Здавалка
Главная | Обратная связь

Формы и организация делового общения



Общение отличается не только содержанием, но и фор­мой. Форма выражает специфику поведения людей в про­цессе общения. Удачно выбранная форма общения способ­ствует достижению целей организации. Выделяют две ос­новные формы общения:

1) опосредованное (косвенное) — через посредников, по
телефону, факсу, путем обмена телеграммами и т. п.;

2) непосредственное (контактное) — вступление собе­
седников в контакт «с глазу на глаз»-.

Непосредственное общение имеет ряд преимуществ перед опосредованным, поскольку обеспечивает прямое восприятие партнеров и их поведения. В данном случае применяются два вида коммуникации: вербальная и невер­бальная (жесты, мимика, тембр голоса и т. п.). Наиболь­шую роль в общении играют вербальные коммуникации.

Среди основных форм контактного делового общения можно выделить следующие: деловая беседа, совещание, собрание, выступление перед аудиторией, прием посетите­лей и гостей, презентации и выставки. В своей совокупнос­ти эти формы делового общения составляют основу управ­ленческой деятельности руководителя,

Для того чтобы информация, идущая от руководителя, была принята и понята, общение должно быть соответству­ющим образом организовано. Организация общения состо­ит из выделения цели общения, подготовки к нему, уста­новления места общения, определения стратегии и тактики общения, непосредственного общения, подведения итогов делового общения [12].

Цель общения.Процесс общения начинается с форму­лировки идеи. Чем конкретнее сформулирована цель дело­вого общения, тем больше определенности в последующем. Цели, которые формулирует менеджер, могут быть самы­ми разными: заключить соглашение, разрешить спорный вопрос, убедить собеседника в чем-либо, получить инфор-


и т. п. Многие цели не реализуются, потому что у еджера нет ясности и продуманности в постановке вол-

^Подготовка к общению.Следует просчитать различные общения, включающие как позитивный резуль-общения, так и негативный, и подготовиться реагиро-на эти варианты. 'В целом подготовка к деловому общению предусматри-

составление плана общения, включающего: <,* планирование времени общения;

создание соответствующей окружающей обстановки эчение шума, возможности вмешательства в беседу

лиц и т. п.); л» подготовку своего эмоционального состояния;

осознание возможных эффектов восприятия, искажа-

адекватное восприятие партнера по общению; ознакомление с информацией о партнере. !адо заранее предвидеть возможные вопросы, которые кет поставить собеседник, и быть готовым к ответу на них. *Важно оценить потребности, мотивы деятельности, ин-будущего собеседника и продумать манеру своего дения, чтобы создать благоприятные условия для об-

:Для этого необходимо попытаться ответить на следую-вопросы:

то у вас обшего с собеседником? |Какие темы ваш партнер любит обсуждать?

психологический тип, привычки в общении. ^Отношение партнера к вам и вашему предприятию, рме.

|ЗЕсть ли у него табу, которые лучше не затрагивать? }' каком положении находится ваш партнер (независим,

аает давление со стороны, заинтересован)? f Какие у него увлечения? ^Какой может быть его тактика? Шеред проведением деловой беседы следует проверить

готовность к ней. |;Все ли вы тщательно продумали? ) Готовы ли вы ответить на возможные вопросы партнера? ^Можете ли вы представить себя на его месте и понять

^Правильно ли составлен план беседы?


 





Является ли ваш план беседы логичным, точным и кор­ректным?

Не вызовет ли ваш план вопросов, на которые вы не сможете ответить?

Выглядят ли ваши формулировки естественно и убеди­тельно?

Все ли ваши мысли выражены точно и ясно?

Правильно ли выбран тон беседы?

Место общения.Как правило, оно должно удовлетво­рять двум условиям;

• ничто не должно отвлекать или мешать общению;

• необходимо соответственное оснащение — вспомога­
тельные материалы, дополнительная информация, офици­
альные и нормативные документы и т. п. Элементарный
порядок в делах способствует успеху общения.

Если руководитель хочет подчеркнуть власть и свое превосходство, то беседа должна проходить в его кабине­те. Если же он желает добиться хорошего контакта с под­чиненным и его поддержки, встреча должна проходить в кабинете подчиненного. В этом случае применяется прин­цип территориальности: большая часть людей уютнее чувствуют себя на своей территории.

При официальном общении руководитель находится на своем обычном месте — за столом; при полуофициальном — располагается напротив посетителя за приставным столом или столом заседаний, как бы приравнивая этим свой ста­тус к статусу посетителя. Зона неофициального общения представляет собой кресла с диваном или кресла и жур­нальный столик.

Стулья за столом для беседы следует разместить под прямым углом, так как эффективное общение требует, что­бы глаза беседующих встречались примерно треть времени контакта собеседников.

