Психологические особенности регулирования
Посредством этой функции достигается поддержание управляемых процессов в рамках, заданных программой, регламентом, планом. Регулирование осуществляется - через руководство и координацию. Материальные процессы на предприятии являются более регулируемыми, чем духовно-коммуникативные процессы работы или принятия решения. Выделяются следующие ступени регулируемости, границы между которыми, однако, не являются жесткими [30]: • ступень 1. Свободный ход работы. Выполнение задач • ступень 2. Связанный по содержанию ход работы. гут быть заданы используемые средства, а также место выполнения задачи; • ступень 3. Связанный по очередности ход работы. Не • ступень 4. Связанный по времени ход работы. На • ступень 5. Связанный тактом ход работы. Рабочие Доля интеллектуально -комму никативных процессов 2-й и 3-й ступеней во всем объеме рабочих процессов повышается. Принципы руководства, обеспечивающие оптимальные регулирующие воздействия, следующие. Минимизация воздействия — минимальными воздействиями необходимо достигать максимального эффекта. Избыточность воздействия порождает как организационные, так и психологические последствия, подавляет инициативу. Системность воздействия — предполагает рассмотрение регулируемого процесса в рамках целостной системы. Комплексность воздействия — состоит в использовании всех стимулов, максимально полно отражающих структуру мотивации конкретного работника. Непротиворечивость воздействия — предполагает то, что применяемые стимулы не должны противоречить Друг другу. Методы регулирования могут быть правовые, административные (организационного и распорядительного воздействия), экономические, социально-психологические. Снижение эффективности регулирования связано с нарушением принципов регулирования. Особое место среди факторов, снижающих эффективность регулирования, занимает несвоевременность воздействия (запаздывание или опережение событий). Много проблем связано с неадекватным прогнозированием психологических последствий применения различных методов управления. Недостаточно используются социально-психологические методы управления. Психологические методы управления могут подменяться мани-пулятивными воздействиями. 2.4. Психологические особенности контроля Определение цели контроля дал еще А. Файоль: цель контроля — выявить слабые места и ошибки, своевременно исправить их и не допускать повторения. Контролируется все: предметы, люди, действия. Выделяют три вида контроля: текущий, опережающий, результирующий. Текущий контроль обладает некоторой инерцией и реализуется в три этапа: • установление нормативов; • сопоставление фактической деятельности с нормати • корректирование отклонений от плана или норматива. прогнозе развития ситуации. При его реализации необходимо знать возможные критические точки. Организация системы опережающего контроля предъявляет к руководителю высокие требования, особенно к его аналитическим и прогностическим возможностям. Руководитель должен знать признаки, но которым можно оперативно прогнозировать возникающие отклонения от намеченных целей. Эти признаки могут носить субъективный характер и зависеть от опыта, индивидуально-психологических особенностей и мотивационно значимых ценностей личности руководителя. Опережающий контроль в сфере коммерческой и финансовой деятельности является предпосылкой выживания предприятия в условиях рынка. Контроль выполнения, или результирующий контроль, имеет целью определение степени соответствия конечного результата какой-либо деятельности ожидаемому результату. Применяется тогда, когда необходимо сделать выводы и наметить меры по усовершенствованию процесса. Психологические предпосылки неоптимальной реализации функции контроля связаны с самой структурой деятельности и мотивацией контроля. Руководитель может использовать контроль как средство психологического давления, не учитывать результаты контроля, не объяснять задачи и цели контроля работникам, что вызывает состояние психологической неопределенности. При неэффективной организации контроля он бывает поверхностным, осуществляется не систематически, корректирующие мероприятия не проводятся или проводятся не в полном объеме. Контроль не присутствует на всех уровнях и во всех формах деятельности. Ошибки заложены и в нерациональном распределении полномочий. Лицо, призванное осуществлять контроль, не должно находиться в подчинении руководителя, деятельность подразделения которого он призван контролировать. Вопросы для самопроверки 1. Психологические особенности функции планирования. 2. Психологические особенности реализации функции орга 3. Психологические особенности функции регулирования. 4. Психологические особенности функции контроля. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|