FПодготовка совещания
Гема: 5ходимо как можно более точно сформулировать обсуждения; *тересовать каждого участника совещания; зрмулировать тему в активном ключе (не -«Рост за-i текущем году*, а «Что сделать, чтобы снизить наши %.Цель. Описание требуемого результата, нужного ти-^пения, желательного итога работы (предварительный мнениями, подготовка рекомендаций для принятия I, принятие решения по вопросу и т. п.). "{Повестка дня. Письменный документ, рассылаемый участникам совещания и включающий следующие ла; сто проведения; еречень обсуждаемых вопросов; емя начала и окончания совещания; <илии докладчиков и ответственных за подготовку эв; емя, отведенное на каждый вопрос; |всточнЕ1Ки, где можно найти информацию по каждому участников. Оптимальное число — 5—7 чело-Увеличение количества снижает коэффициент участия эго, удлиняя совещание и уменьшая эффективность, №$"нпе, если при разнородной повестке совещания сое-1 участников является переменным: лица, чьи вопро-суждены, покидают совещание, другие — приглаша-|; Это требует точного соблюдения регламента и обяза-soro информирования участников обо всех решениях, рйтых в- результаге обсуждения. екоторых сотрудников можно держать на «телефон-асстоянии*: вместо того, чтобы приглашать на всякий i, его просят находиться на своем рабочем месте И'Лучно в указанный интервал времени, чтобы при не-•гости вызвать или получить справку по телефону. яателыю, чтобы в число участников совещания вхо-люди, способные выполнять следующие роли: «экс-*, «генератор идей», «критик». 5. Время и продолжительность совещания. Совеща Лучше всего совещание проводить в конце рабочего дня или во второй его половине. Общая продолжительность — не более 1,5—2 часов. 6. Оповещение и обеспечение участников информаци Может быть проведен сбор письменных отзывов о проекте решения от участников совещания. //. Проведение совещания 1. Цели и функции председательствующего. Главная цель — найти по всем вопросам повестки дня оптимальное решение за минимальное время. Нельзя начинать совещание с критики подчиненных. Если совещание началось с критических реплик, то можно считать, что оно на этом и закончилось. Председательствующий должен регулировать напран-ленность и деловитость выступлений, влиять на корректность выступающих. Выступления в прениях рекомендуется не прерывать, за исключением нарушающих регламент и некорректных. Оценка выступлений должна быть беспристрастна. Руководитель время от времени должен переключать внимание участников совещания на анализ процесса обсуждения (какие позиции определились, в чем барьеры, затруднения и др.). Неподготовленный вопрос следует снимать с повестки дня с записью замечания готовившему. Председательствующий должен следить за тем, чтобы совещание начиналось и заканчивалось строго в назначенное время и при обсуждении вопросов соблюдался регламент. Через каждые 40—50 минут устраиваются перерывы. Протокол вести необходимо. В пего заносятся тексты выступлений, а также принятые решения с фамилиями ответственных и со сроками исполнения. 2. Порядок выступления. Приглашенные выступают « очередности, обратной авторитету и положению выступаю- }, что не позволяет довлеть авторитету уже выступив-j. Каждый участник совещания должен высказаться. ^Правила поведения на совещании: f • готовьтесь к совещанию и приходите вовремя; не садитесь напротив того, кто может стать вашим оп-ентом; !';• говорите «я», высказывая свое мнение, а не «мы>; |« если задаете вопрос, объясните, зачем; воздерживайтесь, насколько это возможно, от интер-Цетации чужих мыслей; говорите не о поступках и мыслях другого, а о вашем приятии этих поступков и мыслей; > стройте выступление на словах других, добавляя ин-эмацию к уже сказанному, не повторяйтесь; если подозреваете, что увлеклись и говорите слишком (иэго, посмотрите в глаза присутствующим. Если они от-эт вам взглядом, то все в порядке, если опускают гла-£.— наоборот; • не говорите постоянно «нет», направьте усилия на то, • будьте готовы решить проблему, а не искать винов- i ;'• сопротивляйтесь плохим идеям — возможно, вам при- их выполнять; выполняйте обещания, данные на совещании. 