Здавалка
Главная | Обратная связь

Для студентов 1,2 курса всех специальностей дневной формы обучения на 1,2 семестр 2012-2013 у/г



Учебная программа (силлабус) по дисциплине «Социология»

Для студентов 1,2 курса всех специальностей

 

Уральск 2012 г

 

 

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Председатель УМБ факультета декан факультета

«Агрономия» «Агрономия»

____________ Суханбердина Ф.Х. ________ Рахимгалиева С.Ж. «___» _________ 2012 г. «___» _________ 2012 г.

 

Учебная программа ( силлабус) по дисциплине «Социология» (обязательный компонент)

 

Учебная программа (силлабус) разработана на основании Государственного общеобязательного стандарта для всех специальностей и типовой учебной программы из цикла общеобразовательных дисциплин по курсу «Социология» Алматы,2005г.

 

Составители: к.ф.н., доцент Есенгалиева В.А., ст.преподаватель Саркулова Г.С.

 

Кафедра «История Казахстана и философии»

факультет «Агрономия», каб. 304,320

 

 

Кол-во кредитов – 2

Лекция – 10 часов

Практические – 20 часов

СРСП – 15 часов

СРС – 45 часов

Всего – 90 часов

Форма контроля – экзамен

 

Обсуждено на заседании кафедры «23» августа 2012 г. Протокол №1

 

Заведующая кафедрой _________ Есенгалиева В.А.

 

1. Описание дисциплины

Социология – это социогуманитарная дисциплина, сформировавшаяся в I-ой половине XIX века. Эта наука о социальном мире, социальных взаимодействиях личности.

Чем разнообразнее и сложнее проблемы, стоящие перед нами, тем большую роль в их решении играет личность и ее знания о человеке и обществе.

1.1. Краткое содержание дисциплины

Социология поможет разобраться в сложных социальных системах, социальных институтах, которые создаются людьми для обеспечения своей жизнедеятельности, регуляции общественных отношений, воспроизводства новых поколений, самосознания и развития личности.

1.2. Цель изучения дисциплины:овладение студентами необходимой суммой знаний, овладение методологией и методикой дисциплины, способствующей научному познанию окружающего социального мира, знание специфики функционирования законов социального взаимодействия и развития, особенностей социальных общностей и социальных институтов, взаимосвязи человека с социальной реальностью, тенденций развития мирового сообщества. Формирование творческого мышления студентов,расширение гуманитарной культуры, воспитание нравственных ценностей, необходимых специалистам нового типа.

 

1.3. Задачи:

· иметь научное представление о социологическом подходе к анализу общества, природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах и направлениях социальных процессов;

· иметь научное представление о социологическом подходе к личности, формах, направлениях и особенностях социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, овладеть методологией и методикой проведения социологического исследования.

· иметь представление о методологии и методике проведения социологического исследования.

 

 

2.Календарно-тематический план дисциплины

для студентов 1,2 курса всех специальностей дневной формы обучения на 1,2 семестр 2012-2013 у/г

 

Неделя Название темы Лекции Практ. СРСП СРС Всего часов
  Социология как наука об обществе.  
Социология как наука об обществе. -  
Основные этапы развития социологии. -    
  Основные этапы развития социологии -
Основные этапы развития социологии -  
Организация конкретных социологических исследований. -    
Основные этапы развития социологии -  
Социально-классовая структура общества. -    
Организация конкретных социологических исследований. -
  Социально-классовая структура общества.
Социально-классовая структура общества. -  
Социальное действие и взаимодействие. -    
  Социальное действие и взаимодействие. -
Социальное действие и взаимодействие. -  
Социология личности -    
Социология личности -
Социально-демографические процессы в обществе. -    
Социология личности -
Социально-демографические процессы в обществе. -    
Семья как социальный институт. -    
Социально-демографические процессы в обществе. -    
Ежегодное Послание Президента народу Казахстана.Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего труда. -    
Семья как социальный институт -
  Всего

Содержание дисциплины

План лекции

Неделя Тема Содержание занятий Кол-во часов
1. Социология как наука об обществе.   1.Объект, предмет социологии. Уровни и структура социологического знания. 2.Категории, законы и функции социологии. 3.Понятие «общество», типология, основные функциональные подсистемы общества и их взаимосвязь. 4.Социальные институты: понятие, признаки, типология, функции. Религия как социальный институт: функции и роль.  
2. Основные этапы развития социологии.   1.Предпосылки возникновения социологии. Этапы развития социологии. 2.Социология М.Вебера и Э.Дюркгейма. 3.Современные социологические теории (структурный функционализм, этнометодология, феноменология и др).  
4. Организация конкретных социологических исследований 1.Социологическое исследование: понятие, виды, этапы. 2.Программа социологического исследования: понятие, разделы. 3.Основные методы социологического исследования  
5. Социально-классовая структура общества 1. Социальная структура как элемент общества. 2. Функции социальной структуры    
7. Социально-классовая структура общества.       1. Теория социальной стратификации: понятие, принципы, признаки. 2. Роль и значение среднего класса    
8. Социальное действие и взаимодействие.   1.Социальное действие: понятие, черты, типы. 2.Социальный статус, «статусный набор». Социальная роль, «ролевой набор». 3.Социальное взаимодействие: понятие, типология, форм  
10. Социология личности.   1.Понятия: человек, индивид, личность. Структура личности. 2. Основные теории личности 3. Социализация личности: понятие, уровни, агенты, институты. 4. Социальная типология личности.  
11. Социально-демографические процессы в обществе.     1.Демография-наука о народонаселении. Глобальные демографические проблемы. 2.Половозрастная структура населения. 3.Понятие "гендер". Основные причины гендерного неравенства, пути коррекции.    
  13. Семья как социальный институт 1. Понятия: брак и семья. Социальная сущность семьи. 2. Основные функции семьи. 3. Типология семейных структур. 4.Проблемы семейно-брачных отношений и факторы стабильности брака.    
Ежегодное Послание Президента народу Казахстана. Социальная модернизация: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда.   1Социально-экономические вопросы. 2.Политические реформы    
Всего  