Определение стратегии и тактики общения.На этом этапе надо определить, чем можно и чем нельзя пожертво­вать в процессе переговоров, а также каким образом сле­дует регулировать направление беседы. В первую очередь этой цели служат задаваемые в процессе беседы вопросы.

Вопросы могут выполнять различные функции.

1. Направить передачу информации в нужное русло.

2. Перехватить и удержать инициативу.

3. Активизировать собеседников.


[4. Дать возможность собеседнику проявить себя, пока-з, что он знает, с тем, чтобы он сам дал нужную инфор-

Выделяют пять групп вопросов.

11, Закрытые вопросы предполагают ответ «да» или г». Резко сужают пространство для маневра у собесед-Оказывают внушающее воздействие. Заменяют утверж-и констатации. Применяют, чтобы преодолеть со-1влеяие, изменить ход беседы, получить согласие.

2. Открытые вопросы: «что?», «кто?», «почему?». На
. нельзя ответить односложно: «да», «нет». Активизиру-
собеседника. Дают возможность выбора — о чем гово-

о чем — нет. Устраняют барьеры. Служат целям по­тения информации. При их постановке существует опас-потерять инициативу в беседе.

3. Риторические вопросы дают возможность указать на
Злемы. Могут помочь обеспечить молчаливую под-

эжку участников беседы. Например: «Можем ли мы ать подобное нормальным для нашей организации??"

4. Переломные вопросы позволяют переключиться на
Вугую тему или удержать беседу в нужном направлении,
однимают комплекс новых проблем. Помогают выявить

5ые места данной точки зрения. Например: «Как вы едставляете себе структуру данного подразделения?»

5. Вопросы для обдумывания создают атмосферу взаи-
^понимания. Например: «Считаете ли вы, что...?»

Непосредственное общение.Данный этап начинается с [Ювления контакта. Процесс общения, результат беседы вэгут зависеть от первой минуты. Если контакт не установ-беседу вряд ли удастся провести в нужном русле. Не-кодимо создать благоприятную атмосферу для общения, эимер задать короткий, интересный, но не дискуссион-вопрос. Лучше всего, если будет проявлен искренний ерес к личности собеседника, его проблемам. Можно об-какие-либо не шокирующие новости, поговорить на интересующие обоих. Основное требование к началу

— применение так называемого «вы-подхода». Можно выделить три типичных примера «самоубий-

в начале беседы. 1. Извинения и проявление признаков неуверенности. заэы типа «Извините, если я помешал...», «Я вас умоляю •гслушагь меня...».


2. Неуважение и пренебрежение к собеседнику. Фразы
типа «Я как раз случайно проходил мимо и заскочил на
минутку к взм..>, «Давайте с вами быстренько рассмотрим
этот вопросик...».

3. Попытки первыми вопросами вынуждать собеседни­
ка подыскивать контраргументы и занимать оборонитель­
ную позицию.

Начальная фаза контакта имеет большое значение, по­скольку именно в этот момент начинают формироваться устойчивые деловые и личные отношения, устраняется психологический барьер, неизбежный при взаимодействии малознакомых людей. Поэтому особый интерес представ­ляет активная и целенаправленная самопрезентация, т. е, некое «преподнесение себя», при котором личностные ка­чества проявляются таким образом, чтобы они были при­емлемыми и желательными для объекта, вызывали его по ложителъиую реакцию («Вот именно такой партнер мне и нужен!»). Обычно подобное контактное поведение предпо­лагает использование психологических «маскирующих средств». Они позволяют демонстрировать поведенческие реакции, направленные на создание образа, привлекатель­ного для партнера.

Можно выделить следующие приемы создания обра­за, привлекательного для партнера.

Походка — идите навстречу партнеру свободно и спо­койно. Направьте на него свой взгляд.

Доброжелательное выражение лица, легкая распола­гающая улыбка — в момент установления контакта люди часто улыбаются, стремятся держаться открыто и добро­желательно, выражают большую симпатию по отношению к партнеру.

Твердое (но не слишком сильное) рукопожатие — с по­мощью такого рукопожатия, сопровождаемого визуальным контактом, вы показываете свое расположение к партнеру.

Личное обращение — для каждого человека его имя яв­ляется самым важным. Называя своего партнера по име­ни-отчеству, вы подчеркиваете уважительное к нему отношение.

Поза — не садитесь прямо напротив партнера. Повер­нитесь немного в сторону.


