Здавалка
Главная | Обратная связь

Отличительные особенности интеллектуальных качеств руководителя



Руководитель должен работать над профессионализв-

ей памяти, овладевая мнемотехникой, упражняясь в за-оминаяии и сохранении информации, учитывая особеннос-требований к ее воспроизведению. Память — не только ар от природы, но и результат целенаправленного совер-зствования. Следует учитывать, что одни люди лучше за­дают текстовую информацию при зрительном восприя-другие — при слуховом. Самым развитым оказывается вид памяти, который чаще всего используется. По характеру запоминаемого материала можно выде-

память зрительную, звуковую и осязательную. По параметрам длительности хранения информации 4 чаются: • память сенсорная (время хранения не более 1,5 секунды);

• память кратковременная (время хранения не более
секунд). Необходимое условие перевода материала из

ни сенсорной в память кратковременную — обращение него внимания;

• память долговременная, позволяющая хранить мате-
яал постоянно.

Деятельность руководителя характеризуется не просто Пействованием достаточно большого объема памяти, но необходимостью ее высокой структурированности, аорядочениости. Лишь на этой основе возможна эффек-вная управленческая деятельность. Это объясняется тем, во-первых, память — фундамент личного профессио-ьного опыта руководителя, который является главным •стором его управленческой компетенции, во-вторых, одаря этому обеспечивается свойство высокой мобили-яонной готовности информации, содержащейся в памя-т. е. скорость подачи «нужных данных», р' В памяти одновременно действуют несколько форм ор-азации знаний. Одна из них организация информа-


дни в иерархические структуры по принципу выделения более абстрактных и более специфических понятии. Дру­гая форма организации — группировка отдельных понятий вокруг типичного представителя категории.

Основным средством организации памяти в деятельнос­ти руководителя является ситуационное структурирование информации, при котором управленческие ситуации (а также сценарии их разрешения) выступают в роли единиц структурирования опыта.

Для успешно работающих руководителей характерно наличие образной памяти, они хорошо запоминают лица людей.

Следующей особенностью деятельности руководителя является многовекторпость информации, находящейся в зоне внимания, связанная с необходимостью контроля многих объектов, явлений, сфер своей деятельности. Руко­водитель обязан пользоваться ежедневником и уметь управлять своим временем.

Если руководитель обещает что-то подчиненным, он должен выполнять обещания, касается это проверки вы­полнения задания, поощрения или другого вопроса. До­верие легко потерять и очень трудно восстановить. Каж­дый раз, когда разрушается личное доверие подчинен­ных, организационное доверие тоже оказывается разру­шено. Руководитель не должен давать невыполнимых обещаний, так как между доверием и финансовыми ре­зультатами компании существует четкая связь. Если со­трудники доверяют руководителю и друг другу, они лег­че находят возможность разрептагь возникающие проти­воречия, точнее просчитывают рискованные решения, лучше работают, вносят больший вклад и прилагают больше усилий.

Мышление сложный психический процесс, харак­теризующийся обобщенностью и опосредованностью. Оно дает возможность познавать как наглядные связи, отношения объектов, явлений, так и их сущность [11]. Различают:

* мышление визуальное, как способ творческого реше­ния проблемных задач в плане образного моделирования. В развитой форме этот вид мышления характерен для ус­пешных архитекторов и дизайнеров;


; * мышление дискурсивное, когда происходит последо-иьный перебор различных вариантов решения зада-Л; чаще всего на базе логических рассуждений, где каж-последующий шаг обусловлен результатами преды-

:» мышление интуитивное, характеризующееся быстро-протекания, отсутствием четко выраженных этапов, неосознанностью; IV " мышление наглядно-действенное, когда решение за-производится путем реального, физического преобра-чия ситуации, опробования свойств объектов; мышление наглядно-образное, построенное на моде-звании и разрешении проблемной ситуации в плане едставлений. В образе может фиксироваться видение *ета с нескольких точек зрения. В представлениях, зрыми оперирует мышление наглядно-образное, выра-этся не только ситуативно возникающие связи, но и бо-глубокие, скрытые существенные свойства, не пред-тенные в наглядной ситуации. Возможно установление привычных сочетаний предметов и их свойств; . • мышление практическое, при котором решение £>лем реализуется во внешней практической деятель-гга. Связано с постановкой целей, выработкой планов Щ проектов и часто развертывается при дефиците време-что порой делает его сложней, чем мышление теоре-теское;

мышление словесно-логическое, характеризующееся спользованием понятий, логических конструкций, осно-)щееся на базе языковых средств; Мышление творческое, создающее субъективно новый эдукт в ходе познавательной деятельности; • мышление теоретическое, направленное на открытие конов, свойств объектов и пр. [37]. Специфика мышления руководителя связана с его фактической формой. Оно направлено на обнаружение 5лемы, поиск конкретного реализуемого в данной ситу-

репгения.

