Здавалка
Главная | Обратная связь

Квотирование рабочих мест



 

Новый закон о социальной защите инвалидов послужил отправной точкой для развития идеи и реализации квотирования рабочих мест. В настоящее время в соответствии с Планом мероприятий по реализации Комплексной программы мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 гг., утвержденным постановлением Правительства РФ 3 августа 1996г. № 928, продолжается работа над проектом постановления Правительства РФ “О порядке установления квоты для приема на работу инвалидов”. Данное постановление направлено на обеспечение дополнительных гарантий занятости граждан, признанных в соответствии с действующим законодательством инвалидами, и устанавливает механизм введения квоты для приема на работу инвалидов, ее размер и определяет порядок внесения обязательной платы в случае ее невыполнения.

В соответствии с законодательством квота устанавливается организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности с численностью работников более 30 человек. Общественные объединения инвалидов и находящиеся в их собственности организации, хозяйственные товарищества и общества, уставной капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов. Рабочие места для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты создаются за счет работодателей (организаций) и иных источников.

Вместе с тем, существуют и сомнения относительно самой парадигмы квотирования рабочих мест для инвалидов. Безусловно, здесь имеется почва для серьезного конфликта интересов между инвалидами, стремящимся к занятости, с одной стороны, и работодателем, основная цель которого – конкурентоспособность производства на открытом рынке, которая априори стимулирует его к поиску квалифицированной и адекватной потребностям производства рабочей силы, но не наоборот – искусственной адаптации 3% рабочих мест к потребностям отдельных работников-инвалидов. Не случайно, что действующий закон о квотировании породил широко распространенную “обходную технологию”, когда работодатель лишь формально нанимает работников-инвалидов во избежание санкций, реально же они незаняты.

Закрепленная законом система квот только кажется простым решением проблемы трудоустройства инвалидов. В действительности она не очень успешна, непродуктивна и не согласуется с понятием профессиональной реабилитацией инвалидов. Квотовая система редко направлена на поддержку инвалидов в их продвижении по службе, сосредоточивает внимание, в основном, на низкооплачиваемых, малозначительных работах.

Принудительное внедрение закона о квотах для трудоустройства инвалидов происходит довольно трудно и подрывает его законность. Пока еще мала вероятность того, что жесткие принудительные процедуры могут оказать большое влияние на изменение ситуации с занятостью инвалидов и увеличение доли работников-инвалидов в общей численности работников организаций. В настоящее время органы государственной службы занятости, которые контролируют реализацию законодательства о квотах, из-за недостатка денежных средств и персонала не в состоянии осуществлять эффективный контроль за выполнением квоты.

Кроме того, работодатели могут выполнить квоту при условии достаточно высокой трудовой активности самих инвалидов. Вместе с тем, по поводу стремления к занятости самих инвалидов существуют самые разнообразные оценки и мнения. Большинство социологических опросов показывают, что это стремление существует и что примерно половина всех инвалидов хотят работать, но не могут трудоустроиться в современных условиях, хотя к этим оценкам следует относиться с известной степенью осторожности[24].

Введение законодательствами о занятости и социальной защиты инвалидов нормы, предусматривающей взыскания с работодателя обязательной ежемесячной платы за каждого нетрудоустроенного в рамках квоты инвалида в случае невозможности ее выполнения, фактически является скрытой формой дополнительного целевого “налога” на работодателя.

Однако собранные от этого “налога” средства в соответствие с законом могут быть направлены только на создание новых рабочих мест у работодателя, трудоустраивающего инвалидов сверх установленной квоты или на создание специализированных предприятий (цехов, участков) общественных объединений инвалидов. Это положение не учитывает тот факт, что для трудоустройства инвалидов в счет квоты тоже требуются, и в ряде случаев значительные, средства. К сожалению, в соответствии с законом средства от этого “налога” не могут быть направлены на проведение мероприятий по профессиональному обучению или переобучению инвалидов, на адаптацию рабочих мест для инвалидов у работодателя, желающего выполнить квоту, на субсидирование их занятости, на оказание поддержки специализированным рабочим местам и реабилитационным центрам, способствующим преодолению препятствий на пути к трудовой деятельности граждан, данной категории. Все это в значительной степени сдерживает решение проблемы обеспечения занятости инвалидов. Средства, поступившие в Фонд занятости от этого “налога”, могли бы быть использованы на усиление процесса реабилитации и решение проблемы занятости инвалидов.

