Здавалка
Главная | Обратная связь

Публичное выступление



Невозможно представить себе руководителя, которому приходилось бы выступать публично: выступления на ещании, перед подчиненными, перед совершенно нсзна-людьМи в другой организации. Эффективность де-эго общения построена на умении излагать свои мысли


перед аудиторией, состоящей как из 1—2, так и из 50 слу­шателей.

При выступлении уверенно чувствовать себя мешают [23]:

• нечеткое осознание цели выступления и путей ее дос­
тижения;

• страх оказаться некомпетентным;

• опасение потерять нить повествования, оговориться;

• боязнь негативной реакции аудитории;

• заниженная самооценка, наличие разного рода комп­
лексов (по поводу внешности, манеры держаться или гово­
рить и пр.);

• воспоминания о своих прежних неудачных выступле­
ниях;

• неумение выражать свои мысли логически, последова­
тельно, убедительно.

Преодолеть подобные тревожные ощущения можно, овладевая знаниями подготовки к выступлению, техникой релаксации, умением расположить к себе аудиторию, управлять ее вниманием. В первую очередь необходимо знать текст выступления. Решение задачи «как сказать* и «как оказать влияние на аудиторию» предполагает свобод­ное владение материалом.

Надо стремиться произвести приятное впечатление. Чем больше симпатии и уважения вызывает выступающий, тем сильнее воздействие его речи. Это требует от руково­дителя умения создавать свой имидж, т. е. образ в глазах слушателей. Личное обаяние это природное качество, но умению подать себя с наилучшей стороны можно научить­ся, это — профессиональное искусство, овладение которым требует постоянной работы над собой и контроля за своим поведением [2].

Факторы создания привлекательного для аудитории имиджа следующие [3].

Внешняя привлекательность личности выступающего. Она складывается главным образом из манеры поведения в аудитории (мимика, жесты, позы, походка), умения оде ватъся, причесываться, пользоваться косметикой. Перво­начальное достаточно стойкое впечатление о человеке складывается за первые 90 секунд.

Неопрятность, беспорядок в одежде свидетельствуют о неуважении человека к своему окружению, к самому себе. Не производит положительного впечатления и чрезмерное


зование косметики, украшении и претенциозность в де: это свидетельство невысокого уровня общей куль-и отсутствия эстетического вкуса. !то касается мимики и жестов, то здесь недопустима из крайностей. Их отсутствие создает впечатление 1ости, неуверенности в себе, не позволяет устано-хороший контакт с аудиторией. В то же время |ствует обратная зависимость: чем выше профессиояа-. и социальный статус человека, тем более сдержан он

се и жестах.

{есты бывают иллюстративные, сопровождающие вы-ваемую мысль, и выразительные, говорящие об эмо-или намерениях человека. Около 90 % жестов дела-при помощи рук, при этом локти не должны нахо-ближе 3—5 см от корпуса, так как меньшее рассто-• символизирует незначительность и слабость авторите-рЖесгикулировать следует не одной, а обеими руками. 1е цепляйтесь судорожно за трибуну или стул. Притан-лие на месте, переступание с ноги на ногу, постуки-ае пальцами по трибуне или столу воспринимаются не-вно, выдают ваше нервозное состояние, что может пе-яться слушателям. Держитесь естественно: это произ-наиболее благоприятное впечатление. Мимика и жесты при взаимопонимании партнеров об-способностью отражения, т. е. повторяются ими. эыЙ собеседник негативно воздействует на самое ра-настроение; улыбка вызывает ответные улыбки, «ает сопротивление аудитории, демонстрирует ваше к ^расположение и уважение.

а очень важна для установления контакта с эрией. Она может быть разной: улыбка-благодар-улыбка-понимание, улыбка-радость, улыбка-одоб-Йе, улыбка-признательность и т. д. Самое главное — должна быть приветливой, отражать ваше искреннее положение к партнеру и желание общения, зучный голос, спокойная речь усиливают сосредото-тость слушателей, создают впечатление знающего, уве-того в себе человека. Избегайте монотонности. Варьи-тон голоса, темп речи и паузами подчеркивайте зна-

сказанного.

