ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТСтр 1 из 4Следующая ⇒
Университет имени Жангир хана Кафедра «Учет и финансы» Методические указания по выполнению курсовых работ по дисциплине «Аудит» для студентов специальности 5В050800 «Учет и аудит»
Уральск - 2014 УДК 65.050.8 ББК М 54
Рустенова Э.А., канд.экон.наук., доцент
Рецензент: Казамбаева А.М., канд.экон.наук., доцент
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению курсовой работы по дисциплине «Аудит»для студентов специальности 5в050800 «Учет и аудит»
Обсуждено на заседании кафедры «Учет и финансы» от 25.11.2014 г. (протокол № 4) Рекомендовано учебно-методическим бюро факультета «Экономики и бизнеса» от 27.11.2014 г. (протокол № 4) Одобрено учебно-методическим советом ЗКАТУ от _______________ , 2014 г., протокол №
Методические указания для выполнения курсовых работ по аудиту ставят своей целью оказать помощь студентам в выборе исследований, составлении плана курсовой работы, подборе литературы, материала по избранной теме, оформлению курсовой работы и придать определенную целенаправленность и последовательность в проведении исследования, изложении материала.
РГП «Западно-Казахстанский аграрно-технический университет имени Жангир хана, 2014 ВВЕДЕНИЕ
Высокие требования к профессионализму специалистов в области бухгалтерского учета и аудита побуждают обучающихся к усвоению глубокими знаниями в данном направлении, умению правильно определять причины ухудшения финансового положения и выявлять резервы повышения качественных показателей деятельности фирм, компаний, корпораций и других субъектов сферы материального и нематериального производства. Написание курсовой работы обучающимися по специальности 5В050800 – Учет и аудит является одним из обязательных этапов обучения студентов дневной и заочной формы. Курсовые работы являются предшествующим этапом в развитии и формировании навыков качественной и своевременной подготовки дипломных работ и навыков излагать свои мысли, убедительно раскрывать основные положения, выводы и рекомендации. В процессе работы над курсовой работой у студентов формируются интерес к выбранной теме, стремление к самостоятельному поиску информации, способность к обобщению информации, умение применять полученные знания на практике. Одной из профилирующих дисциплин для студентов специальности 5В050800 «Учет и аудит» является аудит. Выполнение курсовых проектов (работ), являясь неотъемлемой частью профессиональной подготовки специалистов, преследует следующие цели: 1) закрепление, углубление и обобщение приобретенных знаний, и применение их к комплексному решению конкретных инженерных, теоретических или других задач; 2) формирование умений и навыков работы с научной литературой; 3) привитие умения и навыков в постановке научных экспериментов, проведении расчетов, пользовании справочной литературой, оформлении отчетной и проектной документации, выполнении требований стандартов и др.; 4) формирование умений самостоятельного, связного и законченного изложения текста и правильного оформления рукописи; 5) подготовка студентов к самостоятельной работе над повышением своего профессионального уровня в условиях непрерывного образования и самообразования; привитие им умений и навыков творческого труда. Указанные выше цели предусматривают выполнение следующих задач, стоящих перед студентом при написании курсовой работы: 1) выбор темы курсовой работы; 2) ознакомление с научной литературой по выбранной им теме; 3) анализ и систематизация научных знаний, полученных в ходе ознакомления с литературой по теме исследования; 4) попытка практического применения приобретенных научных знаний. Материал, собранный для выполнения курсовой работы, может быть использован для проведения научно-исследовательской работы студентов и при его дальнейшем пополнении и углублении – для написания дипломных работ.
ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ по дисциплине «Аудит» 1. Аудиторские доказательства 2. Аудиторский риск 3. Сущность, цели и виды внешнего аудита 4. Аудит расчетов с персоналом на оплату труда 5. Аудиторский отчет: порядок составления и представления 6. Последовательность, основные этапы проведения аудита 7. Виды аудита и их характеристика 8. Аудит накладных расходов 9. Операционный аудит 10. Аудит на соответствие 11. Аудит финансовой отчетности 12. Аудит правильности формирования учетной политики 13. Этические нормы аудиторской деятельности 14. Предмет и задачи аудита 15. Методология и приемы аудита 16. Экологический аудит 17. Анализ как способ аудиторского доказательства 18. Международный опыт организации аудиторской деятельности в США 19. Международный опыт организации аудиторской деятельности во Франции 20. Международный опыт организации аудиторской деятельности в Германии 21. Международный опыт организации аудиторской деятельности в Англии 22. Международный опыт организации аудиторской деятельности в России 23. Характеристика Международных стандартов аудита 24. Планирование аудиторской проверки 25. Существенность аудита 26. Рассмотрение вопросов внутреннего аудита 27. Проверки прогнозируемой финансовой информации 28. Документирование и контроль качества работы аудитора 29. Деятельность Международного комитета по аудиторской практике по развитию аудита 30. Мошенничество и ошибки 31. Использование международного опыта в Республике Казахстан 32. Организация аудита в зарубежных странах 33. Аудит, его возникновение и развитие 34. Роль аудита в условиях рыночной экономики 35. Содержание аудита, его компоненты 36. Основные принципы аудита 37. Закон об аудиторской деятельности, его роль и содержание 38. Нормативно-правовое регулирование аудита в Республике Казахстан 39. Основные элементы теории аудита 40. Кодекс этического поведения аудитора, его роль и содержание 41. Внешний аудит и его особенности 42. Внутренний аудит, его объекты и задачи 43. Сравнительная характеристика внутреннего и внешнего аудита 44. Источники аудита 45. Договор для проведения аудита и его содержание 46. Порядок профессиональной аттестации аудиторов 47. Порядок и лицензирования аудиторов 48. Организация работы профессиональных организаций 49. Масштаб аудиторской проверки 50. Выборка в аудите 51. Аудит денежных средств и их эквивалентов 52. Аудит дебиторской задолженности 53. Аудит краткосрочных обязательств 54. Аудит запасов 55. Аудит основных средств 56. Аудит нематериальных активов 57. Аудит амортизации, переоценки и обесценения основных средств 58. Аудит обязательств поставщикам и подрядчикам 59. Аудит доходов и расходов организации 60. Аудит затрат на производство СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ Курсовая работа непременно должна содержать следующие элементы: · Титульный лист · Оглавление · Введение · Главы основной части · Заключение · Список литературы · Приложения Титульный лист является первой страницей курсовой работы и заполняется по строго определенной форме (приложение 1). После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся заголовки всех глав и разделов и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки в оглавлении должны точно повторять заголовки в тексте. Нельзя сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации следует располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три - пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинают с прописной буквы, точку в конце заголовка не ставят. Введение представляет собой наиболее ответственную часть курсовой работы, поскольку содержит в сжатой форме все фундаментальные положения, обоснованию которых посвящена курсовая работа. Это актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, объект и предмет исследования, избранный метод (методы) исследования. Обоснование актуальности темы должно занимать примерно одну страницу введения и содержать объяснение того, почему к данной теме целесообразно обратиться именно сейчас, какова научная и практическая необходимость, в каком состоянии находятся современные научные представления о предмете исследования. Далее формулируются цель курсовой работы и ее задачи, иначе говоря, стратегия и тактика. При этом необходимо помнить, что перечисление задач имплицитно задает план и внутреннюю логику текста всей работы. Объект (научного исследования) - это избранный элемент реальности; который обладает очевидными границами, относительной автономностью существования и как-то проявляет свою отдаленность от окружающей его среды. Объект порождает проблемную ситуацию и избирается для изучения. Предмет (научного исследования) - логическое описание объекта, избирательность которого определена предпочтениями исследователя в выборе точки (мысленного) обзора, аспекта, «среза», отдельных проявлений наблюдаемого сегмента реальности. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него направлено основное внимание диссертанта, именно предмет исследования определяет тему диссертационной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие. Мастерство в определении предмета традиционно связывается с тем, насколько исследователь приблизился при его идеальном конструировании, во-первых, к сфере наиболее актуальных динамических состояний объекта (возможность объяснить происхождение и развитие, генезис, проявляющиеся внешне противоречия, явления) и, во-вторых, к области существенных связей и элементов, изменение которых оказывает влияние на всю систему организации объекта. Не обязательно, но желательно во введении к работе кратко сказать о структурных этапах дальнейшего изложения и обосновать логику его построения. Вопреки широко распространенному мнению, приступая к написанию курсовой работы, нельзя сразу писать ее начало - введение. Введение курсовой работы - наиболее ответственная часть текста, в которой, как в незамутненном зеркале, должны отражаться все ее достоинства. Все это может окончательно выкристаллизоваться на последнем этапе работы, когда достигнута полная ясность в понимании выбранной темы. Необходимо начинать с основной части текста, добиться ее оптимального варианта, а затем только переходить к введению и заключению. Основная часть работы по своей структуре должна согласовываться с планом курсовой работы. Она неизбежно делится на главы и параграфы в соответствии с логической структурой изложения. Здесь подробно излагаются ход Вашего исследования, обосновываются и формулируются его промежуточные результаты. Принципиальными требованиями к основной части являются доказательность, последовательность, отсутствие в ней лишнего, необязательного и загромождающего текст материала. В первой главенеобходимо раскрыть экономическую сущность темы курсовой работы и провести обзор литературы. Например, по учету накладных расходовизначальнораскрывается ихэкономическая сущность, приводится соответствующая классификация. Все классификационные группы затрат должны быть проиллюстрированы конкретными примерами. Затем рассматривается роль накладных расходов в процессе производства. Далее необходимо сделать обзор литературы. Здесь нужно перечислить прошлых и современных, отечественных и зарубежных ученых, занимавшихся данной проблемой в различных ракурсах, указать недостаточно освещенные пункты, а также искажения, обусловленные слабой освещенностью темы в отечественной литературе, если таковые имеют место. Обосновать обращение именно к этой теме можно, например, недостаточной ее исследованностью или обилием в зарубежной литературе неизвестного отечественной научной общественности материала по данной теме, который, с Вашей точки зрения, следовало бы ввести в научный оборот. Здесь нужно продемонстрировать, что Вы хорошо освоились в теме и овладели методами научной работы с текстами и библиографическим материалом, можете верно оценить вклад Ваших предшественников и современников в решении данной проблемы. Принципиально важно не пройти мимо особо значимых работ, дать им обоснованную критическую оценку, отметить их главные достоинства и недостатки. Необходимо быть объективным и в оценке собственного вклада в рассмотрение темы. Во второй главенеобходимо дать краткую экономическую характеристику предприятия, на примере которого выполняется работа (местоположение, размеры производства, специализация, себестоимость основных видов продукции, наличие основных ресурсов производства, финансовые результаты и рентабельность). Таблица 2.1. Динамика размера производства ТОО «Казтрубпром» за 2012-2014 годы
