Для студентов 1,2 курса всех специальностей дневной формы обучения на 1,2 семестр 2012-2013 у/г
Учебная программа (силлабус) по дисциплине «Социология»
Для студентов 1,2 курса всех специальностей
Уральск 2012 г
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Председатель УМБ факультета декан факультета
«Агрономия» «Агрономия»
____________ Суханбердина Ф.Х. ________ Рахимгалиева С.Ж. «___» _________ 2012 г. «___» _________ 2012 г.
Учебная программа ( силлабус) по дисциплине «Социология» (обязательный компонент)
Учебная программа (силлабус) разработана на основании Государственного общеобязательного стандарта для всех специальностей и типовой учебной программы из цикла общеобразовательных дисциплин по курсу «Социология» Алматы,2005г.
Составители: к.ф.н., доцент Есенгалиева В.А., ст.преподаватель Саркулова Г.С.
Кафедра «История Казахстана и философии»
факультет «Агрономия», каб. 304,320
Кол-во кредитов – 2
Лекция – 10 часов
Практические – 20 часов
СРСП – 15 часов
СРС – 45 часов
Всего – 90 часов
Форма контроля – экзамен
Обсуждено на заседании кафедры «23» августа 2012 г. Протокол №1
Заведующая кафедрой _________ Есенгалиева В.А.
1. Описание дисциплины
Социология – это социогуманитарная дисциплина, сформировавшаяся в I-ой половине XIX века. Эта наука о социальном мире, социальных взаимодействиях личности.
Чем разнообразнее и сложнее проблемы, стоящие перед нами, тем большую роль в их решении играет личность и ее знания о человеке и обществе.
1.1. Краткое содержание дисциплины
Социология поможет разобраться в сложных социальных системах, социальных институтах, которые создаются людьми для обеспечения своей жизнедеятельности, регуляции общественных отношений, воспроизводства новых поколений, самосознания и развития личности.
1.2. Цель изучения дисциплины:овладение студентами необходимой суммой знаний, овладение методологией и методикой дисциплины, способствующей научному познанию окружающего социального мира, знание специфики функционирования законов социального взаимодействия и развития, особенностей социальных общностей и социальных институтов, взаимосвязи человека с социальной реальностью, тенденций развития мирового сообщества. Формирование творческого мышления студентов,расширение гуманитарной культуры, воспитание нравственных ценностей, необходимых специалистам нового типа.
1.3. Задачи:
· иметь научное представление о социологическом подходе к анализу общества, природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах и направлениях социальных процессов;
· иметь научное представление о социологическом подходе к личности, формах, направлениях и особенностях социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, овладеть методологией и методикой проведения социологического исследования.
· иметь представление о методологии и методике проведения социологического исследования.
2.Календарно-тематический план дисциплины
для студентов 1,2 курса всех специальностей дневной формы обучения на 1,2 семестр 2012-2013 у/г
Неделя
| Название темы
| Лекции
| Практ.
| СРСП
| СРС
| Всего часов
|
| Социология как наука об обществе.
|
|
|
|
|
|
| Социология как наука об обществе.
| -
|
|
|
|
|
Основные этапы развития социологии.
|
| -
|
|
|
| Основные этапы развития социологии
| -
|
|
|
|
|
| Основные этапы развития социологии
| -
|
|
|
|
|
Организация конкретных социологических исследований.
|
| -
|
|
|
| Основные этапы развития социологии
| -
|
|
|
|
|
Социально-классовая структура общества.
|
| -
|
|
|
| Организация конкретных социологических исследований.
| -
|
|
|
|
|
| Социально-классовая структура общества.
|
|
|
|
|
|
| Социально-классовая структура общества.
| -
|
|
|
|
|
Социальное действие и взаимодействие.
|
| -
|
|
|
| Социальное действие и взаимодействие.
| -
|
|
|
|
|
| Социальное действие и взаимодействие.
| -
|
|
|
|
|
Социология личности
|
| -
|
|
|
| Социология личности
| -
|
|
|
|
|
Социально-демографические процессы в обществе.
