Здавалка
Главная | Обратная связь

Организация оплаты труда работников



Бюджетной сферы

Свои особенности имеет организация оплаты труда работников бюджетной сферы (ч. 4 ст. 143 ТК). Организации и учреждения этой сферы финансируются непосредственно государством, предлагающим как собственник такие условия оплаты, которые сочтет нужными.

За последние годы трудовое законодательство подверглось достаточно серьезным изменениям. Это в полной мере относится и к нормам, регулирующим оплату труда, и в первую очередь работников бюджетной сферы.

Прежде всего, были введены понятия базового оклада и базовой ставки заработной платы. В частности, согласно статьи 129 ТК РФ, базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы представляют собой минимальные оклад (должностной оклад), ставку заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Под профессиональными квалификационными группами понимаются группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности. Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам должны утверждаться Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Указанным Министерством 6 августа 2007 г. был издан Приказ № 525 «О профессиональных квалификационных группах и утверждении критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам»[7]. Однако вопреки своему названию сами профессиональные квалификационные группы Приказ не устанавливает. В нем определены только критерии (а фактически один критерий) отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам. Профессии рабочих и должности служащих формируются в профессиональные квалификационные группы с учетом вида экономической деятельности по следующим категориям:

- отдельные должности служащих из числа профессорско-преподавательского состава и научных работников, к которым предъявляются требования о наличии ученой степени и (или) ученого звания, и должности руководителей структурных подразделений учреждений, требующие наличия высшего профессионального образования;

- должности служащих, требующие наличия высшего профессионального образования;

- профессии рабочих и должности служащих, в том числе руководителей структурных подразделений учреждений, требующие наличия начального или среднего профессионального образования; профессии рабочих и должности служащих, которые не требуют наличия профессионального образования.

Единственным критерием предполагается сделать уровень образования, необходимый для того, чтобы осуществлять соответствующую деятельность.

Отнесение профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам осуществляется по минимальному уровню требований к квалификации, необходимому для работы по соответствующим профессиям рабочих или для занятия соответствующих должностей служащих. Правда, в порядке исключения отдельные должности служащих, имеющие важное социальное значение, могут быть отнесены к профессиональным квалификационным группам исходя из более высокого уровня требований к квалификации, необходимого для занятия соответствующих должностей служащих.

Профессии рабочих и/или должности служащих, входящие в одну профессиональную квалификационную группу, могут быть структурированы по квалификационным уровням этой профессиональной квалификационной группы в зависимости от сложности выполняемых работ и уровня квалификационной подготовки, необходимой для работы по профессии рабочего или занятия должности служащего.

Одна и та же профессия рабочего или должность служащего может быть отнесена к разным квалификационным уровням в зависимости от сложности выполняемой работы, а также с учетом дополнительных показателей квалификации, подтвержденных сертификатом, квалификационной категорией, стажем работы и другими документами и сведениями.

В рамках каждой профессиональной группы устанавливаются квалификационные уровни, число которых может быть различным.

Базовые оклады (базовые должностные оклады) или базовые ставки заработной платы должны устанавливаться по профессиональным квалификационным группам работников Правительством Российской Федерации. Эти базовые оклады (базовые должностные оклады) и базовые ставки заработной платы являются тем минимумом, который в любом случае должен выплачиваться соответствующей категории работников. Таким образом, базовые оклады, по своей сути, должны стать МРОТ для работников более высокой квалификации.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются:

- федеральными государственными учреждениями - за счет средств федерального бюджета;

- государственными учреждениями субъектов Российской Федерации - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

- муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть 3 статьи 135 ТК РФ) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Расчеты по оплате труда работникам бюджетных учреждений осуществляются в соответствии с положениями ТК РФ[8].

В соответствии с требованиями ТК РФ между работником и работодателем должен быть заключен трудовой договор в письменной форме, в двух экземплярах, один из которых передается работнику, а другой остается у работодателя.

Если трудовой договор не был заключен в письменной форме, но при этом работник приступил к работе и об этом известно работодателю или его представителю, то договор считается заключенным, а работодатель обязан оформить с этим работником трудовой договор в письменной форме не позднее трех дней со дня фактического допущения работника к работе.

Основанием для начисления заработной платы штатным работникам бюджетных учреждения является табель учета рабочего времени.

При заключении договоров гражданско-правового характера работник берет на себя обязательство выполнять в интересах учреждения определенную работу, а учреждение - выплатить за нее денежное вознаграждение. Документом, на основании которого производится оплата труда, является акт приема-сдачи результатов выполненных работ[9].

 


Задача

Водитель Сергеев на личной автомашине попал в ДТП в результате, которого по вине Сергеева был уничтожен его автомобиль и пострадал водитель другого автомобиля. В результате в отношении Сергеева было вынесено решение суда о возмещении причиненного морального вреда пострадавшему в размере 30 000 рублей.

При получении очередной заработной платы Сергеев обнаружил, что у него удержали 65% от начисленной оплаты труда. Он обратился за объяснениями в бухгалтерию, где ему объяснили, что помимо обязательных налоговых платежей у него удержали сумму по двум исполнительным листам: компенсация пострадавшему в ДТП и алименты на двоих детей от первого брака.

Дайте обоснованную оценку действий работодателя.

 

Удержания из заработной платы работника могут производиться только в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами (ч. 1 ст. 137 ТК РФ). Это положение подтверждается судебной практикой[10].

Согласно ч. 2 ст. 137 ТК РФ удержания из заработной платы работника в счет погашения его задолженности работодателю производятся:

- для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы;

- для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность, а также в других случаях;

- для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда (ч. 3 ст. 155 ТК РФ) или простое (ч. 3 ст. 157 ТК РФ);

- при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска. Удержания за эти дни не производятся, если работник увольняется по п. 8 ч. 1 ст. 77 или п. п. 1, 2 или 4 ч. 1 ст. 81, п. п. 1, 2, 5, 6 и 7 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

 

В ст. 138 ТК РФ установлен предельный размер удержаний в зависимости от их оснований.

