Словарь основных понятий
Гуманизм — принцип мировоззрения, в основе которого лежит признание безграничных возможностей человека и его способности к совершенствованию, прав личности на свободное проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки уровня общественных отношений; один из основных принципов педагогики в настоящее время. Гуманизация образования - распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения и воспитания; обеспечение образовательным процессом разностороннего и гармоничного развития природных сил и способностей человека. Демократизация образования - расширение прав и свобод образовательных учреждений; привлечение родителей и общественности к управлению образованием. Интеграция образования - процесс сближения и объединения различных компонентов содержания образования, образовательных областей и учреждений, а также субъектов образовательного процесса. Стандарт образования - документ, в котором определены конечные результаты образования (по предмету и специальности); содержательное ядро образования; оптимальный минимум содержания образования. Образовательная область - набор соответствующих учебных дисциплин и курсов, которые включены в базисный учебный план общеобразовательной школы. Технология — наука, о мастерстве, способах преобразовательной деятельности и конкретных технологических процессах; универсальный способ познания и жизнедеятельности человека; интегративная образовательная область. Информатизация образования - массовое внедрение в педагогическую практику информационных технологий с целью создания условий для перестройки учебно-познавательной деятельности и усиления интеллектуальных возможностей обучающихся. Непрерывное образование - образование человека на протяжении всей жизни с учетом его индивидуальных способностей, мотивов и интересов, ценностных установок; осуществляется в форме организованного образования или самообразования. Вопросы и задания для самоконтроля Дайте определение понятия «образование». Назовите и охарактеризуйте аспекты образования. Раскройте социальные и личностные функции образования. Составьте таблицу «Ведущие парадигмы образования: когнитивная, личностно ориентированная, функционалистическая, культурологическая». Дайте сравнительный анализ традиционной, рационалистической, гуманистической, неинституциональной моделей образования. Охарактеризуйте сущность общего, профессионального и дополнительного образования. Назовите уровни общего и профессионального образования. Дайте характеристику законодательным актам по образованию. Какие документы составляют нормативную основу образования? Раскройте содержание ведущих компетенций и основных тенденций развития современного образования. Литература для самостоятельной работы Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001. -С. 62-140. Гершунской Б.С. Философия образования. - М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. - С. 11-100. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособ. -М.: Владос, 1999. -С. 134-187. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Бюллетень Госкомитета РФ по высшему образованию. - 1996. - №2. - С. 2-60. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Бюллетень Госкомитета РФ по высшему образованию. -1966. -№10. -С. 1-59. Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе: Парадоксы населения, векторы развития. - М.: Академия, 1996. - 224 с. Педагогика / Под ред. П.И. Педкасистого. - М.: Рос. педагогическое агентство, 1995. - С. 80-94; 504-529. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. - М.: Пед общество России, 1999. -С. 315-324. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов. - М: Владос, 2000. - Кн. 1. - С. 27-28. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - С. 3-15. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия. 2002. - С. 133-138; 229-245. Смирнов И.П. Человек - образование - профессия - личность. Монография. - М.: УМИЦ «Граф-Пресс», 2002. - С. 59-126. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|