Здавалка
Главная | Обратная связь

Краткий конспект лекций



Тема 1.Экономические основы индустрии туризма

 

Хозяйствующие субъекты и контрагенты индустрии туризма. Структура туристской индустрии. Туристское предприятие и его функции. Организационно-правовые формы в сфере туристского бизнеса. Классификация туристских фирм. Основные задачи, содержание и характер деятельности. Организационная и функциональная система управления. Консалтинговая и информационная поддержка бизнеса.

Туристский спрос сталкивается со специфическим предложе­нием целого ряда туристских продуктов и услуг. Эти туристские продукты, взятые вместе, формируют туристскую индустрию. Туристская индустрия представляет собой со­вокупность средств размещения, транспортных средств, объектов общественного питания, развлекательного, познавательного, дело­вого, оздоровительного, спортивного и иного назначения, органи­заций,осуществляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков. Туристская индустрия располагает солидной мате­риально-технической базой, обеспечивает занятость большого чис­ла людей и взаимодействует почти со всеми отраслями народно­хозяйственного комплекса.

Туристские предприятия это самостоятельно хозяйствую­щие субъекты, которые на основе использования собственного или арендованного имущества производят и реализуют продукцию, выполняют работы, оказывает услуги. Туристские предприятия могут иметь различную форму собст­венности (государственные, частные, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества и др.). Туристские предприятия самостоятельно решают, какие товары и услуги должны быть произведены, в каких количествах, какого качества, по какой цене они должны быть проданы, в каких местах должны быть расположены туристские предприятия и др.

Организационно-правовая форма туристского предприятия определяется:

– порядком формирования уставного фонда;

– степенью ответственности по обязательствам предприятия;

– формой собственности.

В России для предприятий всех организационно-правовых форм законом гарантируются равные права и возможности. У каждой из организационно-правовых форм есть свои преимущества и недостатки.

При реализации выбранной стратегии фирмы большое значе­ние имеет адекватная организационная структура. Организационная структура предприятия должна быть по­движной и может пересматриваться по мере необходимости в за­висимости от условий деловой активности, изменений объема должностных обязанностей персонала с учетом роста его квали­фикации и возможностей. Эффективная организационная структура создается в результате многолетнего опыта функционирования предприятия на рынке и является одним из важнейших элементов динамич­ной стратегии развития.

 

Тема 2.Стратегии в туристском бизнесе

 

Предпосылки возникновения теории стратегического управления. Процесс стратегического управления туристской фирмой. Четыре уровня стратегии в организации. Определение миссии и целей туристской фирмы. Стратегическая сфера бизнеса. Правовые основы туристского бизнеса. Анализ внешней среды и отраслевой конкуренции. Выбор стратегии фирмы с учетом влияния факторов внешней среды. Диверсификация деятельности фирмы.

Стратегическое управ­ление определяется кактехнология управления в условиях по­вышенной нестабильности факторов внешней среды и их неопределенности во времени.

Анализ причин возникновения неопределенности показывает, что ее основной источник – научно-технический прогресс, определяющий ускорение экономических процессов и появление инноваций, которые можно классифицировать различными способами.

В стратегическом управлении выделяют четыре уровня стратегии в организации: корпоративный,сферы бизнеса, функциональный, линейный.

Технология эффективного управления в условиях повышенной нестабильности и неопределенности факторов внешней среды становится особенно актуальной для организаций, имеющих диверсифицированный портфель сфер бизнеса, то есть производящих товары и услуги различного функционального назначения или действующих в различных сферах бизнеса.

 

 

Тема 3. Планирование деятельности туристской фирмы

 

Стратегическое и текущее планирование деятельности. Бизнес-планирование, его особенности в России и за рубежом. Перспективная бизнес-идея – интеллектуальная основа делового проекта. Цель и структура бизнес-проекта. Разновидности и разделы бизнес-планов. Аудит бизнес-плана внешними инвесторами, продвижение бизнес-плана в процессе переговоров. Обеспечение безопасности коммерческой информации фирмы.

