Здавалка
Главная | Обратная связь

Динамика показателей реабилитации инвалидов



 

Одним из главных критериев эффективности социальной политики в отношении инвалидов по идее должна быть ее ориентация на выход максимально возможного числа лиц из состояния инвалидности. Полная реабилитация означает снятие статуса инвалида. Два других показателя - частичной реабилитации и утяжеления инвалидности (дереабилитация) - отражают процесс перетекания инвалидов из группы в группу. Частичная реабилитация - переход в более легкую группу (для третьей группы, естественно, отсутствует). Утяжеление инвалидности или дереабилитация - переход в более тяжелую (соответственно, для первой группы невозможен). Показатель изменчивости - доля инвалидов, сменивших свою группу, в том числе вследствие полной реабилитации. И, наконец, баланс - сальдо, отражающее либо преобладание реабилитации над утяжелением инвалидности (в этом случае показатель имеет положительное значение), либо наоборот (знак отрицателен).

"Входное" распределение инвалидов можно считать довольно благоприятным с точки зрения потенциала полной реабилитации, так как более “тяжелая” 1-я группа в 14-17 раз меньше самой “легкой” 3-ей группы. По "баллу легкости" структуры инвалидов по группам тяжести, который определяется как взвешенная средняя баллов (для первой группы - балл 1, для второй - 2, для третьей - 3), можно судить о соотношении долей 1-й и 3-ей групп в распределении инвалидов. Если их доли равны, то показатель равен 2. Если преобладают инвалиды 3-ей группы, то показатель превышает значение 2. Следовательно, чем он больше, тем “легче” структура. С 1992г. по 1997г. балл практически не изменился - с 2,33 до 2,34.

 


Таблица 1. Удельный показатель стоимости льгот, предоставляемых отдельным категориям инвалидов и различным группам ветеранов, за 1997г.

    Наименование категорий граждан Расчетный удельный показатель стоимости всех предоставляемых льгот в расчете на одного получателя в месяц, тыс. руб. Соотношение расчетного удельного показателя стоимости всех предоставляемых льгот в расчете на одного получателя в месяц и средней пенсии, %
Инвалиды Великой Отечественной войны 993,5
Участники Великой Отечественной войны 311,6
Участники Великой Отечественной войны, ставшие инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин 993,5
Ветераны боевых действий на территории других государств 214,3
Инвалиды боевых действий на территории других государств 993,5
Военнослужащие, проходящие военную службу в годы войны в тылу 186,9
Лица, работавшие на предприятиях, в учреждениях и организациях города Ленинграда в период блокады 227,8
Лица, работавшие на предприятиях, в учреждениях и организациях города Ленинграда в период блокады, ставшие инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин 295,8
Лица, работавшие в годы Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны 159,9
Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны 152,4
Члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий на территории других государств 209,5
Ветераны труда 186,5
Бывшие несовершеннолетние узники фашизма, признанные инвалидами 993,5
Бывшие несовершеннолетние узники фашизма 311,6
Реабилитированные граждане 398,2
Лица, пострадавшие от политических репрессий 160,3
Члены семей, совместно проживающие с реабилитированными лицами и лицами, пострадавшими от политических репрессий 49,9

 

Таблица 2. Удельные показатели активной и пассивной политики государства в отношении инвалидов в 1997г.

(тыс. руб.)

  Удельный показатель стоимости в расчете на одного получателя
I. Активная политика  
Медицинская реабилитация, лечение и протезирование:
оплата лекарств 31,6
пользование поликлиниками 33,4
Протезирование 43,1
курортно-санаторное лечение 275,5
оплата проезда на лечение 128,6
всего: 236,7-512,2
Трудовая реабилитация и содействие занятости
профподготовка, переподготовка и профориентация 140,4
проведение общественных работ 103,0
сохранение рабочих мест 386,5
создание дополнительных рабочих мест 646,2
кредиты для организации собственного дела 83,4
субсидирование занятости безработных инвалидов 260,4
Социальная реабилитация  
оплата проезда на транспорте дальнего сообщения 81,8
оплата проезда на пригородном транспорте 54,0
оплата проезда на городском транспорте 40,6
обеспечение автомобилями 297,5
обеспечение мотоколясками 166,7
обеспечение кресло-колясками 125,0
установка телефона 113,0
оплата пользования телефоном и радиоточкой 3,0
всего: 303,9-589,4
Федеральные целевые программы  
“Социальная защита инвалидов” 0,54
“Дети инвалиды” 12,7
II. Пассивная политика  
Пенсионное обеспечение  
средний размер назначенных инвалидам пенсий с компенсационными выплатами:   343,48
Получающим пенсии по старости 433,07
получающим пенсии по инвалидности 333,27
Получающим социальную пенсию 251,32
из числа военнослужащих 356,28
Надбавки инвалидам ВОВ и приравненным к ним категориям 166,8
Надбавка на уход за инвалидом I группы 83,4
Надбавка на уход за ребенком-инвалидом до 16 лет 83,4
всего: 251,32-599,87
Защита от безработицы ( поддержка доходов)  
Средний размер пособий по безработице 99,7
Стационарные учреждения  
средняя суточная стоимость содержания одного проживающего инвалида в учреждении общего типа   26,0
средняя суточная стоимость содержания одного проживающего инвалида в психоневрологических интернатах   29,0
средняя суточная стоимость содержания одного проживающего инвалида в детских интернатах   38,0

 

Динамический анализ структуры инвалидов показал, что уровень полной реабилитации стабильно очень низкий, а в 1-ой и 2-ой группах почти нулевой (0.2-0.6%). Из числа реабилитированных 82-87% - это бывшие инвалиды 3-ей группы, где уровень ОКПР единственно значимый и составляет 5-6%.

