Контроль над стрессом⇐ ПредыдущаяСтр 43 из 43
Если вы оказались в фазах явного стресса, нужно подумать над вопросом «Каким образом это случилось?». Для организации борьбы со стрессами важно знать свою личную сопротивляемость стрессам. В случае, если у вас пониженная сопротивляемость или велики стрессовые нагрузки, необходимо обратить пристальное внимание на возможные способы борьбы со стрессами. Универсальным правилом борьбы со стрессами является осознание того, что стресс — это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете [48]. Разделите стрессоры, которые имеют место в вашей жизни, на три группы: • те, что можете устранить сами; • те, что можете ослабить; • те, что находятся вне вашей воли. Продумайте, как можно устранить стрессоры первой группы, ослабить стрессоры второй группы, и научитесь правильно относиться к стрессорам третьей группы. Необходимо ставить соответствующие вашим возможностям жизненные цели и добиваться их выполнения. Це-230 ли выбираются такие, которые чуть-чуть выше ваших реальных возможностей. Очень важно уметь отличать главное от второстепенного. Необходимо учиться видеть проблему с разных сторон, воспринимая действительность такой, какова она есть. Большой стрессовой нагрузке подвергаются работники организации при нововведениях и организационных изменениях в работе. Существуют правила, позволяющие снизить воздействие стресса на подчиненных при проведении руководителем инновационных решений: • оповестите подчиненных заранее и публично об изме • будьте тверды и последовательны в осуществлении • вовлекайте подчиненных в процесс планирования и • прогнозируйте и упреждайте невыгодное развитие со Разработано много различных вариантов борьбы с негативным воздействием стресса на управленческую деятельность. Наиболее типичные из них следующие: • рационализировать свой рабочий день; • планировать работу; • чередовать тактики выполнения работы; • уметь делегировать полномочия; • никогда не брать работу на дом; • не затягивать рабочий день ни для себя, ни для других; • всегда быть готовым к неожиданностям; • находить новые увлечения; • ходить на работу пешком;
• чаще покидать свой кабинет; • активно отдыхать в выходные дни; • научиться чувствовать приближение стрессовых ситу Принято разделять способы выхода из стрессовых ситуаций на активные и пассивные. Активный способ имеет две разновидности: в одном случае он строится как интенсификация конструктивных действий по организации деятельности, в другом — по типу «внешней бурной реакции^, когда руководитель вымешает эмоции на подчиненных. Пассивный способ характеризуется тем, что человек •«мирится с ситуацией*, подавляет напряжение и загоняет стресс внутрь, не давая выплеснуться эмоциям. Можно выделить следующие активные меры противодействия стрессу. Анализ индивидуальной картины стресса — включает составление перечня стрессоров, ранжирование их, планирование реальных и конкретных действий по отношению к стрессорам. Мобилизация физиологических возможностей организма — увеличение приема жидкости (до восьми стаканов в день к тому количеству, которое мы выпиваем ежедневно), правильное питание, дыхательные упражнения, физкультура. При выполнении утренней зарядки важен не столько объем выполняемых упражнений, сколько их регулярность. Упражнения должны включать задания на гибкость и выносливость. Дыхательные упражнения для снятия усталости предельно просты: в течение 6 секунд глубоко и равномерно вдыхается воздух, затем в течение 6 секунд следует задержка дыхания и в следующие 6 секунд ~-медленный равномерный выдох, Упражнения выполняются до тех пор, пока не снимаются признаки усталости. Психическая саморегуляция — к основным ее разновидностям относятся: » релаксация (сознательное нервно-мышечное расслабление тела); • аутотренинг (работа с самоприказами через регулиро • визуализация (саморегулирование состояний на осно • медитация (приведение психики человека в состояние В качестве профилактики стрессов подходят любые упражнения по созданию и поддержанию положительного настроения. Включайте психорегулиругощие упражнения в свой режим дня. Улыбайтесь людям как можно чаще: это не только улучшит отношение к вам окружающих, но и поднимет ваше настроение. Дополнительные приемы, позволяющие снять напряжение: • перемена положения или места; • смена деятельности: слушание, разговор, чтение, дви • отсутствие спешки при приеме пищи; • прослушивание расслабляющей музыки; • регулярные прогулки на свежем воздухе; • вовлечение на досуге в творческие занятия; • выполнение одновременно одного дела. Надо подчеркнуть, что в психологии управления сформулировано также положение об устойчивости к фрустрации как профессионально важном качестве руководителя. Под фрустрацией понимают состояния, возникающие в случае невозможности достижения тех или иных значимых для личности целей. Для повышения устойчивости к фрустрации используют две группы средств. Главное место среди активных методов принадлежит накоплению и осмыслению так называемого фрустрацион-ного опыта, который содержит ответы на вопросы: какие ситуаций уже