Способы и правила разрешения конфликтов
Разрешению организационного конфликта предшествует его анализ, начинающийся с изучения и определения степени конфликтности участников. Если конфликтность является чертой характера или достигла порога, когда индивид становится постоянным инициатором -напряженности (независимо от того, предшествуют ли этому проблемные ситуации), то конфликт далее не анализируется. Если же конфликтность низкая, то [37]: • анализируются цели участников конфликта; • определяется проблемная ситуация, предшествующая • устанавливаются факторы, способствуюшие перерас • измеряется степень воздействия личностных особен Конечный этап развития организационного конфликта -его разрешение, мнимое или реальное. При мнимом разрешении конфликта не устраняется основание его появления: конфликт завершается либо отстранением одного из участников, либо достижением компромисса, либо подавлением конфликта силой власти или авторитета. При этом у участников конфликта остается неудовлетворенность и недовольство, что может привести к новой вспышке конфликта. При реальном разрешении организационного конфликта он может устраняться по двум направлениям: • решение организационной проблемной ситуации; • нахождение форм движения конфликта в сторону Целесообразность и регулируемость организационного конфликта оценивают сравнением затрат на разрешение проблемной ситуации через конфликт и без него. Если затраты на разрешение ситуации через конфликт оказываются большими, чем разрешение ситуации другими средствами, то конфликт нецелесообразен. Если разрешение ситуа- : через конфликт не вызывает болыпих затрат или же дру-I средств ее разрешения нет, то конфликт целесообразен. Критерии регулируемости организационного |)ликта таковы: • разрешимость проблемной ситуации в данный момент ?ными средствами; значимость ее разрешения для первого участника; |.« значимость сохранения проблемной ситуации для вто-участника; степень конфликтности участников. 1-Если есть средства для разрешения проблемной ситуа-г, конфликтность участников низкая и значимость ее ранения для второго участника невысока, то конфликт ли момент регулируем. При высокой конфликтное -иков, отсутствии средств для разрешения проб-той ситуации и высокой значимости ее сохранения для го участника конфликт практически нерегулируем. регулирования межличностных и межгрупповых *ктов используют структурные и межличностные эды управления конфликтами. Структурные методы управления конфликта-^следующие [1]. р. Четкое разъяснение требований к работе (каждый ра-*к должен знать об ожидаемом уровне результатов, о |; кто представляет и получает различную информацию, теме полномочий и ответственности и т. п.). I. Использование координирующих механизмов (стро-|. соблюдите принципа единоначалия, распределения ЗОМочий, что упорядочивает взаимодействие людей, решений и информационные потоки внутри орга-В некоторых сложно организованных фирмах этся специальные интеграционные службы, задачей эых является увязка целей различных подразделений). J. Установление общих целей, формирование общих званий (этому способствуют информированность всех ртников о политике, стратегии и перспективах органи-Г; а также их осведомленность о состоянии дел в разах подразделениях). Очень эффективным оказывает-рмулирование целей организации на уровне целей ства. Осознание этой «социальной миссии»- сплачива-эллектив, что приводит к сокращению количества дис-•тоналышх конфликтов. 4. Создание эффективной системы вознаграждений (установление таких критериев эффективности работы, которые исключают столкновение интересов различных подразделений и работников и стимулируют снижение конфликтности). Межличностные методы разрешенияконфликтов. Для описания стратегий конфликтного взаимодействия на практике часто используют двухмерную модель Томаса — Килменна. За основу здесь берется степень ориентации участников конфликтной ситуации на свои собственные интересы и интересы партнера. Выделяют пять основных стратегий поведения в конфликтных ситуациях: уклонение (или уход), сглаживание (приспособление), компромисс, конкуренцию, сотрудничество. Уклонение — это реакция на конфликт, выражающаяся в игнорировании и фактическом отрицании конфликта. Предлогом могут быть ссылки на недостаток времени, полномочий, ресурсов, незначительность проблемы или неверно выбранный адресат. Девиз такого поведения: «Не стоит делать из мухи слона». Цель обвиняемой стороны — отложить решение конфликта (как-нибудь само собой уладится), дать противнику возможность обдумать свои претензии. Такое поведение может быть уместным, если: • предмет разногласий не представляет для человека • ситуация может разрешиться сама собой; • в данный момент нет условий для продуктивного разре • в случае нереалистических конфликтов. действие по принципу: «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть*. Причиной такого поведения может быть стремление сделать «жест доброй воли$>, завоевать расположение партнера на будущее, желание избежать разрастания конфликта, понимание того, что правота на стороне «противника*. Такого рода согласие может быть частичным и внешним. Рационально так поступать, когда предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения. Для эффективного руководства подчиненными данная стратегия не должна быть доминирующей. Компромисс — принятие до определенной степени точки зрения другой стороны. Поиск приемлемого рсшс- осуществляется за счет взаимных уступок. Преимугце-такого исхода — взаимная уравновешенность прав и .тостей и легализация претензий. Компромисс снима-| напряженность, В некоторых случаях плохое решение ie, чем его отсутствие. Способность к компромиссу в эавленческих ситуациях ценится высоко, так как умень-недоброжелательность и позволяет относительно ро разрешить конфликт. Однако через какое-то время проявиться и дисфункциональные последствия комп-тссного решения, например неудовлетворенность «ш-винчатыми решениями». Кроме того, конфликт в не-Злько измененной форме может возникнуть вновь, так породившая его проблема была решена не до конца. [Конкуренция — принуждение партнера к принятию ей точки зрения во что бы то ни стало, может привести оминированию и в конечном итоге уничтожению одного лера другим: «Чтобы я победил, ты должен проиг-|Ть». Это неблагоприятный и малопродуктивный исход зфликта, хотя следует признать, что конкуренция может улировать способности и талант. Конкуренция чаще возникает при переоценке себя и недооценке против-1, пренебрежении его мнением. Данная стратегия начета на сиюминутный выигрыш, не способствует сохране-взаимоотношений. В коллективе при использовании се •соводитель подавляет инициативу подчиненных и иници-возможность повторных вспышек из-за ухудшения ^отношений. Может быть э4нрективнэ, если исполь-гся в ситуации, угрожающей существовзршю организа- или препятствующей достижению ей своих целей. >: Сотрудничество — подразумевает, что интересы од-стороны не будут удовлетворены, если не будут удов-гворены интересы другой, по крайней мере, частично. |&*астники конфликта признают право друг друга на ственное мнение и готовы его понять, что дает им воз-Эжность проанализировать причины разногласий и найти )>яемлемый для всех выход. Девиз сотрудничества: «Не её против меня, а мы вместе против проблемы*. В варите, когда важны и цель, и отношения с оппонентами, без эудничества в том или ином виде не обойтись. Л Таким образом, конфликт преодолевается различными дствами, и успех его разрешения зависит от характера этивоборства, степени его затянутости, стратегии и так- тики конфликтующих сторон. В идеальном случае конфликт сам подскажет стиль поведения. Если вы решились на сотрудничество, то первое, что нужно сделать — это отказаться от тактики самообороны, ведущей к неравенству и изоляции сторон. Отношения с партнерами должны быть позитивными, с акцентированием того, что объединяет, а не разъединяет. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|