Посредничество (помощь в достижении добровольного соглашения)
Изменение ситуации.Посредник может стараться изменить ситуацию различными способами: через информационные потоки между действующими лицами (проясняя мнение по поводу спора и представляя всю имеющуюся информацию о конфликте, вариантах его решения я последствиях нерешения); создавая ситуацию открытости при проведении переговоров или добиваясь нейтральности условий проведения переговоров для каждой из сторон; устанавливая крайние сроки (лимит времени, отведенного для посредничества); подключая дополнительные ресурсы. Согда целесообразно прямое общение участников адикта для проведения переговоров при помощи пос-ика? Прямые контакты участников конфликта помогают невысокой напряженности конфликта — нет яр-араженной враждебности, а общие интересы налицо, конфликт носит очень эмоциональный характер, раз-|р неминуемо переходит в оскорбления, делая и без то-эхие отношения еще хуже. В этом случае посредник водит конфиденциальные совещания с каждым из юв, контролируя общение между ними. Понимая йгостные интересы каждой стороны, он старается улуч-j£ их представления друг о друге, изложить каждую в доброжелательном тоне. Благодаря этому сни-напряженность конфликта. оугая линия поведения может быть направлена на ше участников конфликта эффективным навыкам I, что полезно не только для решения каждой етной ситуации, но и для будущего поведения участ- 1И говорить об открытости или закрытости зновки переговоров для наблюдателей (со- з, коллег), то для эффективного проведения пе-эров необходимо, чтобы все начальные дискуссии кодили при закрытых дверях. Двери можно открывать тогда, когда согласие достигнуто или стало ясно, |«но будет достигнуто. Преждевременная открытость 1 .к ужесточению позиций сторон, в связи с чем за-яется достижение согласия. Но на более поздних это заставляет стороны придерживаться принятых воренностей. Ограничения во времени повышают вероятность кения к согласию. Фактор времени важнее для бо-Цсилыгой из сторон, поэтому лимит времени способству-эавниванию сил. Но действовать слишком быстро или ачать минимальные сроки нельзя. Времени должно - достаточно для обдумывания позиций и вариантов ре- ВГ назначение крайнего срока до того момента, когда пение уже совсем близко, что побудит конфликтую- • стороны к ускорению принятия решения. Еще одним инструментом варьирования сил конфликтующих сторон является обстановка. Если силы сторон примерно равны (одинаковый статус подчиненных), то переговоры лучше проводить на нейтральной территории что поможет посреднику контролировать доступ сочув' ствуюптих и любопытствующих. Однако если одна из сторон гораздо слабее другой, для эффективного решения конфликта будет лучше, если переговоры пройдут в знакомой и привычной для нее обстановке. Варьируя степень открытости обстановки, посредник может воздействовать на ход переговоров, вознаграждая участников конфликта за уступки, обеспечивая им публичное одобрение или наказывая стороны за непримиримость, продуманно организуя критику. Хорошие посредники знают цену общественному мнению и используют его для регулирования хода переговоров. Изменение структуры проблемы, являющейся предметом спора. В разгар конфликта у конфликтующих сторон часто складываются искаженные представления не только друг о друге, но и о сути спора. Одна из полезных функций, которую выполняет посредник, это определение отдельных проблем, составляющих предмет спора. Надо быть очень осторожным, если спорящие сильно отличаются по ценностным установкам. Освещение проблем, связанных с идейно-мировоззренческими установками, приводит к ужесточению позиций и усилению конфронтации. Необходимо проявлять такт и терпение при работе с конфликтантами, имеющими нелестное представление друг о друге. Точная передача информации от одной стороны к другой невозможна, а явное ее искажение вызовет подозрительность в честности посредника и в его беспристрастности. Что может сделать посредник для разрешения конфликта, когда конфликтующие стороны настаивают на ско-их претензиях: • вывести конфликт из тупиковой ситуации, разделив крупную проблему на более мелкие, по которым легче договориться. Эта процедура применяется часто и называется фракционированием; W сформулировать более высокую цель, общую для обе-эрон, и увлечь ее достижением. Иногда при этом со-тество переходит