Здавалка
Главная | Обратная связь

Словарь основных понятий



Профессионализация - термин, введенный для обозначения педагогически регулируемого процесса профессионального становления личности, формирования рабочего-профессионала в условиях профессионального образования.

Профессиональное развитие процесс развития личности как субъекта профессиональной деятельности.

Профессиональное становление - это процесс изменения личности под влиянием социально-профессиональной ситуации, профессиональной деятельности и собственной активности личности, направленной на самореализацию и реализацию себя в труде.

Профессионализм - приобретенная в ходе учебной и практической деятельности способность к конкретному выполнению оплачиваемых функциональных обязанностей; уровень мастерства и искусности в определенном занятии, соответствующий уровню сложности выполняемых задач.

Квалификация уровень подготовленности, степень годности к какому-либо виду труда; качество, уровень и вид профессиональной обученности, необходимые для выполнения трудовых функций по специальности на занимаемой должности.

Профессиональная модель специалиста конкретизация Государственного образовательного стандарта на подготовку специалистов в виде документа, в котором содержатся научно обоснованные данные о наиболее вероятных тенденциях развития соответствующей отрасли науки, а также в недостаточной степени детализированный перечень требований к личностным и профессиональным качествам.

Профессионал - лицо, избравшее какое-либо постоянно оплачиваемое занятие в качестве своей профессии и обладающее необходимыми для этого занятия знаниями, пониманием дела и умениями.

Профессиональная компетентность- интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая уровень знаний, умений, опыт, достаточные для осуществления цели данного рода деятельности, а также его нравственную позицию.

Креативность- способность к творческой продуктивной деятельности.

Вопросы и задания для самоконтроля

Раскройте особенности профессионально-педагогической специальности.

Приведите примеры современных педагогических специальностей и профессионально-педагогических квалификаций.

Соотнесите понятия «педагогическая профессия», «педагогическая специальность», «педагогическая квалификация».

В чем заключается специфика профессионально-педагогического образования в сравнении с педагогическим? Дайте сравнительный анализ.

Какие требования предъявляются к педагогу профессионального обучения?

Каковы перспективы развития профессионально-педагогической специальности?

Почему направленность личности педагога является его системообразующей характеристикой?

Какова структура личности педагога?

В чем заключается профессиональная компетентность педагога?

Какими личностными качествами и профессионально значимыми психофизическими свойствами должен обладать педагог?

Какие умения составляют содержание готовности к профессионально-педагогической деятельности?

Раскройте структуру профессионально-педагогической деятельности.

В каком соотношении находятся следующие понятия: «профессиональная логическая культура», «профессионально-педагогическая культура»?

Раскройте содержание аксиологического компонента профессионально-педагогической культуры.

В чем заключается смысл и содержание технологического компонента профессионально-педагогической культуры?

Объясните смысл и содержание личностно-творческого компонента профессионально-педагогической культуры.

Что понимается под педагогическими ценностями?

В чем заключаются особенности профессионально-педагогической культуры?

Раскройте содержание аналитико-рефлексивных, конструктивно-прогностических, организационно-деятельностных, информационно-оценочных, коррекционно-регулирующих педагогических задач.

Дайте характеристику основным уровням сформированное™ профессионально-педагогической культуры.

Определите свой уровень профессионально-педагогической культуры. Ответ обоснуйте.

Раскройте компоненты содержания профессионально-педагогического образования.

В чем заключается профессионализм личности и деятельности педагога?

Раскройте пути и средства профессионального развития педагога.

Литература для самостоятельной работы

Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - С. 17-27.

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика; Учебник для вузов. - СПб:. Издательство «Питер», 2000. - С.170-208.

Булотова О.С. Педагогический артистизм. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.-С.10-18.

Введение в педагогическую деятельность / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др.; Под ред. А.С. Роботовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.

Зеер Э.Ф. Психология личностно-ориентированного профессионального образования. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. - С.49-55.

Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. - С.73-105.

Кукушин B.C. Введение в педагогическую деятельность. - Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002. - С. 131-147.

Кубрушко П.Ф. Содержание профессионально-педагогического образования. - М.: Высш. шк., 2001. - С.24-26; 83-103; 151 -159.

Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность. - М: Педагогическое общество России, 1999. - С.44-127; 216-233.

Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учеб. для студ. высш. и сред. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шияков и др.; Под ред. С.А. Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - С.90-115.

Педагогическое мастерство и педагогические технологии / Под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. - М.: Педагогическое общество России, 2001. -С.6-31; 122-134.

Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: В 2-х кн. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1999. - Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. - С.240-253.

Программа развития педагогического образования России на 2001-2010 годы // Педагогическое образование и наука. - 2000. - №1. - С. 14-17.

Профессиональная педагогика. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. -С.393-397; 577-599; 531-687.

Профессионально-педагогическое образование России. Общие сведения. -Екатеринбург: Учебно-методическое объединение по профессионально-педагогическому образованию, 2002. - С.3-26.

Развитие профессионализма инженерно-педагогических работников в системе дополнительного профессионально-педагогического образования: Коллективная монография / Науч. руководитель И.П. Кузьмин, Науч. ред. И.П. Смирнов. - М.: ИРПО, 2001. - С.15-18; 41-46; 54-57.

Семушина Л.Р., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. - М., 2000. - С.23 8-261.

Сластенин В.А. Профессионализм педагога: акмеологический подход //Педагогическое образование и наука. - 2002. - №4. - С.4-9.

Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шишов; Под ред. В.А. Сластенина. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. - С.3-58.

Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. -М.: Педагогическое общество России, 1999. - С.89-186.

Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - С.273-280.

Федоров В.А. Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001. -С.76-93; 265-280.

Чернилевский Д.В., Моисеев В.Б. Инновационные технологии и дидактические средства современного профессионального образования: Монография. -М: МГИУ, 2002. -С.31-35.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.