Ц'6.5. Феномены групповой жизнедеятельности
При разворачивании указанных процессов в группе Армируются следующие групповые феномены [39]: система социальных связей и контактов (общение и соотношения сотрудников); • групповое мнение (обобщенное выражение групповых цений, взглядов, установок); групповое настроение (сходные эмоциональные состо-1, овладевающие на какое-то время всей группой на ос- совмёстного переживания конкретных событий); fe • внутригрупповые обычаи, традиции, привычки (ус-аые способы реагирования на окружающую среду, рмы и стереотипы поведения). £: Психолог Д. Майерс разделил все многообразие челове-проявлений в группе на шесть основных групповых иоменов [39]. 1. Феномен социальной фасилитации (от англ, fasi-— легкость, благоприятные условия). Это феномен возрастания активности индивида в присутствии членов своей группы. Присутствие других может тормозить или осложнять поведение, которое хорошо не усвоено или является сложным (сказывается боязнь оценки, отвлечение внимания), т. е. присутствие других сказывается благотворно при решении простых и привычных задач. 2. Феномен социальной лености. Люди трудятся ра Социальная леность проявляется в гораздо меньшей степени при наличии трудности и увлекательности совместной деятельности, если члены группы — друзья, если трудятся работники, принадлежащие к так называемым коллективистским (преимущественно азиатским) культурам, если работники считают других членов группы неспособными к продуктивной деятельности и если группа состоит преимущественно из женщин. 3. Феномен деиндивидуализации. Это утрата само На этот феномен влияют размер группы (чем больше группа, тем с большей готовностью соглашаются пойти на нарушение нормативного поведения), физическая анонимность и обезличенность, возбуждающие и отвлекающие действия (аплодисменты, хлопки, пение хором, различные ритуальные мероприятия и церемонии), ослабленное самоосознание (алкогольное опьянение). 4. Феномен групповой поляризации. Обсуждение ак Это происходит из-за информационного влияния идей, согласующихся с доминирующей точкой зрения. Кроме того, сравнивается свое мнение с мнением других, и наибольшее воздействие на нас оказывают представители той группы, с которой мы себя идентифицируем. > Феномен влияния меньшинства. Меньшинство 1Ы наиболее влиятельно при условиях последователь-в своих взглядах, уверенности в своей правоте и спо-аости привлекать сторонников из числа большинства ке если аргументы меньшинства не убедят большинство ять их взгляды, они пробудят у них сомнения в себе |ЙСклонят к рассмотрению других альтернатив, часто при- к лучшему, более творческому решению). руб. Феномен группового мышления. Для группы инте-групповой гармонии часто важнее принятия реалисти-решений. Особенно это верно для группы с сильной Зностью в единстве, если она изолирована от алътерна-идей и лидер дает понять, чего он хочет от группы. W Статусно-ролевые отношения отражают систему взаи-вязей, которая складывается в группе. Каждый чело-занимает определенное социальное положение в своей те: по вертикали — руководство и подчинение (на-иьник и подчиненный), по горизонтали — сотрудничест-Ь (сотрудник). Это отражается на статусе каждого члена руппы. Статус человека раскрывается в целом наборе ро- 1, которые он играет в данной группе. | .Роль— это социальная функция личности; соогветству-прииягым нормам способ поведения людей в зависи-от их статуса или позиции в обществе, системе меж-тостных отношений [37]. Роль является связующим зве-между социальными явлениями и психологическими енностями человека. Индивидуальное исполнение роли аовеком зависит от его знании и умения находиться в дан-роли, ее значимости для него, стремления больше или ыие соответствовать ожиданиям окружающих. Различают: роли социальные, обусловленные местом индивида t системе социальных отношений (профессиональные, со-яально-демографические и пр.); 1 роли межличностные, определяемые местом инди-1а в системе межличностных отношений (лидер, отвер-енный и пр.). Выделяют также роли активные, исполняемые в дан-момент, и роли латентные, не проявляемые в конк-гной ситуации. Кроме того, роли могут быть институционализованные ~ официальные, связанные с официальными требованиями организации, куда входит субъект, и роли стихийные ~ связанные со стихийно возникающими отношениями и видами деятельности. Интересна структура распределения социальных