Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие стресса и стрессоустойчивости



Разрешение тех или иных ситуаций в управлении про­воцирует, как правило, состояние психической напряжен­ности личносги. Если руководитель или работник перегру­жены заданиями, а время их выполнения ограничено, то возникает типичная стрессовая ситуация. Поэтому в управленческой деятельности очень важно знать индиви-


дуальные характеристики здоровья и учитывать их при ре­гулировании фаз труда и отдыха.

Обычно выделяют три вида здоровья: физическое, пси­хическое, духовное [48].

Психическое здоровье оценивается по трем основным критериям:

• адаптация;

• социализация;

• индивидуализация.

Применительно к здоровью под адаптацией понимается способность человека осознанно относиться к функциям своего организма, регулировать психические процессы (управлять своими мыслями, чувствами, желаниями).

Социализация, с точки зрения здоровья, понимается в трех основных проявлениях:

• человек реагирует на другого человека, как на равно­
го себе;

• человек признает существование норм в отношениях
между людьми;

• человек признает необходимую меру одиночества и
относительную зависимость от других людей.

- Критерием успешной социализации является способ­ность человека жить .в условиях современных социальных норм, в системе «Я—другие».

Индивидуализация понимается как способность:

* осознавать собственную неповторимость и индивиду­
альность как ценность и не позволять разрушать ее другим
людям;

* сопоставлять свою индивидуальность с проявлениями
индивидуальности других людей.

Среди всего комплекса проблем, связанных с понятием психических состояний, наибольшее значение для психо­логии управления имеет, безусловно, проблема управлен­ческого стресса и контроля над ним.

Стресс.Это понятие ввел канадский врач Г. Селье в 1936 г. для обозначения обширного круга состояний пси­хического напряжения, обусловленных выполнением дея­тельности в особенно сложных условиях и возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия — стрессоры [37].


В зависимости от вида стрессора и характера его влия-я выделяются различные виды стресса, в самой общей яассификации — стресс физиологический и стресс психо-[югический. Последний подразделяется на стресс инфор-((ационный и эмоциональный.

- Стресс информационный возникает в ситуациях ин-ормационных перегрузок, когда субъект не справляется Е задачей, не успевает принимать верные решения в требу-рмом темпе — при высокой ответственности за последствия ешений.

Стресс эмоциональный появляется в ситуациях уг-эзы, опасности, обиды и пр. При этом различные его ормы импульсивная, тормозная, генерализованная — иводят к изменениям в протекании психических процес­сов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивацион-ной структуры деятельности, нарушениям двигательного и евого поведения.

Управленческая деятельность отличается большим чис-• стрессоров, специфичных по своему содержанию. По определению Г. Селье, стресс есть ответ организма на любое предъявляемое ему требование. Стресс — это процесс нашей адаптации к изменениям, он заставляет ор­ганизм мобилизовывать необходимые силы и двигаться аперед.

Формула стресса такова: «деятельность — перенапряже­те — отрицательные эмоции». Психологически это прояв­ляется в «перегреве» системы внутренней саморегуляции поведения личности, которая работает «под высоким нап­ряжением».

' Является ли стресс вредным для здоровья или нет, оп­ределяется длительностью, интенсивностью, новизной, Множественностью стрессовых ситуаций. Когда вы слиш­ком много работаете, само по себе это не вредит до тех пор, пока работа доставляет радость и вам сопутствует ус­пех. Но если к напряжению сил добавляются разочарова-ия и неудачи, то существенно повышается риск заболева-иЙ. Подверженность стрессу в результате повышенных рабочих нагрузок зависит от работоспособности человека. Работоспособность потенциальная способность щдивида выполнять целесообразную деятельность на за­данном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и пси-


хофизиологнческих ресурсов индивида. По отношению к решаемой задаче можно выделить работоспособность мак­симальную, оптимальную и сниженную (37].

В процессе деятельности происходит изменение уровня работоспособности, описываемое с помощью кривой рабо­тоспособности, показывающей зависимость эффективности деятельности от времени ее выполнения. Для продолжи­тельной деятельности характерны такие стадии работоспо­собности:

• врабатывание;

• оптимальная работоспособность;

• некомпенсируемое и компенсируемое утомление;

• конечный порыв.