'Совещания бывают неудачными по чисто психологиче-причинам, из-за возникновения блокирующих ситуа-i. Блокирующие роли участников совещания в большей связаны не с их сознательным желанием, а с их лич-ши особенностями. Изменить эти особенности труд-I, но нейтрализовать влияние участников, играющих бло-эующие роли, можно. Эти роли следующие. ^Агрессор — критикует всех подряд, принижает статус гников, не соглашается с тем, что предлагается. ^Способы нейтрализации: на любое критически-агрессивное высказывание тут ставить вопрос: «Л вы что предлагаете?»; • напоминать о том, что излишняя критика гасит • если данный участник не меняет своего поведения, то Выпавший — не участвует в обсуждении, рассеян, отвлекается, разговаривает с соседями на личные темы. Способы нейтрализации: • предложить высказаться по существу обсуждаемого • поручить вести протокол. Ищущий признания — хвастается, много говорит, утверждает свой статус. Способы нейтрализации; • задавать вопросы, показывающие, что высказывания • возвращать к теме обсуждения вопросом о конкрет Прыгающий с темы на тему — постоянно меняет тему разговора, возвращается к предыдущим вопросам и т. д. Способы нейтрализации: • останавливать его вопросами по теме обсуждения; • «поддержать» его, отреагировав: «Это очень интерес Доминирующий — стремится к доминированию, постоянно пытается захватить власть (инициативу) и манипулировать присутствующими в своих интересах. Способы нейтрализации: • спокойно, но уверенно останавливать высказывания • использовать поддерживающий прием: в Вы взяли на Разрушитель — иногда сотрудника, играющего эту роль, назьшают «адвокатом дьявола». Он специально задает острые вопросы, ведущие в тупик, к провалу совещания. Способы нейтрализации; • оценивать актуальность вопросов: «Ваш новый вопрос • обращать внимание на провокационность вопросон, S переадресовывать вопрос тому, кто его задал: «Мы бы получить ваш вариант ответа на заданный вами 1ем раньше председательствующий выявит участников цания, играющих блокирующие роли, тем легче будет ейтрализовать. иогда на совещании так складывается сама ситуация, i обсуждение заходит в тупик. Надо уметь находить ва-ы выхода из этих блокирующих ситуаций. ассмотрим способы выхода из блокирующих ситуаций. обман, нечестные заверения. обличайте в обмане тонко и психологически грамотно; |f потребуйте предъявить обоснования и факты, подтверж- яе сказанное; спросите у провокаторов, что будет, если подтвердит-это их факты неверны; попросите их самих проверить все факты, о которых .говорят, и спросите, сделали ли они это. то-то решил поиграть в крепкие нервы: «Все или его». Зыход: i не поддавайтесь нажиму; *.не заостряйте внимания на тактике оппонента, как бы ридавая ей значения. Ваш оппонент будет иметь пси-Вгические предпосылки для отступления; 'сравните потери и выгоды в случае, если данный ik будет продолжать свою тактику, и в случае комп-ricca. о -«застрял» на объяснении причин или выявле-виновных. Ъыхад: 'скажите, что понять причины важно, но найти пути Ода из создавшегося положения еще важнее, и предло-не тратить время на то, что в данный момент предается наименее важным. 7рименяются приемы психологической войны (выпа-|; угрозы, обвинения). '" 1 дайте выговориться и осведомитесь: «У вас все?»; юли выступающий не догадывается, что он слишком сивей, объясните ему это; • нейтрализуйте его поведение положительными эмоци • переключите его энергию в созидательное русло; • признайте свои ошибки, если таковые имеются, — это Совещание превращается в разговор на темы, не относящиеся к проблеме обсуждения. Выход: • все высказывания, уводящие в сторону, немедленно • отреагируйте следующей репликой: «Поскольку это за Делается попытка опровергнуть то, о чем говорится на совещании. Выход: • потребуйте ясных аргументов опровержения; • попробуйте, не опровергая утверждаемое, придать де • помните, что безвыходных положений не бывает. Чем бы совещание ни закончилось и с каким бы успехом ни прошло, менеджер не может не анализировать его результаты. Перечень вопросов, на которые надо ответить, подводя итоги совещания: 1. Был ли оптимальным состав участников? 2. Были ли правильно определены места для участни 3. Достаточно ли заинтересованными были его участники? 