'становление контакта с аудиторией. Перед началом тения необходима психологическая пауза в 15—


20 секунд. Если ее нет, то контакт с аудиторией устано­вить чрезвычайно трудно.

Визуальный контакт значительно усиливает наше влияние на партнера по общению. С целью контроля за ре­акцией аудитории можно выбрать для наблюдения одного или нескольких человек, однако нельзя сосредоточивать внимание только на них. Целесообразно выделить в ауди­тории несколько групп и попеременно поддерживать с ни­ми визуальный контакт. Так у слушателя создается впечат­ление, что вы обращаетесь лично к нему.

Закон психологии: установка определяет восприя­тие. Поэтому ни в коем случае нельзя начинать выступле­ние с извинений по поводу своей неопытности или недос­таточной профессиональной компетенции. Если выступаю­щий долго извиняется и сообщает, что он, может быть, ничего нового не сообщит, то, даже если выступление ока­жется блестящим, его скорее всего оценят недостаточно высоко, ниже, чем оно того заслуживает.

Следует показывать свое лучп!ее «Я*». Хорошо, если выступающего представят слушателям, расскажут о его достоинствах.

Приветствие обязательно. Если аудитория знакома, можно сказать о благоприятных впечатлениях прошлой встречи, поблагодарить слушателей за интерес, проявлен­ный к выступлению.

Выражать аудитории одобрение необходимо. Комп­лимент, если он искренен, всегда вызывает благожелатель­ную ответную реакцию. Повод для комплимента всегда найдется: компетентность, внимание, заинтересованность, любознательность и т. п.

Сила воздействия оратора на аудиторию зависит и от организации пространства. Трудно дойти до каждого, создать единое поле эмоционального напряжения, если слушатели несколькими группами рассредоточены в боль­шом помещении. Срабатывает эсрфект изолированности: ослабляется внимание слушателей, труднее поддерживать интерес к теме беседы. Напротив, близко находящиеся по отношению к оратору и друг к другу люди в большей ме­ре обладают «мы-чувством*, единством реакции, с ними легче найти общий язык. Время проведения беседы, темпе­ратура воздуха в помещении, посторонние шумы — все это


на отношение к мероприятию и, следовательно, к

У-евание расположенияаудитории. Выступающий

коем случае не должен демонстрировать свое пре-чво над аудиторией. Это вызовет антипатию, так |? всякий человек болезненно воспринимает желание его и будет стремиться к восстановлению своей гелыгости путем отыскивания недостатков и прома-'у выступающего. Специалист по деловому обшению щочтет сказать: «Вы, конечно, уже знаете», нежели 1, конечно, еще не знаете»; «Вам, безусловно, известно -, чем зВряд ли вам известно мнение...» и т. п. общения со слушателями указывает на внутреннюю муру выступающего.

«ция на реплики. Если вам возражают, то: ^пропустите реплику мимо ушей; : задайте встречный вопрос;

'отложите реакцию: «Благодарю за ваше возражение, риусь к нему немного позже...*>; £ придерживайтесь тактики, по которой вы соглашае-

с отдельными замечаниями и уточняете другие; S используйте тактику прерывания. Если кто-то из слу-тей изводит вас репликами, то следует сделать про-кительную паузу и спросить, можно ли вам дальше аолжать свою мысль.

выступления. Лаконичность, точность, вырази­мость языка способствуют удержанию внимания ауди-яи, лучшему пониманию проблемы. Неинтересные рас-дения, многословность наводят скуку. Длинные пред-тая раздражают, так как требуют дополнительных для уяснения смысла сказанного. Неграмотно эоенные фразы, ошибки в произношении слов снижа-статус выступающего, создают впечатление его общей эй культуры и, как следствие, вызывают сомнение ателей в его компетентности. Яркость и доступность остроумие, использование пословиц и поговорок, атых литературных выражений обеспечивают оратору атии аудитории.


