Понятие стилей руководства
Понятие стилей руководства начнем с рассмотрения вопроса власти. Если лидер для реализации своих решений опирается на свое влияние, власть авторитета, то руководитель — на свой статус и авторитет власти. Власть — это возможность и способность оказывать определяющее воздействие на поведение других людей или групп посредством какого-либо средства: воли, авторитета, права. Сущность власти определяется тем, что влияющий может удовлетворять какую-либо потребность того, над кем имеет власть. В соответствии с этим он приобретает возможность влиять на поведение другого человека. Влияние тем сильнее, чем значительнее потребность этого человека и чем больше он зависим от воли и желания влияющего на возможность удовлетворения его потребности. В психологии управления выделяют несколько типов власти. А. Ребер подчеркивает следующие ее виды: законная — специально установленная законом с целью контролирования и регулирования социальных функций; рациональная — полученная прежде всего благодаря знаниям в определенной области или способностям индивидуума; социальная — степень контроля, которой обладает человек или группа над другими людьми или группами; традиционная — власть, законность и сила которой определяется социальными и культурными традициями; харизматическая — устанавливаемая прежде всего благодаря экстраординарным способностям индивидуума. 64 Предел власти представляет собой степень зависи-
Мости подчиненного от обладающего властью, от руководителя, его возможностей и используемых инструментов влияния. Объем власти — количество объектов влияния. Власть и полномочия, данные руководителю по долж-:ности, официально, еше не обеспечивают личной власти. р. За нее нужно бороться, ее нужно уметь завоевывать и |. удерживать. F Считается, что личную власть успешный и грамотный ; руководитель (стратегический менеджер) применяет для ;= обеспечения достижения целей предприятия. Для него Г личная власть — это прежде всего ответственность. i Сохраняя свою личную власть, руководитель отстаива-•-.ет свое направление в работе, защищает сотрудников, на-( холящихся у него в подчинении, прилагает усилия для \ взаимодействия с клиентами и партнерами. Для него ', власть — это возможность реализовать свои цели, идеи и ? проекты. I Поддерживая личную власть, руководитель постоянно I: осуществляет мониторинг расстановки сил, выделяя еди-1- номышленников и соратников по принципу наличия об-^ гцих целей и интересов. Уровень власти руководителя оценивается по степени его влияния. Ситуативный анализ, который постоянно проводит руководитель, включает и контроль границ своего влияния. Для этого он должен иметь критерии оценки ситуации. Опытные руководители опираются на три группы критериев: профессиональные, статусные и психологические [33]. Профессиональные критерии усиления или ослабле-; ния власти и влияния: в первом случае происходит расширение функций и видов работ, выполняемых руководимым . подразделением, а также увеличение выделяемых ресурсов — ; финансовых, технических, организационных и человеческих; во втором, естественно, наблюдается обратное. *. Статусные критерии изменения позиции руководителя ' оцениваются по тому, какой кабинет и какая персональная машина ему предлагаются, какое место на деловом совеща-, нии он занимает по отношению к высшему руководству, в какой последовательности ему предлагается выступить на . деловом собрании или на корпоративном вечере и т. д. Психологические критерии изменения власти руково- в конкурентной борьбе и расширяет свое влияние, то испытывает уверенность в себе, азарт, прилив жизненной энергии. Если возникает тревожность и неуверенность, это может говорить о том, что зона его влияния уменьшается. Проблема власти связана с понятием стилей руководства, их сравнительной эффективности, а также зависимости от личностных и профессиональных особенностей. Чем шире совокупность стилей, которыми владеет руководитель, тем в большей степени он способен определить стиль, наиболее соответствующий той или иной ситуации. Чем активнее он способен переключаться с одного стиля на другой, тем выше общая эффективность его деятельности. Стиль руководства — типичная для руководителя система приемов деятельности (способов, методов и форм воздействия), используемая в работе с людьми [39J. За основы выделения стилей руководства чаше всего берется «авторитарно-либеральный континуума руководства. На одном его полюсе располагается авторитарный стиль, на другом — либеральный (попустительский), средние значения соотносятся с демократическим [12, 12, 22]. Авторитарный стиль управления характеризуется максимальным сосредоточением всей полноты властных полномочий у руководителя и устранением других членов группы от решения основных вопросов управления. Способ принятия решений: лично руководителем. Демократический стиль управления характеризуется учетом мнения членов организации при решении ее основных проблем, отсутствием навязывания руководителем своей воли. Основан на том, что активность людей мотивирована потребностями высшего порядка. Способ принятия решений: с учетом предложений подчиненных. Либеральный стиль управления характеризуется предоставлением подчиненным максимальной свободы в выборе рабочих задач и контроля своей работы, слабым использованием властных полномочий и низкой мерой организационного влияния руководителя. Способ принятия решений: одобрение, согласие с мнением подчиненных. Приведенная классификация была разработана в 30-е гт, XX в. К. Лениной. В современных системах подготовки менеджеров используется и другая, более полная, классификация, в ко-66 1дорой деятельность управляющего представлена в системе ^координат, образуемых двумя основными «силовыми лини-1?