Размер производства предприятия характеризуется основными и дополнительными показателями. К основным показателям относятся стоимость валовой и товарной продукции. К дополнительным показателям относятся среднегодовая стоимость основных средств, стоимость актива и численность работников. Размеры предприятия могут быть «мелкие», «средние» и «крупные». Расчеты по таблице показывают на сколько в денежном и процентном выражений увеличивается размер производства предприятия. При анализе важное значение имеет определения специализации предприятия. Специализация – это направление производства по производству одного или нескольких видов продукции. Основным показателем определения специализации является структура товарной продукции. Структура товарной продукции определяется отношением отдельных видов стоимости товарной продукции ко всей стоимости товарной продукции предприятия и умноженный на 100. Таблица 2.2. Размер и структура товарной продукции за 2012-2014 годы
При анализе специализации предприятия нужно определить тип специализации. Тип специализации определяется следующим образом: а) если в структуре товарной продукции один вид продукции или продукция одной отрасли занимает 50 % и более, то такое хозяйство считается специализированным по производству одного вида продукции и продукции одной отрасли; б) если в структуре товарной продукции 2 продукции или продукция 2-х отраслей занимает 2/3 (66 %) и более, то такое хозяйство считается специализированным на производстве 2-х продуктов или продукции 2-х отраслей; в) если в структуре товарной продукции 3 продукции или продукция 3-х отраслей занимает 75 % и более, то данное хозяйство считается специализированным по производству 3-х продуктов или продукции 3-х отраслей; г) если предприятие по структуре товарной продукции нельзя отнести к вышеперечисленным 3-м типам специализации, то данное предприятие считается многоотраслевым, универсальным. Основные средства представляют собой материальные активы действующие в течение длительного времени. Немаловажное значение имеет анализ производственного потенциала. Таблица 2.3. Состав и структура основных фондов (на конец года)
Сложившуюся структуру основных средств оценивают по следующим критериям: 1). Соответствие основных средств производственному направлению, т. е должны преобладать основные средства тех отраслей, на производстве продукции которой специализируется данное предприятие; 2). Соотношение активной и пассивной части основных средств; 3). Соотношение стоимости отдельных видов основных средств Использование основных средств связано с показателями эффективности. Таблица 2.4. Экономическая эффективность использования основных средств за 2012-2014 годы
К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли. Достаточная обеспеченность предприятий нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышение эффективности. Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами определяется сравнением фактического количества работников по категориям и профессиям с плановой потребностью. Таблица 2.5. Анализ состава и обеспеченности предприятия рабочей силой
Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами следует проводить в тесной связи с изучением показателей производительности и оплаты труда. Таблица 2.6. Соотношение темпов роста производительности и оплаты за 2012-2014 годы
Выводы должны соответствовать следующим требованиям: 1)если коэффициент опережения >1,то производительность труда опережает темпы роста оплаты труда и это приводит к экономии фонда оплаты труда; 2)коэффициент опережения <1, то это означает, что темпы роста оплаты труда опережают темпы роста производительности труда. Это приводит к перерасходу фонда оплаты труда и в свою очередь к росту себестоимости продукции за счет статьи оплаты труда; 3)если коэффициент опережения =1, то темпы роста совпадают с темпами роста оплаты труда, изменение в фонде оплаты не произойдет, следовательно, не изменяется себестоимость продукции за счет статьи оплаты труда. Финансовые результаты являются конечными показателями деятельности предприятия. Валовая прибыль определяется доход от реализации продукции, работ и услуг минус производственная себестоимость реализованной продукции, работ и услуг.
Таблица 2.7. Финансовый результат деятельности предприятия.
продолжение табл. 2.7.