ролей в группе, которая весьма значима для успешной деятель-ности коллектива. Этот социальный феномен групповой динамики впервые был раскрыт М. Белбиньгм, исследователем лаборатории менеджмента в Кембридже, который выделил восемь таких ролей. В небольшом коллективе один человек может играть две, а то и три роли. М. Бел-бин назвал их следующим образом: «служангий компании», fпредседатель», «тот, кто придает чему-то форму», «растение, цветок», «исследователь ресурсов», «контролер*-, «рабочий в команде», «тот, кто завершает» [48]. В отечественной литературе названия ролей несколько отличны от данных М. Белбиньгм: «лидер», «реализатор», «генератор идей>, «объективный критик», «организатор, или начальник штаба», «снабженец», «душа коллектива», «отделочник, или контролер» (39], «Лидер» Выполняемые функции: главным образом, ставит цели и задачи. При обсуждении групповых задач определяет вопросы, которые нужно обсудить, и приоритеты. Обобщает прозвучавшие Мнения и формулирует заключения группы. Принимает решения. Знает сильные и слабые стороны членов коллектива, распределяет обязанности и секторы ответственности других членов группы. Характерные черты личности: большие способности, уверенность в себе, развитое самообладание. Положительные качества: способность относиться ко всем предложениям соответственно их объективной ценности без предвзятого мнения, сильно развитое стремление к достижению цели. Приемлемые недостатки: не более чем ординарный интеллект, умеренные творческие способности. * Реализатор» Выполняемые функции: лидер группы в реализации конкретно поставленной задачи. При обсуждении групповых задач стремится объединить идеи, цели и практические соображения в единый реальный проект и быстрее действовать. Полон энергии, направлен на достиже-|$ целей организации, заставляет дело идти вперед. Пе- гь его могут только результаты. .Характерные черты личности: динамичность, неспо- аость, склонность опережать других, общительность. ^Положительные качества: напористость, готовность [•ся с инертностью, благодушием и самообманом. Приемлемые недостатки: склонность поддаваться эвокациям, раздражительность и нетерпение. ^Генератор идей» ^Выполняемые функции: поставляет группе оригинальные 1, мысли, предложения. При решении сложных вопросов кет найти совершенно новый подход к проблеме. ^.-Характерные черты личности: индивидуалистич-стъ, серьезный склад ума. "-Положительные качества: интеллект и воображение, фНые знания. Приемлемые недостатки: склонность витать в обла-fx,невнимание к практическим делам. Обидчив на кри- его идей. •tОбъективный критик» ^Выполняемые фикции: не дает группе увлечь себя не-«ным планом и пойти по неправильному пути. Взве-эый и беспристрастный аналитик. Критикует не из йви к критике, а потому, что видит ошибку в аргумен-или просчет в планах. Медлителен в принятии реше-1Й, не любит, чтобы его торопили, флегматичен и хлад-кровен. Умеет осваивать, анализировать, интерпретиро-огромное количество сложных печатных материалов, суждения почти никогда не бывают ошибочными. Характерные черты личности: трезвость, осторож-сть, малая эмоциональность. Положительные качества: осмотрительность, рассуди-ыгость, здравый ум, практичность, настойчивость. Приемлемые недостатки; неспособность увлечься са- и увлечь других. ^Организатор, или начальник штаба* Выполняемые функции: преобразует принятые реше-и выработанные стратегии в четко очерченные, конк-•ш и реальные задачи, которые можно начать выпол->. Организатор практического выполнения заданий. Характерные черты личности: консервативность, развитое чувство долга, предсказуемое поведение. Положительные качества: организаторские способ ности и практический, здравый ум, работоспособность, дисциплинированность. Приемлемые недостатки: недостаточная гибкость, не восприимчивость к недосказанным идеям. «Снабженец* Выполняемые функции: выходит за пределы группы, приносит новые идеи, информацию и сообщения. Раскован и общителен. Многое, если не все в жизни, вызывает его интерес. Предохраняет группу от загнивания, окостенения и потери связи с реальным миром. Характерные черты личности: склонность к энтузиазму, любознательность и коммуникабельность. Положительные качества: легко вступает в контакт с людьми, быстро узнает обо всем новом, легко решает воз никаюшие трудности. Приемлемые недостатки: склонен быстро терять инте рее к делу после того, как остынет