Руководство и лидерство
Яа предприятиях, фирмах, в учреждениях, оргашпацп *"И коллективах, как правило, существует четкое разве управленческих функций. В ведении каждого ру-бдителя находится определенный круг вопросов, по ко-^"•е он уполномочен принимать решения и отдавать рас-
поряжения. Кроме того, существуют вопросы, которые должен решать руководитель более высокого уровня или его подчиненный. Это называется распределением полномочий. В основе распределения полномочий лежат должностные инструкции, где расписаны права руководителя, его обязанности и ответственность. При распределении полномочий руководитель устанавливает, какие вопросы он решает сам, какие находятся в ведении его подчиненных. Субъектом управления чаще всего является руководитель коллектива, но им может быть и коллегиальный орган или комитет. Иногда субъектом управления становится рядовой член коллектива, который является в нем неформальным лидером. В последнее время все чаще принимается идея партисипативного (коллективного) менеджмента, т. е. такого управления делами организации, фирмы, когда в разработке и принятии наиболее важных решений участвуют все члены организации. Менеджеры — это управленцы и в какой бы сфере они ни работали, они имеют дело с руководством подчиненными. С психологической точки зрения, менеджмент — это процесс осуществления руководства людьми, и это не просто руководство, а почти искусство. Основателем классической школы управления считается Ф.У. Тейлор. Он ввел следующие понятия: дифференцирование функций управления и понятие кадрового менеджмента, планирование, НОТ, применение дифференцированной оплаты труда, организацию отбора, обучения и тренировки рабочих. Большой вклад в пропаганду рационального управления внес теоретик менеджмента, публицист, инженер-самоучка Г. Эмерсон. Один из основных его трудов — «12 принципов эффективности*. Впервые полную теорию управления создал Г. Файоль. Он поставил вопрос о необходимости преподавания менеджмента в учебных заведениях. Социологический фактор в управление персоналом ввели Э. Мейо и М. Фоллет, подчеркнув важность использования психологических и эмоциональных особенностей работника в менеджменте. А.Маслоу, Ф.Герцберг, Р.Лайкерт, Д.Мак-Грегор говорили о необходимости сочетания кооперативных и индивидуальных целей в организации, разработав мотивационное, а не командное управление. , Новую тенденцию в менеджменте отразил сюуацион-^й подход, одним из основоположников которого являет-(. И. Ансофф. Одни и те же функции управления, сог-цяга этой концепции, по-разному реализуются в конкрет-jx ситуациях, поэтому задача менеджмента состоит в Ця, чтобы на основе всестороннего анализа формирую-Jot эти ситуации факторов подобрать подходящие прие-н и методы решения возникающих проблем. ^Реализация ситуационного подхода требует от менедже-% глубоких знаний, умения быстро ориентироваться в аяющейся обстановке, творческого подхода к делу, спорности организовывать коллективную работу. |Таким образом, на протяжении становления теоретаче-|го фундамента менеджмента четко просматривается |дешщя психологизации управления и повышения отк-ости организации как системы. t (начение менеджеров настолько возросло, что в 50-е гг. |;в. стали говорить о «революции менеджеров», уирав-рщих крупнейших фирм. Ведь экономическая и научно-(етческая значимость международных корпораций в ми-
гавтша со значимостью крупных и средних госу-в. НаШКЙ f-m-.i-" -- имеет власть или да к деятельное ц „о от, „о с»»ест няюта од- человек В ™ ложение автори феномен, г„ю ими ПЧ"""*' связано с Mac™.»- шсшт, а всегда ' формальных от
ловека достижению УаССМ."' И"'•„ rnPliHiUinv * - - *»>**•' л ,ль -высокообразованный спpeine » -~-- - „~™ вперед, --.ступе».^ с^с f-ными, так и неформальными. Он разрабатывает новые едравила и процедуры в любой форме, обеспечивая приме-^нимость их в стандартной системе. Лидер, как правило, не тремится навечно сохранить существующую систему. ^зОхотно откликается на нововведения и в меньшей степени, Йчем руководитель, опирается на общепринятые управлен-?ческие методы, частично игнорируя классические управ-^ленческие принципы. Может пренебречь правилами управ-|йенческой иерархии в компании, непосредственно обращать к источнику информации. Лидер считает, что простота — главный принцип успе-Он стремится научить всех сотрудников наиболее ростым способам совершенствования своей деятельности, то время как руководитель предпочитает обучить слож-процедурам и методам нескольких экспертов в орга- 1зации. Руководитель — сторонник количественных, а не каче-гнных показателей при оценке деятельности компании, и сосредоточен в основном на достижениях краткозре-енного характера, хотя часто готовит тщательно разрабо-нную долгосрочную плановую программу. Лидер четко дит цель, которая другим может представляться лишь в £ьма туманных очертаниях. Основное качество менедже-1, руководителя — эффективно, с наименьшими потерями 1изовать поставленную цель. Умение выбрать верные рйентиры — это и есть лидерство. Преуспевающий руководитель понимает, что ему пла-г за планирование, организацию, набор и управление ра-чей силой компании. Лидеры нацелены на результат, го непредсказуемы, изобретательны, их нововведения 1гают целей и устраняют препятствия. При снижении ?