Здавалка
Главная | Обратная связь

Психология управления, объект и предмет изучения



В настоящее время в Республике Беларусь идет строи­тельство социально ориентированной рыночной экономи­ки. Ломаются привычные стереотипы. Обществу требуют­ся люди, умеющие предлагать новые идеи, брать на себя руководство другими людьми. Один из самых известных менеджеров XX в. Ли Якокка сказал: «Менеджмент — это не просто управление бизнесом, это управление бизнесом через филигранную работу с людьми». В решении данной проблемы особое место тфинадлежит перспективному нап­равлению в современной психологической науке — психо­логии управления, целью которой является психологиче­ское обеспечение эффективной деятельности любой орга­низации, и в первую очередь руководителей. Искусство общаться с людьми и руководить ими — это не только ре­зультат специальной подготовки управленческих кадров, но и товар, который сегодня пользуется спросом и высоко оценивается на рынке профессиональных услуг.

Успешное развитие на протяжении длительного периода экономики США, Японии, Германии, Южной Кореи побу­дило ученых и практиков внимательно изучить механизм и причины, за счет которых обеспечивается высокая эффек­тивность производства в этих странах. Анализ показал, что здесь в центре концепции управления находится человек, рассматриваемый как высшая ценность организации. Сле-


1) психологические закономерности управленческой де­
ятельности;

2) психологические закономерности субъекта этой дея­
тельности — руководителя;

3) основные особенности взаимодействия руководителя
с подчиненными;

4) психологические закономерности управляемой под­
системы и ее субъектов (подчиненных).

Личность работника исследуется в психологии личнос­ти, труда, инженерной психологии. Вместе с тем рабочая группа или трудовой коллектив рассматриваются социаль­ной и педагогической психологией.

Психология личности изучает качества, свойства и пси­хологические особенности человека и их влияние на пове­дение, деятельность и общение. Психология управления сосредоточивает внимание на тех свойствах личности, ко­торые оказывают решающее воздействие на эффектив­ность управления.

Социальная психология изучает специфические аспек­ты поведения групп людей, законы, определяющие взаи­модействия внутри этих групп и между ними. Психология управления, помогая человеку строить свое поведение, опирается на данные социальной психологии.

В психологии управления, в отличие от психологии труда, например, актуальна не проблема соответствия ра­ботника его профессии, не проблема профессионального отбора и профессиональной ориентации, а проблема соот­ветствия работника требованиям организации, проблема отбора людей в организацию и их ориентации в отношении особенностей данной организации. В отличие от социаль­ной психологии объектом изучения психологии управле­ния становятся не просто отношения людей в коллективе или социальной группе, а отношения людей в организа­ции, т. е. в условиях, когда действия каждого участника совместной деятельности заданы, предписаны, подчинены общему порядку работ, когда участники связаны друг с другом не просто взаимной зависимостью и ответствен­ностью, но и ответственностью перед законом.

Правила, нормы и требования организации предполага­ют и порождают особые психологические отношения меж­ду людьми, которые существуют только в организации, — это управленческие отношения людей, т. е. отношения но поводу организации совместной деятельности.


Предмет управленческой деятельности — коллективный труд конкретной организации, руководимой данным пер­соналом управления. Так как по условиям и содержанию труда организации существенно различаются, психологи­ческие особенности управленческой деятельности обретают в каждом случае специфический характер и подлежат спе­циальному изучению.

В психологии управления и отдельный работник, и социальная группа, и коллектив анализируются в кон­тексте организации, в которую они входят.

К числу наиболее актуальных для организации психологических проблем относят следующие:

• повышение профессиональной компетентности руко­
водителей (менеджеров) всех уровней, т. е. совершенство­
вание стилей .управления, межличностного общения, стра­
тегического планирования и маркетинга, принятие реше­
ний, преодоление стрессов и др.;

• повышение эффективности методов подготовки и пе­
реподготовки управленческого персонала;

• поиск и активизация человеческих ресурсов организации;

• оценка и подбор (отбор) менеджеров для нужд орга­
низации;

• оценка и улучшение социально-психологического кли­
мата;

• сплочение персонала вокруг целей организации.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.