Понятие стресса и стрессоустойчивости
Разрешение тех или иных ситуаций в управлении провоцирует, как правило, состояние психической напряженности личносги. Если руководитель или работник перегружены заданиями, а время их выполнения ограничено, то возникает типичная стрессовая ситуация. Поэтому в управленческой деятельности очень важно знать индиви- дуальные характеристики здоровья и учитывать их при регулировании фаз труда и отдыха. Обычно выделяют три вида здоровья: физическое, психическое, духовное [48]. Психическое здоровье оценивается по трем основным критериям: • адаптация; • социализация; • индивидуализация. Применительно к здоровью под адаптацией понимается способность человека осознанно относиться к функциям своего организма, регулировать психические процессы (управлять своими мыслями, чувствами, желаниями). Социализация, с точки зрения здоровья, понимается в трех основных проявлениях: • человек реагирует на другого человека, как на равно • человек признает существование норм в отношениях • человек признает необходимую меру одиночества и - Критерием успешной социализации является способность человека жить .в условиях современных социальных норм, в системе «Я—другие». Индивидуализация понимается как способность: * осознавать собственную неповторимость и индивиду * сопоставлять свою индивидуальность с проявлениями Среди всего комплекса проблем, связанных с понятием психических состояний, наибольшее значение для психологии управления имеет, безусловно, проблема управленческого стресса и контроля над ним. Стресс.Это понятие ввел канадский врач Г. Селье в 1936 г. для обозначения обширного круга состояний психического напряжения, обусловленных выполнением деятельности в особенно сложных условиях и возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия — стрессоры [37]. В зависимости от вида стрессора и характера его влия-я выделяются различные виды стресса, в самой общей яассификации — стресс физиологический и стресс психо-[югический. Последний подразделяется на стресс инфор-((ационный и эмоциональный. - Стресс информационный возникает в ситуациях ин-ормационных перегрузок, когда субъект не справляется Е задачей, не успевает принимать верные решения в требу-рмом темпе — при высокой ответственности за последствия ешений. Стресс эмоциональный появляется в ситуациях уг-эзы, опасности, обиды и пр. При этом различные его ормы — импульсивная, тормозная, генерализованная — иводят к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивацион-ной структуры деятельности, нарушениям двигательного и евого поведения. Управленческая деятельность отличается большим чис-• стрессоров, специфичных по своему содержанию. По определению Г. Селье, стресс есть ответ организма на любое предъявляемое ему требование. Стресс — это процесс нашей адаптации к изменениям, он заставляет организм мобилизовывать необходимые силы и двигаться аперед. Формула стресса такова: «деятельность — перенапряжете — отрицательные эмоции». Психологически это проявляется в «перегреве» системы внутренней саморегуляции поведения личности, которая работает «под высоким напряжением». ' Является ли стресс вредным для здоровья или нет, определяется длительностью, интенсивностью, новизной, Множественностью стрессовых ситуаций. Когда вы слишком много работаете, само по себе это не вредит до тех пор, пока работа доставляет радость и вам сопутствует успех. Но если к напряжению сил добавляются разочарова-ия и неудачи, то существенно повышается риск заболева-иЙ. Подверженность стрессу в результате повышенных рабочих нагрузок зависит от работоспособности человека. Работоспособность — потенциальная способность щдивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и пси- хофизиологнческих ресурсов индивида. По отношению к решаемой задаче можно выделить работоспособность максимальную, оптимальную и сниженную (37]. В процессе деятельности происходит изменение уровня работоспособности, описываемое с помощью кривой работоспособности, показывающей зависимость эффективности деятельности от времени ее выполнения. Для продолжительной деятельности характерны такие стадии работоспособности: • врабатывание; • оптимальная работоспособность; • некомпенсируемое и компенсируемое утомление; • конечный порыв. У каждого человека есть свой индивидуальный предел временного давления стресса. Одни могут выдерживать большие перегрузки длительное время, адаптируясь к стрессу, других даже небольшая дополнительная нагрузка выбивает из колеи. Некоторых людей стресс стимулирует, они могут работать с полной отдачей именно в условиях воздействия стресса. Эти три позиции менеджера по отношению к стрессу можно выразить так: «стресс вола» — для тех, кто к нему адаптируется; «стресс кролика» — для тех. кто избегает его; «стресс льва» — для тех, кого стрессовые ситуации мобилизуют. Развитие стресса характеризуется наличием грех фаз: тревоги (мобилизации), сопротивления и истощения. На первой стадии, если стресс не чрезмерен, состояние тревоги довольно быстро проходит, люди «берут себя в руки» и мобилизуют необходимые ресурсы для осуществления процесса адаптации. Эта стадия обычно полезна. Если стресс чрезмерен, то возможна противоположная реакция -реакция угнетения и срыва, сопровождающаяся резким возрастанием тревоги, эмоциональной напряженности, раздражительности. В самых трудных случаях человек оказывается неспособным к конструктивным действиям. На второй стадии человек, миновавший первую фазу, активно сопротивляется вызвавшим стресс воздействиям. Но при длительном воздействии стресса люди даже с устойчивой к стрессам психикой не могут избежать разрубающего воздействия третьей фазы. На этой стадии стресс из мобилизующего фактора превращается в угнетающий. Одной из главных особенностей этого процесса являет-то, что усталость и напряжение накапливаются в орга- !