Здавалка
Главная | Обратная связь

Контроль над стрессом



Если вы оказались в фазах явного стресса, нужно по­думать над вопросом «Каким образом это случилось?». Для организации борьбы со стрессами важно знать свою личную сопротивляемость стрессам. В случае, если у вас пониженная сопротивляемость или велики стрессовые на­грузки, необходимо обратить пристальное внимание на возможные способы борьбы со стрессами. Универсальным правилом борьбы со стрессами является осознание того, что стресс — это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете [48].

Разделите стрессоры, которые имеют место в вашей жизни, на три группы:

• те, что можете устранить сами;

• те, что можете ослабить;

• те, что находятся вне вашей воли.

Продумайте, как можно устранить стрессоры первой группы, ослабить стрессоры второй группы, и научитесь правильно относиться к стрессорам третьей группы.

Необходимо ставить соответствующие вашим возмож­ностям жизненные цели и добиваться их выполнения. Це-230


ли выбираются такие, которые чуть-чуть выше ваших ре­альных возможностей.

Очень важно уметь отличать главное от второстепенно­го. Необходимо учиться видеть проблему с разных сторон, воспринимая действительность такой, какова она есть.

Большой стрессовой нагрузке подвергаются работники организации при нововведениях и организационных изме­нениях в работе.

Существуют правила, позволяющие снизить воздей­ствие стресса на подчиненных при проведении руководите­лем инновационных решений:

• оповестите подчиненных заранее и публично об изме­
нениях, которые вы собираетесь произвести, как бы оче­
видны они ни были;

• будьте тверды и последовательны в осуществлении
нововведений;

• вовлекайте подчиненных в процесс планирования и
реализации изменений. Это снимет много вопросов;

• прогнозируйте и упреждайте невыгодное развитие со­
бытий. Лучше действовать, чем реагировать.

Разработано много различных вариантов борьбы с нега­тивным воздействием стресса на управленческую деятель­ность. Наиболее типичные из них следующие:

• рационализировать свой рабочий день;

• планировать работу;

• чередовать тактики выполнения работы;

• уметь делегировать полномочия;

• никогда не брать работу на дом;

• не затягивать рабочий день ни для себя, ни для других;

• всегда быть готовым к неожиданностям;

• находить новые увлечения;

• ходить на работу пешком;

 

• чаще покидать свой кабинет;
•'делать паузы в работе;

• активно отдыхать в выходные дни;

• научиться чувствовать приближение стрессовых ситу­
аций.

Принято разделять способы выхода из стрессовых ситу­аций на активные и пассивные. Активный способ имеет две разновидности: в одном случае он строится как интен­сификация конструктивных действий по организации дея­тельности, в другом — по типу «внешней бурной реакции^,


когда руководитель вымешает эмоции на подчиненных. Пассивный способ характеризуется тем, что человек •«мирится с ситуацией*, подавляет напряжение и загоняет стресс внутрь, не давая выплеснуться эмоциям.

Можно выделить следующие активные меры проти­водействия стрессу.

Анализ индивидуальной картины стресса — включает составление перечня стрессоров, ранжирование их, плани­рование реальных и конкретных действий по отношению к стрессорам.

Мобилизация физиологических возможностей орга­низма — увеличение приема жидкости (до восьми стаканов в день к тому количеству, которое мы выпиваем ежеднев­но), правильное питание, дыхательные упражнения, физ­культура. При выполнении утренней зарядки важен не столько объем выполняемых упражнений, сколько их ре­гулярность. Упражнения должны включать задания на гибкость и выносливость. Дыхательные упражнения для снятия усталости предельно просты: в течение 6 секунд глу­боко и равномерно вдыхается воздух, затем в течение 6 секунд следует задержка дыхания и в следующие 6 секунд ~-медленный равномерный выдох, Упражнения выполняют­ся до тех пор, пока не снимаются признаки усталости.

Психическая саморегуляция — к основным ее разно­видностям относятся:

» релаксация (сознательное нервно-мышечное расслаб­ление тела);

• аутотренинг (работа с самоприказами через регулиро­
вание состояния различных органов и участков тела);

• визуализация (саморегулирование состояний на осно­
ве мысленного воссоздания во всех подробностях образа
приятного места, красивого пейзажа и своих ощущений
при нахождении там);

• медитация (приведение психики человека в состояние
глубокой сосредоточенности путем размышлений).

В качестве профилактики стрессов подходят любые уп­ражнения по созданию и поддержанию положительного настроения.

Включайте психорегулиругощие упражнения в свой ре­жим дня. Улыбайтесь людям как можно чаще: это не толь­ко улучшит отношение к вам окружающих, но и поднимет ваше настроение.


Дополнительные приемы, позволяющие снять напряжение:

• перемена положения или места;

• смена деятельности: слушание, разговор, чтение, дви­
жение, отдых;

• отсутствие спешки при приеме пищи;

• прослушивание расслабляющей музыки;

• регулярные прогулки на свежем воздухе;

• вовлечение на досуге в творческие занятия;

• выполнение одновременно одного дела.