|
| -
|
|
|
| Социология личности
| -
|
|
|
|
|
| Социально-демографические процессы в обществе.
| -
|
|
|
|
|
Семья как социальный институт.
|
| -
|
|
|
| Социально-демографические процессы в обществе.
| -
|
|
|
|
|
Ежегодное Послание
Президента народу Казахстана.Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего труда.
|
| -
|
|
|
| Семья как социальный институт
| -
|
|
|
|
|
| Всего
|
|
|
|
|
|
Содержание дисциплины
План лекции
Неделя
| Тема
| Содержание занятий
| Кол-во часов
|
1.
| Социология как наука об обществе.
| 1.Объект, предмет социологии. Уровни и структура социологического знания.
2.Категории, законы и функции социологии.
3.Понятие «общество», типология, основные функциональные подсистемы общества и их взаимосвязь.
4.Социальные институты: понятие, признаки, типология, функции. Религия как социальный институт: функции и роль.
|
|
2.
| Основные этапы развития социологии.
| 1.Предпосылки возникновения социологии. Этапы развития социологии.
2.Социология М.Вебера и Э.Дюркгейма.
3.Современные социологические теории (структурный функционализм, этнометодология, феноменология и др).
|
|
4.
| Организация конкретных социологических исследований
| 1.Социологическое исследование: понятие, виды, этапы.
2.Программа социологического исследования: понятие, разделы.
3.Основные методы социологического исследования
|
|
5.
| Социально-классовая структура общества
| 1. Социальная структура как элемент общества.
2. Функции социальной структуры
|
|
7.
| Социально-классовая структура общества.
|
1. Теория социальной стратификации: понятие, принципы, признаки.
2. Роль и значение среднего класса
|
|
8.
| Социальное действие и взаимодействие.
| 1.Социальное действие: понятие, черты, типы.
2.Социальный статус, «статусный набор». Социальная роль, «ролевой набор».
3.Социальное взаимодействие: понятие, типология, форм
|
|
10.
| Социология личности.
|
1.Понятия: человек, индивид, личность. Структура личности.
2. Основные теории личности
3. Социализация личности: понятие, уровни, агенты, институты.
4. Социальная типология личности.
|
|
11.
| Социально-демографические процессы в обществе.
|
1.Демография-наука о народонаселении. Глобальные демографические проблемы.
2.Половозрастная структура населения.
3.Понятие "гендер". Основные причины гендерного неравенства, пути коррекции.
|
|
13.
| Семья как социальный институт
| 1. Понятия: брак и семья. Социальная сущность семьи.
2. Основные функции семьи.
3. Типология семейных структур.
4.Проблемы семейно-брачных отношений и факторы стабильности брака.
|
|
| Ежегодное Послание Президента народу Казахстана. Социальная модернизация: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда.
|
1Социально-экономические вопросы.
2.Политические реформы
|
|
Всего
| |
|
План практических занятий
Неделя
| Тема
| Содержание занятий
| Кол-во часов
|
1.
| Социология как наука об обществе.
|
1.Место социологии в системе социального знания. Объект и предмет социологии.
2.Структура социологического знания.
3.Функции, законы и категории, социологии.
|
|
2.
| Социология как наука об обществе.
|
1.Общество как социальная система: понятие, признаки, типология.
2.Социальные институты как важнейший элемент социальной жизни:признаки и функции.
3.Религия как социокультурный институт. Современные нетрадиционные культы.
|
|
3.
| Основные этапы развития социологии.
|
1.Предпосылки возникновения социологии. Основные этапы в становлении социологии.
2.О.Конт- родоначальник социологии. Социальная статика и динамика.
3.Г.Спенсер и натуралистическая концепция эволюции.
|
|
1.Социологизм Э.Дюркгейма.
2.«Понимающая» социология Г.Зиммеля и М.Вебера.
3.Основные принципы материалистического учения об обществе К.Маркса и Ф.Энгельса
|
|
4.
| Основные этапы развития социологии.
| Подготовить презентации (слайды).
