Здавалка
Главная | Обратная связь

Базовые понятия психологии управления



Процесс управления предполагает наличие в определен­ной организации системы управления. Особенности управ­ленческой деятельности связаны как с иерархическим мес­том руководителя в ней, так и с типом организационной структуры.

Базовые понятия психологии управления: «органи­зация», ч управлением, «функции управления*-.

Организацией может считаться группа людей, которая удовлетворяет трем обязательным требованиям:

• наличие, по крайней мере, двух людей, считающих се­
бя частью этой группы;

• наличие хотя бы одной цели, которую принимают как
общую члены данной группы;

« наличие членов группы, намеренно работающих вмес­те, чтобы достичь значимой для всех цели.


Организация дифференцируемое и взаимно упоря­доченное объединение индивидов и групп, действующих на базе общих целей, интересов и программ [37]. Различа­ют организации формальные и неформальные.

Формальная организация имеет административно-юри­дический статус, ставит индивида в зависимость от обезли­ченных функциональных связей и норм поведения. Любая формальная организация является социальной средой, где люди взаимодействуют не только так, как предписано, по и исходя из личных симпатий, антипатий и желаний, на ос­новании чего и складывается неформальная организация.

Неформальная организация — это общность людей, сплачиваемая личным выбором и непосредственными вне-должностными контактами. В отличие от создания фор­мальной организации, образование неформальной — это непреднамеренный процесс. Она может возникнуть как п рамках формальной организации, так и независимо от нее.

Управление — целенаправленное воздействие на опре­деленный объект 139].

Организации могут иметь разное число уровней управ­ления и зависимости от целей, задач, размеров, формаль­ной структуры и других внешних и внутренних факторов.

Вне зависимости от того, сколько существует уровней управления в конкретной организации, руководителей тра­диционно делят на три категории.

Руководители низового звена связаны непосредствен­но с конкретными исполнителями работ. Низовое звено обеспечивает постоянство и воспроизводство заданных па­раметров элементов системы, их устойчивость. Большая часть руководителей вообще и инженеров в частности это руководители низового звена. Их работа характеризу­ется напряженностью и разнообразием, частыми перехода-Ми от одной задачи к другой, кратковременностью каждо го конкретного действия. Временной период для реализа­ции решений, принимаемых мастером, также очень корог-кий. Более половины рабочего времени руководигсли ни­зового звена проводят в общении, причем больше они об щаются со своими подчиненными, меньше — с другими ру­ководителями низового звена и гораздо меньше — с руко­водителями среднего и высшего звена.

Руководители среднего звена координируют и контро­лируют работу низовых звеньев. Они создают жизнеспо-


собную структуру, функционирующую в единстве и измен­чивости элементов и связей. За последнее время среднее звено существенно выросло по численности и значимости. Характер работы среднего звена значительно варьирует от организации к организации, но в основном эти руководи­тели участвуют в процессе принятия решений, определяют проблемы, начинают обсуждение, дают рекомендации по организации деятельности. Руководители среднего звена часто возглавляют подразделения организации — это на­чальники служб, главные специалисты. По данным иссле­дований, около трети рабочего времени руководители среднего звена проводят в одиночестве. Большая часть об-шения у них проходит в форме бесед с другими руководи­телями среднего и низового звена.

Руководители высшего звена — это высший организа­ционный уровень, являющийся гораздо малочисленнее других. Даже в самых крупных организациях руководите­лей высшего звена всего несколько человек. Они опреде­ляют направление развития организации, отвечают за при-шггае важнейших решений. Сильные руководители высше­го звена часто определяют облик организации. Работа их характеризуется большой напряженностью, высоким тем­пом и огромным объемом. Она не имеет четкого заверше­ния: организация продолжает действовать, внешняя среда продолжает меняться, всегда существует риск неудачи. Успешно действующие руководители высшего звена во всем мире ценятся очень высоко.

Различные виды управленческих действий называют функциями управления. Функции управления дают от­вет на вопрос: что делает руководитель? Среди всех управленческих функций выделяют: производственные и социально -пс ихологаческие.

Производственные функции:

• планирование деятельности подчиненных;

• организация их деятельности;

• координация деятельности подчиненных;

• обеспечение повышения производительности труда;

• контроль, оценка и коррекция деятельности подчи­
ненных;

• поддержание трудовой дисциплины;

• расстановка рабочей силы согласно индивидуальным
особенностям подчиненных и специфике груда.


 




Социально-психологические функции:

• снижение у подчиненных неудовлетворенности тру­
дом и различными элементами производственных опера­
ций (условия труда, заработная плата и т. д.);

• моральное и материальное стимулирование;

• регулирование межличностных отношений подчинен­
ных и разрешение конфликтов, снижение психологической
напряженности;

• отстаивание законных интересов подчиненных;

• сохранение постоянного состава подчиненных, управ­
ление текучестью кадров;

• обеспечение профессионального совершенствования
подчиненных;

• воспитательная работа с подчиненными.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.