Здавалка
Главная | Обратная связь

Характер, направленность личности, способности



Характер это комплекс устойчивых черт человека, представляющих собой единство индивидуального и типи­ческого в личности [11]. Можно сказать также, что харак­тер определяется как индивидуальная, достаточно устой­чивая система привычных способов поведения человека в конкретных условиях, как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его по­ведения и эмоционального реагирования [37]. Черты ха­рактера помогают или мешают личности устанавливать правильные взаимоотношения с людьми, проявлять выдерж­ку и самообладание в решении сложных жизненных воп­росов, отвечать за свои действия или поведение в общест­ве. Познание характера позволяет со значительной долей вероятности предвидеть поведение индивида и корректиро­вать ожидаемые действия и поступки.

Когда мы говорим, что у человека определенный харак тер, мы тем самым раскрываем; 1) систему его отношений к действительности и 2) привычный образ его поведения в конкретной ситуации.

Сочетание устойчивых свойств поведения проявляется в системе отношений субъекта к другим людям (например, доверчивость — недоверчивость, сочувствие — безразличие, общительность — замкнутость и т. п.); к самому себе (скромность — самовлюбленность, самокритичность — само­уверенность); к деятельности (трудолюбие — лень, ответ­ственность — безответственность и др.); к собственности (щедрость — жадность, аккуратность — неряшливость) [37].

Характер формируется и утверждается под влиянием среды, деятельности и воспитательных действий других людей. Личность в своем развитии может отталкиваться от характера и менять его. Часто эта тенденция реализует­ся не до конца, иногда на пути встречаются серьезные пре­пятствия в виде резко выраженных черт характера, кото­рые еще более усугубляются внешними условиями. Б та­ком случае личность оказывается не в состоянии преодо­леть или изменить свой характер, который и обусловлива­ет поведение.

Характер определяется рядом черт, которые можно классифицировать по группам. Это группы интеллекту-


 

(наблюдательность, рассудительность, гибкость эмоциональных (уверенность, жизнерадостность, волевых (целеустремленность, самостоятель-инициативность), нравственных (честность, чело­вечность, правдивость, чувства долга, коллективизма и т, ц.) черт [11].

По отношению к уровню нормы характер может быть: • нормальным, сбалансированным, т. е. отвечать адек­ватными реакциями на различные стимулы;

, • акцентуированным, с чрезмерным проявлением неко-ТОрьи черт (например, экзальтированность, неуправляе­мее» я др.);

^* иеихопатическим, когда некоторые черты проявляют-(Hjifis уровне патологии.

""ЙЙсихологи считают [37], что наследуется лишь набор иных способов реагирования на влияния среды. Как генетические основы характера оформятся в реаль-психологические свойства, зависит от условий среды, ение крайних аномалий характера дает возможность положить, что в ряде случаев больший вклад в прояв-аномалий вносит генотипический фактор, в ряде — средовой. При неблагоприятном сочетании обоих аров развитие характера может дать сильные степени Мнения, вплоть до патологии; при благоприятном — да-ьная типическая предрасположенность может не ре-аться.

эвестный немецкий психиатр К. Леонгард считает, 20—50 % людей некоторые черты характера столь за-(акцентуированы), что при определенных обстоя-это приводит к однотипным конфликтам и нерв-срывам. Выраженность акцентуации может быть раз-эй — от легкой, едва заметной, до крайних вариантов, ш характера проявляется не постоянно, с года-может-сглаживаться.

^Направленность личности это совокупность ус-вых мотивов, ориентирующих ее деятельность, отно-но независимых от текущих ситуаций [37]. Направ-личности может носить узколичный или широкий ственный характер, являться неустойчивой (зависеть уации) или устойчивой (длительно определять ли-поведения) [10]. Структура направленности склады-из следующих компонентов:


потребности — естественные и социальные как выраже­
ние нужды человека в определенных объектах, необходимых
для его физического существования и культурного развития;

интересы — форма познавательной направленности,
влияющей на выбор профессии, занятие определенной
должности в коллективе и т. д.;

идеалы — ориентация на конкретные образцы поведе­
ния, эталоны профессиональной деятельности.

Способности это индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и их ус­пешному осуществлению [37]. От уровня развития способ­ностей зависят скорость, легкость и прочность процесса овладения знаниями, навыками и умениями, но сами спо­собности не сводятся к этим показателям. Если человек много знает и умеет, это еще не значит, что он имеет вы­дающиеся способности: возможно, ему потребовалось мно­го времени, чтобы овладеть данными знаниями и умения Ми. Способности следует расценивать лишь как возмож ность, а будет или нет она реализована, зависит от множе­ства условий, в том числе от заинтересованности в этом окружающих, организации трудовой деятельности и т. д. По отношению к деятельности различают:

• общие способности как основу успешности выполне­
ния различных видов деятельности (работоспособность,
настойчивость, активность и т. д.);

• специальные (профессиональные) способности как осно­
ву успешности выполнения конкретных видов деятельности, -
например учебной, спортивной, трудовой (решительность, нас
тойчивость, лидерство, наблюдательность, тактичность и др.).

По элементам новизны в выполняемой деятельности '

различают:

• репродуктивные способности (обеспечивают высокоь
умение усваивать знания, овладевать различными видами
д еяте л ьности );

• творческие способности (создание нового, оригиналь­
ного).

Природные предпосылки развития способностей назы­вают задатками. Сочетание способностей, которое созда­ет основу для отличного выполнения сложной деятельнос­ти (прежде всего творческой), называется одарен ностью. Высокая степень одаренности — талант это сочетание способностей, дающее человеку возможность ус-


самостоятельно и оригинально выполнять какую-|£яоашую трудовую деятельность. Талант характери-' [высоким уровнем развития умений и навыков, боль-|v(j6beMOM знаний, поэтому немыслим без напряжен-- Люди, чей талант бесспорен, только благодаря труду смогли достигнуть высочайшего уровня , всемирной известности. Гениальность наи-степень проявления одаренности и творческих сил Гений прокладывает принципиально новые пути |гдутих поколений [42].

сь/для самопроверки

|Что означает понятие «человек»?

кого человека можно назвать личностью? K проявляется индивидуальность в человеке? Щ1сихоанализ и его роль в изучении личности. Основные положения поведенческой школы. ^Самореализация личности ы гуманистической психологии. •Типология личностей.

такое характер? ^Направленность личности и ее компоненты. Способности личности и их классификация.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.