Поддержание контактас аудиторией. Время от времени даже у прекрасно выступающего человека неизбежно сни жение внимания к нему аудитории. Причины ослабления и отвлечения внимания можно разделить на объективные и субъективные. К объективным относятся причины, коре­нящиеся в самой природе внимания и восприятия:

• разрыв между скоростью словесного мышления (400
слов в минуту) и скоростью речи (125 слов в минуту).
Вследствие этого у слушателей появляется резерв времени,
в течение которого возникают посторонние мысли;

• ограниченность объема внимания человека: одновре­
менно он может воспринять не более 4—5 не связанных
между собой объектов;

• состав аудитории: устойчивость внимания зависит от
возраста, профессиональных навыков, эмоционального
состояния, опыта, культурного уровня и т. п.;

• неудачное место проведения встречи (духота, холод.,
шумы и т. д.);

• естественное утомление внимания (следует помнить о
периодах кризиса внимания аудитории: первый наступает
через 15—20 минут после начала выступления, второй —
через 30—35 минут).

Субъективные причины — это качество самого выс­тупления, когда оно воспринимается как неинтересное вследствие:

• сложности и перегруженности информацией;

• изложения общеизвестного;

• невовлеченности слушателей в совместные размышле­
ния (например, изложение «готовых истин»);

• несоответствия темы выступления интересам аудито­
рии;

• невыразительности формы изложения (догматически-
назидательный тон, тихий голос, монотонность, бедный
язык, ошибки речи, суетливая манера поведения, прико­
ванность к тексту и пр.).

Интересу слушателей к речи могут способствовать следующие приемы [2]:

• прямое обращение к аудитории, диалог с ней, про­
буждение творческих способностей слушателей;

• использование новой, неожиданной информации, ди
намичность ее изложения;


i провокация (на короткое время провоцируется несог-це с излагаемой информацией, чтобы подготовить слу-лей к конструктивным выводам); прогнозирование (исходя из ситуации, выступающий прогноз развития негативных тенденций и рисует ачную картину»' возможного будущего, а затем указы-пути, позволяющие избежать этого); ' делегирование возможностей принимать решение; апелляция к авторитету (личности, науки, опыта); • драматургическое сопереживание; внесение элементов неформальности (собственный г, экспрессия); юмор; |f* гипербола;

контраст, парадокс;

создание эффекта присутствия (слушатель как бы исутствует при том, о чем говорит выступающий), |' Ответы на вопросы.Об эффективности выступления 1етельствуют количество вопросов и их содержание. (бычно вопросы задают после выступления, но позволи­те это делать и в ходе его. |°_Ответы на вопросы могут исправить или испортить впе-Гление от выступления. Услышав вопрос, не спешите от-тать на него. Не пытайтесь сообщить слушателям все, вам известно по данному поводу. Ответ должен быть цельно кратким. Уточняющие вопросы задают любознательные слу-атели с целью соотнести имеющиеся данные с новыми. Разъяснительные вопросы возникают из-за неточ-изложения или непонятливости слушателей. На них изательно надо отвечать. Недопустимо говорить: «Я же этом говорил» и «Как вы не поняли?^ ?. Дополнительные вопросывыходят за рамки темы и Ктельствуют о том, что у слушателей появился интерес •проблеме. Желательно ответить на эти вопросы или |>дсказать, где искать информацию. Полемические вопросы обнаруживают несогласие с зицией выступающего. Полемические вопросы часто пе-кодят в дискуссию. Если оппонент не один — дискусси-в аудитории, если один — лучше поспорить наедине те выступления. Не уходите от вопросов, которые зву-как вызов.


Под видом вопросов некоторые слушатели стремятся .высказать свою точку зрения. Если задали вопрос, чтобы выразить свое мнение, выслушав, скажите: «Спасибо за ценное дополнение».

Подводя итоги материала по деловому обшению, мо%-но сказать, что, только овладев этим искусством, возмож­но эффективно выполнять функции менеджера.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое общение?

2. Назовите функции общения.

3. Деловое общение и его особенности.

4. Организация общения. Подготовка к общению.

5. Установление места общения.

6. Определение стратегии и тактики общения.

7. Передача (получение) информации.

8. Аргументация.

9. Подведение итогов делового общения.

 

10. Контактное поведение и его характеристики.

11. Создание образа, привлекательного для партнера.

12. Правила проведения деловой беседы.

13. Факторы создания привлекательного для аудитории
имиджа лектора.

14. Причины ослабления внимания аудитории.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.