Прибыль (убыток) от основной деятельности определяется от валовой продукции отнимают расходы периода. Прибыль (убыток) от неосновной деятельности - сальдированный финансовый результат (доход или убыток) от неосновной деятельности. Прибыль (убыток) от обычной деятельности до налогообложения определяется как сальдированный результат (доход или убыток) от основной деятельности и прибыль (убыток) от неосновной деятельности. Прибыль (убыток) от обычной деятельности после налогообложения – разница между доходом (убытком) от обычной деятельности до налогообложения минус подоходный налог. Доход(убыток) от непредвиденных статей или Ч.С.- убытки от стихийных бедствий или возмещение суммы ущерба от стихийных бедствий и т.д. Чистый доход определяется доход (убыток) от обычной деятельности после налогообложения плюс (минус) доход (убыток) от непредвиденных статей и Ч.С. Третья главадолжна раскрыватьосновное содержание работы исходя из плана работы. Например, по аудиту нематериальных активов, где обосновываются цели, задачи, объекты и источники информации аудита нематериальных активов. Рассматривается составление программы аудита нематериальных активов. Необходимо описать организацию проверки состояния инвентарного учета и сохранности нематериальных активов на предприятии, а также сам процесс организации аудита операций с нематериальными активами. Заключительная часть (заключение) должна содержать выводы, сделанные по результатам всей работы. Эта часть, самая небольшая по объему, имеет особую важность, поскольку именно здесь в завершенной и логически безупречной форме должны быть представлены итоговые результаты труда студента. Заключение - это не просто суммирование достигнутых результатов, а своего рода синтез, органично соединяющий эксплицитный и имплицитный уровни изложения, отдельные результаты по теме и совокупный итог Вашей работы в целом. В заключении необходимо соотнести полученные выводы с целями и задачами, поставленными во введении, соединить в единое целое извлеченные выводы. Вслед за заключением обычно приводится библиографический список, использованной литературы. Это перечень литературных источников, использованных автором в ходе работы над темой. Каждый включенный в такой список литературный источник необходимо отразить в курсовой работе. При ссылке на какие-то факты, взятые из работ других авторов, следует обязательно указать, откуда взяты приведенные материалы. Не стоит включать в библиографический список те источники, на которые нет ссылок в тексте курсовой работы и которые Вы не использовали, а также энциклопедии, справочники, научно-популярные книги, газеты. Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части курсовой работы, помещают в приложении. По содержанию приложения очень разнообразны: копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, производственные планы и протоколы, отдельные положения из инструкций и правил, ранее неопубликованные тексты, переписка и т.п. По форме приложения могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты. Приложения помещаются в конце курсовой работы. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в курсовой работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется посредством ссылок, которые употребляются со словом «смотри»; например: (см. приложение 1). Рубрикация текста. Текст курсовой работы, как всякий текст, должен делиться на крупные и мелкие части. Такое деление, или рубрикация текста, проявляется в наличии структурных подразделов - глав и параграфов, имеющих заголовки и пронумерованных римскими и арабскими цифрами. Простейшим видом рубрикации является деление текста внутри самостоятельной единицы — параграфа или подпараграфа с помощью абзацев — отступов вправо в строке при начале новой смысловой части. Абзацы позволяют более зримо обозначить логические переходы внутритекстуального характера. Поэтому их можно рассматривать как композиционный прием, направленный на выделение логических акцентов, которые невозможно выделить другими способами. Логическая целостность высказывания, присущая абзацу, способствует лучшему восприятию текста. Поэтому правильная разбивка текста курсовой работы на абзацы существенно облегчает ее чтение и осмысление. Деление на более крупные части работы диктуется внутренней логикой текста. Например, если глава делится на параграфы, последние не должны дублировать друг друга по смыслу, но в своей сумме должны полностью исчерпывать содержание главы в целом. Несоблюдение этого правила может вызывать ошибки. В частности, глава может оказаться по смыслу уже общего объема составляющих ее параграфов, т.е. содержать лишние по смыслу параграфы. Возможна и противоположная ситуация, когда количество параграфов недостаточно для исчерпывающего раскрытия темы главы. Главы и параграфы должны быть озаглавлены так, чтобы название точно соответствовало содержанию текста. В заголовках следует избегать узкоспециальных терминов, сокращений, аббревиатур, математических формул. Заголовки должны быть достаточно краткими, т.