У каждого человека есть свой индивидуальный предел временного давления стресса. Одни могут выдерживать большие перегрузки длительное время, адаптируясь к стрессу, других даже небольшая дополнительная нагрузка выбивает из колеи. Некоторых людей стресс стимулирует, они могут работать с полной отдачей именно в условиях воздействия стресса. Эти три позиции менеджера по отно­шению к стрессу можно выразить так: «стресс вола» — для тех, кто к нему адаптируется; «стресс кролика» — для тех. кто избегает его; «стресс льва» — для тех, кого стрессовые ситуации мобилизуют.

Развитие стресса характеризуется наличием грех фаз: тревоги (мобилизации), сопротивления и истощения. На первой стадии, если стресс не чрезмерен, состояние тре­воги довольно быстро проходит, люди «берут себя в руки» и мобилизуют необходимые ресурсы для осуществления процесса адаптации. Эта стадия обычно полезна. Если стресс чрезмерен, то возможна противоположная реакция -реакция угнетения и срыва, сопровождающаяся резким возрастанием тревоги, эмоциональной напряженности, раздражительности. В самых трудных случаях человек оказывается неспособным к конструктивным действиям.

На второй стадии человек, миновавший первую фазу, активно сопротивляется вызвавшим стресс воздействиям. Но при длительном воздействии стресса люди даже с ус­тойчивой к стрессам психикой не могут избежать разруба­ющего воздействия третьей фазы. На этой стадии стресс из мобилизующего фактора превращается в угнетающий.


Одной из главных особенностей этого процесса являет-то, что усталость и напряжение накапливаются в орга-

!зме и различные стрессы взаимно усиливают друг дру-

I, ускоряя наступление фазы истощения. Длительное на-

эждение человека в этой фазе чревато общим угнетением физиологических систем и психики, нервными срывами, тезнями я даже появлением суицидных устремлений. Степень подверженности стрессу во многом определяет-темпераментом человека. Стресс более всего беспокоит

«оциональных людей. Поэтому у меланхоликов и холе-<ов степень уязвимости выше средней. Различают физиологические и психологические стрес-

оры. К физиологическим стрессорам относятся болевые

эздействия, чрезмерная физическая нагрузка, экстре-ьные температуры, шум, загрязненный воздух, плохое

ятание, прием ряда лекарственных препаратов. Психологическими стрессорами являются необхо-юсть принятия решения, нереалистические ожидания и

жтязания, угроза статусу, ответственность за что-то,

Зида, переживание, конфликт и т. д. Психологические рессоры подразделяются на информационные и эмоцио-чьные. \ Для анализа стресса руководителей стрессоры делят на

грессоры служебной и внеслужебной деятельности. Стрессоры служебной деятельности подразделя-

этся на общие и специфические. К общим стрессорам ^тносят следующие.

Плохая организация служебной деятельности (задерж-bi, безответственность, неритмичность), т. е. отсутствие рвстемы в работе.

Недостаток сотрудников — руководитель, кроме сво-обязанностеЙ, выполняет еще и обязанности других.

Три этом работа либо выполняется некачественно, либо

ается слишком большой ценой.

Нескоординированный режим рабочего времени (рабо-в сверхурочные и неудобные часы), когда работа зас-зляет нарушать естественный ритм организма, в резуль-

ате чего стресс умножается. Наличие внезапных кризисных проблем. Статусные проблемы (низкий статус, небольшая зар-

тата, недостаточные перспективы служебного продвиже-


ния) — возможность служебного продвижения способству­ет как осознанию ценности собственного профессионализ­ма, так и уверенности в долговременных перспективах.

Заоргашзованностъ, формализм, ненужные ритуалы и процедуры.

Неопределенность и непредсказуемое развитие собы­тий в организации которые могут принимать форму час­тых перемен без объяснений их необходимости.

Под специфическими стрессорами в деятельности руководителя понимаются стрессоры, присущие не столь­ко самой работе, сколько способу, с помощью которого осуществляется управленческая деятельность. Среди них можно выделить следующие.