в сотрудничество; £ сдвинуть процесс в сторону решения проблемы чисто иными способами: разделив понятие, составляющее и проблемы, на два; переименовав объект или событие; *сь «согласия о несогласии» (очерчивается и одоб-зона несогласия и решается все остальное). Усиление желания спорящих достичь согласия. Толь-ри том условии, что сами участники конфликта осоз-необходимость выхода из конфликта, можно найти |ение, которое будет соблюдаться. рассмотрим основные факторы мотивации, психологии есть закон сохранения статуса или лица. чтобы выглядеть в глазах других сильным или не ять лицо, будет стараться избегать любых действий, Ьрые могут истолковываться как слабость. Часто уступке небольшие, рассматриваются именно так. Посред-t помогает ходу переговоров, перекладывая ответствен-. за компромисс с конфликтующих сторон на свои пле-результате одна из сторон показывает, что пошла на 5И не под давлением, а по собственному желанию — емления к сотрудничеству, честности и просто из лю-сти по отношению к посреднику, ^ступки вызывают усиление доверия между сторонами, |-В является целью посредника. Размер уступок не ва-важна их необратимость. Доверие увеличивается при (рнстрации третьей стороной области совпадения инте-ЭЭ конфликтантов и возможности их взаимных выгод. 1осредник может помочь выработать сочувственное от-вние к эмоциям, которые испытывает противополож-рсторона. Эмоции выражают глубоко коренящиеся ин-каждой из сторон. Посредник, способствуя выходу на конфиденциальных встречах, применяя «актив-^слушание» и являясь заменителем объекта, на который 4' направлены, охлаждает накал страстей. Раз пережи-эмоция уже в меньшей степени тревожит человека, и яолучает возможность более спокойно обсуждать суть 1- Определенная доля юмора также помогает снизить кение и облегчить движение к урегулированию Вликта.
Для того чтобы участники конфликта включились в работу по его разрешению, они должны верить в реальность достижения согласия. Посредник, выстраивая последовательность из небольших соглашений, связанных друг с друг-ом поддерживает ощущение движения и возможности принятия взаимовыгодного соглашения. Если спорящие решают не одну проблему, а несколько сразу, как это часто бывает в организационных конфликтах, возникает вопрос: следует заниматься всеми проблемами одновременно или каждой в отдельности, последовательно? Если проблем не много и их можно охватить в разговоре сразу, целесообразно обсуждать их одновременно, что позволяет продумать все возможные варианты взаимных уступок и прийти к наиболее эффективному решению. При большом количестве проблем разумнее обсуждать их последовательно. Существует два принципа. В соответствии с первым следует переходить от общих вопросов к частным. Это дает возможность более четко определить суть спора в целом. Кроме того, частные вопросы обычно решать труднее, так как они связаны с личными интересами. Второй принцип — начинать надо с рассмотрения более простых вопросов. Успех в их решении создает положительную тенденцию, смягчает обстановку на переговорах и стабилизирует их. Иногда простые вопросы специально обсуждают вместе со сложными, чтобы, делая уступки в решении первых, добиться встречных уступок в решении более сложных вопросов. Посреднику можно предложить следующие рекомендации. 1. Разработать процедуру переговоров, определяющую 2. Определить, с помощью каких приемов можно под ^соблюдении «периода охлаждения» — определенного *ени, когда конфликтующие воздерживаются от каких-действий. Это помогает «выпустить пар* и снизить эмоций, ['3. Предусмотреть процедуру решения вопроса с пози-прав или силы, чтобы конфликтующие могли отойти , эти позиции, когда не удаются переговоры, ориентиро- ые на интересы, >4. Организовать весь процесс так, чтобы начинать с са-выгодных решений и переходить к тем, что чреваты ыпими издержками только тогда, когда не удается ре-спор. : Поведение третьей стороны Рассмотрев действия, которые может предпринять етья сторона, следует проанализировать факторы, влия-не на поведение посредника в конфликте. Приступая к помощи в разрешении конфликта, посред-всегда оценивает реальность достижения выгодного двух сторон соглашения. Он может заранее решить, 1 ничего в данной ситуации уже не сделать и выбрать со-Зетствующую модель поведения. Кроме того, всегда су-ствует различная степень заинтересованности посредни-в