Здавалка
Главная | Обратная связь

Словарь основных понятий



Информатизация образования — внедрение в образовательный процесс информационных технологий, основанных на широком использовании вычислительной и информационной техники.

Мониторинг (лат. monitor - напоминающий, надзирающий) — постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.

Диверсификация (лат. diversicatio - изменение, разнообразие) - в образовании означает переход от моноуровневой структуры образования к многообразию уровней форм получения образования. Она призвана расширить возможность самореализации личности. В профессиональном образовании наметилось два основных пути диверсификации: многоступенчатая и многоуровневая подготовка кадров.

Модернизация (фр. moderne - современный, новейший) - в образовании означает его обновление, придание образованию новых черт, в соответствии с современными требованиями и с учетом положительных тенденций развития мирового образовательного процесса.

Аттестация образовательного учреждения установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов.

Обучаемость - индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения; способность к обучению.

Обученность - результат обучения, включающий как наличный запас знаний, так и сложившиеся способы и приемы их приобретения (умения учиться).

Самосознание - одно из проявлений сознания как выделение себя (Я) из объективного мира («не Я»), осознание себя человеком.

Актуализация - переход психического явления из потенциального в актуальное или из менее актуального в более актуальное.

Профессиональное развитие - процесс развития личности как субъекта профессиональной деятельности посредством профессионального обучения и воспитания; тесно связано с профессиональным самоопределением.

Профессиональная направленность - направленность личности на определенный вид профессиональной деятельности и на конкретную профессию.

Конгруэнтность - равенство самому себе, степень совпадения объектов, процессов, явлений (например, совпадение содержания профессионального образования содержанию будущей профессиональной деятельности).

Вопросы и задания для самоконтроля

Раскройте этапы становления и развития профессионального образования за рубежом в первобытном обществе, в эпоху рабовладельчества, Средневековья и Нового времени.

Каковы предпосылки зарождения практической педагогики профессионального обучения?

Дайте характеристику основным этапам становления и развития теории и практики профессионального образования в дореволюционной России.

Каковы основные черты профессионального образования в СССР?

Охарактеризуйте рационалистическую и гуманистическую модели и современные системы профессионального образования за рубежом.

Дайте характеристику основным элементам системы подготовки кадров в Российской Федерации.

Раскройте современные требования к профессионализму.

В чем отличие специалиста от профессионала?

Сформулируйте основные направления развития профессионального образования в целом, а также базового (начального и среднего) и высшего профессионального образования.

Объясните сущность, характерные черты и пути осуществления личностно ориентированного профессионального образования.

Дайте характеристику исторически сложившимся теориям и системам профессионального образования: дуальной, многопрофессиональной, ступенчатой, многоступенчатой, базовой и специальной, сокращенной, дистанционной, личностно ориентированной.

Литература для самостоятельной работы

Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» //Бюллетень Госкомитета РФ по высшему образованию. - 1996. - №10. - С. 1-59.

Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. - С. 181-224.

Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. - С 3-71.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Одобрена Распоряжением Правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001 г. // Официальные документы в образовании. - 2002. - №4. - С. 3-31.

Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996. — С. 49-57; 262-270.

Профессиональная педагогика / Под ред. С.Я. Батышева. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999.-С. 31-50; 133-152.

Шелтен А. Введение в профессиональную педагогику: Учеб. пособие. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф-пед. ун-та, 1996. - С. 91-106; 154-164.

Новиков A.M. Профессиональное образование в России. - М.: Просвещение, 1997. - 254 с.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.