Нечеткие ролевые обязанности — нечеткий перечень функциональных обязанностей ставит руководителя в очень уязвимую позицию: если он ничего не делает, ему говорят, что он должен действовать, если же проявляет инициативу, обвиняют в превышении полномочий.

Ролевой конфликт — два аспекта деятельности руково­дителя оказываются несовместимыми.

Нереалистично высокие притязания, стремление к совершенству — являются стрессором в случае, если руко­водитель не может расслабиться и осознать, что работа сделана хорошо. За нереалистичной оценкой перспектив неотступно следуют отрицательные, тягостные чувства и сама неудача.

Особенности взаимодействия с вышестоящими ру­ководителями, игнорирование ими мнения руководите­ля — предложения и мнения руководителя игнорируются, что вызывает высокий уровень разочарования и напря­женности.

Особенности взаимодействия с коллегами по горизон­тали — ограниченные возможности обсуждения профессио­нальных проблем, отсутствие поддержки ведут к ощуше-ниго одиночества, истощению профессиональных ресурсов и стрессу.

Особенности взаимодействия с клиентами и подчи ненными — трудные клиенты и подчиненные способны вызвать стресс, когда стычки с ними либо абсолютно не­ожиданны, либо несправедливы. Эмоциональный фактор в деятельности руководителя по отношению к подчиненным может проявляться в двух аспектах. С одной стороны, ру-228


I ководитель должен принимать решения, касающиеся дру-[ гих людей, не руководствуясь при этом чувствами симпатии и антипатии. Однако, каким бы беспристрастным ни старал-• ся выглядеть руководитель, его решения будут эмоциональ-' но окрашены. С другой стороны, руководитель может нахо­диться под воздействием гак называемого «синдрома эмоцио-" нального выгораниям, когда он воспринимает подчиненного не как «живого*- человека, а как некий объект своей дея-Е тельности, элемент сложной системы. Оба подхода вызыва-| ют время от времени у руководителя стрессы.

Особенности управленческого труда — усилия, необ­ходимые для усвоения новых знаний и опыта, каждый год отнимают все больше времени и энергии. Руководитель или пытается решить непосильную задачу — быть в курсе всех технических новинок, или остается в хвосте с само­ощущением своей некомпетентности.

Любому руководителю, наряду с традиционными пере­рывами в работе, необходимы короткие паузы (от несколь­ких часов до нескольких дней) между завершением одной служебной задачи и переходом к следующей. Во время этих пауз сбрасывается накапливающееся напряжение, происходит расслабление.

Необходимость ежедневно принимать решения связана с постоянным стрессом, особенно в условиях недостатка служебной информации.

Чтобы установить степень опасности стрессов для своего организма, полезно знать тип нервной системы, те­кущий уровень стрессовых нагрузок и свою способность им противостоять, т. е. оценить, насколько близко или да­леко вы находитесь от фазы истощения. В качестве ориен­тиров наступающего нервного срыва можно использовать следующую совокупность признаков:

• продолжительная, необъяснимая усталость, снижение
физической активности;

• хронические головные боли, расстройство пищеваре­
ния, периодические боли в спине;

• участившиеся ссоры с близкими людьми, коллегами;

• раздражительность, резкая смена настроения, депрес­
сия, обостришая защитная реакция, сверхчувствитель­
ность к критике;

• ощущение перегруженности на работе, нехватка вре­
мени;


• привычные дела занимают гораздо больше времени,
чем раньше;

• возрастающая тенденция к перееданию;

• злоупотребление курением и спиртным;

• пересыпание;

• ощущение пустоты, чувство неудовлетворенности
жизнью, боязнь неудачи;

• скука;

• падение продуктивности и снижение творческого по­
тенциала;

• нежелание и неспособность принимать решения;

• забывчивость;

» возрастающая озабоченность личными ошибками в ра­боте, увеличение их количества.

Для обозначения «меры сопротивляемости» человека стрессовым воздействиям используется понятие «стрессо-устойчнвость» — способность сохранять высокие показате­ли психического функционирования и деятельности при возрастающих стрессовых нагрузках.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.