Характер, направленность личности, способности
Характер — это комплекс устойчивых черт человека, представляющих собой единство индивидуального и типического в личности [11]. Можно сказать также, что характер определяется как индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения человека в конкретных условиях, как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования [37]. Черты характера помогают или мешают личности устанавливать правильные взаимоотношения с людьми, проявлять выдержку и самообладание в решении сложных жизненных вопросов, отвечать за свои действия или поведение в обществе. Познание характера позволяет со значительной долей вероятности предвидеть поведение индивида и корректировать ожидаемые действия и поступки. Когда мы говорим, что у человека определенный харак тер, мы тем самым раскрываем; 1) систему его отношений к действительности и 2) привычный образ его поведения в конкретной ситуации. Сочетание устойчивых свойств поведения проявляется в системе отношений субъекта к другим людям (например, доверчивость — недоверчивость, сочувствие — безразличие, общительность — замкнутость и т. п.); к самому себе (скромность — самовлюбленность, самокритичность — самоуверенность); к деятельности (трудолюбие — лень, ответственность — безответственность и др.); к собственности (щедрость — жадность, аккуратность — неряшливость) [37]. Характер формируется и утверждается под влиянием среды, деятельности и воспитательных действий других людей. Личность в своем развитии может отталкиваться от характера и менять его. Часто эта тенденция реализуется не до конца, иногда на пути встречаются серьезные препятствия в виде резко выраженных черт характера, которые еще более усугубляются внешними условиями. Б таком случае личность оказывается не в состоянии преодолеть или изменить свой характер, который и обусловливает поведение. Характер определяется рядом черт, которые можно классифицировать по группам. Это группы интеллекту-
(наблюдательность, рассудительность, гибкость эмоциональных (уверенность, жизнерадостность, волевых (целеустремленность, самостоятель-инициативность), нравственных (честность, человечность, правдивость, чувства долга, коллективизма и т, ц.) черт [11]. По отношению к уровню нормы характер может быть: • нормальным, сбалансированным, т. е. отвечать адекватными реакциями на различные стимулы; , • акцентуированным, с чрезмерным проявлением неко-ТОрьи черт (например, экзальтированность, неуправляемее» я др.); ^* иеихопатическим, когда некоторые черты проявляют-(Hjifis уровне патологии. ""ЙЙсихологи считают [37], что наследуется лишь набор иных способов реагирования на влияния среды. Как генетические основы характера оформятся в реаль-психологические свойства, зависит от условий среды, ение крайних аномалий характера дает возможность положить, что в ряде случаев больший вклад в прояв-аномалий вносит генотипический фактор, в ряде — средовой. При неблагоприятном сочетании обоих аров развитие характера может дать сильные степени Мнения, вплоть до патологии; при благоприятном — да-ьная типическая предрасположенность может не ре-аться. эвестный немецкий психиатр К. Леонгард считает, 20—50 % людей некоторые черты характера столь за-(акцентуированы), что при определенных обстоя-это приводит к однотипным конфликтам и нерв-срывам. Выраженность акцентуации может быть раз-эй — от легкой, едва заметной, до крайних вариантов, ш характера проявляется не постоянно, с года-может-сглаживаться. ^Направленность личности — это совокупность ус-вых мотивов, ориентирующих ее деятельность, отно-но независимых от текущих ситуаций [37]. Направ-• личности может носить узколичный или широкий ственный характер, являться неустойчивой (зависеть уации) или устойчивой (длительно определять ли-поведения) [10]. Структура направленности склады-из следующих компонентов: • потребности — естественные и социальные как выраже • интересы — форма познавательной направленности, • идеалы — ориентация на конкретные образцы поведе Способности — это индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и их успешному осуществлению [37]. От уровня развития способностей зависят скорость, легкость и прочность процесса овладения знаниями, навыками и умениями, но сами способности не сводятся к этим показателям. Если человек много знает и умеет, это еще не значит, что он имеет выдающиеся способности: возможно, ему потребовалось много времени, чтобы овладеть данными знаниями и умения Ми. Способности следует расценивать лишь как возмож ность, а будет или нет она реализована, зависит от множества условий, в том числе от заинтересованности в этом окружающих, организации трудовой деятельности и т. д. По отношению к деятельности различают: • общие способности как основу успешности выполне • специальные (профессиональные) способности как осно По элементам новизны в выполняемой деятельности ' различают: • репродуктивные способности (обеспечивают высокоь • творческие способности (создание нового, оригиналь Природные предпосылки развития способностей называют задатками. Сочетание способностей, которое создает основу для отличного выполнения сложной деятельности (прежде всего творческой), называется одарен ностью. Высокая степень одаренности — талант — это сочетание способностей, дающее человеку возможность ус- самостоятельно и оригинально выполнять какую-|£яоашую трудовую деятельность. Талант характери-' [высоким уровнем развития умений и навыков, боль-|v(j6beMOM знаний, поэтому немыслим без напряжен-- Люди, чей талант бесспорен, только благодаря труду смогли достигнуть высочайшего уровня , всемирной известности. Гениальность — наи-степень проявления одаренности и творческих сил Гений прокладывает принципиально новые пути |гдутих поколений [42]. сь/для самопроверки |Что означает понятие «человек»? кого человека можно назвать личностью? K проявляется индивидуальность в человеке? Щ1сихоанализ и его роль в изучении личности. Основные положения поведенческой школы. ^Самореализация личности ы гуманистической психологии. •Типология личностей. такое характер? ^Направленность личности и ее компоненты. Способности личности и их классификация. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|