Ежегодно совокупность инвалидов уменьшается всего на 2.2-2.3% благодаря полной реабилитации. Можно прийти к выводу: кто бы и по каким мотивам не оформлял инвалидность, инвалидность в России - явление терминальное, а не временное. Лишь инвалиды 3-ей группы имеют сколько-то значимый шанс полной реабилитации.

При низком уровне полной реабилитации в 1-2 группах тяжести можно было бы надеяться, что в переходах из группы в группу будет преобладать поток в сторону самой легкой – 3-ей группы, из которой есть шанс быть реабилитированным у каждого двадцатого инвалида. Но в соотношении реабилитации и дереабилитации последняя преобладает, так что результатом ежегодных переосвидетельствований является утяжеление инвалидности у оставшихся 97,8% в сторону резкого увеличения группы 1 (в 3-4 раза) и уменьшения доли 3-ей. Однако на протяжении всех 6 лет с 1992г. просматривалась тенденция к улучшению баланса, в первую очередь, благодаря снижению уровня дереабилитации. Впрочем, что касается динамики, то 1995г. по целому ряду показателей отличался от остальных.

Сравнение работающих и неработающих инвалидов выявило, что реабилитация первых существенно выше, чем среди последних. И это неудивительно, так среди работающих подавляющее большинство инвалидов третьей группы (83-86%). Именно применительно к категории неработающих до самого последнего времени относится вывод о полном отсутствии реабилитируемости (всего 0,4% в 1992г.). Но за шесть лет ситуация изменилась. У неработающих все показатели реабилитируемости повышались, а у работающих показатели полной реабилитируемости даже снизились, частичной - выросли совсем немного. Более того, внутригрупповой общий баланс между реабилитацией и дереабилитацией у неработающих в 1997г. оказался лучше, чем у неработающих. Стандартизация общих показателей полной и частичной реабилитации подтвердила, что рост показателей у неработающих действительно имеет место, более того, рост чистого показателя интенсивности даже выше. Точно так же, что действительно снизился показатель полной реабилитации у работающих и что по структурному компоненту он даже завышен по отношению к аналогичному показателю у неработающих.

Таким образом, все благоприятные тенденции оказались не связаны с явными структурными факторами, наоборот, последние, как правило, препятствовали более яркому проявлению этих тенденций.

Однако улучшение реаблитируемости неработающих при стагнации и даже ухудшении показателей у работающих инвалидов труднообъяснимо. Простая ссылка на то, что у неработающих все показатели были невообразимо низки, а у работающих - столь же высоки, мало конкретна. Поэтому мы все же предполагаем, что рост реабилитации неработающих инвалидов может быть связан не с улучшением работы ВТЭК/БМСЭ, избирательно направленным на эту категорию инвалидов, а со скрытыми структурными изменениями, на роль которых наилучшим образом подходит снижение доли бессрочников пенсионных возрастов среди переосвидетельствованных инвалидов. Особенности 1995г., которые бросались в глаза и при анализе других контингентов инвалидов, дают косвенное основание для того, чтобы считать такую гипотезу правдоподобной. Возможно, что высокий уровень реабилитации в последующие два года есть следствие 1995г., ибо довольно трудно представить, что ввод нового положения о критериях инвалидности, в которых впервые инвалидность рассматривается в социальном контексте, выразился в повышении реабилитируемости неработающих инвалидов.

 

5.2. Профессиональная и трудовая реабилитация (инвалиды на рынке труда)

 

Одним из основных направлений поддержки инвалидов является профессиональная реабилитация, которая является важнейшей составной частью государственной политики в области социальной защиты инвалидов. Профессиональная реабилитация инвалидов включает следующие мероприятия, услуги и технические средства:

· профориентация (профинформирование; профконсультирование; профотбор; профподбор);

· психологическая поддержка профессионального самоопределения;

· обучение (переобучение) по программам основного общего образования, среднего (полного) общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования;

· повышение квалификации;

· содействие трудоустройству (содействие в трудоустройстве на временные работы, на постоянное место работы, самозанятости и предпринимательству);

· квотирование и создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов;

· профессионально-производственная адаптация.

Профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна для государства. Так как, средства, вложенные в реабилитацию инвалидов, будут возвращаться государству в виде налоговых поступлений, являющихся следствием трудоустройства инвалидов. В случае ограничения доступа инвалидов к занятиям профессиональной деятельностью, расходы на реабилитацию инвалидов лягут на плечи общества в еще большем размере.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.