Психология управления, объект и предмет изучения
В настоящее время в Республике Беларусь идет строительство социально ориентированной рыночной экономики. Ломаются привычные стереотипы. Обществу требуются люди, умеющие предлагать новые идеи, брать на себя руководство другими людьми. Один из самых известных менеджеров XX в. Ли Якокка сказал: «Менеджмент — это не просто управление бизнесом, это управление бизнесом через филигранную работу с людьми». В решении данной проблемы особое место тфинадлежит перспективному направлению в современной психологической науке — психологии управления, целью которой является психологическое обеспечение эффективной деятельности любой организации, и в первую очередь руководителей. Искусство общаться с людьми и руководить ими — это не только результат специальной подготовки управленческих кадров, но и товар, который сегодня пользуется спросом и высоко оценивается на рынке профессиональных услуг. Успешное развитие на протяжении длительного периода экономики США, Японии, Германии, Южной Кореи побудило ученых и практиков внимательно изучить механизм и причины, за счет которых обеспечивается высокая эффективность производства в этих странах. Анализ показал, что здесь в центре концепции управления находится человек, рассматриваемый как высшая ценность организации. Сле- 1) психологические закономерности управленческой де 2) психологические закономерности субъекта этой дея 3) основные особенности взаимодействия руководителя 4) психологические закономерности управляемой под Личность работника исследуется в психологии личности, труда, инженерной психологии. Вместе с тем рабочая группа или трудовой коллектив рассматриваются социальной и педагогической психологией. Психология личности изучает качества, свойства и психологические особенности человека и их влияние на поведение, деятельность и общение. Психология управления сосредоточивает внимание на тех свойствах личности, которые оказывают решающее воздействие на эффективность управления. Социальная психология изучает специфические аспекты поведения групп людей, законы, определяющие взаимодействия внутри этих групп и между ними. Психология управления, помогая человеку строить свое поведение, опирается на данные социальной психологии. В психологии управления, в отличие от психологии труда, например, актуальна не проблема соответствия работника его профессии, не проблема профессионального отбора и профессиональной ориентации, а проблема соответствия работника требованиям организации, проблема отбора людей в организацию и их ориентации в отношении особенностей данной организации. В отличие от социальной психологии объектом изучения психологии управления становятся не просто отношения людей в коллективе или социальной группе, а отношения людей в организации, т. е. в условиях, когда действия каждого участника совместной деятельности заданы, предписаны, подчинены общему порядку работ, когда участники связаны друг с другом не просто взаимной зависимостью и ответственностью, но и ответственностью перед законом. Правила, нормы и требования организации предполагают и порождают особые психологические отношения между людьми, которые существуют только в организации, — это управленческие отношения людей, т. е. отношения но поводу организации совместной деятельности. Предмет управленческой деятельности — коллективный труд конкретной организации, руководимой данным персоналом управления. Так как по условиям и содержанию труда организации существенно различаются, психологические особенности управленческой деятельности обретают в каждом случае специфический характер и подлежат специальному изучению. В психологии управления и отдельный работник, и социальная группа, и коллектив анализируются в контексте организации, в которую они входят. К числу наиболее актуальных для организации психологических проблем относят следующие: • повышение профессиональной компетентности руко • повышение эффективности методов подготовки и пе • поиск и активизация человеческих ресурсов организации; • оценка и подбор (отбор) менеджеров для нужд орга • оценка и улучшение социально-психологического кли • сплочение персонала вокруг целей организации. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|