Надо подчеркнуть, что в психологии управления сфор­мулировано также положение об устойчивости к фрустра­ции как профессионально важном качестве руководителя. Под фрустрацией понимают состояния, возникающие в случае невозможности достижения тех или иных значимых для личности целей.

Для повышения устойчивости к фрустрации использу­ют две группы средств.

Главное место среди активных методов принадлежит накоплению и осмыслению так называемого фрустрацион-ного опыта, который содержит ответы на вопросы: какие ситуаций уже были ранее, почему они возникли, что поме­шало в них достижению целей, почему способы действий в них оказались неудачными, как не повторять ошибок, ухо­дя от подобных ситуаций. Отвечая на эти вопросы, руко­водитель формирует личностный банк данных, содержа­щий репертуар адекватных способов преодоления состоя­ний фрустрации. Еще более значимо то, что он учится формулировать все более реалистичные цели и задачи, не допуская тем самым возникновения ситуаций фрустрации. Вторая группа — это средства психологической защиты личности в состояниях фрустрации. Все они объединяют­ся общей формулой: «Если не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней».

Очень специфична для руководителя и готовность к экстренным действиям — способность быстрого и адекват­ного реагирования на экстренно возникающие непредви­денные ситуации; способность «быстрого включения» в си­туации, а также произвольного изменения своего состоя­ния в соответствии с их требованиями.

Как бы вы ни были устойчивы к стрессам, иногда стрессовая ситуация настигает вас совершенно неожидан­но. Каждому руководителю необходимо знать меры пер­воочередной самопомощи в стрессовой ситуации:



• в острой стрессовой ситуации не следует принимать
(или пытаться принимать) никаких ответственных реше­
ний. Исключения составляют стихийные бедствия, когда
речь идет о спасении жизни;

• медленно сосчитайте до десяти;

• займитесь своим дыханием. Оно должно быть медлен-
ным. Сосредоточьтесь на ощущениях, связанных с ним;

• извинившись, выйдите из помещения. Смочите лоб,
виски и артерии на руках холодной водой. Медленно
осмотритесь по сторонам и, переводя взгляд с одного пред­
мета на другой, мысленно описывайте их внешний вид.
Посмотрите в окно на небо. Набрав воды в стакан (в ла­
дони), медленно выпейте ее. Сконцентрируйте свое внима­
ние на ощущениях, получаемых от этого действия. Выпря­
митесь, поставьте ноги на ширину плеч и на выдохе на­
клонитесь, расслабляя шею и плечи так, чтобы голова и
руки свисали свободно к полу. Дышите глубже, следите за
своим дыханием. Продолжайте делать это в течение 1—
2 минут. Затем медленно выпрямитесь; действуйте осто­
рожно, чтобы не закружилась голова.

Таковы необходимые первичные действия, которые по­могут контролировать рабочие ситуации, приводящие к пе­регрузкам организма, и, следовательно, избежать стресса.

Вопросы для самопроверки

1. Понятие стресса и его виды.

2. Что такое работоспособность человека?

3. Фазы развития стресса.

4. Основные стрессоры в управленческой деятельности.

5. Признаки нервного срыва.

6. Понятие стрессоустойчивое™.

7. Активный и пассивный способы противодействия стрессу.

8. Стрессовая ситуация и контроль над ней.


ЛИТЕРАТУРА

1. Аверченко, Л.К. Психология управления: курс лекций/ отв. ред.
М.В. Удальпова, Новосибирск: НГДЭиУ; ИНФРА М, 1997. 150 с.

2. Баева. О.А, Ораторское искусство и деловое общение; учеб. по­
собие. Мн.: Новое знание, 2000. 328 с.

3. Психологические основы «Наблик рилейпщз». 2-е изл./Е. Богда­
нов, В. Зазыкин. СПб.: Питер, 2003. 208 с.

4. Большой толковый психологический словарь: в 2 т. / пер. с англ.
Р. Артур. М.: ACT; Вече, 2001.

5. Вудкок, М., Френсис, Д. Раскрепощенный менеджер. Для руко­
водителя-практика / пер. с англ. А.8. Берникова, А.Ф. Ковалева. М.:
Дело, 1991. 315 с.

6. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций.
М.: ЧеРо, 1998. 336 с.

7. Гончаров, В.В. В поисках совершенства управления. Руководство
для высшего управленческого персонала: Опыт лучших промышленных
фирм США, Японии и стран Западной Европы. М.: Междунар. науч.-
исслед. нн-т проблем управления, 1998. 173 с.

8. Громова, О.И, Конфликтология: курс лекций. М.: Тандем;
ЭКМОС, 2000. 320 с.

9. Дракер, П.Ф. Управление, нацеленное на результаты / пер. с
англ. В.Е. Котляр. М.:Технолог. школа бизнеса, 1992. 191 с.

10. Дьяченко, М.И., Калдыбонич, Л.А. Психологический словарь-
справочник. Мн.: Харвест; М.: ACT, 2001. 576 с.

11. Дьяченко, М.И., Кандыбович, Л,А, Краткий психологический
словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. Мн.:
Нар. асвета, 1996. 399 с.

