ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ»Стр 1 из 43Следующая ⇒
СОДЕРЖАНИЕ Рецензенты: доктор экономических наук, профессор кафедры международных экономических отношений Белорусского государствен ного университета А.В. Данильченко; кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Академия управления при Президенте Республики Беларусь Л.Л. Брасс Все права на данное издание защищены. Воспроизведение всей (Предисловие................................................................................................................................................................................................................................................. 6 книги или любой ае части не может быть осуществлено без пазпе ъ шения издательства gEMA J. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ ;7' УПРАВЛЕНИЯ» 7 -}'.'•• 1.1. Психология управления, объект и предмет изучения ... 7 §" 1.2. Базовые понятия психологии управления (1 %г' . 1.3. Основные принципы и закономерности управленческой деятельности 14 ТЕМА 2- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСНОВНЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ 19 -'" 2.1. Психологические особенности планирования 19 2.2. Психологические особенности функции организации . . 21 ';•, 2.3. Психологические особенности регулирования 22 ?•- 2.4. Психологические особенности контроля 24 .ТЕМА 3. ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ 25 3.1. Понятие личности и структура личности 25 3.2. Психологические школы изучения личности 31 3.3. Типология личностей 36 3.4. Характер, направленность личности, способности. . . 46 ТЕМА 4, ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ 49 4.1. Руководство и лидерство 49 4.2. Особенности личности руководителя 56 ТЕМА 5. СТИЛИ РУКОВОДСТВА 64 5.!. Понятие стилей руководства 64 5.2. Ситуации предпочтения определенного стиля руководства 69 © Мещерякова Е В ->005 5*3' Отличительные особенности интеллектуальных ТЕМА 6. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА КАК ОБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ....................................... 78 6.1. Структуры в организации.......................................... 78 6.2. Неформальные структуры в организации с точки 6.3. Малая социальная группа как социально- 6.4. Механизмы групповой динамики............................ 93 6.5. Феномены групповой жизнедеятельности............. 99 6.6. Психологический климат в коллективе................ 105 ТЕМА 7. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ..................................................... 109 7.1. Понятие делового общения........................................... 109 7.2. Формы и организация делового общения.................... 112 7.3. Публичное выступление................................................. 121 ТЕМА 8. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ.................................... 128 8.1. Понятие управленческого общения...................... 128 8.2. Принципы управленческого общения........................... 129 8.3. Структура общения................................................. . 132 8.4. Основные правила конструктивной критики................ 142 ТЕМА 9. ПСИХОЛОГИЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ.............................................................................. 145 9.1. Подходы к принятию решений. Классификация 9.2. Этапы выработки управленческих решений..... 148 9.3. Методы организации групповой дискуссии....... 151 9.4. Модели поведения руководителя в процессе ТЕМА 10. ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА.................................. 170 10.1. Природа и социальная роль конфликтов. Причины их возникновения................................... 170 10.2. Классификация конфликтов................................... 175 10.3. Способы и правила разрешения конфликтов .... 178 10.4. Действия посредника в конфликте............................... 182 10.5. Общие рекомендации по управлению конфликтами ... 191 ТЕМА И. ПСИХОЛОГИЯ ПЕРЕГОВОРНОГО ПРОЦЕССА ... 194 11.1. Типичные модели поведения на переговорах.. 195 11.2, Психология эффективного переговорного процесса . 198 11.3, Психологические основы деструктивной 11.4. Деловой протокол в переговорном процессе.... 202
11.5. Переговоры по телефону............................................. 209 11.6. Национальные особенности ведения переговоров. . 211 ТЕМА П. ИМИДЖ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ........................................................................... 214 12.1. Имидж и его слагаемые............................................... 214 12.2. Принципы формирования имиджа...................... 216 12.3. Формула воздействия имиджа............................. 217 12.4. Создание имиджа......................................................... 219 ТЕМА /J. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ СТРЕСС И КОНТРОЛЬ НАД НИМ............................................................................ 223 13.1. Понятие стресса и стрессоустойчивости..................... 223 13.2. Контроль над стрессом.......................................... 230 Литература............................................................................................. 235 ПРЕДИСЛОВИЕ Республика Беларусь, находясь в процессе рыночных преобразований, расширяет опыт эффективного управления ресурсами: сырьевыми, техническими, информационными, технологическими и т. д. На фоне мировой тенденции перемещения конкуренции в область оптимизации использования трудовых ресурсов одной из наиболее актуальных проблем является применение психологических методов управления персоналом. Наиболее производительно работающими компаниями сегодня управляют руководители нового типа, осознающие, что люди — основное достояние любой организации. Каждое предприятие развивается в первую очередь за счет использования личностного потенциала человека, его накопленного делового опыта. Но этого для современного руководителя, недостаточно. Поэтому в последнее десятилетие возрастает роль фундаментального образования менеджеров любого уровня в области психологических аспектов управления. Цель данного пособия — обобщение наиболее актуальных на современном этапе вопросов психологии управления. При написании материала были использованы передовые разработки отечественных и зарубежных ученых в области психологических аспектов управленческой деятельности. В настоящем пособии кратко изложены вопросы, касающиеся психологических особенностей управленческих функций, объекта и субъекта управления, рассмотрены основные аспекты делового общения, психологические подходы к принятию управленческих решений, психология конфликта и психология переговорного процесса, описаны этапы построения имиджа руководителя и механизм контроля управленческих стрессов. По мнению автора, пособие может явиться источником полезной информации не только для студентов, но и для руководителей, уже имеющих опыт управленческой деятельности и стремящихся повысить ее эффективность. Автор ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ» Вопросы 1. Психология управления, объект и предмет изу 2. Базовые понятия психологии управления. 3. Основные принципы и закономерности управ ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|