Здавалка
Главная | Обратная связь

Педагогический процесс как целостная, динамическая система



Для понимания педагогического процесса как целостного явления имеются исторические предпосылки. Так, еще И.Ф. Гербарт отмечал, что обучение без нравственного образования есть средство без цели, а нравственное образование без обучения есть цель, лишенная средств. А. Дистерверг, рассматривая обучение как сторону, часть воспитания, подчеркивал, что принцип обучения есть и всегда будет принципом воспитания и наоборот. К.Д. Ушинский целостность педагогического процесса понимал как единство административного, учебного и воспитательного элементов школьной деятельности. П.Ф. Кантерев выделял внешнюю (преподавание) и внутреннюю (учение) стороны педагогического процесса и рассматривал их в единстве.

Большой вклад в развитие представлений о целостности педагогического процесса в новых условиях внесли СТ. Шацкий, А.С. Макаренко, Ю.К. Бабан-ский, В.В. Краевский и др. К настоящему времени утвердилась мысль, что человек не воспитывается по частям и что «целостная гармоничная личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе»(СНОСКА: Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завдений. - М: Издат. центр «Академия», 2002. - С. 141.)

Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство и взаимодействие составляющих его компонентов. Можно выделить следующие аспекты целостности педагогического процесса.

Педагогический процесс осуществляется в педагогических системах. Взаимодействие компонентов педагогической системы порождает педагогический процесс, педагогическая система создается и функционирует с целью обеспечения оптимального протекания педагогического процесса.

К статическим педагогическим системам относятся дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, альтернативные образовательные учреждения (гимназии, лицеи, колледжи и др.), авторские педагогические системы, профессиональные учебные заведения (училища, техникумы, лицеи, колледжи, вузы), учреждения дополнительного образования (спортивные, художественные, музыкальные школы, станции юных натуралистов, юных техников, туристов и т.п.), учреждения повышения квалификации и др.

Ученые считают, что «для представления о педагогической системе в статике достаточно выделения четырех взаимосвязанных компонентов: педагогов и воспитанников (субъектов), содержания образования и материальной базы (средств) (СНОСКА: Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издат. центр «Академия», 2002. - С. 131.).

Педагогический процесс является динамической педагогической системой, системообразующим элементом которой выступает цель, обеспечивающая субординацию элементов системы по вертикали. По горизонтали координирует систему уровень развития и подготовленности субъектов педагогического процесса. Объектом усвоения является содержание образования, на которое направлена деятельность (взаимодействие) субъектов. Эта деятельность осуществляется с помощью методов, средств и организационных форм.

Графически педагогический процесс как целостную динамическую систему можно представить следующим образом.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.