4. Удалось ли сблизить позиции участников или хотя 5. Появлялись ли непредвиденные блокирующие ситуа 6. Стало ли ясным представление о проблеме после се 7. Принято ли оптимальное решение, и спрогнозирован Брейнсторминг. Одна из эффективных форм групповой дискуссии, предложенная А. Осборном. Исследования выявили тот факт, что количество и качество альтернативных идей возрастает, когда начальная генерация их отде- от окончательной формулировки. На этом и основы- брейнсторминг. «жуссия проходит в два этапа: на первом действуют дераторы идей», задача которых - выдвинуть как мож-ьше предложений, пусть даже самых фантастиче-и на первый взгляд неприемлемых. На втором этапе гатива переходит к «критиками, чья роль состоит в лзе высказанных идей, выборе «рациональных зерен^ эаботке на их основе нового решения либо в опреде- наилучшей альтернативы. |ТакоЙ ход дискуссии плодотворен, поскольку позводя-збежать критического разбора идей сразу после их зывания и тем самым преодолеть скованность, вы-возможной негативной реакцией участников дис-ш, создает творческую атмосферу. 1ожно выделить следующие этапы подготовки и прове- «мозговой атаки»: If* подготовка помещения, размещение участников дис-сии; * характеристика анализируемой проблемы; выработка максимального количества ее решений; |* отбор наиболее рациональных идей для дальнейшей аботки; |* разработка альтернативных решений проблемы. рассмотрим подробнее ход организации работы менед-юа на каждом из обозначенных этапов. f Первый этап — подготовительный. Организатор «моз-атаки» должен прежде всего позаботиться о том, 5ы правильно выбрать место и оборудование. Участни-целесообразно разместить за столом в форме латин-букв U или V лицом друг к другу, но так, чтобы они стену с таблицами и прочими материалами, с за-ыо высказанных идей и правил ведения дискуссии, стники могут вставать во время обсуждения. .'Подбирается группа участников не более 10—12 чело-jfe, обладающих широким кругозором. Не рекомендуется глашать мыслящих категорично, посторонних наблю-!ей. а также работников, сильно различающихся по кебному положению. На дискуссию следует пригла-неспециалистов, поскольку они способны подходить ещению нестандартно.
Ведущий знакомит участников с правилами ведения дискуссии, например: • все, даже самые на первый взгляд абсурдные идеи и • никто никого не критикует; • высказывается как можно больше идей; • представление о том, что правильное решение всего • ведущий должен воздерживаться от комментариев и Второй этап — определение цели. Излагается суть проблемы, разъясняются цели, имеющиеся ограничения, дается характеристика того, что в этой области уже сделано, анализируются смежные проблемы, определяются Маги стральные подходы к рассматриваемому вопросу с тем, чтобы сосредоточиться на самом главном, отбросить второстепенное. Это позволяет точнее сформулировать цели при решении проблемы, обозначить, какого конечного результата нужно добиваться. Этот этап длится не более 15 минут. Третий этап — генерация идей. Создастся атмосфера свободного высказывания различных идей и мнений. Сначала обеспечивается индивидуальная работа каждого участника, а затем групповая работа — высказывание самых различных идей. Все идеи фиксируются секретарем на доске, что провоцирует — через вновь возникающие ассоциации с этими идеями в процессе обсуждения — появление новых идей. Особенность этого этапа в том, что после вспышки идей зачастую наступает затишье. Это не значит, что «родник» идей иссяк — идет обдумывание. Чтобы вновь активизировать аудиторию, ведущий может предложить еще раз прочитать записи на доске или раздает карточки с заранее сформулированными вопросами по обсуждаемой пробле ме. После непродолжительной задержки обычно внопь наступает подъем активности. Иногда за 1 час работы предлагается до 100—120 идей. Четвертый этап — критическая оценка идей и вы бор альтернативных вариантов. Он может быть организо ван двумя способами. Первый способ — «классический». Ведущий благодарит участников за проделанную работу, сообщает, что выска занные идеи будут доведены до специалистов, которые Ьят их с точки зрения возможности применения на ке. Если у участников брейнсторминга возникнут идеи, можно передать их в письменном виде руко-телю дискуссии. второй способ — оценка идей осуществляется самими тиками. При этом используются различные приемы, ример: i участники разрабатывают критерии оценки идей, и [.