Краткий конспект лекций ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Тема 1.Экономические основы индустрии туризма
Хозяйствующие субъекты и контрагенты индустрии туризма. Структура туристской индустрии. Туристское предприятие и его функции. Организационно-правовые формы в сфере туристского бизнеса. Классификация туристских фирм. Основные задачи, содержание и характер деятельности. Организационная и функциональная система управления. Консалтинговая и информационная поддержка бизнеса. Туристский спрос сталкивается со специфическим предложением целого ряда туристских продуктов и услуг. Эти туристские продукты, взятые вместе, формируют туристскую индустрию. Туристская индустрия представляет собой совокупность средств размещения, транспортных средств, объектов общественного питания, развлекательного, познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций,осуществляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков. Туристская индустрия располагает солидной материально-технической базой, обеспечивает занятость большого числа людей и взаимодействует почти со всеми отраслями народнохозяйственного комплекса. Туристские предприятия –это самостоятельно хозяйствующие субъекты, которые на основе использования собственного или арендованного имущества производят и реализуют продукцию, выполняют работы, оказывает услуги. Туристские предприятия могут иметь различную форму собственности (государственные, частные, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества и др.). Туристские предприятия самостоятельно решают, какие товары и услуги должны быть произведены, в каких количествах, какого качества, по какой цене они должны быть проданы, в каких местах должны быть расположены туристские предприятия и др. Организационно-правовая форма туристского предприятия определяется: – порядком формирования уставного фонда; – степенью ответственности по обязательствам предприятия; – формой собственности. В России для предприятий всех организационно-правовых форм законом гарантируются равные права и возможности. У каждой из организационно-правовых форм есть свои преимущества и недостатки. При реализации выбранной стратегии фирмы большое значение имеет адекватная организационная структура. Организационная структура предприятия должна быть подвижной и может пересматриваться по мере необходимости в зависимости от условий деловой активности, изменений объема должностных обязанностей персонала с учетом роста его квалификации и возможностей. Эффективная организационная структура создается в результате многолетнего опыта функционирования предприятия на рынке и является одним из важнейших элементов динамичной стратегии развития.
Тема 2.Стратегии в туристском бизнесе
Предпосылки возникновения теории стратегического управления. Процесс стратегического управления туристской фирмой. Четыре уровня стратегии в организации. Определение миссии и целей туристской фирмы. Стратегическая сфера бизнеса. Правовые основы туристского бизнеса. Анализ внешней среды и отраслевой конкуренции. Выбор стратегии фирмы с учетом влияния факторов внешней среды. Диверсификация деятельности фирмы. Стратегическое управление определяется кактехнология управления в условиях повышенной нестабильности факторов внешней среды и их неопределенности во времени. Анализ причин возникновения неопределенности показывает, что ее основной источник – научно-технический прогресс, определяющий ускорение экономических процессов и появление инноваций, которые можно классифицировать различными способами. В стратегическом управлении выделяют четыре уровня стратегии в организации: корпоративный,сферы бизнеса, функциональный, линейный. Технология эффективного управления в условиях повышенной нестабильности и неопределенности факторов внешней среды становится особенно актуальной для организаций, имеющих диверсифицированный портфель сфер бизнеса, то есть производящих товары и услуги различного функционального назначения или действующих в различных сферах бизнеса.
Тема 3. Планирование деятельности туристской фирмы
Стратегическое и текущее планирование деятельности. Бизнес-планирование, его особенности в России и за рубежом. Перспективная бизнес-идея – интеллектуальная основа делового проекта. Цель и структура бизнес-проекта. Разновидности и разделы бизнес-планов. Аудит бизнес-плана внешними инвесторами, продвижение бизнес-плана в процессе переговоров. Обеспечение безопасности коммерческой информации фирмы. Сущность планирования проявляется в конкретизации задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач. Планирование – это начальный этап управления, однако оно представляет собой не единственный акт, а процесс, продолжающийся до завершения планируемого комплекса операций. Планирование направлено на оптимальное использование возможностей фирмы, в том числе наилучшее использование всех видов ресурсов и предотвращение ошибочных действий, обеспечение финансовой устойчивости высокой рентабельности капитала. На нынешнем этапе развития экономики бизнес-планирование имеет определенные особенности, которые необходимо учитывать при разработке планов развития фирмы: – нестабильность экономического развития, меняющиеся правила хозяйствования; – относительная незащищенность предпринимателей от внешней среды, зачастую весьма агрессивной; – конкурентные возможности хозяйствующих партнеров. В бизнес-плане дается описание основных разделов развития фирмы на конкурентном рынке с учетом собственных и заемных финансовых источников, материальных и кадровых возможностей, предполагаемых рисков, возникающих в процессе реализации предпринимательских проектов. Бизнес-план показывает реальность планируемого дела (проекта) и выступает как средство действенной рекламы для будущих инвесторов или партнеров. Как правило, бизнес-план разрабатывается на несколько (3-5) лет, на основе его показателей ведется годовое планирование деятельности туристской фирмы. Для успешного ведения переговоров при продвижении бизнес-плана среди инвесторов или партнеров требуется прежде всего обоснованность всех показателей бизнес-плана, продуманность аргументов и профессиональное поведение. Обеспечение безопасности коммерческой информации фирмы является одним из важнейших направлений деятельности руководства. В системах информационной безопасности следует рассматривать в качестве опасностей конкурентную разведку, несанкционированный доступ на web-сайты, утрату конфиденциальности клиентских баз данных, несанкционированную рассылку коммерческой информации.
Тема 4. Финансовая отчетность предприятия
Бухгалтерский баланс, активы, пассивы, собственный капитал, отчет о движении денежных средств, счет прибылей и убытков. Оценка запасов товарно-материальных ценностей. Влияние различных методов оценки запасов на расчет прибыли. Бухгалтерский баланс содержит информацию о финансовом состоянии и результатах деятельности предприятия на определенный момент времени. Отчет о движении денежных средств отражает фактические перемещения денежных средств в виде поступлений и платежей. Для расчета движения денежных средств необходимо определение сальдо на начало и конец периода. Счет прибылей и убытков показывает доходы и расходы предприятия между датами составления бухгалтерского баланса, т.е. определяются результаты работы предприятия за рассматриваемый период. Финансовая отчетность предприятия предоставляет руководителям или инвесторам информацию о текущем финансовом положении предприятия, а также об эффективности деятельности предприятия за истекший период. На основе финансовой отчетности создаются модели, используемые в финансовом планировании. Финансовая отчетность предприятия позволяет наметить основные плановые показатели.
Тема 5. Анализ результатов деятельности предприятия
Суть анализа финансовых коэффициентов: оборачиваемости активов и запасов, срочной и текущей ликвидности. Расчет сальдо дебиторской и кредиторской задолженности на конец отчетного периода. Методика проведения операционного анализа на туристском предприятии. Определение и расчет основных показателей. Дерево решений. Дерево вероятностей инвестиционного проекта. Своевременная разработка и принятие правильного решения – главная задача управленческого персонала туристской фирмы. Непродуманное решение может дорого стоить компании. В этой связи цель данной темы: – научить студентов принимать стратегические решения на основе сопоставления совокупных затрат с выручкой от реализации; – проводить анализ безубыточности и чувствительности; – определять предел безопасности и операционный рычаг; – рассчитывать стоимостные оценки альтернативных решений; – вероятное распределение возможных чистых приведенных стоимостей инвестиционного проекта.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|