 

План практических занятий

Неделя Тема Содержание занятий Кол-во часов
1. Социология как наука об обществе.     1.Место социологии в системе социального знания. Объект и предмет социологии. 2.Структура социологического знания. 3.Функции, законы и категории, социологии.
2. Социология как наука об обществе.     1.Общество как социальная система: понятие, признаки, типология. 2.Социальные институты как важнейший элемент социальной жизни:признаки и функции. 3.Религия как социокультурный институт. Современные нетрадиционные культы.
3. Основные этапы развития социологии.     1.Предпосылки возникновения социологии. Основные этапы в становлении социологии. 2.О.Конт- родоначальник социологии. Социальная статика и динамика. 3.Г.Спенсер и натуралистическая концепция эволюции.  
1.Социологизм Э.Дюркгейма. 2.«Понимающая» социология Г.Зиммеля и М.Вебера. 3.Основные принципы материалистического учения об обществе К.Маркса и Ф.Энгельса  
4. Основные этапы развития социологии.   Подготовить презентации (слайды). 1.Социология 20 века. Теория цивилизации и их жизненных циклов А.Тойнби. 2.Социологические теории циклических изменений В.Парето. 3.Социологическая теория П.Сорокина.  
5. Основные этапы развития социологии.     1.Социологические взгляды на развитие общества и личности казахских мыслителей 19-20 вв.: Ч.Валиханова, А.Кунанбаева, А.Байтурсынова, А.Букейханова и др. 2.Социологический анализ современных социальных процессов в трудах Н.Аитова, М.Аженова, К.Габдуллиной и др. 3.Современный этап развития социологии в Казахстане: трудности, достижения, проблемы.  
6. Организация конкретных социологических исследований.   1.Понятие конкретного (эмпирического) социологического исследования. Социальная информация и ее виды. 2.Программа социологического исследования. 3.Основные методы сбора социологической информации.  
  1.Методика обработки информации и анализ ее результатов. 2.Проблема репрезентативности полученных данных. 3.Особенности социологического исследования экономических, политических, социальных процессов.  
7. Социально-классовая структура общества.   1.Теория социальной структуры и социальной мобильности П.Сорокина. 2.Теория социальной структуры М.Вебера. 3.Социльная структура и социальная стратификация: их сходство и различия.  
8. Социально-классовая структура общества.   1.Понятие социальной стратификации общества. Типология теории социальной стратификации. 2. Основные критерии стратификации в концепциях современных западных социологов. (Т.Парсонс, Э.Гидденс, С.Липсет и др). 3. Стратификационная структура современных развитых стран. Теория среднего класса.  
9. Социальное действие и взаимодействие. 1.Понятие социального действия, его черты. 2. Понятие «социальный статус» и его разновидности. 3. Социальная роль и ролевой набор.  
  1.Теория символического интеракционизма (Д.Мид,Г.Блумер). 2.Теория обмена Д.Хоманса. 3.Социальное взаимодействие, его типология и формы.  
10. Социальное действие и взаимодействие.   1.Понятие и виды социальных отношений. Межличностные отношения. 2. Социальный конфликт: структура, причины,типы. 3.Социологические концепции социального конфликта (Л.Козер, Р.Дарендорф, К.Боулдинг).  
11. Социология личности. Подготовка к диспуту 1. Индивид, личность, человек.Личность как объект и субъект общественных отношений. 2.Теория «зеркального Я» Ч.Кули и Д.Мида. 3. Психодинамическая теория личности З.Фрейда.  
12. Социология личности. 1.Индивидуальная теория личности А.Адлера. 2. Теория социальных ролей (Т.Парсонс, Дж.Мид, Р.Мертон. Р.Дарендорф). 3. Ценностные ориентации и проблемы активности личности.
Проведение круглого стола 1.Социализациия личности. Типы личности. 2.Содержание процесса социализации, его главные механизмы. 3.Проблемы взаимодействия общества и личности.  
13. Социально-демографические процессы в обществе.   1.Особенности демографических процессов в Казахстане. 2. Этническая структура населения в РК. 3. Половозрастная структура населения в РК  
14. Социально-демографические процессы в обществе.   Проведение круглого стола 1.Миграционная картина современного Казахстана. 2.Демографическая ситуация в ЗКО (половозрастная структура населения, рождаемость, смертность) по материалам статистического ежегодника по Западно-Казахстанской области. 3. Этническая структура и миграция населенияв ЗКО.
15. Семья как социальный институт.   1.Определение понятия семьи и брака. Исторические типы и формы семейных -брачно отношений. 2.Структура и функции семьи. 3.Место социологии семьи в системе социологических наук.
Подготовка к диспуту 1.Модернизация семьи в 20 веке. 2.Проблемы семейно-брачных отношений в РК. 3. Браки и разводы в ЗКО (по материалам статистического ежегодника).  
Всего  

План лабораторных занятий








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.