первоначальная увлс ченность. «Душа коллектива* Выполняемые функции: лучше всех осведомлен о нуж дах и заботах коллег. Отчетливее других чувствует эмоциональный настрой группы и каждого в отдельности. Активнее всех осуществляет внутригрупповые коммуникации. Характерные черты личности: мягкость, чувствительность, ориентированность на общение с людьми. Положительные качества: с готовностью отвечает на нужды людей и требования ситуации, создает дружескую атмосферу. Приемлемые недостатки: нерешительность в критические моменты. «Отделочник, или контролер* Выполняемые функции: проверяет, чтобы все было сделано, ничего не забыто, не упушено. Принуждает всех выполнять графики, укладываться в сроки и доводить дело до конца. Испытывает постоянное ощущение срочности и передает это ощущение другим, побуждая их действовать активно. Обладает сильным характером, владеет самоконтролем. Не любит небрежность и разболтанность. ^^Характерные черты личности: совестливость, стара-ьность, любовь к порядку, склонность всего опасаться. 'Положительные качества: способность доводить дело кжонца, педантичность, взыскательность. ^Приемлемые недостатки: тревожность по пустякам, кет ограничивать свободу действий коллег. формировании коллектива нужно, чтобы личност--. характеристики сотрудников охватывали весь диапазон ств, необходимых для реализации названных восьми }дей. Если коллектив не очень успешен, возможно, никто ^играет в нем одну из описанных ролей. Однако при этом кен быть обеспечен их баланс, без доминирования ка-J-либо одной, представленной большим числом членов иы. Особое внимание следует уделить подбору сотруд-на роль -«лидера». Лидер должен быть властным, ав-етным и вдохновляющим, вызывающим доверие, опре-эщим способности у членов группы и знающим, как их !ьзовагь для дела. Для того чтобы группа действовала то. в ней должен быть только один «генератор идей», аче группа увязнет в дискуссиях. 6.6. Психологический климат в коллективе ^Психологический климат — это качественная сторо-; межличностных отношений, проявляемая в виде сово-юсти психологических условий, способствующих или «тствующих продуктивной совместной деятельности и Стороннему развитию личности в группе; это типичный тональный настрой коллектива [37]. ^Психологический климат зависит от следующих фак-toe: условия организации труда, оценка и стимулирование; стиль руководства; отношения в коллективе (сплоченность, перспектива); р;•» здоровье работников; эмоциональный настрои в семьях; общее отношение к жизни (оптимизм — пессимизм). повышением уровня образования психологический 1ат улучшается, но возрастают требовательность и ячностъ. ^Экспериментально установлены, причины конфликтов в лзации: примерно в 45 % случаев они происходят по вине руководителей, в 35 % — из-за психологической не совместимости исполнителей и в 15 % - из-за неправильного подбора кадров. Психологический климат коллектива рассматривается в контексте таких понятий, как духовная атмосфера, эмоциональный настрой, стиль и окраска общения, которые опре делают отношение друг к другу, работе, происходящим событиям. Преобладающий настрой людей обусловливает не только меру включенности каждого в деятельность, но и характер ее направленности, ее эффективность. Характер социально-психологического климата в группе в целом зависит от уровня группового развития. Важнейшие признаки благоприятного социально-психологического климата; • доверие и высокая требовательность членов группы • доброжелательная и деловая критика; • свободное выражение собственного мнения при об • отсутствие давления руководителей на подчиненных и • достаточная информированность членов коллектива о • удовлетворенность принадлежностью к коллективу; • высокая степень эмоциональной включенности и вза • принятие на себя ответственности за состояние дел в Для формирования положительного психологического климата в коллективе необходимо при его комплектовании учитывать психологическую совместимость, использовать социально-психологические тренинги, деловые игры. Одна из особенностей психологического влияния коллектива на личность проявляется в таком явлении, как конформизм. Конформность — это тенденция допускать влияние на собственное мнение отношения, действия или рке восприятия преобладающего в группе мнения, отно-I, действия и восприятия [4], т. е. это осознанное или узнанное подчинение личности влиянию группы, в ко-ую