Сущность планирова­ния проявляется в конкретизации задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявлении материаль­ных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач. Планирование – это начальный этап управления, однако оно представляет собой не единственный акт, а процесс, продолжаю­щийся до завершения планируемого комплекса операций. Планирование направлено на оптимальное использование возможностей фирмы, в том числе наилучшее использование всех видов ресурсов и предотвращение ошибочных действий, обеспечение финан­совой устойчивости высокой рентабельности капитала.

На нынешнем этапе развития экономики бизнес-планирование имеет определенные особенности, которые необходимо учитывать при разработке планов развития фирмы:

– нестабильность экономического развития, меняющиеся правила хозяйствования;

– относительная незащищенность предпринимателей от внешней среды, зачастую весьма агрессивной;

– конкурентные возможности хозяйствующих партнеров.

В бизнес-плане дается описание основных разделов развития фирмы на конкурентном рынке с учетом собственных и заемных финансовых источников, материальных и кадровых возможностей, предполагаемых рисков, возникающих в процессе реализации предпринимательских проектов.

Бизнес-план показывает реальность планируемого дела (проекта) и выступает как средство действенной рекламы для будущих инвесторов или партнеров. Как правило, бизнес-план разрабатывается на несколько (3-5) лет, на основе его показателей ведется годовое планирование деятельности туристской фирмы.

Для успешного ведения переговоров при продвижении бизнес-плана среди инвесторов или партнеров требуется прежде всего обоснованность всех показателей бизнес-плана, продуманность аргументов и профессиональное поведение.

Обеспечение безопасности коммерческой информации фирмы является одним из важнейших направлений деятельности руководства. В системах информационной безопасности следует рассматривать в качестве опасностей конкурентную разведку, несанкционированный доступ на

web-сайты, утрату конфиденциальности клиентских баз данных, несанкционированную рассылку коммерческой информации.

 

Тема 4. Финансовая отчетность предприятия

 

Бухгалтерский баланс, активы, пассивы, собственный капитал, отчет о движении денежных средств, счет прибылей и убытков. Оценка запасов товарно-материальных ценностей. Влияние различных методов оценки запасов на расчет прибыли.

Бухгалтерский баланс содержит информацию о финансовом состоянии и результатах деятельности предприятия на определенный момент времени. Отчет о движении денежных средств отражает фактические перемещения денежных средств в виде поступлений и платежей. Для расчета движения денежных средств необходимо определение сальдо на начало и конец периода. Счет прибылей и убытков показывает доходы и расходы предприятия между датами составления бухгалтерского баланса, т.е. определяются результаты работы предприятия за рассматриваемый период.

Финансовая отчетность предприятия предоставляет руководителям или инвесторам информацию о текущем финансовом положении предприятия, а также об эффективности деятельности предприятия за истекший период. На основе финансовой отчетности создаются модели, используемые в финансовом планировании. Финансовая отчетность предприятия позволяет наметить основные плановые показатели.

 

Тема 5. Анализ результатов деятельности предприятия

 

Суть анализа финансовых коэффициентов: оборачиваемости активов и запасов, срочной и текущей ликвидности. Расчет сальдо дебиторской и кредиторской задолженности на конец отчетного периода. Методика проведения операционного анализа на туристском предприятии. Определение и расчет основных показателей. Дерево решений. Дерево вероятностей инвестиционного проекта.

Своевременная разработка и принятие правильного решения – главная задача управленческого персонала туристской фирмы. Непродуманное решение может дорого стоить компании.

В этой связи цель данной темы:

– научить студентов принимать стратегические решения на основе сопоставления совокупных затрат с выручкой от реализации;

– проводить анализ безубыточности и чувствительности;

– определять предел безопасности и операционный рычаг;

– рассчитывать стоимостные оценки альтернативных решений;

– вероятное распределение возможных чистых приведенных стоимостей инвестиционного проекта.

 


 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.