Обобщенные свойства деятельности руководи­теля при решении им практических задач следующие:

направленность на реализацию — решения должны лть не просто правильными, а доступными для исполне-в том числе и подчиненными;

. 75


мотивируемостъ — решения должны быть обоснован­
ными, понятными и субъективно принимаемыми исполни­
телями;

индивидуалшируемостъ — основой практического
мышления обычно выступает личный опыт руководителя;

оценочность — наличие постоянных процессов срав­
нения;

«антиномичносты- — способность находить решения
при существующих объективных противоречиях в управ­
ленческих ситуациях (больше прибыли и меньше затрат,
достижение результата и сохранение хороших отношений
и т. д.).

Лишь системное, упорядоченное и структурированное видение организации может достойно и действенно проти­востоять противоречивости и разнонаправленное™ посту­пающей информации при остроте управленческих проб­лем. Это свойство лежит и в основе учета того, какие эф­фекты управления возникнут при осуществлении воздей­ствия на какой-либо локальный параметр или участок функционирования организации.

Одной из наиболее актуальных психологических проб­лем является разработка способов активизации мыш­ления, среди которых можно рекомендовать следующие [38]:

1) на стадии постановки задачи рекомендуется попробо­
вать ее переформулировать или выразить в графической
форме, что позволит активизировать резервные возмож­
ности мозга, а также представить проблему в окружении
другой группы факторов;

2) в процессе решения задачи следует использовать как
можно большее количество непроизвольных ассоциаций,
так как неизвестно, в чем заключается правильный ответ.
Для порождения ассоциаций используются наводящие
вопросы;

3) создание оптимальной мотивации — еще одно из ус­
ловий оптимизации мышления. Содержание мотива может
быть различным: от жизненной необходимости до интел­
лектуального удовольствия от самого процесса. Если в ос­
нове мотивации лежит собственный интерес, то стремление
к преодолению трудностей будет сильнее и длительнее.
Одной из особенностей лаборатории Резерфорда было то,
что ученики работали над своими собственными задачами.


f Даже если Резерфорд видел, что задача безнадежна, он не ^вмешивался, так как только собственное решение учит че­ловека мыслить;

4) снижение критичности по отношению к собственно-/ dry решению также может повысить продуктивность мыш­ления.

Интеллектуальные качества руководителя в сочетании с рг его личным профессиональным опытом формируют инди­видуальную управленческую концепцию систему устойчивых взглядов относительно путей, приемов, мето-^ дов, форм и способов управления, его целей и задач, сти-: ля и условий, требований к подчиненным и отношений с ними [19].

Одно из основных интеллектуальных качеств, которое & должно входить в индивидуальную управленческую кон-1 цепцию, — открытая познавательная позиция. Это восп-& риимчивость к новому, открытость для мнений других, ro­ll товность изменить взгляды, направленность на поиск но-i вых сведений и др.

Значимую роль в индивидуальной управленческой кон-|депции играют адекватное самовосприятие, использова-сильных сторон своего интеллекта и учет его сла-сторон. Именно правильный учет своих «плюсов» и ^минусов» является одной из главных причин формирова-:ния того стиля деятельности, который наиболее соответ-|ствует личностным особенностям. Для формирования вы-авторитета руководителя и его имиджа надо выби-1рать такие способы поведения и воздействия на подчинен-которые в наибольшей степени опираются на его сильные стороны.

Вопросы для самопроверки

1. Типы власти.

2. Классификация стилей управления, разработанная К. Ле-
вином.

3. Классификация стилей управления, разработанная Р. Блей-
ком и Д. Моутоном.

4. Объективные и субъективные факторы, влияющие на вы­
бор руководителем стиля управления.

5. Профессиональная память руководителя.

6. Специфика мышления руководителя.


 




ОРГАНИЗАЦИЯ







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.