она включена, pi Существует три модели конформности: 1) поведенче-ТЙя — тенденция идти вместе с группой, т. е. действовать цс, как действует большинство; 2) внешняя — относится •генению отношения или убеждения в результате дав-ы, что не может не отражаться на поведении; ^внутренняя — выступает как свойство личности. Рассмотрим психологические аспекты, влияющие на ие отношение к личности в коллективе. ^'Благоприятное первое впечатление производят люди, падающие привлекательной внешностью, с хорошей са-резентацией, осанкой, со вкусом одетые, уверенные, но брожелательные, общительные, внимательные, умеющие яелушать, готовые быстро включиться в совместную дельность. ;' Обаятельная личность отличается эмоциональной зара-оностыо, остроумием, внимательным и доброжела-ьным отношение к партнеру по общению, коммуяика-ьностью, психологической защищенностью. ft Рассмотрим ситуацию первого знакомства, |н Первое, что бросается в глаза и запоминается человеку, — i прическа, которая может менять лицо до неузнаваемос-jjt. Если человек хочет, чтобы на него обратили внимание, следует изменить прическу. Необходимо всегда слеза своей прической, чтобы производить хорошее впе-гление. После прически мы обращаем внимание на глаза чело-ка. Глаза могут быть добрыми, хитрыми, злыми и т. д. как .бы настраивают человека на определенный лад: ^верительный, настороженный, агрессивный. Нас всегда ривлекает улыбка, особенно добрая и приветливая. В целом выражение лица формируется мимикой, кото-у одних людей очень подвижная, разнообразная, а у угах бедная, отчего создается впечатление угрюмости, риветливости, скрытности. Следующее, что нас отличает друг от друга, это манера введения, жесты, походка, движения тела, В речи выделяются две стороны: сам текст и интонация. Одно и то же слово можно произнести приветливо, уважительно или зло и сердито. Интонация является могучим выразительным средством, она всегда богаче, полнее и сложнее текста. Для людей чувствительных более значимо не то, что говорят, а то, как говорят. Одежда человека тоже влияет на восприятие его лич ности. Мы сразу настраиваемся на определенный стиль об щения, неосознанно воспринимая стиль в одежде. При оценке личностных качеств большую роль играют сложившиеся социальные стереотипы, установки и эталоны восприятия, сформированные у каждого человека, и, конечно, уровень психологической культуры в области умения воспринимать и оценивать других людей. Встречая незнакомого человека, мы сразу относим его к определенной категории и строим свое поведение в соответствии со сложившимся стереотипом. Психологи отличают три установки на восприятие человека: позитивная, негативная и адекватная. При позитивной мы переоцениваем положительные качества другого человека и даем ему большой аванс, который проявляется в неосознаваемой доверчивости. Негативная установка приводит к тому, что воспринимаются в основном отрицательные качества человека, и это выражается в недоверчивости, подозрительности. Такие установки лежат в основе типичных искажений представлений о другом человеке. Таким образом, мы рассмотрели структуры в организации, информация о состоянии которых должна отслеживаться руководителем, динамические процессы в малой группе. Их знание позволяет сформировать эффективно работающий коллектив, ролевое распределение в коллективе, признаки, позволяющие судить о существовании благоприятного психологического климата в коллективе. Остановились на процессах, происходящих внутри коллектива как единого целого. Вопросы дяя самопроверки 1. Назовите существующие структуры в организации. 2. Коммуникативная структура и ее составляющие. 3. Назовите причины неудач коммуникации. 4. Неформальные структуры в организации. 5. Что такое референтные группы?
6. Неформальные группы в организации. 7. Отношение руководителя к неформальным группам а ор 8. Малая социальная группа и ее характеристики, 9. Какую группу можно назвать коллективом? 10. Ограничения, препятствующие формированию эффек 11. Что такое групповая динамика? 13. Опишите феномены групповой жизнедеятельности. 14. Роли в группе и их распределение. 15. Признаки благоприятного социально-психологического 16. Что такое конформизм? ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ Вопросы 1. Понятие делового общения. 2. Формы и организация делового общения. 3. Публичное выступление. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|