ибыли и низких результатах они обращаются за по-эщью к членам организации или группы, чтобы те пред-•Эжилк выход из ситуации. jr. Руководитель считает, что подчиненные, обладающие (е высокой компетенцией, недостаточно компетентны. »ибы достичь значительного прогресса без тщательно раз-рботанного контроля, а также не в состоянии выполнять оту на высоком уровне без конкретных указаний свер-В основе работы лидера с подчиненными лежит прин-равенства. Руководитель не прощает ошибок ни себе, ни другим. Он редко одобряет рискованные действия своих подчиненных во имя совершенствования работы или профессионального роста. Лидер обычно искренне признает свои ошибки и не боится открыто принять необходимые меры для их исправления. Для него имеет значение, что о ,нем думают другие, но его это заботит меньше, чем руководителя. Тем не менее он ценит уважение коллег. Руководитель считает, что в кризисных ситуациях необходимо выявить виновников и заставить людей работать так, как это необходимо. Лидер нацелен на исправление ситуации, а не на поиск виновных. Он уважительно относится к людям и стремится не заставлять, а мотивировать людей. Руководитель хочет создать себе благоприятный имидж, хотя понимает, что это невозможно из-за конфликтной природы отношений между руководителем и подчиненными. Лидер не признает формальных статусов, работники обычно знают о том впечатлении, которое складывается об их работе и относятся к лидеру с уважением и преданностью. Руководитель ищет добросовестных хороших исполнителей. Лидер ищет единомышленников. Лидер без команды — не лидер. Несмотря на явные различия руководителя и лидера, они имеют немало общего. Р.Л. Кричевский выделяет три общие черты. Руководитель и лидер выполняют роль координаторов, организаторов членов социальной группы; осуществляют социальное влияние в коллективе, только разными средствами; используют субординационные отношения, хотя в первом случае они четко регламентированы, во втором — заранее не предусмотрены. В психологии приняты различные классификации лидеров [37]: • по содержанию деятельности — лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель; • по характеру деятельности — лидер универсальный и лидер ситуативный; • по направленности деятельности — лидер эмоцио Разработан ряд концепций лидерства. Теория лидерских ролей (Р. Бейлс) рассматривает ро-Кли «профессионала» — лидера, ориентированного на реше-т ние деловых проблем, и «социально-эмоционального спе-^циалиста», решающего проблемы человеческих отноше- !• НИИ. Сторонники теории черт считают предпосылкой приз-!|нания человека лидером обладание особыми чертами и р способностями. Определив эти необходимые черты, можно |\научиться вырабатывать качества лидера. Согласно харизматической теории лидерства (от греч. К charisma — дар, благодать), человек рождается с задатка-||'МИ лидера, ему предписано руководить людьми. I: Сторонники интерактивной теории полагают, что ли-рдером может стать любой человек, занимающий соответ-^Ствующее место в системе межличностных взаимодей-ствий. Ситуационная теория лидерства утверждает, что лиерство — это прежде всего продукт сложившейся в груп-ите ситуации. В крайних ситуациях, очень благоприятных Шли очень неблагоприятных, лидер, ориентированный на Задачу, добивается больших результатов, чем лидер, ориентированный на людей. При умеренно благоприятной си-уации успешнее оказывается лидер, ориентиройанный на юдей. В последние годы была разработана синтетическая теня лидерства, согласно которой, эффективность руковод-определяется не столько личными качествами руково-теля, сколько стилем его поведения по отношению к под-ненным. Оптимальный стиль лидерства — тот, который няется в зависимости от ситуации и вида деятельности. Эффективность руководящей деятельности во многом исит от авторитета руководителя. Авторитет — признание достоинств, преимуществ, пособностеЙ личности, 1руппы, организации [10J. Можно Казать, что авторитет — это влиятельность индивида, ос-ованные на занимаемом им положении, должности, ста-усе, а также признание окружающими за индивидом пра-а на принятие решений в условиях совместной деятель-ости [37].
1вторитетом может пользоваться человек, не наделен-соответствующими полномочиями, но служащий свое-ода нравственным эталоном и потому обладающий вы- сокой степенью приемлемости для окружающих. Для того чтобы авторитет должности руководителя сочетался с авторитетом его личности, он должен объединить в себе лидерские и руководящие качества. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|