Здавалка
Главная | Обратная связь

Структура и логика эмпирического исследования

 

1. Определение объекта исследования.

2. Что такое проблемная ситуация?

3. Построение гипотетической модели-концепции.

4. Выдвижение гипотез.

5. Операционализация.

6. Способы выбора единиц анализа.

7. Методы сбора данных.

8. Анализ данных.

9. Отчет.

 

1. Объектом социального познания служат социальные процессы и явления. В ходе изучения выявляются основные законы и закономерности их функционирования и развития. Получаемые результаты используются для решения задач социального управления. Важной формой социального познания являются эмпирические исследования.

2. Исходным пунктом всякого исследования является проблемная ситуация, в основе которой лежит конкретное противоречие. Если проблему невозможно разрешить, пользуясь накопленными знаниями, то такая ситуация превращается в научную проблему. Признание существования научной проблемы означает необходимость выхода за пределы изученного в сферу того, что должно быть изучено, так как данная проблема не может быть решена в пределах имеющегося знания. Поэтому требуются теоретические и практические действия, направленные на приращение научного знания.

Осознание и выбор научной проблемы предполагают наличие объекта исследования.

После того как определены проблема, объект, цели и задачи исследования, приступают к рассмотрению предмета рассмотрения, пользуясь уже существующими теоретическими подходами. В результате проблемная ситуация включается в процесс теоретического познания.

3. Главная цель данного этапа — построение гипотетической модели изучаемого социального объекта. Помимо обобщения теоретических разработок в этой области важное значение в формировании концептуальной модели имеют знания, опыт и интуиция социолога. В ходе реализации этого этапа исследователь мысленно расчленяет объект изучения, выделяет его элементы, внешние и внутренние связи, оценивает его структуру и выдвигает предположения о механизмах функционирования и развития.

Уточняется наше представление о предмете изучения. В результате формируется концепция. В процессе исследования концепция подвергается дальнейшему уточнению и исправлению.

4. Важнейшим и обязательным элементом процедуры построения концептуальной модели является формулирование гипотез.

Гипотезы представляют собой научно обоснованные предположения о структуре социальных объектов, характере связей между ними, механизмах их функционирования и развития, требующие проверки в ходе исследования.

Выдвижение гипотез — не формальная процедура, она во многом зависит от опыта и интуиции исследователя и его исходных теоретических предпосылок. Исходные гипотезы разворачиваются в цепочку выводимых рабочих гипотез-следствий.

После предварительного анализа объекта исследования и выдвижения рабочих гипотез возникает естественная необходимость сопо­ставить теоретические положения с эмпирическими данными для дальнейшей проверки гипотез в реальных условиях. Проверка гипотез возможна лишь в случае, если все понятия, в которых они формулируются, прошли операционализацию и получили эмпирическую интерпретацию.

5. Эмпирическая операционализация концептуальной модели лежит в основе выбора инструментария и процедур сбора данных. В основе процедуры отбора единиц исследования лежит определение генеральной совокупности. Генеральная совокупность — это объект исследования, локализованный в пространстве и времени.

6. Существует три основные процедуры выбора единиц анализа: сплошное обследование, обследование методом основного массива и выборочное обследования.

Сплошное обследование предполагает изучение всех элементов генеральной совокупности. Во многих случаях проведение этой процедуры не представляется возможным по техническим или финансовым соображениям.

Обследование методом основного массива заключается в опросе 40-60% респондентов от генеральной совокупности. Он используется, если объем генеральной совокупности не слишком велик, например, если речь идет о трудовом коллективе небольшого предприятия.

Наиболее часто используется третья процедура. В соответствии с ней из элементов генеральной совокупности формируется выборочная совокупность, которая в дальнейшем тщательно исследуется. Полученные выводы переносятся на весь объект (См. рис.)

Для корректности выполнения выборочного метода используются две основные схемы. Первая схема ориентируется на случайный отбор элементов генеральной совокупности. В этом случае, руководствуясь законами больших чисел, можно гарантировать, что при достаточно большом объеме выборки закономерности, выявленные в ходе изучения выборочной совокупности, с известной погрешностью можно перенести на генеральную совокупность. Выборка, построенная по данной схеме, называется вероятностной.

Вторая схема отражает содержательные аспекты. Логика действий следующая: стремятся обеспечить соответствие по определенным целевым параметрам структуры выборочной и генеральной совокупностей. Как правило, в простейшей ситуации для названных целей выбирают стандартные демографические показатели: пол, возраст и т. п. После этого проводится анализ выборки, и полученные результаты переносятся на весь объект. Корректность данной процедуры обосновывается одинаковой социально-демографической структурой исходной и анализируемой совокупностей. Выборка, построенная по данной схеме, называется соответственно целевой.

Какая схема является более предпочтительной? На первый взгляд, это первая схема, поскольку в основе ее в отличие от второй лежат строгие математико-статистические модели. С целью сравнения надежности обоих подходов выполнялись многочисленные методические эксперименты. Было установлено, что оба подхода обеспечивают одинаковые результаты. Следует, однако, отметить, что первая схема не требует никакой информации о генеральной совокупности, в то время как во второй схеме используется уже известная информация, что часто позволяет уменьшить объем выборки.

7. За определением схемы формирования выборочной совокупности следует этап сбора данных. Здесь используются метод опроса, анализ документов и наблюдение. Основным методом признан метод опроса, который может осуществляться в форме анкетирования или интервьюирования. Не менее важны анализ документов, а также наблюдение. Однако существует не так много социологических исследований, в которых наблюдение используется как основной метод. Тем не менее практически в каждом исследовании на стадии предварительного изучения объекта и выдвижения гипотез он используется как вспомогательный. Полевой этап исследования завершается сбором данных.

Целью этапа обработки является создание на основе первичной социологической информации таблицы данных для последующего анализа. Собранные материалы должны быть предварительно определенным образом структурированы. Содержательные параметры структурирования задаются концептуальной моделью.

Результаты опроса, проведенного на основе специальных правил, вносятся в кодировочную таблицу. После этого они преобразуются в электронный файл данных, пригодный для дальнейшего анализа с помощью специального программного обеспечения.

8. Самый сложный и, следовательно, самый ответственный этап связан с анализом данных. С помощью специальных методов можно проверить, подтверждаются или не подтверждаются эмпирически выдвинутые гипотезы. Для этих целей используется множество разнообразных методик. Однако приходится констатировать, что не существует универсальных методов анализа. Проведение анализа во многом сродни искусству.

Анализ данных состоит преимущественно в применении статистических процедур на базе современных компьютерных технологий и программного обеспечения. Вместе с тем существуют определенные базовые статистические процедуры, которые необходимо знать каждому социологу, занимающемуся эмпирическими исследованиями.

Анализ данных наряду с использованием специальных знаний предполагает, прежде всего, четкость содержательных теоретических представлений. Без выполнения этих условий исследование превращается в хаотический процесс. Применение даже самых современных методов не в состоянии само по себе привести к теоретически содержательным результатам.

В любом случае анализ развивает и обогащает социологическую теорию. В науке отрицательный результат — также результат. Он позволяет скорректировать исходные теоретические посылки, стимулирует научную мысль, способствует разработке новых теоретических концепций и проведению исследований уже на более высоком уровне. Тем самым обеспечивается прогресс в науке.

8. По итогам выполненного исследования составляется отчет, в котором излагаются основные методологические и теоретические посылки, отражаются логика его проведения и основные результаты. На его основе подготавливаются и публикуются научные статьи и монографии.

Важным элементом научного отчета является разработка практических рекомендаций.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.