Публичное выступление
Невозможно представить себе руководителя, которому приходилось бы выступать публично: выступления на ещании, перед подчиненными, перед совершенно нсзна-людьМи в другой организации. Эффективность де-эго общения построена на умении излагать свои мысли перед аудиторией, состоящей как из 1—2, так и из 50 слушателей. При выступлении уверенно чувствовать себя мешают [23]: • нечеткое осознание цели выступления и путей ее дос • страх оказаться некомпетентным; • опасение потерять нить повествования, оговориться; • боязнь негативной реакции аудитории; • заниженная самооценка, наличие разного рода комп • воспоминания о своих прежних неудачных выступле • неумение выражать свои мысли логически, последова Преодолеть подобные тревожные ощущения можно, овладевая знаниями подготовки к выступлению, техникой релаксации, умением расположить к себе аудиторию, управлять ее вниманием. В первую очередь необходимо знать текст выступления. Решение задачи «как сказать* и «как оказать влияние на аудиторию» предполагает свободное владение материалом. Надо стремиться произвести приятное впечатление. Чем больше симпатии и уважения вызывает выступающий, тем сильнее воздействие его речи. Это требует от руководителя умения создавать свой имидж, т. е. образ в глазах слушателей. Личное обаяние — это природное качество, но умению подать себя с наилучшей стороны можно научиться, это — профессиональное искусство, овладение которым требует постоянной работы над собой и контроля за своим поведением [2]. Факторы создания привлекательного для аудитории имиджа следующие [3]. Внешняя привлекательность личности выступающего. Она складывается главным образом из манеры поведения в аудитории (мимика, жесты, позы, походка), умения оде ватъся, причесываться, пользоваться косметикой. Первоначальное достаточно стойкое впечатление о человеке складывается за первые 90 секунд. Неопрятность, беспорядок в одежде свидетельствуют о неуважении человека к своему окружению, к самому себе. Не производит положительного впечатления и чрезмерное зование косметики, украшении и претенциозность в де: это свидетельство невысокого уровня общей куль-и отсутствия эстетического вкуса. !то касается мимики и жестов, то здесь недопустима из крайностей. Их отсутствие создает впечатление 1ости, неуверенности в себе, не позволяет устано-хороший контакт с аудиторией. В то же время |ствует обратная зависимость: чем выше профессиояа-. и социальный статус человека, тем более сдержан он се и жестах. {есты бывают иллюстративные, сопровождающие вы-ваемую мысль, и выразительные, говорящие об эмо-или намерениях человека. Около 90 % жестов дела-при помощи рук, при этом локти не должны нахо-ближе 3—5 см от корпуса, так как меньшее рассто-• символизирует незначительность и слабость авторите-рЖесгикулировать следует не одной, а обеими руками. 1е цепляйтесь судорожно за трибуну или стул. Притан-лие на месте, переступание с ноги на ногу, постуки-ае пальцами по трибуне или столу воспринимаются не-вно, выдают ваше нервозное состояние, что может пе-яться слушателям. Держитесь естественно: это произ-наиболее благоприятное впечатление. Мимика и жесты при взаимопонимании партнеров об-способностью отражения, т. е. повторяются ими. эыЙ собеседник негативно воздействует на самое ра-настроение; улыбка вызывает ответные улыбки, «ает сопротивление аудитории, демонстрирует ваше к ^расположение и уважение. а очень важна для установления контакта с эрией. Она может быть разной: улыбка-благодар-улыбка-понимание, улыбка-радость, улыбка-одоб-Йе, улыбка-признательность и т. д. Самое главное — должна быть приветливой, отражать ваше искреннее положение к партнеру и желание общения, зучный голос, спокойная речь усиливают сосредото-тость слушателей, создают впечатление знающего, уве-того в себе человека. Избегайте монотонности. Варьи-тон голоса, темп речи и паузами подчеркивайте зна- сказанного. 'становление контакта с аудиторией. Перед началом тения необходима психологическая пауза в 15— 20 секунд. Если ее нет, то контакт с аудиторией установить чрезвычайно трудно. Визуальный контакт значительно усиливает наше влияние на партнера по общению. С целью контроля за реакцией аудитории можно выбрать для наблюдения одного или нескольких человек, однако нельзя сосредоточивать внимание только на них. Целесообразно выделить в аудитории несколько групп и попеременно поддерживать с ними визуальный контакт. Так у слушателя создается впечатление, что вы обращаетесь лично к нему. Закон психологии: установка определяет восприятие. Поэтому ни в коем случае нельзя начинать выступление с извинений по поводу своей неопытности или недостаточной профессиональной компетенции. Если выступающий долго извиняется и сообщает, что он, может быть, ничего нового не сообщит, то, даже если выступление окажется блестящим, его скорее всего оценят недостаточно высоко, ниже, чем оно того заслуживает. Следует показывать свое лучп!