Основные правила конструктивной критики
Одно из основных коммуникационных умений руководителя — умение конструктивно критиковать своих коллег и подчиненных, не наживая врагов, формируя благоприятную психологическую атмосферу в коллективе. Перечислим основные правила критики [1,16, 23 24, 30, 34, 37, 38, 40]. 1. Начинайте с похвалы, искреннего признания достоинств критикуемого и только после этого переходите к предмету критики. Разговор-критика должен состоять из трех равных по времени частей. Первая часть разговора создает благоприятный настрой на восприятие критики. Если вы — руководитель и вызвали провинившегося подчиненного на беседу, то независимо от своего эмоционального состояния должны дружелюбно поздороваться и начать разговор о положительных личностных и деловых качествах приглашенного. Далее переходите к анализу существа допущенного нарушения, просчета и делайте соответствующие выводы, применяйте необходимые санкции. После фразы-оценки необходимо сделать паузу в 15—20 секунд. Затем вновь следует говорить о достоинствах критикуемого, показывая, что он имеет все для того, чтобы не допустить подобного впредь. Эта третья часть формирует отношение к разговору. По психологическому закону первой и последней фразы именно она остается в памяти и ответственна за Мотивацию. 2. Критикуйте не личность, а проступок, говорите толь 3. Не сравнивайте сотрудников друг с другом. Это уни 4. Не отвергайте сразу мнение, с которым не согласны. 5. Если в каких-то аспектах вы не правы, то, готовясь 6. Пользуйтесь критикой «рикошетом», критикуйте не • возможность критикуемому спасти свой престиж. 1айте впечатление, что допущенную ошибку лег-ь. Критикуйте только то, что можно изменить. е акцент на главном, не придирайтесь к мелочам, накапливайте свои обиды или промахи сотруд-поминайте прошлых грехов. Критикуйте лишь по • конкретному поводу. 1еуповайте на логику, если ваш оппонент находит-сгояиии эмоционального возбуждения: он вас не £. Делайте психологические паузы, чтобы снизить oTypy общения». |:Цомните, что у вас есть только минута, чтобы быть йным, поскольку затем оппонент переключается на ргументов, опровергающих ваши критические заме-Старайтесь в эту первую минуту сказать самое требуйте немедленного признания ошибок, сог-вашей позицией. Нужно время, чтобы человек хологически готовым это сделать. |'По возможности не критикуйте публично, чтобы не it- самолюбия. Ц Старайтесь предотвратить критику: создавайте че-ж хорошую репутацию, отмечайте похвалой всякий, ае незначительный, успех в той сфере, где он мо-подвергнут критике, употребляйте слов «никогда», «всегда». ^.Избегайте проявления раздражения, злости, сарказ-ипежде чем критиковать, подумайте о 2—3 положи-. it качествах критикуемого. г Старайтесь не доказывать, а выяснять факты. Если S^ecb убедить, начните с вопросов, по которым у вас огласив. пользуйте разные формы критики в соответствии с актуальностью критикуемого и обстоятельствами. [ может быть выражена как упрек, сопереживание, тенность, удивление, ирония, намек, требование, за-е, вызов, опасение, надежда, аналогия, похвала, ивагощая критика, безличная и т. д. «, кого критикуют, стоит помнить следующее: Критикуют только того, в чьи способности исправить жение верят. 2. Если вас критикуют, значит, верят в вашу порядоч 3. Если вы сдержанно, по-деловому относитесь к кри 4. Первый шаг правильного восприятия критики — ее 5. Признавая критику, вы берете на себя ответственность за исправление отмеченных недостатков. Наиболее благоприятное впечатление производит такой ответ на критику, который содержит конкретные обязательства относительно того, что будет сделано для улучшения дела с конкретным указанием сроков и реальных возможностей. 6. Критика полезна: • это резерв совершенствования (критика помогает уии- • большое число несправедливых критических замета • отказ от критики «загоняет болезнь внутрь» и тем са Деловое восприятие критики не должно зависеть от го-го, кто и с какими целями высказывает критические замечания. Вопросы для самопроверки 1. Какой вид общения называется управленческим? 2. Цели управленческого общения, 3. Формы управленческого общения. 4. Назовите принципы управленческого общения, 5. Что такое делегирование полномочий? 6. Коммуникативная составляющая общения. 7. Невербальные источники информации при общении. 8. Правила трактовки невербальных сигналов. 9. Коммуникативные барьеры в общении. i ' • pO. Интерактивная сторона в общении. Ш1. Перцептивная составляющая общения. Ер2. Факторы формирования первого впечатления о человеке. ?i3. Механизмы процесса восприятия, s"14. Психологические эффекты, искажающие представления - о другом человеке. г 15- Механизм формирования аттракции, л 16. Основные правила конструктивной критики. ?-17. Как надо правильно воспринимать критику? Г" ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|