Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные правила конструктивной критики



Одно из основных коммуникационных умений руково­дителя — умение конструктивно критиковать своих коллег и подчиненных, не наживая врагов, формируя благоприят­ную психологическую атмосферу в коллективе.

Перечислим основные правила критики [1,16, 23 24, 30, 34, 37, 38, 40].

1. Начинайте с похвалы, искреннего признания досто­инств критикуемого и только после этого переходите к предмету критики. Разговор-критика должен состоять из трех равных по времени частей.

Первая часть разговора создает благоприятный настрой на восприятие критики. Если вы — руководитель и вызва­ли провинившегося подчиненного на беседу, то независи­мо от своего эмоционального состояния должны друже­любно поздороваться и начать разговор о положительных личностных и деловых качествах приглашенного.

Далее переходите к анализу существа допущенного на­рушения, просчета и делайте соответствующие выводы, применяйте необходимые санкции. После фразы-оценки необходимо сделать паузу в 15—20 секунд.

Затем вновь следует говорить о достоинствах критику­емого, показывая, что он имеет все для того, чтобы не до­пустить подобного впредь. Эта третья часть формирует от­ношение к разговору. По психологическому закону первой и последней фразы именно она остается в памяти и ответ­ственна за Мотивацию.

2. Критикуйте не личность, а проступок, говорите толь­
ко о деле.

3. Не сравнивайте сотрудников друг с другом. Это уни­
жает человека и выглядит неэтично.

4. Не отвергайте сразу мнение, с которым не согласны.
Не говорите, что человек не прав. Каждый видит окружа­
ющий мир по-своему и имеет право на собственное мнение.

5. Если в каких-то аспектах вы не правы, то, готовясь
критиковать другого, сразу признайте это. Такая позиция
смягчает восприятие критики, делает ненужной защиту оп­
понента, сближает вас с критикуемым, поскольку и вам
«ничто человеческое не чуждо».

6. Пользуйтесь критикой «рикошетом», критикуйте не
прямо, а косвенно.


возможность критикуемому спасти свой престиж. 1айте впечатление, что допущенную ошибку лег-ь. Критикуйте только то, что можно изменить. е акцент на главном, не придирайтесь к мелочам, накапливайте свои обиды или промахи сотруд-поминайте прошлых грехов. Критикуйте лишь по • конкретному поводу.

уповайте на логику, если ваш оппонент находит-сгояиии эмоционального возбуждения: он вас не £. Делайте психологические паузы, чтобы снизить oTypy общения».

|:Цомните, что у вас есть только минута, чтобы быть йным, поскольку затем оппонент переключается на ргументов, опровергающих ваши критические заме-Старайтесь в эту первую минуту сказать самое

требуйте немедленного признания ошибок, сог-вашей позицией. Нужно время, чтобы человек хологически готовым это сделать. |'По возможности не критикуйте публично, чтобы не it- самолюбия.

Ц Старайтесь предотвратить критику: создавайте че-ж хорошую репутацию, отмечайте похвалой всякий, ае незначительный, успех в той сфере, где он мо-подвергнут критике, употребляйте слов «никогда», «всегда». ^.Избегайте проявления раздражения, злости, сарказ-ипежде чем критиковать, подумайте о 2—3 положи-. it качествах критикуемого. г Старайтесь не доказывать, а выяснять факты. Если S^ecb убедить, начните с вопросов, по которым у вас огласив.

пользуйте разные формы критики в соответствии с актуальностью критикуемого и обстоятельствами. [ может быть выражена как упрек, сопереживание, тенность, удивление, ирония, намек, требование, за-е, вызов, опасение, надежда, аналогия, похвала, ивагощая критика, безличная и т. д. «, кого критикуют, стоит помнить следующее: Критикуют только того, в чьи способности исправить жение верят.


2. Если вас критикуют, значит, верят в вашу порядоч­
ность, в то, что вы не станете обижаться на критику.

3. Если вы сдержанно, по-деловому относитесь к кри­
тике, значит вы — сильная личность.

4. Первый шаг правильного восприятия критики — ее
фиксация, второй — осмысление с целью извлечения поль­
зы, третий — исправление недостатков, четвертый — созда­
ние условий, исключающих ее повторение.

5. Признавая критику, вы берете на себя ответствен­ность за исправление отмеченных недостатков. Наиболее благоприятное впечатление производит такой ответ на кри­тику, который содержит конкретные обязательства относи­тельно того, что будет сделано для улучшения дела с конк­ретным указанием сроков и реальных возможностей. 6. Критика полезна:

• это резерв совершенствования (критика помогает уии-
деть те проблемы, сферы деятельности, которые оказались
вне поля зрения, способствует своевременному принятию
необходимых решений);

• большое число несправедливых критических замета­
ний — показатель плохого психологического климата в
коллективе, что само по себе требует критического осмыс­
ления;

• отказ от критики «загоняет болезнь внутрь» и тем са­
мым затрудняет преодоление недостатков. Поэтому не
нужно спешить давать отпор критикующему, пусть в об­
суждение проблемы вовлекутся многие. Если вас не кри­
тикуют, то критику стоит спровоцировать.

Деловое восприятие критики не должно зависеть от го-го, кто и с какими целями высказывает критические заме­чания.

Вопросы для самопроверки

1. Какой вид общения называется управленческим?

2. Цели управленческого общения,

3. Формы управленческого общения.

4. Назовите принципы управленческого общения,

5. Что такое делегирование полномочий?

6. Коммуникативная составляющая общения.

7. Невербальные источники информации при общении.

8. Правила трактовки невербальных сигналов.

9. Коммуникативные барьеры в общении.

i ' •


pO. Интерактивная сторона в общении. Ш1. Перцептивная составляющая общения. Ер2. Факторы формирования первого впечатления о человеке.

?i3. Механизмы процесса восприятия, s"14. Психологические эффекты, искажающие представления

- о другом человеке. г 15- Механизм формирования аттракции, л 16. Основные правила конструктивной критики. ?-17. Как надо правильно воспринимать критику?

Г"







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.