Здавалка
Главная | Обратная связь

Теоретическая часть



 

Планирование – это разработка и корректировка плана, включающие предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу. Еще А. Файоль определил 4 основных принципа планирова­ния. Это единство, непрерывность, гибкость, точность. Р. Акофф гораздо позже обосновал еще один ключевой принцип планирования – принцип участия.

Процесс планирования состоит из ряда этапов.

Первый этап. Фирма проводит исследования внешней и внутрен­ней среды организации. Определяет главные компоненты организационной среды, выделяет те из них, которые действи­тельно имеют значение для организации, проводит сбор и отсле­живание информации об этих компонентах, составляет прогнозы будущего состояния среды, производит оценку реального положе­ния фирмы.

Второй этап. Фирма устанавливает желаемые направления и ориентиры своей деятельности: видение, миссию, комплекс це­лей. Иногда этап установления целей предшествует анализу среды.

Третий этап. Стратегический анализ. Фирма сравнивает цели (же­лаемые показатели) и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды (ограничивающих достижение желаемых показа­телей), определяет разрыв между ними. При помощи методов страте­гического анализа формируются различные варианты стратегии.

Четвертый этап. Производятся выбор одной из альтернативных стратегий и ее проработка.

Пятый этап. Подготавливается окончательный стратегический план деятельности фирмы.

Шестой этап. Среднесрочное планирование. Готовятся средне­срочные планы и программы.

Седьмой этап. На основе стратегического плана и результатов среднесрочного планирования фирма разрабатывает годичные оперативные планы и проекты.

Восьмой и девятый этапы, не являясь стадиями непосредствен­ного процесса планирования, тем не менее определяют предпо­сылки для создания новых планов, которые должны учитывать:

- что организации удалось сделать, реализуя свои планы;

- каков разрыв между плановыми показателями и фактическим
выполнением.

Таким образом, процесс планирования следует начинать с анализа состояния отрасли и положения предприятия.

Характеристика рынка отрасли предполагает анализ положения на рынке конкурентов, выявления их современных позиций, стратегии и тактики (Таблица 1.1).

Таблица 1.1 – Характеристика рынка отрасли

№ п/п Наименование показателя Предприятия Итого
№ 1 № 2 № n
1. Объем производства, тыс. ед.          
2. Занимаемая доля рынка, %          
3. Степень использования производственной мощности, %          
4. Вероятность улучшения положения в отрасли, %          
5. Уровень технологии (более или менее совершенная, чем в среднем по отрасли)          
6. Рентабельность выпуска продукции, %          

 

При анализе рынков сбыта важно оценить сегменты рынка, круг его потребителей (табл. 1.2).

Таблица 1.2 – Оценка рынков сбыта

Показатели Сегменты рынка
       
1. Уровень спроса, тыс. ед.        
2. Доля потенциальных покупателей, %        
3. Объем продаж, тыс. ед.        
4. Степень удовлетворения спроса, %        

Задания

Задание 1.1

Оценить положение дел в отрасли производства компрессоров по отношению к АО «Бирюса» по исходным данным, представленным в таблице 1.3, учитывая, что общая потребность российских предприятий в мотор-компрессорах по экспертным оценкам составляет в настоящее время 4700 тыс. шт.

Таблица 1.3 – Исходные данные к заданию 1.1

Предприятия Рентабельность, % Мощность производства, тыс. шт. Выпуск, тыс. шт. Перспек-тивный выпуск, тыс. шт. Примечания
1. АО «Бирюса» 789,7 Линия в стадии поставки и монтажа
2. АО «Айсберг» 152,2 Осуществляет попытки получения средств
3. АО «Авиатек» 507,4 Выпущена опытная партия, необходимы средства для серийного производства
4. АО «Омск-агрегат-завод «Компрессор» 439,2 Производство организовано
5. АО «Тульский оружейный завод» 161,3 Осуществляет попытки получения средств
6. Астраханский завод холодильно-го оборудования 199,6 Требуется модернизация существующей линии
7. АО «ЗИЛ» 105,8 Линия смонтирована и ведется окончательная наладка
ИТОГО   2355,2  

 

Задание 1.2

Определите положение дел в отрасли оценочной деятельности города Ставрополя для обоснования целесообразности создания такой фирмы.

Задание 1.3

Охарактеризуйте положение дел в области риэлторских услуг города Ставрополя и сделайте вывод о перспективах создания такой фирмы.