е. не содержать лишних слов, но в то же время они не должны состоять из одного слова. Односложный заголовок утрачивает конкретность и приобретает нежелательную для отдельной главы или параграфа широту. Не следует растягивать название главы или параграфа на несколько строк, даже если иначе трудно передать содержание главы с достаточной точностью. Главы и параграфы должны быть пронумерованы. Для этого используются римские и арабские цифры, прописные и строчные буквы в сочетании с делением на абзацы. Например, части нумеруются с использованием порядковых числительных (часть первая), разделы — с использованием прописных букв, главы — римских цифр, параграфы — арабских цифр. Рубрики внутри текста организуются с помощью русских или латинских строчных букв. В последнее время входит «в моду» чисто цифровая нумерация, когда самые крупные части нумеруются одной цифрой, их подразделы — двумя цифрами: номером части и номером раздела (например, раздел 2.1), параграфы — тремя цифрами (2.1.3). Такая система допускает отсутствие слов «часть», раздел», «глава», «параграф». Методика изложения содержания и стилистика. Поскольку Ваша курсовая работа должна восприниматься другими людьми, принципиальное значение имеет то, как подан и как выражен в языке представляемый материал. Удачное изложение и, грамотный литературный язык сами по себе являются достоинством и способны замаскировать недостатки работы и подчеркнуть ее удачные моменты. Невыигрышная подача текста, неряшливый или стилистически неграмотный язык, а тем более наличие в тексте грамматических ошибок могут испортить впечатление от самой талантливой и оригинальной, работы. Каждый исследователь стремится донести до читателя свои мысли оптимальным образом. Здесь могут использоваться различные варианты. Это может быть сжатое описание хода исследования с подробным изложением результатов. Другой вариант подачи ориентирован на читателя-неспециалиста и отличается подробным изложением всех стадий работы; автор как бы вводит читателя в свою творческую лабораторию, ведет его от этапа к этапу, комментируя удачи и неудачи, и в конечном итоге раскрывает, полученный результат и вытекающие из него следствия. Этот вариант изложения наиболее приемлем для курсовой работы, поскольку позволяет автору лучше раскрыться как начинающему самостоятельному исследователю и продемонстрировать свое соответствие предъявляемым требованиям. Способы изложения материала курсовой работы весьма разнообразны. Это может быть изложение в виде развернутого доказательства сформулированной в начале работы гипотезы, когда вся курсовая работа представляет собой как бы расширенное подробное единое доказательство. Можно поступить наоборот: вначале формулируется задача исследования, а затем начинается движение от нее к конечному выводу. Изложение может быть дедуктивным, т.е. направленным от общих аксиоматических положений к анализу частных случаев, и индуктивным — направленным от эмпирических случаев, экспериментальных данных к теоретическим обобщениям. Наконец, изложение может быть описательным, когда автор старается скорее показать факты, чем сделать из них какие-то широкомасштабные выводы; в таких случаях факты должны быть поданы так, чтобы они говорили сами за себя. Значительное место занимает хронологический способ изложения, когда научные факты излагаются в определенной временной последовательности. Если способ изложения раскрывает научную культуру автора, то его общую культуру характеризует уровень языка и стиля. Стилистические требования, предъявляемые к курсовой работе, складываются из двух компонентов - требований современного литературного языка и требований так называемого академического этикета. Академический этикет применительно к тексту курсовой работы - это определенные принципы письменного общения членов научного сообщества между собой. Наиболее характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логическое изложение материала, т.е. построение изложения в форме рассуждений и доказательств. Академический этикет требует исчерпывающей доказательности, смысловой законченности, целостности и связности текста. Это достигается с помощью специальных языковых средств выражения логических связей. Среди таких средств следует назвать функциональные связки (преимущественно вводные слова и обороты): последовательность развития мысли выражается словами «вначале», «прежде всего», «затем», «во-первых», «во-вторых», «значит», «итак» и др.; противоречивые отношения — словами «однако», «между тем», «в то время как», «тем не менее»; причинно-следственные отношения — словами «следовательно», «поэтому»,- «благодаря этому», «сообразно с-этим», «вследствие этого», «кроме того», «к тому же»; переход от одной мысли к другой — «прежде чем перейти к...», «обратимся к...», «рассмотрим», «остановимся на...», «рассмотрев, перейдем к...», «необходимо остановиться на...» и др.; итог выражается словами «итак», «таким образом», «значит», «в заключение отметим», «все сказанное позволяет сделать вывод», «подведя итог», «следует сказать» и т.