!/олос — говорите неторопливо и делайте паузы. Речь г_эвека, демонстрирующего контактное поведение, обыч-готличается богатством доброжелательных интонаций. f Предоставление инициативы — в начальном диалоге •ючтительнее меньше говорить самому — лучше давать тожность выговориться партнеру. При этом желателъ-.• демонстрировать неподдельный интерес к его словам. нимание к партнеру — включает проявление искрен-интереса к собеседнику, желание понять его, узнать, он живет, что из себя представляет. С этой целью сле-поговорить с партнером о нем самом, его проблемах, ересах и намерениях. |>- Невербальные признаки внимания — если партнер го-" рит, его внимательно выслушивают, демонстрируя поло-ельные эмоции от общения, одобрительно кивая голо-поворачиваясь к нему всем корпусом и т. п. Кроме того, внимание к партнеру предполагает:

• принятие позы партнера и повторение его основной
стикуляции;

• перенимание его эмоционального настроя;

• приспособление к темпу и громкости его речи, к рит-
дыхаиия;

• использование в своих высказываниях отдельных ха-
ктерных для партнера слов и выражений.
Передача (получение) информации. Цель этой части
гения состоит в решении следующих задач: сбор специ-

ьной информации по проблемам, запросам и целям собе-

•гков; анализ и проверка позиции собеседников. В передаче информации выделяют следующие элемен-информирование собеседника, постановка вопросов, лслушивание собеседника, наблюдение за реакциями со-седника, анализ этих реакций.

Особую сложность в процессе общения представляет «ение слушать, которое является одним из главных пока-ателей культуры человека. Можно выделить три типа аателей: внимательные, пассивные и агрессивные. 1ервые правильно оценивают ситуацию, создают атмосфе­ру беседы, располагают собеседника к высказыванию. 1ассивный слушатель своим внешним и внутренним езучастием к беседе вызывает у собеседника апатию и по-|уждаст его к уклонению от основных идей беседы. Агрес-авный слушатель своим поведением закрывает доступ


 




к пониманию собеседника и возбуждает у него негативные реакции.

Большую роль в восприятии собеседника играют невер­бальные средства общения: голос, речь, поза, жесты.

Исследования показывают, что не более 10 % людей умеют выслушать собеседника. Общаться приятнее не с тем, кто умеет хороню говорить, а с тем, кто умеет хоро­шо слушать. Следует помнить, что в состоянии сильного эмоционального возбуждения человек слушает не очень внимательно, поэтому надо стараться привести себя в спо­койное состояние, сконцентрироваться на теме беседы, отбросить все второстепенные вопросы.

Аргументация.Необходимо продумать вопросы, учтя со­ответствующие варианты ответов на них. Вместе с тем сле­дует просчитать варианты уточнений и вопросов, которые мо­жет задать партнер по общению, а также возможные ответы. На длительных переговорах не обязательно сразу использо­вать все аргументы — что-то надо оставить и напоследок.

С помощью аргументов можно изменить позицию и мнение своего собеседника. Для этого следует:

» в процессе аргументации оперировать простыми и точ ными понятиями;

• темпы и способы аргументации выбирать с учетом
особенностей характера собеседника;

• быть корректным;

• избегать неделовых выражений и формулировок, за
трудняющих восприятие сказанного;

• путем эмоционального и открытого одобрения поош-
рять собеседника, когда он говорит (в свою очередь и он
примет вашу аргументацию с меньшим сопротивлением);

• предоставить собеседнику два раза сказать «да» (на
третье ваше предложение он тоже скажет «да> — метод
Сократа).

Полезно использовать метод логического скелетирова-ния передаваемой информации.

1. Передаваемая информация условно разбивается на
смысловые группы, между которыми расставляются логи­
ческие мостики.

2. В каждой смысловой группе выделяются главные по
смыслу слова, и на них делается логическое ударение.

3. Используется весь диапазон голосовых возможнос­
тей, и создается образная перспектива информации за счет


№ния громкости, тембра голоса, темпа, ритма, высо-.в тона речи. §4. Делаются выводы и предлагаются собеседнику, чем

гается большая убедительность. )собенности восприятия человеком вербальной инфор-

фраза должна включать не более 11—13 слов; скорость произнесения должна быть не более 2— нов в секунду;

фраза, произносимая без паузы дольше 5—6 секунд, гает осознаваться;

|: • человек высказывает 80 % из того, что хочет сооб-слушаюшие воспринимают не более 70 % из этого, 1Мают — 60 %, запоминают — 10—20 %. i И еще несколько правил, которые необходимо соблю-

при ведении деловой беседы. ^Соблюдайте временные рамки и договоренности. I» Обращайтесь к каждому участнику беседы по имени. '" "Придерживайтесь дружелюбного тона, какие бы эмоции

ни захлестывали.