По общему правилу размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20 процентов суммы. В случаях, предусмотренных федеральными законами, предельный размер может составлять до 50 процентов выплаты (например, при удержании по нескольким исполнительным документам). Однако за работником должно быть сохранено 50 процентов причитающейся ему суммы после вычета НДФЛ (п. 4 ст. 226 НК РФ[11]).

Общее правило не распространяется на удержания из заработной платы:

- при отбывании исправительных работ;

- при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей;

- при возмещении вреда, причиненного работником здоровью другого лица;

- при возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца;

- при возмещении ущерба, причиненного преступлением.

Данный перечень содержится в ч. 3 ст. 138 ТК РФ и является закрытым. Размер удержаний из заработной платы в этих случаях не может превышать 70 процентов.

Порядок удержания по исполнительным листам установлен Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»[12]. В п. 1 ст. 99 данного Закона указано, что размер удержаний из заработной платы исчисляется из суммы, оставшейся после вычета налогов[13].

 


Список литературы

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // «Российская газета», № 7, 21.01.2009.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 01.07.2014) // «Парламентская газета», № 151-152, 10.08.2000.

3. Определение Верховного Суда РФ от 28.05.2010 № 18-В10-16 Дело по иску о взыскании недоплаченной части зарплаты, неустойки, компенсации морального вреда, встречному иску о взыскании неосновательного обогащения направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, так как ТК РФ содержит исчерпывающий перечень случаев, когда допускается взыскание с работника излишне выплаченной ему зарплаты, однако предусмотренные законом основания для взыскания в пользу работодателя зарплаты, выплаченной работнику, судом при разрешении дела установлены не были. // Документ опубликован не был.

4. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2007 № 525 «О профессиональных квалификационных группах и утверждении критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.09.2007 № 10191) // «Российская газета», № 223, 06.10.2007.

5. Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 13.04.2014) // «Парламентская газета», № 2-5, 05.01.2002.

  1. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 01.07.2014) «Об исполнительном производстве» (принят ГД ФС РФ 14.09.2007) // «Парламентская газета», № 131, 10.10.2007

7. Федеральный закон от 30.06.2006 № 90-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 16.06.2006) // «Парламентская газета», № 114, 13.07.2006.

Научная и специальная литература

1. Колобова С.В. Трудовое право России: Учебное пособие для вузов. М.: Юстицинформ, 2013. 288 с.

2. Миронов В.И. Трудовое право России: Учебник. М.: Журнал «Управление персоналом», 2014. 1152 с.

3. Мякинина Л.Н. Учет расчетов по оплате труда и социальным выплатам работникам бюджетных учреждений. // «Налоги» (газета), 2014, № 27.

4. Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Реализация принципов равенства и справедливости при оплате труда работников бюджетной сферы. // «Трудовое право», 2012, № 2.

5. Путеводитель по кадровым вопросам. Заработная плата. Ответственность за невыдачу заработной платы. // Подготовлен специалистами АО «Консультант Плюс».

6. Трудовое право России: Учебник / А.Ф. Нуртдинова, Ю.П. Орловский, Л.А. Чиканова и др.; отв. ред. Ю.П. Орловский, А.Ф. Нуртдинова. 2-е изд. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2013. 608 с.

 


[1] Миронов В.И. Трудовое право России: Учебник. М.: Журнал «Управление персоналом», 2014. 1152 с.

[2] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // «Российская газета», № 7, 21.01.2009.

[3] Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 13.04.2014) // «Парламентская газета», № 2-5, 05.01.2002.

[4] Федеральный закон от 30.06.2006 № 90-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 16.06.2006) // «Парламентская газета», № 114, 13.07.2006.

[5] Колобова С.В. Трудовое право России: Учебное пособие для вузов. М.: Юстицинформ, 2013. 288 с.

[6] Трудовое право России: Учебник / А.Ф. Нуртдинова, Ю.П. Орловский, Л.А. Чиканова и др.; отв. ред. Ю.П. Орловский, А.Ф. Нуртдинова. 2-е изд. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2013. 608 с.

[7] Приказ Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2007 № 525 «О профессиональных квалификационных группах и утверждении критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.09.2007 № 10191) // «Российская газета», № 223, 06.10.2007.

[8] Мякинина Л.Н. Учет расчетов по оплате труда и социальным выплатам работникам бюджетных учреждений. // «Налоги» (газета), 2014, № 27.

[9] Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Реализация принципов равенства и справедливости при оплате труда работников бюджетной сферы. // «Трудовое право», 2012, № 2.

[10] Определение Верховного Суда РФ от 28.05.2010 № 18-В10-16 Дело по иску о взыскании недоплаченной части зарплаты, неустойки, компенсации морального вреда, встречному иску о взыскании неосновательного обогащения направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, так как ТК РФ содержит исчерпывающий перечень случаев, когда допускается взыскание с работника излишне выплаченной ему зарплаты, однако предусмотренные законом основания для взыскания в пользу работодателя зарплаты, выплаченной работнику, судом при разрешении дела установлены не были. // Документ опубликован не был.

[11] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 01.07.2014) // «Парламентская газета», № 151-152, 10.08.2000.

[12] Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 01.07.2014) «Об исполнительном производстве» (принят ГД ФС РФ 14.09.2007) // «Парламентская газета», № 131, 10.10.2007.

[13] Путеводитель по кадровым вопросам. Заработная плата. Ответственность за невыдачу заработной платы. // Подготовлен специалистами АО «Консультант Плюс».







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.