том, чтобы обе стороны были удовлетворены и конф- разрешился благополучно. На основании этих двух составляющих прослеживают-следующие четыре модели поведения. Решение проблемы — приводит к поиску и принятию невыгодного решения, удовлетворяющего обе сторо-1, Посредник выбирает модель поведения «решение пемы», когда он очень заинтересован в достижении аечного результата — разрешения конфликта и уверен, такой исход весьма вероятен. , Компенсация — реализуется путем обещания вознаг-зений за совершаемые сторонами уступки и достигае-ае договоренности. Выбирается посредником в условиях заинтересованности в разрешении конфликта при низ-вероятности достижения соглашения. . Давление — предусматривает принуждение сторон к <ам или соглашениям посредством наказании или уг-их применения. Если руководителю, который высту- пает в качестве посредника, притязания обеих сторон кажутся завышенными, он не заинтересован в реализации проблемы и степень вероятности урегулирования конфликта низкая, то он будет давить на подчиненных угрозой санкций, требуя их примирения, хотя бы внешнего. Бездействие — третья сторона сознательно «уходит в сторону», предпочитая, чтобы конфликтующие стороны сами улаживали свои дела. При этой модели поведения руководитель знает, что его подчиненные сами хотят и могут найти правильное решение и выйти из конфликта, к тому же вопросы, которые являются предметом спора, его не интересуют. При разрешении конфликта посредник может выполнять следующие функции. Аналитика — анализирует конфликтную ситуацию сам и поощряет к этому конфликтующие стороны. Посредник вначале выслушивает обе стороны, а потом задает вопросы по поводу обстоятельств их спора, например: «Как вы считаете, является ли данное обстоятельство существенным для противоположной стороны?», «Противоположная сторона явно выразила свое недовольство вашими словами. Как вы считаете, чем она недовольна?*, «Как вы считаете, почему другая сторона сопротивляется вашему предложению?» и т. д. Активного слушателя — посредник буквально повторяет или переформулирует мысль говорящего, чтобы удостовериться В том, что он сам и другая сторона правильно поняли сказанное. При этом желательно отдельно описывать факты и давать оценку событиям (если это необходимо). Особо можно поговорить о чувствах, которые испытывает та и другая сторона, только описывая сам факт их наличия (надо: «Я вижу, вы возмущены ...», а не: «Вы говорите возмутительные вещи, поэтому противоположная сторона ...»). Большинство людей не могут отличать факты ог их интерпретаций и оценок, что и приводит к непониманию между ними (стандартная фраза посредника: «Итак, вы считаете, что... Я правильно вас понял?»-). Организатора процесса переговоров — помогает договориться о процедуре проведения переговоров, поддерживает выполнение договоренностей, следит за корректностью поведения обеих сторон, управляет процессом переговоров и задает тон. Генератора идей — стимулирует участников конф-кта к поиску новых вариантов решения, так как их идеи гывают те нюансы взаимоотношений, которые может и знать посредник. Как правило, собственные решения ринимаются и соблюдаются сторонами более точно. Если ,'спорщиков идей не возникает, посредник предлагает решение, не навязывая его, Контролера выполнимости идей и соглашений -эверка реальности выполнения обычно связана с вопро-типа «Что вы конкретно предлагаете сделать?», «Как думаете, что произойдет, если...», «Как вы думаете, будет, если вы не договоритесь?». Посредник должен стовериться, что участники конфликта правильно подают принятые соглашения, согласны с ними, знают ледстзия и будут выполнять договоренности. Обучающего — посредник учит действовать в перегово-с установкой на сотрудничество. Опыт правильно органи-переговоров, даже если они не привели к достиже-j договоренностей, дает их участникам линию корректного дения в сложных ситуациях, образцы общения. ^'"Таким образом, возможны различные действия третьей эны в конфликте. Естественно, присутствие третьей 5роны совсем не обязательно приведет к полному разреше-спорноЙ ситуации, но так или иначе может облегчить кение согласия, особенно в тех случаях, когда конф-эщие стороны не могут выяснить свои противоречия и не видят позитивного выхода, а от их договоренности дсит эффективность реализации задач организации. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|