Здавалка
Главная | Обратная связь

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ»



СОДЕРЖАНИЕ


Рецензенты: доктор экономических наук, профессор кафедры международных экономических отношений Белорусского государствен ного университета А.В. Данильченко; кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Академия управления при Президенте Республики Беларусь Л.Л. Брасс

Все права на данное издание защищены. Воспроизведение всей (Предисловие................................................................................................................................................................................................................................................. 6

книги или любой ае части не может быть осуществлено без пазпе ъ

шения издательства gEMA J. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ

;7' УПРАВЛЕНИЯ» 7

-}'.'•• 1.1. Психология управления, объект и предмет изучения ... 7

§" 1.2. Базовые понятия психологии управления (1

%г' . 1.3. Основные принципы и закономерности

управленческой деятельности 14

ТЕМА 2- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ОСНОВНЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ 19

-'" 2.1. Психологические особенности планирования 19

2.2. Психологические особенности функции организации . . 21

';•, 2.3. Психологические особенности регулирования 22

?•- 2.4. Психологические особенности контроля 24

.ТЕМА 3. ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ 25

3.1. Понятие личности и структура личности 25

3.2. Психологические школы изучения личности 31

3.3. Типология личностей 36

3.4. Характер, направленность личности, способности. . . 46

ТЕМА 4, ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ 49

4.1. Руководство и лидерство 49

4.2. Особенности личности руководителя 56

ТЕМА 5. СТИЛИ РУКОВОДСТВА 64

5.!. Понятие стилей руководства 64

5.2. Ситуации предпочтения определенного стиля

руководства 69

© Мещерякова Е В ->005 5*3' Отличительные особенности интеллектуальных
ISBN 985-06-1033-6@ Издательство «Вышэйшая школа*, 2005 качеств руководителя 73


ТЕМА 6. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

КАК ОБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ....................................... 78

6.1. Структуры в организации.......................................... 78

6.2. Неформальные структуры в организации с точки
зрения управления........................................................ 83

6.3. Малая социальная группа как социально-
психологическая характеристика организации.. 87

6.4. Механизмы групповой динамики............................ 93

6.5. Феномены групповой жизнедеятельности............. 99

6.6. Психологический климат в коллективе................ 105

ТЕМА 7. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ..................................................... 109

7.1. Понятие делового общения........................................... 109

7.2. Формы и организация делового общения.................... 112

7.3. Публичное выступление................................................. 121

ТЕМА 8. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ.................................... 128

8.1. Понятие управленческого общения...................... 128

8.2. Принципы управленческого общения........................... 129

8.3. Структура общения................................................. . 132

8.4. Основные правила конструктивной критики................ 142

ТЕМА 9. ПСИХОЛОГИЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ

РЕШЕНИЙ.............................................................................. 145

9.1. Подходы к принятию решений. Классификация
решений........................................................................... 145

9.2. Этапы выработки управленческих решений..... 148

9.3. Методы организации групповой дискуссии....... 151

9.4. Модели поведения руководителя в процессе
принятия решения....................................................... 165

ТЕМА 10. ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА.................................. 170

10.1. Природа и социальная роль конфликтов.

Причины их возникновения................................... 170

10.2. Классификация конфликтов................................... 175

10.3. Способы и правила разрешения конфликтов .... 178

10.4. Действия посредника в конфликте............................... 182

10.5. Общие рекомендации по управлению конфликтами ... 191

ТЕМА И. ПСИХОЛОГИЯ ПЕРЕГОВОРНОГО ПРОЦЕССА ... 194

11.1. Типичные модели поведения на переговорах.. 195

11.2, Психология эффективного переговорного процесса . 198

11.3, Психологические основы деструктивной
переговорной тактики и способы ее преодоления. . 200

11.4. Деловой протокол в переговорном процессе.... 202


 

11.5. Переговоры по телефону............................................. 209

11.6. Национальные особенности ведения переговоров. . 211

ТЕМА П. ИМИДЖ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ

ОБЩЕНИЯ........................................................................... 214

12.1. Имидж и его слагаемые............................................... 214

12.2. Принципы формирования имиджа...................... 216

12.3. Формула воздействия имиджа............................. 217

12.4. Создание имиджа......................................................... 219

ТЕМА /J. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ СТРЕСС И КОНТРОЛЬ

НАД НИМ............................................................................ 223

13.1. Понятие стресса и стрессоустойчивости..................... 223

13.2. Контроль над стрессом.......................................... 230

Литература............................................................................................. 235


ПРЕДИСЛОВИЕ


Республика Беларусь, находясь в процессе рыночных преобразований, расширяет опыт эффективного управле­ния ресурсами: сырьевыми, техническими, информацион­ными, технологическими и т. д. На фоне мировой тенден­ции перемещения конкуренции в область оптимизации ис­пользования трудовых ресурсов одной из наиболее акту­альных проблем является применение психологических методов управления персоналом. Наиболее производитель­но работающими компаниями сегодня управляют руково­дители нового типа, осознающие, что люди — основное достояние любой организации.

Каждое предприятие развивается в первую очередь за счет использования личностного потенциала человека, его накоп­ленного делового опыта. Но этого для современного руково­дителя, недостаточно. Поэтому в последнее десятилетие воз­растает роль фундаментального образования менеджеров лю­бого уровня в области психологических аспектов управления.

Цель данного пособия — обобщение наиболее актуальных на современном этапе вопросов психологии управления. При написании материала были использованы передовые разра­ботки отечественных и зарубежных ученых в области психо­логических аспектов управленческой деятельности.

В настоящем пособии кратко изложены вопросы, каса­ющиеся психологических особенностей управленческих функций, объекта и субъекта управления, рассмотрены ос­новные аспекты делового общения, психологические под­ходы к принятию управленческих решений, психология конфликта и психология переговорного процесса, описаны этапы построения имиджа руководителя и механизм конт­роля управленческих стрессов.

По мнению автора, пособие может явиться источником полезной информации не только для студентов, но и для руководителей, уже имеющих опыт управленческой дея­тельности и стремящихся повысить ее эффективность.

Автор


ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ»

Вопросы

1. Психология управления, объект и предмет изу­
чения.

2. Базовые понятия психологии управления.

3. Основные принципы и закономерности управ­
ленческой деятельности.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.