12. Кабаченко, Т.С. Психология управления. Управленческая дея­
тельность: учеб, пособие. М., 1996. 4.1. 146 с.

13. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: учеб, для вузов. Мн,:
БГЭУ, 1996. 284 с.

14. Косаревская, Т.Е. Психология управления: учеб, пособие. Ви­
тебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2001. 35 с.

15. Красоаский, Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффектив­
ность и парадоксы (на материалах 120 российских компаний): практ.
пособие. М.: ИНФРА-М, 1997. 361 с.

Крычевский, Р.Л. Если вы — руководитель... Элементы психо­логии менеджмента в повседневной работе. М.: Дело, 1993. 349 с.

17. Ксенчук, Е.В., Киянова, М.К.. Технология успеха. М.: Дело,
1993. 179 с.

18. Кузьмин, И.А. Психотехнологии и эффективный менеджмент.
М.: Технолог, школа бизнеса, 1993. 90 с.


19. Курбатов, В.И. Стратегия делового успеха: учеб, пособие для
студентов вузов. Ростов н/Д: Феникс, 1995. 416 с.

20. Ладанов, И. Д. Практический менеджмент; Психотехника управ­
ления и самотренировки. М.: Элник, 1995. 492 с.

21. Малышев, К.Б. Психология управления: науч.-метод, пособие
для вузов. М.: ПЕРСЭ, 2000. 144 с.

22. Мескон, М.Х., Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы менеджмен­
та / пер. с англ. М.В. Майорова и др. М.: Дело, 1994. 701 с.

23. Обозов, Н.Ц. Психология менеджмента, СПб., 1994. 240 с.

24. Панасюк, А.Ю. Как победить н споре, или искусство убеждать.
М.: Олимп; АСТ-ЛТД, 1998. 304 с.

25. Панкратов, В.И.Психотехнология управления людьми: практ.
руководство. М.: Институт психотерапии, 2001. 336 с.

26. Пергаменщик, Л.А., Морозов, В.Е. Психология и педагогика:
курс лекций. Мн.: Ред.-изд. центр Академии управления при Президен­
те Республики Беларусь, 2002. 303 с.

27. Питере, Т., Уотмен, Р. В поисках эффективного управления.
М., 1986. 450 с.

28. Поведение руководителя: практ. пособие / Л.С.Вечер. Мн.: Но­
вое знание, 2000. 208 с.

29. Психология: учеб, для техн. вузов / под общ. ред. В.И. Дружи­
нина. СПб.: Питер, 2000. 304 с.

30. Психология управления: учеб. пособие / под ред. А.В. Федото
вз. Л.: ЛГГУ, 1991. 84 с.

31. Розанова, В,А. Психология управления: учеб.-практ. пособие
М.. 1997. Ч. 1, 2. 176 с.

 

32. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. СПб,: Питер
йук, 2002. 704 с.

33. Самоукина, Н. Антикризисное управление компанией. СПб.:
Питер, 2003. 192 с.

34. Санталайнен, Т., Воутилайнен, Э., Поренне, П. и др. Управ­
ление по результатам. М., 1987. 475 с.

35. Сеещицкий, А.Л. Социальная психология управления. Л.,
1986. 280 с.

36. Сесмен, Л., Дип, С. Верный путь к успеху. 1600 советов менед­
жерам / пер. с англ. А. Суворовой. Мн.: Попурри, 1996. 382 с.

37. Словарь психолога-практика / сост. С.Ю. Головин. 2-е изд., пе-
рераб. и доп. Мн.: Харвест, 2003. 976 с.

38. Тутушкина, М.К. и др. Практическая психология для менедже­
ров. М.: ФИЛИНЪ, 1996. 414 с.

39. Урбаноаич, А.А. Психология управления: учеб, пособие. Мн.:
Хэрвест, 2003. 640 с.

40. Фишер, Р., Юри, У. Путь к согласию, или переговоры без по­
ражения. Хокен П. Тайна успеха / пер. с англ. А. Гореловой. В. Ва
бенко / сост. В.В. Шарпило. Мн.: ПАРАДОКС, 1995. 448 с.

41. Хьелл, Л., Зшлер, Д. Теории личности (Основные положения,
исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997. 608 с.

42. Чеховских, М.И. Основы психологии: учеб, пособие. Мн.: Но
вое знание, 2002. 218 С.


43. Шейное, В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение.

Мн.: Амалфея, 1997. 288 с.

44. Шейное, В.П. Скрытое управление человеком (Психология ма­
нипулирования). Мн.: Харвест, 2003. 848 с.

45. Шейное, В.И. Как управлять другими. Как управлять собой
(Искусство менеджера). Мн.: Амалфея, 1996. 427 с,

46. Шпаяинский, В.В. Психология менеджмента: учеб, пособие.

М.: УРАО, 2000. 184 с.

47. Якокка, Ли. Карьера менеджера. М.. 1991. 420 с

48. Я сама справлюсь со стрессом / Л.С. Вечер. Мн.: Кузьма, 1999.
224с.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.