ями>: внимание к человеку (У) и внимание к производству ЦХ). Данная классификация стилей, предложенная Р. Блей-||ком и Д. Моутоном в 1964 г., получила название «решетка В менеджерам. Б ней представлены 5 стилей руководства. Со-Ц ответственно стили обозначаются и описываются так. f•' 9.1. «Управление на основе задачи». Жесткий курс ад-|; министратора (результат — все, человек — в лучшем слу-II" чае исполнитель, но по существу — никто). Стиль управления полностью ориентирован на производство и уделяет '- минимум внимания конкретным людям, которые делают то, что им приказано, не больше и не меньше. В таких ус-s ловиях работа не приносит удовлетворения и каждый исполнитель пытается уйти от постоянного давления. Ответ администрации на это — повсеместный контроль. Значи-: тельная часть времени руководителя поглощается функциями надзора. Реакция сотрудников — пассивное отношение ^к участию в поисках решений стоящих проблем, отсут-'.•ствие готовности и желания разделить ответственность. ;Эта позиция, в свою очередь, укрепляет «жесткого»- адми-jmicTpaTOpa в необходимости выбранного курса. В резуль-;Г?ате давление все усиливается. Текучесть кадров растет, ^наиболее способные уходят. kt 1.9. «Управление сельским клубом» (оставаться человеком; атмосфера в коллективе — главное). При данном стиле управления во главу угла ставятся человеческие отношения. Такому руководителю важно, чтобы в коллективе ве было недовольных, склок, конфликтов. Он не упускает возможности поговорить с подчиненными, поделиться «Своими размышлениями, предоставить отгул, раньше отпустить с работы, присоединить к отпуску пару лишних №ей. Он хочет для всех быть хорошим, Производствен-ым делам уделяет мало времени. Поэтому сотрудники, не чея стимулов, связанных с активным участием в деле, Становятся малоинициативными, теряют интерес к творчеству и новизне. Многие из них понимают, что, несмотря ha хорошую атмосферу в коллективе, они не исдальзуют-я в полной мере как специалисты, не проявляют себя, у tx нет среды для роста. 1.1. «Убогое управление» (работать так, чтобы не уво-ли; сотрудник не заботится ни о чем — это реакция на неправильное управление). Избегание ответственности и личного участия. Руководитель сводит к минимуму любые контакты с подчиненными и безучастен к возникающим проблемам. Никто ни к чему не стремится — ни к производственным результатам, ни к гуманизации производства. Эту позицию могут занимать люди в тех организациях, где не созданы условия для самореализации. 5.5. «Демпфирующий маятник* (50 % усилий и 50 % заинтересованности в труде). Руководитель, занимающий эту позицию, стремится «не выделяться*, занимает центристское положение. Его удовлетворяет надежный хороший средний результат. Он скептически относится как к «жесткому», так и к «гибкому* алгоритму управления, его идеал — «золотая середина». Он более склонен к компромиссу, чем к «перегибанию палки*. Такой промежуточный стиль позволяет добиться необходимой производительности, предоставляя достаточно возможностей для поддержания приемлемых человеческих взаимоотношений. Приводит к попыткам сбалансировать решение, а не принять адекватное. 9.9. «Управление группой», стремление к оптимальной организации труда, признание успехов каждого. Наивысшие результаты в деятельности организации при максимальном учете потребностей людей. Руководитель пытается добиться наиболее эффективных результатов за счет активной деятельности всех сотрудников, приносящей им чувство удовлетворения. Сотрудники ориентированы на работу и не нуждаются в контроле со стороны руководства, никто не чувствует себя объектом манипуляций или обезличенным «винтиком»-. Обеспечивает долговременное развитие и доверительные отношения работников. Этот стиль управления состоит в умении так построить работу, чтобы сотрудники видели в ней возможности собственного творческого и профессионального роста, развития и подтверждения собственной значимости. В последние годы в психологии управления все большее внимание уделяется так называемому партисипативно-му (соучаствующему) стилю руководства. Этот стиль характеризуется привлечением исполнителей к выполнению собственно управленческих функций, их соучастием в решении основных задач, связанных с выработкой целей и планов организации, поиском путей их реализации. При изучении высокотехнологичных организаций 1(дрежде всего в японской школе менеджмента) возникло и Оформилось понятие новаторско-аналитического утиля управления. Этому стилю присущи преданность ррганизации. энергичность и новаторство, чуткость к новой информации и идеям, генерирование большого числа ^льтернатив и идей, быстрое принятие решений, хорошая
интеграция коллективных действий, четкость в формулировке целей и установок, готовность учитывать мнение других, терпимость к неудачам [6J, ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|