Отличительные особенности интеллектуальных качеств руководителя
Руководитель должен работать над профессионализв- ей памяти, овладевая мнемотехникой, упражняясь в за-оминаяии и сохранении информации, учитывая особеннос-требований к ее воспроизведению. Память — не только ар от природы, но и результат целенаправленного совер-зствования. Следует учитывать, что одни люди лучше задают текстовую информацию при зрительном восприя-другие — при слуховом. Самым развитым оказывается вид памяти, который чаще всего используется. По характеру запоминаемого материала можно выде- память зрительную, звуковую и осязательную. По параметрам длительности хранения информации 4 чаются: • память сенсорная (время хранения не более 1,5 секунды); • память кратковременная (время хранения не более ни сенсорной в память кратковременную — обращение него внимания; • память долговременная, позволяющая хранить мате- Деятельность руководителя характеризуется не просто Пействованием достаточно большого объема памяти, но необходимостью ее высокой структурированности, аорядочениости. Лишь на этой основе возможна эффек-вная управленческая деятельность. Это объясняется тем, во-первых, память — фундамент личного профессио-ьного опыта руководителя, который является главным •стором его управленческой компетенции, во-вторых, одаря этому обеспечивается свойство высокой мобили-яонной готовности информации, содержащейся в памя-т. е. скорость подачи «нужных данных», р' В памяти одновременно действуют несколько форм ор-азации знаний. Одна из них — организация информа- дни в иерархические структуры по принципу выделения более абстрактных и более специфических понятии. Другая форма организации — группировка отдельных понятий вокруг типичного представителя категории. Основным средством организации памяти в деятельности руководителя является ситуационное структурирование информации, при котором управленческие ситуации (а также сценарии их разрешения) выступают в роли единиц структурирования опыта. Для успешно работающих руководителей характерно наличие образной памяти, они хорошо запоминают лица людей. Следующей особенностью деятельности руководителя является многовекторпость информации, находящейся в зоне внимания, связанная с необходимостью контроля многих объектов, явлений, сфер своей деятельности. Руководитель обязан пользоваться ежедневником и уметь управлять своим временем. Если руководитель обещает что-то подчиненным, он должен выполнять обещания, касается это проверки выполнения задания, поощрения или другого вопроса. Доверие легко потерять и очень трудно восстановить. Каждый раз, когда разрушается личное доверие подчиненных, организационное доверие тоже оказывается разрушено. Руководитель не должен давать невыполнимых обещаний, так как между доверием и финансовыми результатами компании существует четкая связь. Если сотрудники доверяют руководителю и друг другу, они легче находят возможность разрептагь возникающие противоречия, точнее просчитывают рискованные решения, лучше работают, вносят больший вклад и прилагают больше усилий. Мышление — сложный психический процесс, характеризующийся обобщенностью и опосредованностью. Оно дает возможность познавать как наглядные связи, отношения объектов, явлений, так и их сущность [11]. Различают: * мышление визуальное, как способ творческого решения проблемных задач в плане образного моделирования. В развитой форме этот вид мышления характерен для успешных архитекторов и дизайнеров; ; * мышление дискурсивное, когда происходит последо-иьный перебор различных вариантов решения зада-Л; чаще всего на базе логических рассуждений, где каж-последующий шаг обусловлен результатами преды- :» мышление интуитивное, характеризующееся быстро-протекания, отсутствием четко выраженных этапов, неосознанностью; IV " мышление наглядно-действенное, когда решение за-производится путем реального, физического преобра-чия ситуации, опробования свойств объектов; мышление наглядно-образное, построенное на моде-звании и разрешении проблемной ситуации в плане едставлений. В образе может фиксироваться видение *ета с нескольких точек зрения. В представлениях, зрыми оперирует мышление наглядно-образное, выра-этся не только ситуативно возникающие связи, но и бо-глубокие, скрытые существенные свойства, не пред-тенные в наглядной ситуации. Возможно установление привычных сочетаний предметов и их свойств; . • мышление практическое, при котором решение £>лем реализуется во внешней практической деятель-гга. Связано с постановкой целей, выработкой планов Щ проектов и часто развертывается при дефиците време-что порой делает его сложней, чем мышление теоре-теское; мышление словесно-логическое, характеризующееся спользованием понятий, логических конструкций, осно-)щееся на базе языковых средств; Мышление творческое, создающее субъективно новый эдукт в ходе познавательной деятельности; • мышление теоретическое, направленное на открытие конов, свойств объектов и пр. [37]. Специфика мышления руководителя связана с его фактической формой. Оно направлено на обнаружение 5лемы, поиск конкретного реализуемого в данной ситу- репгения. Обобщенные свойства деятельности руководителя при решении им практических задач следующие: направленность на реализацию — решения должны лть не просто правильными, а доступными для исполне-в том числе и подчиненными; . 75 • мотивируемостъ — решения должны быть обоснован • индивидуалшируемостъ — основой практического • оценочность — наличие постоянных процессов срав • «антиномичносты- — способность находить решения Лишь системное, упорядоченное и структурированное видение организации может достойно и действенно противостоять противоречивости и разнонаправленное™ поступающей информации при остроте управленческих проблем. Это свойство лежит и в основе учета того, какие эффекты управления возникнут при осуществлении воздействия на какой-либо локальный параметр или участок функционирования организации. Одной из наиболее актуальных психологических проблем является разработка способов активизации мышления, среди которых можно рекомендовать следующие [38]: 1) на стадии постановки задачи рекомендуется попробо 2) в процессе решения задачи следует использовать как 3) создание оптимальной мотивации — еще одно из ус f Даже если Резерфорд видел, что задача безнадежна, он не ^вмешивался, так как только собственное решение учит человека мыслить; 4) снижение критичности по отношению к собственно-/ dry решению также может повысить продуктивность мышления. Интеллектуальные качества руководителя в сочетании с рг его личным профессиональным опытом формируют индивидуальную управленческую концепцию — систему устойчивых взглядов относительно путей, приемов, мето-^ дов, форм и способов управления, его целей и задач, сти-: ля и условий, требований к подчиненным и отношений с ними [19]. Одно из основных интеллектуальных качеств, которое & должно входить в индивидуальную управленческую кон-1 цепцию, — открытая познавательная позиция. Это восп-& риимчивость к новому, открытость для мнений других, roll товность изменить взгляды, направленность на поиск но-i вых сведений и др. Значимую роль в индивидуальной управленческой кон-|депции играют адекватное самовосприятие, использова-сильных сторон своего интеллекта и учет его сла-сторон. Именно правильный учет своих «плюсов» и ^минусов» является одной из главных причин формирова-:ния того стиля деятельности, который наиболее соответ-|ствует личностным особенностям. Для формирования вы-авторитета руководителя и его имиджа надо выби-1рать такие способы поведения и воздействия на подчинен-которые в наибольшей степени опираются на его сильные стороны. Вопросы для самопроверки 1. Типы власти. 2. Классификация стилей управления, разработанная К. Ле- 3. Классификация стилей управления, разработанная Р. Блей- 4. Объективные и субъективные факторы, влияющие на вы 5. Профессиональная память руководителя. 6. Специфика мышления руководителя.
ОРГАНИЗАЦИЯ ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|