В большинстве развитых стран мирового сообщества политика занятости в отношении инвалидов строится в соответствии с концепцией включения инвалидов в процесс общей занятости. При этом следует иметь в виду, что социальная политика в отношении инвалидов в послевоенный период прошла уже несколько этапов развития. Начальным этапом считается принятие законов о квотировании рабочих мест для инвалидов. В разных странах это законодательство имело свои специфические национальные особенности. В Великобритании такой закон был принят в 1944г. В настоящее время в мире происходит поворот от патерналистской социальной политики в отношении инвалидов к концепции равных возможностей, закрепленной в антидискриминационном законодательстве ряда стран, в результате которого ряд стран отказывается от практики квотирования.

 


6. Проблемы занятости инвалидов в Уральском
федеральном округе.

 

Сегодня в Уральском федеральном округе остро стоит вопрос занятости инвалидов.

Целью государственной политики в отношении инвалидов является обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.

Однако в стране еще не создана полноценная система удовлетворения специфических потребностей населения, возникающих в связи с инвалидностью. Это, в конечном итоге, приводит к вытеснению инвалидов из различных сфер деятельности и к их самоизоляции.

По оценочным данным, в УрФО имеют работу лишь 15 процентов инвалидов трудоспособного возраста. Около 20 тысяч инвалидов нуждаются в автономных средствах передвижения. В минимальных объемах удовлетворяются потребности инвалидов в технических средствах, облегчающих их труд и быт. Не лучшим образом обстоит дело с профессиональной подготовкой инвалидов. Не более 20 процентов инвалидов могут удовлетворить свои потребности в профессиональном обучении.

Потребность в получении высшего образования среди инвалидов возрастной группы (15-25 лет) – более 16%, но на сегодняшний день реализована только у 5% инвалидов. Около 2% инвалидов занимаются предпринимательской деятельностью. В связи с внесением изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации сложные времена наступили для специализированных предприятий общественных организаций инвалидов. Для них эти предприятия – одна из наиболее активных форм трудоустройства.


7. Программы трудоустройства инвалидов
Правительства Москвы

 

Одним из критериев оценки цивилизованности общества может служить отношение к людям с ограниченными физическими возможностями. К сожалению, нам похвалиться особо нечем: даже люди, пострадавшие на поле брани, защищая Отечество, не окружены тем вниманием и заботой, которых они безусловно заслуживают.

Контингент людей с ограниченными возможностями в обществе достаточно значителен, он составляет примерно 10% всего населения. Так, например, в Москве на 8,5 миллионов жителей приходится более 960 тысяч инвалидов. Из них практически каждый пятый, то есть не менее 180 тысяч человек - люди трудоспособного возраста. Задачей является оказание содействия в трудоустройстве этим людям, создание условий их профессиональной реабилитации.

В соответствии с федеральным законом "О социальной защите инвалидов" в июне 1999 года вышло постановление Правительства Москвы "О создании Государственной службы реабилитации инвалидов г. Москвы", в котором регламентируется порядок деятельности всех заинтересованных и ответственных государственных служб, призванных обеспечивать комплексную реабилитацию инвалидов с целью максимальной интеграции их в общественную жизнь города. Комплексная реабилитация инвалидов включает в себя три части: медицинскую, за которую несет ответственность Комитет здравоохранения, социальную - Комитет социальной защиты населения совместно с Комитетом по культуре и Комитетом физкультуры и спорта и профессиональную - Комитет труда и занятости совместно с Комитетом образования Москвы.