1.Социология 20 века. Теория цивилизации и их жизненных циклов А.Тойнби.
2.Социологические теории циклических изменений В.Парето.
3.Социологическая теория П.Сорокина.
|
|
5.
| Основные этапы развития социологии.
|
1.Социологические взгляды на развитие общества и личности казахских мыслителей 19-20 вв.: Ч.Валиханова, А.Кунанбаева, А.Байтурсынова, А.Букейханова и др.
2.Социологический анализ современных социальных процессов в трудах Н.Аитова, М.Аженова, К.Габдуллиной и др.
3.Современный этап развития социологии в Казахстане: трудности, достижения, проблемы.
|
|
6.
| Организация конкретных социологических исследований.
| 1.Понятие конкретного (эмпирического) социологического исследования. Социальная информация и ее виды.
2.Программа социологического исследования.
3.Основные методы сбора социологической информации.
|
|
1.Методика обработки информации и анализ ее результатов.
2.Проблема репрезентативности полученных данных.
3.Особенности социологического исследования экономических, политических, социальных процессов.
|
|
7.
| Социально-классовая структура общества.
|
1.Теория социальной структуры и социальной мобильности П.Сорокина.
2.Теория социальной структуры М.Вебера.
3.Социльная структура и социальная стратификация: их сходство и различия.
|
|
8.
| Социально-классовая структура общества.
|
1.Понятие социальной стратификации общества. Типология теории социальной стратификации.
2. Основные критерии стратификации в концепциях современных западных социологов. (Т.Парсонс, Э.Гидденс, С.Липсет и др).
3. Стратификационная структура современных развитых стран. Теория среднего класса.
|
|
9.
| Социальное действие и взаимодействие.
| 1.Понятие социального действия, его черты.
2. Понятие «социальный статус» и его разновидности.
3. Социальная роль и ролевой набор.
|
|
1.Теория символического интеракционизма (Д.Мид,Г.Блумер).
2.Теория обмена Д.Хоманса.
3.Социальное взаимодействие, его типология и формы.
|
|
10.
| Социальное действие и взаимодействие.
|
1.Понятие и виды социальных отношений. Межличностные отношения.
2. Социальный конфликт: структура, причины,типы.
3.Социологические концепции социального конфликта (Л.Козер, Р.Дарендорф, К.Боулдинг).
|
|
11.
| Социология личности.
| Подготовка к диспуту
1. Индивид, личность, человек.Личность как объект и субъект общественных отношений.
2.Теория «зеркального Я» Ч.Кули и Д.Мида.
3. Психодинамическая теория личности З.Фрейда.
|
|
12.
| Социология личности.
| 1.Индивидуальная теория личности А.Адлера.
2. Теория социальных ролей (Т.Парсонс, Дж.Мид, Р.Мертон. Р.Дарендорф).
3. Ценностные ориентации и проблемы активности личности.
|
|
Проведение круглого стола
1.Социализациия личности. Типы личности.
2.Содержание процесса социализации, его главные механизмы.
3.Проблемы взаимодействия общества и личности.
|
|
13.
| Социально-демографические процессы в обществе.
| 1.Особенности демографических процессов в Казахстане.
2. Этническая структура населения в РК.
3. Половозрастная структура населения в РК
|
|
14.
| Социально-демографические процессы в обществе.
| Проведение круглого стола
1.Миграционная картина современного Казахстана.
2.Демографическая ситуация в ЗКО (половозрастная структура населения, рождаемость, смертность) по материалам статистического ежегодника по Западно-Казахстанской области.
3. Этническая структура и миграция населенияв ЗКО.
|
|
15.
| Семья как социальный институт.
| 1.Определение понятия семьи и брака. Исторические типы и формы семейных -брачно отношений.
2.Структура и функции семьи.
3.Место социологии семьи в системе социологических наук.
|
|
Подготовка к диспуту
1.Модернизация семьи в 20 веке.
2.Проблемы семейно-брачных отношений в РК.
3. Браки и разводы в ЗКО (по материалам статистического ежегодника).
|
|
Всего
| |
|
План лабораторных занятий
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.