идеи записываются на доске; щ выдвинутые идеи группируются по соответствующим [М, которые определяются их содержанием; R определяется наиболее перспективная группа идей, ' чем каждая идея в этой группе оценивается в соответ- с принятыми критериями оценки; |* идеи тестируются методом «от противного»: почему "пая идея, если ее реализовать, провалится; И» определяются наиболее «дикие* идеи, которые невоз- но переделать в практически возможные; !'• каждый участник как бы вновь проделывает вмозго-агаку*, но свою личную, создавая на основе уже за-|ксированных идей нечто повое; |» группа выбирает наиболее ценные идеи, располагая |'.по степени важности, и предлагает для внедрения в ктику; 1 наиболее ценные идеи распределяются по блокам (пла-ование и прогнозирование, оперативное управление Цизводством, маркетинг, управление персоналом ипр.). ~ и этап — разработка альтернативных решений облемы. Па этом этапе работают специалисты и руково-ели организации, эксперты. |К выполнению решения приступают сразу после его яятия. Определяются этапы, сроки и конкретные ис-нтели решения, задания доводятся до каждого при-еченного к делу работника. Исполнителей обеспечивают необходимым, создают требующиеся для успешного уда условия, усганавливаюг контроль за сроками и ка-эм выполнения работы, в случае необходимости осу- ают дополнительную корректировку планов. |;Метод -«635». Является разновидностью брейнстормин-Шесть участников выдвигают три идеи, которые посту-от к другим учасгникам, дополняющим их новыми тре-К идеями, и так пять раз. Реализуется это так. Составляется бланк сбора идей. На первом этапе реализации метода каждый из участников записывает в свой бланк основные идеи решения поставленной проблемы. Основные идеи (6x3 = 18) по очереди поступают к членам группы, каждый из которых дополняет их еще тремя предложениями. После прохождения через руки всех шести участников бланки содержат 109 идей. Затем в работу включаются критики. Практика применения данного метода показывает, что представленные в письменной форме идеи отличаются большей обоснованностью и четкостью, чем высказанные устно, хотя зачастую бывают менее оригинальными. Метод синектики. Был предложен У, Гордоном и означает буквально соединение разнородного. Суть метода состоит в том, что дискуссию начинают 5—7 синекторов — людей, определенных заранее и занимающих противоположные позиции. Группа, уяснив эти крайние точки зрения, всесторонне их оценивает и принимает взвешенное решение. Метод «ринги». Широко используется в Японии в практике принятия управленческих решений. Термин «ринги» трактуется как ^получение согласия на решение проблемы путем опроса без созыва заседания». Процедура «ринги» состоит из пяти этапов: 1) выдвижение общих соображений {руководителем 2) передача проблем вниз, в секцию, где организуется 3) «отсечение корней*- («яэмаваси») — детальное согла 4) проведение целенаправленных совещаний и конфе I" 5) доработка документа («рингисе») — визирование ре-его исполнителями, утверждение документа руковод-ом фирмы. I: Эта процедура применяется для принятия стратегиче-решений, обеспечивая углубленную проработку, сог-|еованность проектов и участие в творческой деятельнос-; всех ведущих сотрудников — от рядовых должностей до эводства. Ответственность за принятое решение не ло-гся персонально на руководителя, а распределяется всеми управляющими различных уровней. В Япо-процедуру «ринги» относят к разряду управленческой юсофии, исповедующей предусмотрительность, осто-Ьжность, коллективную ответственность. И хотя сами вицы часто критикуют этот метод за его чрезмерную яоздкость, за то, что «ринги» перегружают каналы ин-&рмацжи, об отказе от него нет и речи. Японцы считают, «ринги» помогают им учитывать весь спектр мнений о или иных проблемах. |- Стремление группы отбросить крайние позиции и вы-ать «средний* вариант не распространяется на решения, эчающие момент риска. Американский исследователь Ьк.Стонер показал, что групповое решение в этом случае цержит больше элементов риска, чем принятое индиви-ьно. Этот феномен получил название «сдвиг риска», Происходит «поляризация группы» и ярко обнажаются востоящие точки зрения, а средние как бы перестают чествовать. При этом трудно предсказать, какая из по-рных позиций ляжет в основу решения. -..Существует множество методов групповых дискуссий. оме уже названных, это метод дневников, утопических и т. д. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|