зме и различные стрессы взаимно усиливают друг дру- I, ускоряя наступление фазы истощения. Длительное на- эждение человека в этой фазе чревато общим угнетением физиологических систем и психики, нервными срывами, тезнями я даже появлением суицидных устремлений. Степень подверженности стрессу во многом определяет-темпераментом человека. Стресс более всего беспокоит «оциональных людей. Поэтому у меланхоликов и холе-<ов степень уязвимости выше средней. Различают физиологические и психологические стрес- оры. К физиологическим стрессорам относятся болевые эздействия, чрезмерная физическая нагрузка, экстре-ьные температуры, шум, загрязненный воздух, плохое ятание, прием ряда лекарственных препаратов. Психологическими стрессорами являются необхо-юсть принятия решения, нереалистические ожидания и жтязания, угроза статусу, ответственность за что-то, Зида, переживание, конфликт и т. д. Психологические рессоры подразделяются на информационные и эмоцио-чьные. \ Для анализа стресса руководителей стрессоры делят на грессоры служебной и внеслужебной деятельности. Стрессоры служебной деятельности подразделя- этся на общие и специфические. К общим стрессорам ^тносят следующие. Плохая организация служебной деятельности (задерж-bi, безответственность, неритмичность), т. е. отсутствие рвстемы в работе. Недостаток сотрудников — руководитель, кроме сво-обязанностеЙ, выполняет еще и обязанности других. Три этом работа либо выполняется некачественно, либо ается слишком большой ценой. Нескоординированный режим рабочего времени (рабо-в сверхурочные и неудобные часы), когда работа зас-зляет нарушать естественный ритм организма, в резуль- ате чего стресс умножается. Наличие внезапных кризисных проблем. Статусные проблемы (низкий статус, небольшая зар- тата, недостаточные перспективы служебного продвиже- ния) — возможность служебного продвижения способствует как осознанию ценности собственного профессионализма, так и уверенности в долговременных перспективах. Заоргашзованностъ, формализм, ненужные ритуалы и процедуры. Неопределенность и непредсказуемое развитие событий в организации которые могут принимать форму частых перемен без объяснений их необходимости. Под специфическими стрессорами в деятельности руководителя понимаются стрессоры, присущие не столько самой работе, сколько способу, с помощью которого осуществляется управленческая деятельность. Среди них можно выделить следующие. Нечеткие ролевые обязанности — нечеткий перечень функциональных обязанностей ставит руководителя в очень уязвимую позицию: если он ничего не делает, ему говорят, что он должен действовать, если же проявляет инициативу, обвиняют в превышении полномочий. Ролевой конфликт — два аспекта деятельности руководителя оказываются несовместимыми. Нереалистично высокие притязания, стремление к совершенству — являются стрессором в случае, если руководитель не может расслабиться и осознать, что работа сделана хорошо. За нереалистичной оценкой перспектив неотступно следуют отрицательные, тягостные чувства и сама неудача. Особенности взаимодействия с вышестоящими руководителями, игнорирование ими мнения руководителя — предложения и мнения руководителя игнорируются, что вызывает высокий уровень разочарования и напряженности. Особенности взаимодействия с коллегами по горизонтали — ограниченные возможности обсуждения профессиональных проблем, отсутствие поддержки ведут к ощуше-ниго одиночества, истощению профессиональных ресурсов и стрессу. Особенности взаимодействия с клиентами и подчи ненными — трудные клиенты и подчиненные способны вызвать стресс, когда стычки с ними либо абсолютно неожиданны, либо несправедливы. Эмоциональный фактор в деятельности руководителя по отношению к подчиненным может проявляться в двух аспектах. С одной стороны, ру-228 I ководитель должен принимать решения, касающиеся дру-[ гих людей, не руководствуясь при этом чувствами симпатии и антипатии. Однако, каким бы беспристрастным ни старал-• ся выглядеть руководитель, его решения будут эмоциональ-' но окрашены. С другой стороны, руководитель может находиться под воздействием гак называемого «синдрома эмоцио-" нального выгораниям, когда он воспринимает подчиненного не как «живого*- человека, а как некий объект своей дея-Е тельности, элемент сложной системы. Оба подхода вызыва-| ют время от времени у руководителя стрессы. Особенности управленческого труда — усилия, необходимые для усвоения новых знаний и опыта, каждый год отнимают все больше времени и энергии. Руководитель или пытается решить непосильную задачу — быть в курсе всех технических новинок, или остается в хвосте с самоощущением своей некомпетентности. Любому руководителю, наряду с традиционными перерывами в работе, необходимы короткие паузы (от нескольких часов до нескольких дней) между завершением одной служебной задачи и переходом к следующей. Во время этих пауз сбрасывается накапливающееся напряжение, происходит расслабление. Необходимость ежедневно принимать решения связана с постоянным стрессом, особенно в условиях недостатка служебной информации. Чтобы установить степень опасности стрессов для своего организма, полезно знать тип нервной системы, текущий уровень стрессовых нагрузок и свою способность им противостоять, т. е. оценить, насколько близко или далеко вы находитесь от фазы истощения. В качестве ориентиров наступающего нервного срыва можно использовать следующую совокупность признаков: • продолжительная, необъяснимая усталость, снижение • хронические головные боли, расстройство пищеваре • участившиеся ссоры с близкими людьми, коллегами; • раздражительность, резкая смена настроения, депрес • ощущение перегруженности на работе, нехватка вре • привычные дела занимают гораздо больше времени, • возрастающая тенденция к перееданию; • злоупотребление курением и спиртным; • пересыпание; • ощущение пустоты, чувство неудовлетворенности • скука; • падение продуктивности и снижение творческого по • нежелание и неспособность принимать решения; • забывчивость; » возрастающая озабоченность личными ошибками в работе, увеличение их количества. Для обозначения «меры сопротивляемости» человека стрессовым воздействиям используется понятие «стрессо-устойчнвость» — способность сохранять высокие показатели психического функционирования и деятельности при возрастающих стрессовых нагрузках. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|