д. Подобные слова и обороты не всегда украшают изложение, но стилистически приемлемы и необходимы в научном тексте. Например, если автор начинает абзац словами «действительно» или «в самом деле», читатель сразу настраивается на восприятие последующего текста как доказательства положений, изложенных выше, а слова «впрочем», «напротив», «с другой стороны» настраивают на ожидание противопоставления нижеследующего сказанному выше. Иногда подобные слова дополнительно несут функцию рубрикации текста, поскольку способствуют более глубокому логическому структурированию. Научный текст отличает прагматическая направленность на конечный результат. Поэтому в курсовой работе словоупотребление должно быть максимально точным, лишенным специальных стилистических украшений. Такой текст не требует художественности, эпитетов и метафор, эмоциональных средств выражения. Принципиальную роль в научном тексте играют специальные термины, которые нужно употреблять в их точном значении, умело и к месту. Характеризуя синтаксический строй научного текста, необходимо отметить, что логическая цельность и связанность его частей требует широкого использования сложных предложений. Им присуща разветвленная синтаксическая структура с обилием связок и союзов. Превалируют сложноподчиненные предложения, поскольку они более гибко отражают логические связи внутри текста. Студент не должен стремиться упростить синтаксис своей работы, так как это влечет за собой потерю необходимой логической динамики. Не следует понимать требования простоты и ясности изложения как призыв максимально упростить синтаксис. В то же время синтаксическая структура предложений не должна быть чрезмерно сложной, такой, когда читатель, дойдя до конца фразы, забывал, с чего она началась. Нужна оптимальная синтаксическая модель. Стиль курсовой работы - это стиль безличного монолога, лишенного эмоциональной и субъективной окраски. Не принято использовать местоимение первого лица единственного числа «я», точку зрения автора обычно отражает местоимение «мы», например: «нами установлено», «мы приходим к выводу» и т.д. Благодаря такому стилю создается впечатление, что мнение автора как бы имплицитно подкрепляется мнением стоящих за ним людей — научного коллектива, школы или направления. Кроме того, такая подача текста выглядит скромнее, позволяя автору не выдвигать себя на первый план. Для того чтобы разнообразить текст, конструкции с местоимением «мы» могут заменяться неопределенно-личными предложениями; например, «к проблеме социализации подходят с различных точек зрения». Используются также изложение авторской позиции от третьего лица («автор полагает, что...») и страдательный залог («разработан феноменологический подход к проблеме»). Принцип точности научной речи должен быть ведущим принципом написания курсовой работы. Лексические ошибки, связанные с неправильным выбором слов, чреваты смысловым искажением и потому значительно ухудшают текст. Естественно, что текст становится менее читабельным и при излишней книжной витиеватости языка, и при избыточном и не вполне семантически грамотном использовании иностранных слов. Текст должен отвечать требованию единства терминологии, т.е. терминологического единообразия. Помимо точности словоупотребления научный текст требует ясности изложения. Нередко в тех случаях, когда сам автор не вполне четко понимает, что он хочет сказать, он формулирует свою мысль намеренно неясно. Это особенно характерно для студентов, которые считают, что наукообразие и научность — одно и то же, и поэтому пересыпают свой текст излишними наукообразными оборотами и терминами. Неясность может возникать и из-за неправильного порядка слов в предложении. Например, фраза: «Четыре подобных автомата обслуживают несколько тысяч человек» оставляет неясным, кто именно и кого обслуживает. Создают неясность и слова с неопределенным значением, обороты типа «известным образом», «некоторым способом», «в надлежащем направлении» и т.д. Достаточно часто такие обороты отражают элементарное незнание автора тех моментов, которые он обозначает этими выражениями. Еще одним требованием, предъявляемым к научному тексту, является краткость. Это не означает, что предложения в тексте должны быть односложными. Просто не следует использовать слова и выражения, которые не имеют смысловой нагрузки, а также повторы, слова-паразиты, излишнюю конкретизацию. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|