были ранее, почему они возникли, что помешало в них достижению целей, почему способы действий в них оказались неудачными, как не повторять ошибок, уходя от подобных ситуаций. Отвечая на эти вопросы, руководитель формирует личностный банк данных, содержащий репертуар адекватных способов преодоления состояний фрустрации. Еще более значимо то, что он учится формулировать все более реалистичные цели и задачи, не допуская тем самым возникновения ситуаций фрустрации. Вторая группа — это средства психологической защиты личности в состояниях фрустрации. Все они объединяются общей формулой: «Если не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней». Очень специфична для руководителя и готовность к экстренным действиям — способность быстрого и адекватного реагирования на экстренно возникающие непредвиденные ситуации; способность «быстрого включения» в ситуации, а также произвольного изменения своего состояния в соответствии с их требованиями. Как бы вы ни были устойчивы к стрессам, иногда стрессовая ситуация настигает вас совершенно неожиданно. Каждому руководителю необходимо знать меры первоочередной самопомощи в стрессовой ситуации: • в острой стрессовой ситуации не следует принимать • медленно сосчитайте до десяти; • займитесь своим дыханием. Оно должно быть медлен- • извинившись, выйдите из помещения. Смочите лоб, Таковы необходимые первичные действия, которые помогут контролировать рабочие ситуации, приводящие к перегрузкам организма, и, следовательно, избежать стресса. Вопросы для самопроверки 1. Понятие стресса и его виды. 2. Что такое работоспособность человека? 3. Фазы развития стресса. 4. Основные стрессоры в управленческой деятельности. 5. Признаки нервного срыва. 6. Понятие стрессоустойчивое™. 7. Активный и пассивный способы противодействия стрессу. 8. Стрессовая ситуация и контроль над ней. ЛИТЕРАТУРА 1. Аверченко, Л.К. Психология управления: курс лекций/ отв. ред. 2. Баева. О.А, Ораторское искусство и деловое общение; учеб. по 3. Психологические основы «Наблик рилейпщз». 2-е изл./Е. Богда 4. Большой толковый психологический словарь: в 2 т. / пер. с англ. 5. Вудкок, М., Френсис, Д. Раскрепощенный менеджер. Для руко 6. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. 7. Гончаров, В.В. В поисках совершенства управления. Руководство 8. Громова, О.И, Конфликтология: курс лекций. М.: Тандем; 9. Дракер, П.Ф. Управление, нацеленное на результаты / пер. с 10. Дьяченко, М.И., Калдыбонич, Л.А. Психологический словарь- 11. Дьяченко, М.И., Кандыбович, Л,А, Краткий психологический 12. Кабаченко, Т.С. Психология управления. Управленческая дея 13. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: учеб, для вузов. Мн,: 14. Косаревская, Т.Е. Психология управления: учеб, пособие. Ви 15. Красоаский, Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффектив 1б Крычевский, Р.Л. Если вы — руководитель... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М.: Дело, 1993. 349 с. 17. Ксенчук, Е.В., Киянова, М.К.. Технология успеха. М.: Дело, 18. Кузьмин, И.А. Психотехнологии и эффективный менеджмент. 19. Курбатов, В.И. Стратегия делового успеха: учеб, пособие для 20. Ладанов, И. Д. Практический менеджмент; Психотехника управ 21. Малышев, К.Б. Психология управления: науч.-метод, пособие 22. Мескон, М.Х., Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы менеджмен 23. Обозов, Н.Ц. Психология менеджмента, СПб., 1994. 240 с. 24. Панасюк, А.Ю. Как победить н споре, или искусство убеждать. 25. Панкратов, В.И.Психотехнология управления людьми: практ. 26. Пергаменщик, Л.А., Морозов, В.Е. Психология и педагогика: 27. Питере, Т., Уотмен, Р. В поисках эффективного управления. 28. Поведение руководителя: практ. пособие / Л.С.Вечер. Мн.: Но 29. Психология: учеб, для техн. вузов / под общ. ред. В.И. Дружи 30. Психология управления: учеб. пособие / под ред. А.В. Федото 31. Розанова, В,А. Психология управления: учеб.-практ. пособие
32. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. СПб,: Питер 33. Самоукина, Н. Антикризисное управление компанией. СПб.: 34. Санталайнен, Т., Воутилайнен, Э., Поренне, П. и др. Управ 35. Сеещицкий, А.Л. Социальная психология управления. Л., 36. Сесмен, Л., Дип, С. Верный путь к успеху. 1600 советов менед 37. Словарь психолога-практика / сост. С.Ю. Головин. 2-е изд., пе- 38. Тутушкина, М.К. и др. Практическая психология для менедже 39. Урбаноаич, А.А. Психология управления: учеб, пособие. Мн.: 40. Фишер, Р., Юри, У. Путь к согласию, или переговоры без по 41. Хьелл, Л., Зшлер, Д. Теории личности (Основные положения, 42. Чеховских, М.И. Основы психологии: учеб, пособие. Мн.: Но 43. Шейное, В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. Мн.: Амалфея, 1997. 288 с. 44. Шейное, В.П. Скрытое управление человеком (Психология ма 45. Шейное, В.И. Как управлять другими. Как управлять собой 46. Шпаяинский, В.В. Психология менеджмента: учеб, пособие. М.: УРАО, 2000. 184 с. 47. Якокка, Ли. Карьера менеджера. М.. 1991. 420 с 48. Я сама справлюсь со стрессом / Л.С. Вечер. Мн.: Кузьма, 1999. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|