Базовые понятия психологии управления
Процесс управления предполагает наличие в определенной организации системы управления. Особенности управленческой деятельности связаны как с иерархическим местом руководителя в ней, так и с типом организационной структуры. Базовые понятия психологии управления: «организация», ч управлением, «функции управления*-. Организацией может считаться группа людей, которая удовлетворяет трем обязательным требованиям: • наличие, по крайней мере, двух людей, считающих се • наличие хотя бы одной цели, которую принимают как « наличие членов группы, намеренно работающих вместе, чтобы достичь значимой для всех цели. Организация — дифференцируемое и взаимно упорядоченное объединение индивидов и групп, действующих на базе общих целей, интересов и программ [37]. Различают организации формальные и неформальные. Формальная организация имеет административно-юридический статус, ставит индивида в зависимость от обезличенных функциональных связей и норм поведения. Любая формальная организация является социальной средой, где люди взаимодействуют не только так, как предписано, по и исходя из личных симпатий, антипатий и желаний, на основании чего и складывается неформальная организация. Неформальная организация — это общность людей, сплачиваемая личным выбором и непосредственными вне-должностными контактами. В отличие от создания формальной организации, образование неформальной — это непреднамеренный процесс. Она может возникнуть как п рамках формальной организации, так и независимо от нее. Управление — целенаправленное воздействие на определенный объект 139]. Организации могут иметь разное число уровней управления и зависимости от целей, задач, размеров, формальной структуры и других внешних и внутренних факторов. Вне зависимости от того, сколько существует уровней управления в конкретной организации, руководителей традиционно делят на три категории. Руководители низового звена связаны непосредственно с конкретными исполнителями работ. Низовое звено обеспечивает постоянство и воспроизводство заданных параметров элементов системы, их устойчивость. Большая часть руководителей вообще и инженеров в частности — это руководители низового звена. Их работа характеризуется напряженностью и разнообразием, частыми перехода-Ми от одной задачи к другой, кратковременностью каждо го конкретного действия. Временной период для реализации решений, принимаемых мастером, также очень корог-кий. Более половины рабочего времени руководигсли низового звена проводят в общении, причем больше они об щаются со своими подчиненными, меньше — с другими руководителями низового звена и гораздо меньше — с руководителями среднего и высшего звена. Руководители среднего звена координируют и контролируют работу низовых звеньев. Они создают жизнеспо- собную структуру, функционирующую в единстве и изменчивости элементов и связей. За последнее время среднее звено существенно выросло по численности и значимости. Характер работы среднего звена значительно варьирует от организации к организации, но в основном эти руководители участвуют в процессе принятия решений, определяют проблемы, начинают обсуждение, дают рекомендации по организации деятельности. Руководители среднего звена часто возглавляют подразделения организации — это начальники служб, главные специалисты. По данным исследований, около трети рабочего времени руководители среднего звена проводят в одиночестве. Большая часть об-шения у них проходит в форме бесед с другими руководителями среднего и низового звена. Руководители высшего звена — это высший организационный уровень, являющийся гораздо малочисленнее других. Даже в самых крупных организациях руководителей высшего звена всего несколько человек. Они определяют направление развития организации, отвечают за при-шггае важнейших решений. Сильные руководители высшего звена часто определяют облик организации. Работа их характеризуется большой напряженностью, высоким темпом и огромным объемом. Она не имеет четкого завершения: организация продолжает действовать, внешняя среда продолжает меняться, всегда существует риск неудачи. Успешно действующие руководители высшего звена во всем мире ценятся очень высоко. Различные виды управленческих действий называют функциями управления. Функции управления дают ответ на вопрос: что делает руководитель? Среди всех управленческих функций выделяют: производственные и социально -пс ихологаческие. Производственные функции: • планирование деятельности подчиненных; • организация их деятельности; • координация деятельности подчиненных; • обеспечение повышения производительности труда; • контроль, оценка и коррекция деятельности подчи • поддержание трудовой дисциплины; • расстановка рабочей силы согласно индивидуальным
Социально-психологические функции: • снижение у подчиненных неудовлетворенности тру • моральное и материальное стимулирование; • регулирование межличностных отношений подчинен • отстаивание законных интересов подчиненных; • сохранение постоянного состава подчиненных, управ • обеспечение профессионального совершенствования • воспитательная работа с подчиненными. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|