Сердечно-сосудистая система    
Сердечный цикл и его фазовая структура. Механизма образования тонов сердца. Электрокардиография. Особенности у детей. Оценка операциональной компетенции (прием практических навыков: «Электрокардиография», «Определение кровянного давления по методу Короткого», «Пульсотахометрия»). Рубежный контроль. 4 ч  
  СРСП Консультация по тме: «Гемодинамика. Функциональная характеристика разных отделов сосудистого русла. Параметры гемодинамики: АД, пульс и др. Особенности у детей. Нервная и гуморальная регуляция работы сердца и сосудистого тонуса. Особенности у детей».   6 ч
Мочеполовая система    
6.1. Механизмы клубочковой фильтрации и канальцевой реабсорбции. Секреторные процессы в канальцах. Возрастные особенности. 3 ч  
6.2. Нейрогуморальная регуляция мочеобразования и мочеиспускания. Возрастные изменения. Рубежный контроль 3 ч  
  СРСП Коесультация по теме: «Физиология полового развития. Возрастные изменения половых функций».   5 ч
  Эндокринная система    
Роль гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы в регуляции деятельности организма. Механизм обратной связи. Рубежный контроль. 1 ч  
СРСП Консультация по теме: «Общая характеристика гормонов щитовидной железы. Возрастные особенности».   5 ч
Опорно-двигательная система, кожа и придатки    
Роль нервных структур в регуляции двигательных функций. Оценка операциональной компетенции (прием практических навыков: «Динамометрия»). Рубежный контроль 1 ч  
СРСП Консультация по теме: «Возрастная физиология опорно-двигательной системы».   2 ч
  Всего: 30 ч 36 ч






©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.