Здавалка
Главная | Обратная связь

Психологические особенности регулирования



Посредством этой функции достигается поддержание управляемых процессов в рамках, заданных программой, регламентом, планом. Регулирование осуществляется - че­рез руководство и координацию.

Материальные процессы на предприятии являются бо­лее регулируемыми, чем духовно-коммуникативные про­цессы работы или принятия решения. Выделяются следу­ющие ступени регулируемости, границы между которыми, однако, не являются жесткими [30]:

• ступень 1. Свободный ход работы. Выполнение задач
не ограничивается никаким организационным регулирова­
нием;

• ступень 2. Связанный по содержанию ход работы.
Необходимые для выполнения задания работы опреде­
ляются по содержанию. Как правило, дополнительно Мо-


гут быть заданы используемые средства, а также место вы­полнения задачи;

• ступень 3. Связанный по очередности ход работы. Не­
обходимые для выполнения работы могут дополнительно
регулироваться. Путь обрабатываемого объекта фиксиру­
ется порядком рабочих операций;

• ступень 4. Связанный по времени ход работы. На
этой ступени к компонентам действия и фиксации пути об­
рабатываемого объекта еще добавляется определенное вре­
мя по отдельным рабочим операциям. Рабочие операции
согласуются друг с другом по времени;

• ступень 5. Связанный тактом ход работы. Рабочие
операции заранее определяются по плану и подгоняются
друг к Другу по такту.

Доля интеллектуально -комму никативных процессов 2-й и 3-й ступеней во всем объеме рабочих процессов повышается.

Принципы руководства, обеспечивающие оптимальные регулирующие воздействия, следующие.

Минимизация воздействия минимальными воз­действиями необходимо достигать максимального эффек­та. Избыточность воздействия порождает как организаци­онные, так и психологические последствия, подавляет ини­циативу.

Системность воздействия предполагает рассмот­рение регулируемого процесса в рамках целостной си­стемы.

Комплексность воздействия состоит в использо­вании всех стимулов, максимально полно отражающих структуру мотивации конкретного работника.

Непротиворечивость воздействия предполагает то, что применяемые стимулы не должны противоречить Друг другу.

Методы регулирования могут быть правовые, админи­стративные (организационного и распорядительного воз­действия), экономические, социально-психологические.

Снижение эффективности регулирования связано с на­рушением принципов регулирования. Особое место среди факторов, снижающих эффективность регулирова­ния, занимает несвоевременность воздействия (запаздыва­ние или опережение событий).

Много проблем связано с неадекватным прогнози­рованием психологических последствий применения


различных методов управления. Недостаточно использу­ются социально-психологические методы управления. Пси­хологические методы управления могут подменяться мани-пулятивными воздействиями.

2.4. Психологические особенности контроля

Определение цели контроля дал еще А. Файоль: цель контроля выявить слабые места и ошибки, своевре­менно исправить их и не допускать повторения. Контроли­руется все: предметы, люди, действия.

Выделяют три вида контроля: текущий, опережающий, результирующий.

Текущий контроль обладает некоторой инерцией и реализуется в три этапа:

• установление нормативов;

• сопоставление фактической деятельности с нормати­
вами;

• корректирование отклонений от плана или норматива.
Опережающий контроль основан на предвидении,

прогнозе развития ситуации. При его реализации необхо­димо знать возможные критические точки. Организация системы опережающего контроля предъявляет к руководи­телю высокие требования, особенно к его аналитическим и прогностическим возможностям. Руководитель должен знать признаки, но которым можно оперативно прогнози­ровать возникающие отклонения от намеченных целей. Эти признаки могут носить субъективный характер и зависеть от опыта, индивидуально-психологических особенностей и мотивационно значимых ценностей личности руководителя.

Опережающий контроль в сфере коммерческой и фи­нансовой деятельности является предпосылкой выживания предприятия в условиях рынка.

Контроль выполнения, или результирующий контроль, имеет целью определение степени соответ­ствия конечного результата какой-либо деятельности ожи­даемому результату. Применяется тогда, когда необходи­мо сделать выводы и наметить меры по усовершенствова­нию процесса.

Психологические предпосылки неоптимальной реализа­ции функции контроля связаны с самой структурой де­ятельности и мотивацией контроля. Руководитель


может использовать контроль как средство психологиче­ского давления, не учитывать результаты контроля, не объяснять задачи и цели контроля работникам, что вызы­вает состояние психологической неопределенности. При неэффективной организации контроля он бывает поверх­ностным, осуществляется не систематически, корректиру­ющие мероприятия не проводятся или проводятся не в полном объеме. Контроль не присутствует на всех уровнях и во всех формах деятельности.

Ошибки заложены и в нерациональном распределении полномочий. Лицо, призванное осуществлять контроль, не должно находиться в подчинении руководителя, деятельность подразделения которого он призван контролировать.

Вопросы для самопроверки

1. Психологические особенности функции планирования.

2. Психологические особенности реализации функции орга­
низации.

3. Психологические особенности функции регулирования.

4. Психологические особенности функции контроля.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.