Ц-Будъте непреклонны, но сохраняйте уважение к мне партнера. Не выражайте несогласия, а проверяйте гы, допустите возможность и вашей ошибки. 'Не перебивайте говорящего. Давая ему возможность сказаться, вы не только получаете дополнительную ин-рмацию, но и устанавливаете эмоциональный контакт. Выражайтесь конкретно, а не отвлеченно. Излагайте 5ности, факты, цифровые данные. Подключайте визу-ле средства. Вручите некоторые материалы партнеру, орые во время беседы должны быть у вас под рукой. Их

держать в полном порядке. ; На вопросы партнера давайте прямые, деловые ответы, меняйте те специальные термины, которыми пользует-1'партнер. Не употребляйте слов, смысл которых понятен ько вам. Излагая какую-либо информацию, делайте па-чтобы дать возможность вашим словам воздейсгво-на собеседника. Больше оперируйте вопросами, особенно такими, кото-

заставляют партнера согласиться с вами. Старайтесь целенаправленно затронуть мотивы, дви-ie партнером. Представьте список преимуществ, кото-он получит, согласившись с вашими предложениями. (>йведите ему доказательства в пользу этих преимуществ:


• он стремится к безопасности — покажите ему програм-
My, обеспечивающую безопасность;

• стремится к признанию — докажите, что вы его сто­
ронник;

• стремится к экономической выгоде — представьте ему
расчеты, доказывающие, что он может выиграть, снизить
расходы или избежать их вовсе, повысить эффективность;

• стремится к удобствам — покажите в деталях, что мо­
жет обеспечить ему удобства.

Наблюдайте за тем, как партнер воспринимает происхо­дящее. Предоставьте ему возможность сохранить свою ре­путацию и удовлетворить тщеславие. Сопровождайте поло­жительными комментариями некоторые его высказывания. Идите на уступки, которые важны для поддержания прес­тижа партнера и принципиально не меняют желаемого ва­ми результата. Попытайтесь, делая запланированную ус­тупку, побудить этим партнера к положительному ответу. Иногда бывает полезно позволить ему дать вам совет или оказать помощь.

Подведение итогов делового общения. На этом этапе нужно оценить отношение собеседника к тем событиям, людям и фактам, по поводу которых состоялась беседа. При анализе записей и итогов беседы выявляются нере­шенные задачи и намечается план дальнейших действий.

Оговариваются полученные результаты, принимается решение по проведенной деловой беседе. Решение — это заключительный элемент процесса деловой беседы, и даже если не достигнуты конечные цели общения, надо подвес­ти промежуточные итоги, зафиксировать решенные аспек­ты и выделить нерешенные проблемы. В результате тако­го анализа ни одна беседа не пройдет зря, каждая будет шагом в успешной деятельности.

Иногда деловое общение необходимо начинать с вы­страивания отношений. Для этого разработана методика контактного поведения, которое проявляется в стрем­лении произвести благоприятное впечатление, завести об­щую беседу, заинтересовать партнера своей индивидуаль­ностью и наглядно продемонстрировать наличие чего-либо общего, важного для обоих. Знание психологических ме­ханизмов контактного поведения позволяет понять личност­ные характеристики и намерения партнера, спрогнозиро­вать его дальнейшие действия.


^Контактное взаимодействие включает в себя ряд этапов. первом — достигается первичное согласие. Партнеры один из них) стремятся делать лишь то, что является чекательным и приводит к согласию. Речь обычно за-, *т о том, что может представлять общий интерес, на-(дамер о погоде, ценах, спортивных новостях (если обща-мужчины) и т. п. Первичное согласие легче достига-, если разговор начинается с остроумной реплики или ш. Юмор привлекает внимание и создает положитель-эмоциональное отношение. После достижения первичного согласия стремятся за-чить наметившийся контакт. Формы такого закрел-ая различны: поиск общих знакомых, мест, где раньше in собеседники и могли там случайно встретиться, об-тем, связанных с работой, профессией и т. п. 'Следующий этап — объединяющего интереса. Выраба-гся форма поведения, приемлемая для партнера и (Гадывающихся отношений. Для поведения участников кта на данном этапе характерны выраженные эмпатия рлексия, так называемое вчувствование в партнера, поведение связано с представлением о психологиче-ой совместимости и общей деятельности. Важно, чтобы представления были сходными у обоих участников. При восприятии личностных черт и особенностей ха-хтера другого человека при контактном взаимодействии ет место любопытный психологический феномен — зкт пересмотра» через личностный смысл. В такой уации человек воспринимает качества другого в посто-яом соотнесении их со своими качествами. При этом он иго представляет, что такие же действия осуществля-и в отношении его самого. В случае удачного стече-обстоятельств может произойти «психологический ре­зане», «настроенность на одну эмоциональную волну», ускоряет и улучшает взаимопонимание партнеров,







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.