ее «Я*». Хорошо, если выступающего представят слушателям, расскажут о его достоинствах. Приветствие обязательно. Если аудитория знакома, можно сказать о благоприятных впечатлениях прошлой встречи, поблагодарить слушателей за интерес, проявленный к выступлению. Выражать аудитории одобрение необходимо. Комплимент, если он искренен, всегда вызывает благожелательную ответную реакцию. Повод для комплимента всегда найдется: компетентность, внимание, заинтересованность, любознательность и т. п. Сила воздействия оратора на аудиторию зависит и от организации пространства. Трудно дойти до каждого, создать единое поле эмоционального напряжения, если слушатели несколькими группами рассредоточены в большом помещении. Срабатывает эсрфект изолированности: ослабляется внимание слушателей, труднее поддерживать интерес к теме беседы. Напротив, близко находящиеся по отношению к оратору и друг к другу люди в большей мере обладают «мы-чувством*, единством реакции, с ними легче найти общий язык. Время проведения беседы, температура воздуха в помещении, посторонние шумы — все это на отношение к мероприятию и, следовательно, к У-евание расположенияаудитории. Выступающий коем случае не должен демонстрировать свое пре-чво над аудиторией. Это вызовет антипатию, так |? всякий человек болезненно воспринимает желание его и будет стремиться к восстановлению своей гелыгости путем отыскивания недостатков и прома-'у выступающего. Специалист по деловому обшению щочтет сказать: «Вы, конечно, уже знаете», нежели 1, конечно, еще не знаете»; «Вам, безусловно, известно -, чем зВряд ли вам известно мнение...» и т. п. общения со слушателями указывает на внутреннюю муру выступающего. «ция на реплики. Если вам возражают, то: ^пропустите реплику мимо ушей; : задайте встречный вопрос; 'отложите реакцию: «Благодарю за ваше возражение, риусь к нему немного позже...*>; £ придерживайтесь тактики, по которой вы соглашае- с отдельными замечаниями и уточняете другие; S используйте тактику прерывания. Если кто-то из слу-тей изводит вас репликами, то следует сделать про-кительную паузу и спросить, можно ли вам дальше аолжать свою мысль. выступления. Лаконичность, точность, выразимость языка способствуют удержанию внимания ауди-яи, лучшему пониманию проблемы. Неинтересные рас-дения, многословность наводят скуку. Длинные пред-тая раздражают, так как требуют дополнительных для уяснения смысла сказанного. Неграмотно эоенные фразы, ошибки в произношении слов снижа-статус выступающего, создают впечатление его общей эй культуры и, как следствие, вызывают сомнение ателей в его компетентности. Яркость и доступность остроумие, использование пословиц и поговорок, атых литературных выражений обеспечивают оратору атии аудитории. Поддержание контактас аудиторией. Время от времени даже у прекрасно выступающего человека неизбежно сни жение внимания к нему аудитории. Причины ослабления и отвлечения внимания можно разделить на объективные и субъективные. К объективным относятся причины, коренящиеся в самой природе внимания и восприятия: • разрыв между скоростью словесного мышления (400 • ограниченность объема внимания человека: одновре • состав аудитории: устойчивость внимания зависит от • неудачное место проведения встречи (духота, холод., • естественное утомление внимания (следует помнить о Субъективные причины — это качество самого выступления, когда оно воспринимается как неинтересное вследствие: • сложности и перегруженности информацией; • изложения общеизвестного; • невовлеченности слушателей в совместные размышле • несоответствия темы выступления интересам аудито • невыразительности формы изложения (догматически- Интересу слушателей к речи могут способствовать следующие приемы [2]: • прямое обращение к аудитории, диалог с ней, про • использование новой, неожиданной информации, ди i провокация (на короткое время провоцируется несог-це с излагаемой информацией, чтобы подготовить слу-лей к конструктивным выводам); прогнозирование (исходя из ситуации, выступающий прогноз развития негативных тенденций и рисует ачную картину»' возможного будущего, а затем указы-пути, позволяющие избежать этого); ' делегирование возможностей принимать решение; апелляция к авторитету (личности, науки, опыта); • драматургическое сопереживание; внесение элементов неформальности (собственный г, экспрессия); юмор; |f* гипербола; контраст, парадокс; создание эффекта присутствия (слушатель как бы исутствует при том, о чем говорит выступающий), |' Ответы на вопросы.Об эффективности выступления 1етельствуют количество вопросов и их содержание. (бычно вопросы задают после выступления, но позволите это делать и в ходе его. |°_Ответы на вопросы могут исправить или испортить впе-Гление от выступления. Услышав вопрос, не спешите от-тать на него. Не пытайтесь сообщить слушателям все, вам известно по данному поводу. Ответ должен быть цельно кратким. Уточняющие вопросы задают любознательные слу-атели с целью соотнести имеющиеся данные с новыми. Разъяснительные вопросы возникают из-за неточ-изложения или непонятливости слушателей. На них изательно надо отвечать. Недопустимо говорить: «Я же этом говорил» и «Как вы не поняли?^ ?. Дополнительные вопросывыходят за рамки темы и Ктельствуют о том, что у слушателей появился интерес •проблеме. Желательно ответить на эти вопросы или |>дсказать, где искать информацию. Полемические вопросы обнаруживают несогласие с зицией выступающего. Полемические вопросы часто пе-кодят в дискуссию. Если оппонент не один — дискусси-в аудитории, если один — лучше поспорить наедине те выступления. Не уходите от вопросов, которые зву-как вызов. Под видом вопросов некоторые слушатели стремятся .высказать свою точку зрения. Если задали вопрос, чтобы выразить свое мнение, выслушав, скажите: «Спасибо за ценное дополнение». Подводя итоги материала по деловому обшению, мо%-но сказать, что, только овладев этим искусством, возможно эффективно выполнять функции менеджера. Вопросы для самопроверки 1. Что такое общение? 2. Назовите функции общения. 3. Деловое общение и его особенности. 4. Организация общения. Подготовка к общению. 5. Установление места общения. 6. Определение стратегии и тактики общения. 7. Передача (получение) информации. 8. Аргументация. 9. Подведение итогов делового общения.
10. Контактное поведение и его характеристики. 11. Создание образа, привлекательного для партнера. 12. Правила проведения деловой беседы. 13. Факторы создания привлекательного для аудитории 14. Причины ослабления внимания аудитории. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|