Комплексная реабилитация инвалидов воплощена в индивидуальную программу реабилитации. Государственную помощь по всем трем направлениям человек может получить после специального освидетельствования, в ходе которого устанавливается его группа инвалидности. Такие освидетельствования проводят Бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) - бывшие ВТЭК. Там же вырабатывается индивидуальная программа реабилитации инвалида при его непосредственном участии. В индивидуальной программе реабилитации указывается характер заболевания, группа инвалидности, а также медицинские показания для трудоустройства каждого гражданина. В зависимости от этого обстоятельства программа может содержать либо два раздела (медицинский и социальный), либо три (добавляется еще профессиональный). Индивидуальная программа реабилитации предоставляет инвалиду возможность трудится, но отнюдь не обязывает его к этому. С другой стороны, программа не лишает возможности посильной работы инвалидов I и II группы, для них сняты категоричные запреты типа "Без права работы".

Теперь для инвалида возможны два варианта пути.

Первый - трудоустройство на обычном рабочем месте по вакансии службы занятости, если рекомендации МСЭ не противоречат этому. И второй - трудоустройство на специализированном предприятии, изначально ориентированном на использование труда инвалидов. Таких предприятий на сегодня в Москве насчитывает около сорока. По решению городских властей специализированным предприятиям могут предоставляться налоговые льготы, другие формы финансовой поддержки. Комитетом труда и занятости проводится ежегодный конкурс по отбору проектов по созданию и сохранению рабочих мест для инвалидов. При этом Комитет берет на себя половину затрат по реализации проекта, представленного предприятием и одобренного конкурсной комиссией. Другую половину средств предприятие вкладывает самостоятельно.

Например, ТОО "Сезам и Ко", производящее дверные замки, широко использует труд инвалидов. Продукция этой фирмы пользуется хорошим спросом. На ООО "Арт Лайн" при активном участии инвалидов выпускают очень красивые, нарядные светильники - торшеры, бра, настольные лампы. Это предприятие также вполне конкурентоспособно. Нельзя не отметить Российский центр компьютерных технологий, где трудятся около 70 инвалидов по зрению, а возглавляет предприятие ослепший в детстве кандидат экономических наук Сергей Ваньшин.

Еще одну возможность для трудоустройства инвалидов представляют специализированные рабочие места для людей с ограниченными возможностями на обычных предприятиях. В настоящее время Комитетом проводится серьезная работа по организации создания таких специализированных рабочих мест. Приходится подчас преодолевать значительное сопротивление со стороны отдельных работодателей, предпочитающих перечислить деньги в Фонд занятости, чем оборудовать на собственном предприятии рабочие места для инвалидов. Однако закон - на стороне последних. В 1999 году усилиями Комитета создано 800 специализированных рабочих мест для инвалидов.

Далеко не каждый нуждающийся в трудоустройстве инвалид владеет специальностью, пользующейся спросом на рынке труда. В этом случае требуется дополнительное обучение или переподготовка. Профессиональная подготовка осуществляется за счет средств Фонда занятости, также как и выплата стипендий на время учебы. Среди людей с ограниченными возможностями, трудоустроенных с помощью Комитета, имеются программисты, юристы, производственные технологи, авиадиспетчеры и другие специалисты высокой квалификации. Понятно, что реализация программы по их профессиональной подготовке требует немалых сил и средств.

В службу занятости столицы обратилось около 4-х тысяч инвалидов с трудовыми рекомендациями МСЭ, из которых почти 2-м тысячам человек удалось оказать содействие в трудоустройстве, в том числе, и лицам с 1-ой и 2-ой группами инвалидности. По подсчетам, к общественно-полезной деятельности стремятся 65-70% инвалидов трудоспособного возраста, то есть 120-130 тысяч москвичей. На сегодняшний день трудоустроено более 60 тысяч. Это означает, что около половины претендующих на трудоустройство столичных инвалидов нуждаются в нашей помощи и поддержке. Люди, готовые к преодолению своих недугов, имеют право на полноценную работу по избранной специальности.

 








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.