 

Задание 1.4

Оценить рынки сбыта керамической плитки, если емкость рынка по сегментам составляет 100 тыс. шт. по строительным фирмам, 29 тыс. шт. по индивидуальным потребителям, 1 тыс.шт. по ценителям высокохудожественных изделий. Объем продаж керамической плитки в год составляет 110 тыс. шт. в том числе 0,5 тыс. шт. высокохудожественных изделий, 29 тыс. ед. для индивидуальных потребителей.

 

Задание 1.5

Провести анализ слабых и сильных сторон рассматриваемого предприятия по сравнению с основным конкурентом по данным таблицы 1.4. Условные обозначения: «С» – лидирует собственное предприятие, «К» – лидирует конкурент.

Таблица 1.4 – Сильные и слабые стороны конкурента

№ п/п Факторы, характеризующие предприятие Оценка
  Менеджер предприятия  
1. Предпринимательская культура и философия к
2. Четкость разделения полномочий и функций к
3. Цели и стратегии с
4. Скорость реагирования управления на происходящие изменения с
5. Система мотивации сотрудников к
6. Текучесть кадров к
  Производство  
7. Оборудование к
8. Гибкость производственных линий к
9. Качество производственного планирования и управления с
10. Наличие производственных мощностей для расширения к
  Научные исследования и разработки  
11. Проведение НИР с
12. Ноу-хау используемых инноваций с
13. Использование новых информационных технологий к
Продолжение таблицы 1.4
  Маркетинг  
14. Организация сбыта к
15. Расположение сбытовых филиалов к
16. Репутация товаров на рынке с
17. Уровень обслуживания покупателей к
18. Доля рынка сбыта, контролируемая фирмой к
  Кадры  
19. Возрастная структура с
20. Уровень образования с
21. Квалификация персонала с
22. Возможность обучения и подготовки персонала к
  Финансы  
23. Уровень финансового состояния к
24. Рентабельность к
25. Возможности инвестирования к

 

Задание 1.6

Крупная инвестиционная компания имеет намерение построить крупный торговый центр в Вашем городе. Используя таблицы приложения А, определите:

– с использованием таблицы А.1 приложения А наиболее сильные и слабые места торговых центров (ТЦ), претензии предъявляемые арендаторами к ТЦ, замечания покупателей. Необходимо также выявить скрытые возможности ТЦ, если такие могут быть;

– с использованием таблицы А.2 приложения А сильные и слабые бренды, какие бренды являются привлекательными для потребителя. Определить наличие местных сильных сетей;

– с использованием таблицы А.3 приложения А степень удовлетворенности арендаторов конкретным ТЦ, выявить возможность переезда, выявить основные моменты, которые необходимо учесть при заполнении нашего ТРЦ и последующей работе с арендаторами;

– с использованием таблицы А.4 приложения А по опросу арендаторов в ТЦ их удовлетворенность по генерированию трафика якорем по 10 бальной шкале и определить интерес со стороны посетителей к конкретному арендатору. Обязательно привязать к месторасположения в комплексе;

– с использованием таблицы А.5 приложения А среднюю плановую и фактическую стоимость одной покупки за 1 раз;

– с использованием таблицы А.6 приложения А степень удовлетворенности покупателей каждым конкретным комплексом, пожелания по организации работы, пулу арендаторов и перечню товарных групп;

– автомобильный трафик по федеральной трассе, по второстепенной дороге c разбивкой по часам пик, дням.

 

Задание 1.7

Любое планирование начинается с постановки целей. От Вас, как от будущего руководителя зависит качество деятельности всей фирмы. Значит, Вы должны быть способы организовать свою собственную жизнь.

Опишите генеральную цель Вашей жизни (свою миссию), стратегические и тактические цели, основные задачи.

Вопросы к практическому занятию

 

1.1. Что следует понимать под термином «планирование»?

1.2. Перечислите виды планирования.

1.3. Что включает в себя технология планирования?

1.4. Дайте классификацию планов, разрабатываемых на предприятии.

1.5.Охарактеризуйте основные уровни системы планирования.

1.6. Раскройте сущность «принципа участия» в планировании.

1.7. В чем заключается «принцип единства» планирования?

1.8. Что понимается под степенью неопределенности в планировании?

1.9. Какие горизонты планирования Вам известны?

1.10. Дайте определение термину «Тактика».

1.11. Что такое стратегический план?

1.12. Что такое оперативный план?

1.13. Что такое программа (проект)?

1.14. Какова последовательность процесса планирования?

1.17. Какие типы планирования эксплуатации недвижимости существуют?

 

Литература

[1 – 4, 6, 8].







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.